Социология личности и психоанализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:35, дипломная работа

Описание работы

Личность – одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические и методологические основы
исследования личности …………………………………………..7
1.1. Специфика социологического подхода…………………….7
1.2. Психоанализ в социологии…………………………………16
1.3. Социальный характер как форма связи между психикой
индивида и социальной структурой общества………………...24
Глава 2. Современные трактовки концепции социального
характера…………………………………………………………38
2.1. Предпосылки формирования социального характера в
современном обществе………………………………………….38
2.2. Современные трактовки социального характера в
обществе………………………………………………………….48
Заключение……………………………………………………….74
Список литературы………………………………………………77

Работа содержит 1 файл

19.03 исп.Дипломная_работа_Социология_личности_и_психоанализ.doc

— 374.00 Кб (Скачать)

           Такая моральная нейтральность, выраженная в беспредельном восприятии информации, приводит к «двойной» опустошенности информационной личности по сравнению с рыночным типом. Личностная опустошенность также вызвана угасанием непосредственных личностных контактов, которые все больше опосредуются компьютером. Если в капиталистическом обществе отчуждение личности основано на материальном, овеществленном богатстве, то в информационном основной предмет отчуждения - идеален (в первую очередь это знания). При этом формы отчуждения капиталистического содержания хотя и сохраняются, но воспроизводятся как производные от духовного отчуждения. При этом информационное общество является частью общества потребления, что объединяет соответствующие концепции. Главным объектом потребления и критерием человеческой функциональности становится информация и уровень информированности личности согласно заранее определенным официальным установкам.  Наконец, отсутствие продуктивности в современной личности вытекает  из общего представления Т.В. Панфиловой о социальном характере. По ее мнению, социальный характер в принципе представляет собой дисфункциональное явление, характеристику исключительно капиталистического общества и служит общественным инструментом для принуждения личности и ее отчуждения во всех сферах жизни. Лишь продуктивная ориентация, способствующая формированию «гуманистической личности», способна стать достойной альтернативой явлению социального характера. Таким образом, информационная личность является очередным витком на пути развития непродуктивности, а, следовательно, и социального характера в целом, который теперь принимает универсальные масштабы.  Несколько иной точки зрения на складывающийся информационный тип социального характера придерживается другой российский исследователь - Б.Ф. Сикорский. По его мнению, информационное общество может выступать в разных «ипостасях» в зависимости от складывающихся отношений между людьми. Он предлагает три возможных альтернативных варианта развития современного социального характера: 1. «симбиотический союз», при котором владеющие информацией формируют общественное мнение и господствуют над потребителями информации; 2. всеобщая отстраненность и безразличие людей к друг другу при внешней общительности; 3. высочайшие технологические достижения наряду с моральным прогрессом человека, базирующемся на плодотворной установке, любви к ближнему, уважение и солидарность.  С этой точки зрения, направленность социального характера в информационном обществе может быть различной и во многом зависит от духовного развития человека в его отношении к научно-техническому прогрессу.  В целом, «информационный» подход российских исследователей к анализу современного социального характера не лишен ряда существенных  недостатков. Прежде всего, их анализ основан преимущественно на философском подходе, скорее на этической оценке рассматриваемого явления, нежели его системном и структурном анализе. Из поля внимания при этом выпадает ряд важнейших черт социального характера, их проявления в различных сферах социальной жизни личности.  Недостатки анализа этого рода обусловлены, на наш взгляд, не только  философски-односторонним подходом. Л. Лангману также не удалось отразить объективно структуру и содержание современного социального характера, несмотря на применение социально-психологического анализа, несостоятельна и попытка описать современный социальный характер, базируясь лишь на информационной концепции общества. Безусловно, теория информационного общества существенно обогатила представления о современном этапе общественного развития, ее главным достижением стала трактовка информации как специфического ресурса, не обладающего большинством характеристик, свойственных традиционным факторам производства. Однако концепции информационного общества недостаточно для того, чтобы объяснить бурные перемены, происходящие в различных сферах социальной, политической, экономической и культурной жизни. Концепции, пытающиеся определить формирующееся общество на основе одной из его характерных черт, обладают гораздо меньшими прогностическими возможностями, нежели рассматривающие его в комплексном различении с предшествующими историческими этапами. Выход из сложившегося положения может быть найден в применении информационной теории наряду с концепцией постиндустриального общества и психоаналитическим подходом, выделенные «информационные черты» личности могут и должны стать составной частью ее социального характера.  Несмотря на отмеченные недостатки, трактовки современного социального характера российскими исследователями Т.В. Панфиловой и Б.Ф. Сикорским являются определенным вкладом в исследование рассматриваемого явления. Интерес, проявленный этими учеными к концепции социального характера, свидетельствует о ее актуальности как для современной науки в целом, так и для российской науки. Проблема влияния информации и компьютерных технологий на личность находит непосредственное отражение в структуре современного социального характера, и, по всей видимости, составляет его основу и специфику. 

