Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:55, реферат
До конца XIX века экономика в целом и ее наиболее продвинутая часть – промышленность развивались без ориентации на учет социальных параметров своего развития. Из работника пытались выкачать максимум возможного – через увеличение рабочего дня до 16, а иногда до 18 часов, через эксплуатацию женского и детского труда. Даже великие технические нововведения XIX века мало были ориентированы на то, как состыковать человека и машину: в существовавших условиях приспособиться к технике было заботой работника. Полное игнорирование человеческого фактора дополнялось стремлением работодателей обеспечить тотальный контроль за рабочими, совершенствованием приемов и методов надзора в деятельности мастеров и других руководителей производства.
До конца
XIX века экономика в целом и
ее наиболее продвинутая часть –
промышленность развивались без
ориентации на учет социальных параметров
своего развития. Из работника пытались
выкачать максимум возможного – через
увеличение рабочего дня до 16, а иногда
до 18 часов, через эксплуатацию женского
и детского труда. Даже великие технические
нововведения XIX века мало были ориентированы
на то, как состыковать человека
и машину: в существовавших условиях
приспособиться к технике было заботой
работника. Полное игнорирование человеческого
фактора дополнялось
Но к
концу XIX – началу XX века объективно
вызрела идея – обратиться к тем
резервам, которые кроются в самом
работнике, пробудить его
Социология
труда концентрирует свое внимание
на познании возможностей работника, условий
их реализации, путей согласования
личных интересов с интересами общественными
в процессе производственной деятельности.
В ходе
исторически обусловленного объективного
процесса развития материального производства
постепенно осознавались человеческие
возможности для достижения все
более значимых результатов, возвышающих
общество и самого человека в их
взаимодействии с природой. Именно
такой подход позволяет проследить,
как расширялись представления
о социальных резервах производства
и как эти резервы
Поэтому
большой интерес представляет возможность
«полистать» эту книгу жизни:
как, когда и при каких
Социологию
города, на наш взгляд, следует считать
открытой для науки и практики,
как и всю социологию, с того
периода, когда человек стал субъектом
исторического процесса, т.е. с периода
буржуазных революций. До этих пор мы
вправе говорить об истории города,
о скромных или локальных попытках
решать социальные проблемы его жителей.
До XIX века включительно города создавались
и возникали "как символы власти,
как центры торговли, как портовые
города (как в древнее время, так
и в средневековье). Да и с наступлением
эры капитализма города долгое время
создавались как результат
И лишь
на пороге XX века появились концепции
французского архитектора Т.Гарнье
и английского урбаниста Э.
Эти положения
в дальнейшем стали развиваться,
дополняться, совершенствоваться в
той части, которая касалась жизни
людей, населяющих данный город.
Иначе говоря, как выразился архитектор Л.Н.Куната (1967 г.), в основе решения проблем развития города должна лежать не формула «город – в нем человек», а формула человек – для него город (1). Собственно говоря, именно с этого и начинается социология города, городских агломераций и всех поселений, которые претендуют на это наименование.
Социальное
развитие в широком смысле этого
слова требует своей реализации
не только в масштабе общества, но и
на всех структурных уровнях. Особое
место занимает город как такое
социально-экономическое
XX век
можно в известном смысле
Не является
исключением данный процесс и
для нашей страны, в которой
процесс градостроительства протекал
в огромных масштабах. За годы Советской
власти (до 1989 г.) образован 1481 город. Характерной
особенностью нынешнего периода является
тенденция неуклонного их укрупнения:
в России 57 городов имеют населения более
500 тыс. человек, в том числе 23 – более 1
млн. жителей. Острота социального развития
городов на современном этапе объясняется
прежде всего тем, что в настоящее время
в них проживает большинство (71%) населения
страны (2).
Рост
урбанизации определяет не только сам
процесс образования городов. Научно-технический
прогресс знаменует переход от старого
типа расселения – точечный город-село
– к новому – агломерациям и
урбанизированным районам. В нашей
стране существует ряд крупных и
сверхкрупных агломераций: московская,
уральская, самарская, нижегородская,
– которые ставят принципиально
новые социальные проблемы, вызванные
проживанием огромного числа
населения на ограниченной территории.
