Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:55, реферат
До конца XIX века экономика в целом и ее наиболее продвинутая часть – промышленность развивались без ориентации на учет социальных параметров своего развития. Из работника пытались выкачать максимум возможного – через увеличение рабочего дня до 16, а иногда до 18 часов, через эксплуатацию женского и детского труда. Даже великие технические нововведения XIX века мало были ориентированы на то, как состыковать человека и машину: в существовавших условиях приспособиться к технике было заботой работника. Полное игнорирование человеческого фактора дополнялось стремлением работодателей обеспечить тотальный контроль за рабочими, совершенствованием приемов и методов надзора в деятельности мастеров и других руководителей производства.
Проблема
социальной инфраструктуры весьма важна
и уникальна для социологии жизни.
Никакое общественное сознание, никакая
деятельность человека, социальных групп,
общностей, классов не могут развиваться
и существовать без условий, обеспечивающих
их функционирование.
Согласно
марксистскому подходу, в качестве
важнейших компонентов
Все материальные
условия жизни можно
В историческом
развитии общества роль и значение
указанных элементов
Исходя из этого, в главе рассматриваются только те аспекты инфраструктуры, которые касаются социальной жизни, ее основных проблем и которые направлены на удовлетворенность условиями этой жизнедеятельности.
Термин
инфраструктура вошел в научный
лексикон в конце 40-х годов XX века
и первоначально означал
Постепенно
данный термин стал широко использоваться
при изучении экономической, а затем
социальной жизни. Важным моментом в
ее трактовке стало не просто материально-техническое
ее воплощение, но и оценка людьми, населением
ее качества, степени удовлетворения
их потребностей.
Анализ
генезиса идей о социальной инфраструктуре
дает возможность утверждать, что
этому аспекту
Однако
в течение XIX века об условиях эффективного
функционирования производственных организаций
речь фактически не шла. Производство
стихийно развивалось и направлялось
господствующими общественными
отношениями. Иначе и быть не могло.
В этот период условия, обеспечивающие
его развитие, рассматривались как
нечто заданное, с чем не особенно
следует считаться или
Проблема
условий эффективной
Тесное
переплетение объективных закономерностей
и экономических интересов
Дальнейшее
развитие инфраструктуры было связано
с растущей потребностью в создании
необходимых условий для
Бум образования,
начавшийся почти во всех странах
в 50– 60-х годах, остро поставил вопрос
об инфраструктуре образования, особенно
среднего и профессионального (Ф.Кумбс,
1970). Кроме того, сложилась ситуация,
когда при сокращении рабочего времени
возникла возможность более рациональной
организации свободного времени, более
полного удовлетворения материальных
и духовных потребностей, что можно
было достичь при наличии условий,
которые уже прямо влияли на эффективность
производства и имели относительно
самостоятельное значение.
Одновременно
ученые предприняли усилия по осмыслению
роли социальной инфраструктуры. В
решении этой задачи участвовали
специалисты разных научных направлений
- демографы, экономисты, экономгеографы,
социологи и архитекторы, стремившиеся
в своем поиске ответить на насущные
вопросы общественного
Что касается
архитекторов, то, если не считать стихийной
практики создания инфраструктуры, первые
попытки планомерной работы относятся
к концу XIX века. В процессе подготовки
к Международной выставке в Чикаго
(1893 г.) при рассмотрении проблем « city planning
» были разработаны проекты совершенствования
городского ландшафта, которые вызвали
необходимость учитывать социально-экономические
аспекты развития территории.
Следующий
этап в развитии идей инфраструктуры
территории связан с именами английского
урбаниста Э.Ховарда и
В 20–30-е
годы большую роль в развитии концепции
социальной инфраструктуры сыграла
дискуссия о социалистическом городе
(участники Л.Сабсович, А.Луначарский,
Н.Милютин), под влиянием которой
велась реконструкция Москвы, создавались
новые города – при ДнепроГЭСе,
на Урале, в Сибири. В противовес
реальному появлению
Что касается
трудов советских экономистов, то впервые
инфраструктура была рассмотрена в
работах Л.И.Абалкина, А.Е.Пробста, С.А.Хейнмана
как комплекс проблем об условиях,
обеспечивающих развитие материального
производства.
Постепенно
в ходе познания закономерностей
общественного развития в научный
оборот были введены понятия
Предстояло
продумать иной путь решения задачи,
отыскать новые, более точные понятия,
характеризующие условия
Что касается
сущности социальной инфраструктуры,
то в научной литературе высказываются
различные точки зрения. Проведенная
в 70–80-х годах дискуссия по этому
вопросу позволила прояснить
вопрос о ее содержании.
Обобщая
имеющиеся представления, можно
сделать вывод, что социальная инфраструктура
характеризует связи (прямые и обратные)
материально-вещественной среды и
социального субъекта (личности, группы,
класса, общества). Социальная инфраструктура
представляет собой устойчивую совокупность
вещественных элементов, с которыми
взаимодействует социальный субъект
и которые создают условия
для рациональной организации всех
основных видов деятельности – трудовой,
общественно-политической, культурной
и семейно-бытовой.
В данном
определении, во-первых, подчеркивается,
что социальная инфраструктура –
это условия, обеспечивающие эффективную
жизнедеятельность человека не только
на производстве, но и во всех основных
сферах общества. В то же время социальная
инфраструктура не есть механическое
собрание учреждений и объектов материальной
базы. В этом смысле нельзя одни инфраструктурные
элементы заменить другими – они
действуют только в комплексе, взаимодействуя
и дополняя друг друга.
Особо
следует отметить ее объективный
характер, взгляд на нее как на частную
форму гармонизации жизни общества.
Дело в том, что развитие общественной
жизни требует
Во-вторых,
в социальную инфраструктуру кроме
учреждений и организаций входят
техническая обеспеченность, технологические
принципы их функционирования.
В-третьих,
социальная инфраструктура касается всего
без исключения населения, так как
многие ее элементы, как уже отмечалось,
необходимы для воспроизводства
не только самого работника, но и его
семьи. Это должно постоянно учитываться
при проектировании и строительстве
новых городов и производств
и их освоении.
В-четвертых,
социальная инфраструктура решает задачи
социального развития, которые «в
количественном выражении определяются
как разность между величинами нормы
и достигнутого уровня». [4]. Проблема
нормы возникает обязательно, ибо
нельзя ограничиться общими утверждениями,
что на страну, регион, город или
район надо столько-то объектов, учреждений
и организаций, призванных обслуживать
интересы производства и людей, –
необходим обязательный расчет: сколько
благ приходится на одного человека, на
одну или десять тысяч населения.