     Р. Фанк: социальный характер в постмодернистском обществе

     Психоаналитическая  составляющая исследования Фанка основана, прежде всего, на традиции, заложенной Э. Фроммом, и предполагает исследование глубинных, неосознаваемых черт социального характера. Ориентированный на себя постмодернистский тип личности перенимает многие черты рыночной ориентации (гибкость, спонтанность, креативность), однако если цель рыночного типа – подходить под требования рынка и подстраиваться под его условия, то цель постмодернистской личности – фабрикация реальности для себя как самоцель.

     В общем и целом, структура и  содержание современного социального  характера предстают в следующем  виде.

     1. Отношение к окружающей действительности63

     Для личности окружающий мир не имеет  четких границ и не является жестко детерминированным, так как не может  сковывать свободу действия и  творчества личности. Мир постоянно  воссоздается индивидом по собственному сценарию. При этом активный тип  постоянно занимает активную позицию, стремится к действию и совершенствованию, в то время как для пассивного индивида активность означает лишь сопричастность к чему-либо посредством новых медийных и интерактивных средств коммуникации, а также страсть к потреблению. В целом постмодернистская личность характеризуется маниакальным отрицанием всяческих запретов, ограничений и условий, однако при этом находится в неосознаваемой зависимости от «искусственно создаваемых реальностей», что характеризует ее иррационализм.

     2. Отношение к другим людям  64

     Современная личность очень контактна, но одновременно исключает близкое, глубокое общение, основанное на взаимной заботе и внимании. Пассивный индивид межличностному общению предпочитает обезличенные развлечения – концерты, кино, телевидение. Связи с людьми носят преимущественно виртуальный характер и опосредованы Интернет и другими медийными технологиями. Пассивные личности находятся в зависимости от создания и поддержания контактов, избегают конфликтов, предпочитая уходить от ответственности. В целом такое социальное поведение может быть проявлением такой черты социального характера, как инфантилизм.

     3. Отношение к самому себе

     В современном обществе образец для  подражания отсутствует, в результате происходит утрата чувства собственного Я, своей реальности и идентичности. «Я - тот, кто я есть в данный момент, потом я буду другой». Если для активных типов идентичность – продукт собственного поиска, то для пассивных она заключается в продуктах групповых, мы-переживаний. Пассивные индивиды копируют стили жизни популярных людей, ТВ знаменитостей и т.п. Они стремятся к групповой принадлежности, стать частью какой-либо группы, направления, торговой марки. В современной установке личности по отношению к самой себе явно прослеживается рыночная ориентация, унаследованная от предыдущего типа социального характера.

     4. Отношение к работе, свободному  времени

     Работа  служит не воспроизведению жизни, а  производству жизненных миров и  переживаний. Современный человек  много работает ради обеспечения доступа к наслаждениям и потреблению. Пассивный индивид рассматривает свою работу как большую семью, к которой он принадлежит в качестве одного из ее членов. В связи с этим большое значение придается символическим знакам и символам, унифицирующим равенство (рабочая форма одежды, лейблы, значки, корпоративная жизнь и т.п.), хорошая атмосфера в коллективе для них важнее позиции или заработной платы.