Само
функционирование городов и агломераций
имеет как общие, так и специфические
проблемы. Для всех них первостепенное
значение приобрели адаптация
Но имеются
и специфические проблемы. В крупных
городах это упорядочение социальной
инфраструктуры, приведение в соответствие
производственных и культурно-бытовых
потребностей, в малых – эффективное
использование трудовых ресурсов, благоустройство,
создание современного комплекса удобств,
жилищного и коммунального
Но самое
прискорбное состоит в том, что
социальное развитие города до сих
пор фактически рассматривается
как дело второстепенное, неполноправное
и нередко отходящее на задний
план(3).
Немало
острых вопросов возникает в новых
городах. Опыт проектирования, строительства
и функционирования Дивногорска, Набережных
Челнов, городов Тюменского Севера
говорит о том, что отсутствие
необходимых условий для
Залогом
успешного решения
И все
же есть способы достаточно эффективно
решить эти проблемы на данном уровне:
территориальное движение кадров, регулирование
занятости населения по полу, совершенствование
форм и методов организации досуга,
просветительной и
Актуальность
социального развития городов особенно
возросла в связи с осуществлением
экономической реформы, предъявляющей
новые требования к практике их функционирования,
к проблеме оптимального сочетания
интересов территории, производственных
организаций и населения.
Необходимость
создания благоприятной жизненной
среды в значительной степени
определяется путями и методами решения
социально-экологических
Социология
села представляет собой изучение сущности
и особенностей сознания крестьянства
как крупной социальной группы общества,
его поведения в условиях специфической
жизни, обусловленной близостью
к природной среде, характером производственной
деятельности и повседневного быта.
Обычно
в истории социологии в России
мало говорится о конкретных исследованиях,
посвященных сельским проблемам. Между
тем здесь есть чем гордиться,
на что обращать внимание и что
изучать.
В истории
социологии села в России видное место
принадлежит А.Н.Энгельгардту (1832–1893),
крупному общественному деятелю
и мыслителю, который в своих
письмах «Из деревни», осмысливая
ситуацию в пореформенной России
после отмены крепостного права,
обратил пристальное внимание на
субъективное восприятие крестьянами
происходящих изменений, их реакцию
на новизну, их приверженность к традициям
и обычаям предков. Подчеркивая
консерватизм крестьянского мышления,
он в то же время писал о чрезвычайной
чуткости земледельца к тому, чтобы
помогало сохранять устойчивость и
в то же время не замыкаться в
прошлом (1).
Исследованию
аграрных проблем много внимания
уделял В.М.Чернов. В его работе «Марксизм
и аграрный вопрос» были рассмотрены
особенности положения крестьян
в условиях проникновения
Мало
изучено наследие такого ученого, как
Д.А.Столыпин, который в своих
«Началах социологии» попытался
проанализировать реальность и перспективы
сельского хозяйства России начала
XX века.
У истоков
советской социологии села находится
замечательное произведение «Деревня
(1917–1927 гг.)», написанное видным ученым
и государственным деятелем В.Н.Большаковым.
Посвященное изучению одной из волостей
Тверской губернии, оно отражало процесс
организации новой жизни во всей
ее динамичности и противоречивости,
характеризовало
Значительной
вехой на пути становления социологии
села стали исследования села Копанка
в Молдавии, в ходе которых авторы
попытались осветить состояние общественного
сознания крестьянства в этот период
и зарегистрировать сдвиги в укладе
жизни сельских жителей. Ценность их
труда заключается также и
в том, что исследования, проведенные
повторно в 60-х и 80-х годах, дали основания
для глубоких выводов об изменениях,
которые произошли в трудовой
и повседневной жизни крестьянства.
Начиная
с 60-х годов, когда социология села,
как и вся социология, возродилась,
исследованиями жизни деревни и
ее обитателей занялась большая группа
ученых, чьи труды во многом способствовали
становлению этой ветви социологической
мысли, – Ю.В.Арутюнян, П.П.Великий, Т.И.Заславская,
И.В.Рывкина, Г.А. Лисичкин, П.И.Симуш, В.И.Староверов,
А.И.Тимуш и др.
Осмысление
новых реалий на селе, происходящих
в условиях экономических и политических
изменений, нашло отражение в
работах нового поколения социологов:
В.Г.Виноградского, Г.А.Родионовой, В.Ф.Томилина,
И.Е.Штейнберга и др., – внимание
которых сосредоточено на понимании
специфики крестьянского