     Для пассивных индивидов на первом месте  стоят свободное время, досуг  и потребительское поведение, открывающие дорогу к новым переживаниям. В целом постмодернистская личность как в сфере работы, так и досуга ориентирована на гедонистическое поведение.

     5. Отношение к образованию, социальной  и политической ответственности

     Цель  школьного и высшего образования  – «изучение учения», где под учением понимается умение производить и инсценировать реальность. Обучение происходит посредством креативного производства продуктов восприятия, умствования, чувствования, повседневного поведения. Учащиеся стремятся скорее не к успеху в учебе, а к переживаниям чего-то нового и необычного.

     Для пассивных типов характерно более  утилитарное восприятие знаний. Образование  понимается ими как потребительская  возможность, доступ к распоряжениям  существующими Know-how технологиями. Высокую  ценность имеет инструментальное знание, основанное на коммуникации и цифровой технике.

     6. Стиль жизни и повседневная  эстетика

     Современной личности присуще новое понимание  красоты: красота самоопределяется и представляет собой способ жизневыражения. Красота – это не нечто унифицированное или соответствующее образцу, это скорее переплетение различных стилей. Эстетизируются все сферы жизни. Собственный жизненный стиль украшается, оформляется, выставляется на показ. Жизнь и ее отдельные события должны быть красивыми и переживаться как праздник. В связи с этим возрастает спрос на оральные удовольствия, при этом люди голодны не на пищу, а на события, составляющие их жизнь. В этом смысле личность характеризуется рецептивной ориентацией.

     Важнейшей чертой постмодернистской личности является стремление к самовоспитанию и самопроизводству – креативность. Но креативность, понимаемая не в смысле внутреннего созидания, а в смысле внешнего дизайна, украшения. У активных типов креативность производится через самопрезентацию, а у пассивных заимствуется через подражание и руководство. Пассивные личности подвержены разного рода рекламе, символам, логотипам, пропагандирующим различные, зачастую бессмысленные стили поведения.

     7. Общественные и индивидуальные  ценностные ориентиры

     Современная личность отвергает сложившуюся систему ценностей, противопоставляя ей собственные ценностные идеалы. Индивид толерантно относится к чужим ценностным системам, но не терпим к людям, пытающимся изменить его собственные представления. В связи с этим сочетание противоречивых ценностей – одна из особенностей постмодернизма. Современные индивиды не разделяют ценности, подчеркивающие социальные различия и привилегии, а напротив,  благоволят ценностям равенства, свободы и независимости. Пассивные индивиды привержены в основном групповым идеалам, поэтому они проявляют меньше толерантности по отношению к чужим ценностям.

     8. Мышление и восприятие

     В постмодернистском обществе мышление является свободным и ассоциативным, нацеленным на воспроизведение нового. Постмодернистское мышление характеризуется несвязанностью и неустойчивостью и не ограничивает себя никакими требованиями, кроме самоустановленных. Одной из особенностей постмодернистского восприятия является визуализация – то, что не представлено в визуальной форме имеет мало шансов на воспроизведение. Внимание современной личности способны привлечь лишь острые и сильные ощущения65.

     Активные  типы эмоционально открыты, испытывают сильные чувства, выставляя их напоказ. У пассивных личностей эмоции вызываются и продуцируются искусственно фильмами, музыкой, шоу и т.п., причем положительные эмоции усиливаются в результате самообмана и потребления алкоголя и наркотиков.

     Одной из уникальных черт постмодернистской  личности является перверсивная реакция  на такие аффекты, как страх, вина или стыд. Вместо того чтобы испытывать традиционное чувство страха или ужаса, индивид жаждет острых ощущений испуга, вместо того, чтобы признать свою слабость, индивид демонстрирует свою чрезмерную осведомленность, вместо того, чтобы ощутить неловкость, индивид испытывает радость, обозревая чье-либо смущение или стыд.

     9. Продуктивность - Непродуктивность  социального характера

В своем  анализе современной личности Фанк очень пристальное внимание обращает на степень продуктивности ее социального характера. Человеческие потребности и возможности фактически оказались заменены возможностями техники и компьютеров. Человек в современном обществе сознательно и неосознанно страдает от невозможности воплотить свои интеллектуальные и человеческие качества.

     Актуальность  исследований социального  характера для  российского общества

         Для России исследования социального характера являются особенно  актуальными. Страна до сих пор остро переживает ломку ценностей, заложенных советским обществом. Авторы уже неоднократно упомянутого  исследования базовых ценностей россиян следующим образом характеризуют духовное состояние нашей страны:  «В целом российское общество переживает глубокий кризис, связанный с  распадом привычной картины мира, что служит одной из главных причин  социальной и моральной деградации страны»66.  В кризисном обществе резко возрастают иррациональные процессы во  всех областях жизни. Учитывая сложную экономическую, психологическую и политическую ситуацию в стране - уничтожение старых и построение новых социальных институтов, рост национализма и т.п. - возрастает необходимость проведения исследований в области психоаналитической социологии, включая, прежде всего, анализ социального характера.  Исследования «универсального», «глобального» типа социального  характера, рассмотренные в предыдущих параграфах, имеют для российской  действительности также большую эвристическую ценность. Последние исследования социологов и социальных психологов свидетельствуют о значительной трансформации поведения россиян. В качестве примера сошлемся на исследование базовых ценностей россиян, проведенное в 2001 - 2002 годах в рамках проекта «Томская инициатива».  Как отмечают авторы данного проекта, «Россия по своей социально-  культурной составляющей является сегодня страной, во многом вестернизированной. «Восток» с его культом «коллектива», подавлением личности, патриархальной семьей и культурно, и социально чужд современному россиянину»67. Американская и Европейская массовые культуры все больше становятся эталоном для подрастающих поколений в России. При этом нельзя забывать, что Россия обладает, и всегда обладала  собственной социальной и национальной спецификой, обусловленной ее  историческим развитием и сложившимся менталитетом. Для эффективного  развития современного российского общества необходимо культивировать и  развивать плодотворную ориентацию социального характера, которая могла бы сочетать в себе как современные прогрессивные социальные тенденции, так и богатое культурно-психологическое наследие самой России.  Так, постиндустриальная ориентация, складывающаяся во всем мире,  привнесла в российский социальный характер инициативность и уважение к  личности, креативность. В то же время весьма ощутимо и негативное влияние этой модели поведения, ее частичная несовместимость с традиционными российскими ценностями. В связи с этим осознание существующих путей развития, ориентация на бытие и продуктивность способны примирить как в личности, так и в целом обществе различные ориентации социального характера. Ориентация на общечеловеческие ценности, гуманистическо - экологическое сознание, представляющее новейшую разновидность гуманизма, несут в себе возможности выработки «глобализации для России». Такое представление о продуктивной и здоровой личности разделяли и разделяют как основатели концепции - Э. Фромм и Д. Рисман, так и ее современные сторонники.  В настоящее время носителями плодотворного, «реалистического» социального характера, по оценкам Немировского, является не более 10%  россиян. Исследователь дает следующую характеристику этой группы людей: «Люди понимают, что для того, чтобы достичь чего-либо, надо предпринять реальные действия. Здесь крайне высока ценность человеческой жизни. Носители этого типа массового сознания/бессознательного имеют  интернальный локус контроля, возлагая ответственность за все происходящее с человеком или социумом на него самого. На уровне социальных ориентации носители данного типа сознания, не доверяя социальным институтам власти, проявляют высокое доверие самим себе, своей семье и друзьям. Реализацию своего социального идеала они видят в продолжении рыночно-демократической стратегии с учетом национальных традиций и специфики России»68

Информация о работе Социология личности и психоанализ