Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:35, дипломная работа
Личность – одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.
Введение…………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические и методологические основы
исследования личности …………………………………………..7
1.1. Специфика социологического подхода…………………….7
1.2. Психоанализ в социологии…………………………………16
1.3. Социальный характер как форма связи между психикой
индивида и социальной структурой общества………………...24
Глава 2. Современные трактовки концепции социального
характера…………………………………………………………38
2.1. Предпосылки формирования социального характера в
современном обществе………………………………………….38
2.2. Современные трактовки социального характера в
обществе………………………………………………………….48
Заключение……………………………………………………….74
Список литературы………………………………………………77
Содержание
Личность – одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.
В.А.
Ядов, отмечая специфику
Аналогичное решение предлагает и Е.В. Шорохова: «Для социологии личность выступает как продукт общественных отношении, как выразитель и конкретный носитель этих отношении, как субъект общественной жизни, как элемент общности»2. Эти слова не следует понимать так, что конкретные личности совсем выпадают из анализа. Знание об этих конкретных личностях есть знание о том, как в них воплощаются значимые для группы характеристики и как они в свою очередь представляют личность в различных массовых действиях.
Главная проблема социологического анализа личности — это проблема социальной типологии личности.
Практически в социологический анализ сплошь и рядом вкрапливаются и другие проблемы, в частности те, которые являются специальными проблемами социальной психологии. К ним относятся, например, проблема социализации и некоторые другие. Но отчасти такое вкрапление объясняется тем простым фактом, что социальная психология в силу особенностей своего становления в нашей стране до определенного периода времени не занималась этими проблемами, отчасти, же тем, что практически в каждом вопросе, касающемся личности, можно усмотреть и некоторый социологический аспект.
На
социологию личности заметно влияют
философские концепции и
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что именно психоанализ оказал огромное воздействие на социологическую мысль и одновременно явился концептуальной основой психосоциальной терапии и социальной работы. Психоанализ развивался Фрейдом как эмпирическое направление психологии с непосредственным применением в практике психиатрии. Успехи психоанализа побудили социологов к переносу его идейного богатства в общественные науки.
В современном обществе происходят глобальные социальные изменения, затрагивающие его различные сферы. Новые социальные процессы вовлекают в себя личность и оказывают на нее определенное социально-психологическое воздействие. В результате глобализации намечается тенденция к выработке единого социально-психологического содержания всемирной истории, а вместе с ним и социально-психологической схожести развитых современных обществ.
В результате в социологических работах все более важное место занимает проблема человека и нового формирующегося социального типа личности. Исследование взаимодействия личности и общества в условиях российской действительности является особенно актуальным. Изменения взаимоотношений личности и общества ставит перед социологией целый ряд вопросов, ответ на которые не возможен без решения проблемы соответствия понятийного аппарата и методологической специфике новой социальной реальности.
В
социологическом подходе
1.Объект исследования – социальный характер.
2.Предметом исследования – анализ социального характера, возможности его применения в современном обществе.
3.Цель исследования – проанализировать и обобщить теории и практический опыт исследований социального характера, продемонстрировать его применение в условиях современного общества на примере исследований зарубежных и российских ученых.
Для достижения поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:
- проанализировать социологические и психоаналитические подходы к изучению личности;
- выделить и проанализировать основные компоненты, составляющие структуру социального характера, с учетом подходов Э. Фромма и его последователей;
- проанализировать социальный характер как форму связи между психикой индивида и социальной структурой общества;
- охарактеризовать современный тип социального характера и подходы к его исследованию.
Теоретическая значимость исследования
Подробно проанализированы современные трактовки социального характера.
Эмпирическая база:
-
исследования социального
- работы Э. Фрома, Д. Рисмана, М.Маккаби, Б.В. Сикорского, Т.В. Панфилова
Практическая значимость исследования
Результаты
могут быть использованы для лекций
по социологии личности в высших учебных
заведениях, для сравнительного анализа
изменения социального
Структура работы – дипломная работа состоит из введения, двух теоретических глав, заключения, списка литературы.
Социология в силу своего научного статуса изучает не человека вообще, а современное общество. Поэтому ее объект — не общество в человеке (как в социальной психологии), а общество как среда (пространство) жизни человека, с одной стороны, и человек, его роль в обществе, с другой. Причем в первом случае он рассматривается преимущественно как объект социальной жизни, а во втором — как ее субъект.3
Главный же предмет социологического познания человека — изучение институциональных (и деинституциональных) связей человека и общества или, иначе говоря, понимание того, как различные социальные формы жизненного процесса человека оформляются объективно (то есть организационно и культурно упорядочиваются) и того, как они распадаются под влиянием субъективных факторов его развития (ценностей, установок, интересов и пр.). Другими словами, социология исследует не только процессы включения личности в социальные институты, но и факты ее сознательного воздействия на их функционирование и развитие.4
Таким образом, социология изучает человека не просто в его социальном качестве, то есть как личность, что сближает ее с другими социальными науками, а в совокупности его институциональных связей с обществом. Человек как личность в реальной социальной жизни является представителем множества социальных институтов — семьи, школы, трудового коллектива или организации и т.д.
Личность – одно из основных понятий социологии. Оно выступает в главной роли в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.
На социологию личности большое влияние имеют философские концепции и психологические теории.
В философии чаще используется понятие «человек», которое включает и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. Социологи ориентируются больше на социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими), несколько отвлекаясь от всего остального.
Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга.
Для социолога «личность» – это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга (т.е. они отмечают в людях социально типическое).
Таким образом, можно сказать, что, как правило, в цепочке человек – личность – индивид отражено своеобразное разделение труда философа, социолога и психолога, хотя каждый из них (изучая свое) может использовать любой из этих терминов. Иными словами, личность в социологии – это нечто особенное.
Социологи
оперируют понятиями «
В современной социологии личность, как и субъект (который может быть индивидуальным – тождественным «личности» и групповым – тождественным «общности»), означает активное социальное начало, некий социально-исторический тип способности к деятельности6.
С точки зрения макросоциологии, для которой важнее целое, а не части, и интереснее групповое взаимодействие, а не межчеловеческое, личность является продуктом общества (культуры, истории, космоса и т.п.). Этих взглядов в целом придерживались такие крупные исследователи, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс и др., ставившие во главу угла проблему социализации. Образно ее сформулировал психолог Ж. Пиаже, анализируя, как «дикие звереныши» (дети) постепенно становятся личностями7.
Личность
в макросоциологии – это
Макросоциология определяет личность через культуру (общество).
В
противоположность
Этот теоретический подход почти одновременно родился в исследованиях психолога Г. Мида («Роль, я и общество», 1934) и социолога Р. Линтона («Исследование человека», 1936).8
Современная
социология содержит множество теорий
личности, которые отличаются друг
от друга кардинальными
В марксистской теории личности главный акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Личность рассматривается как целостность социальных качеств человека, как продукт исторического развития, результат включения человека в социальную систему посредством общения и деятельности.
В западной социологии социологические концепции личности - собирательное понятие, объединяющее ряд теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, выводимым из тех или иных факторов.9
Такая трактовка проблемы ведет к рассмотрению личности как объекта исключительно социологического, и никакого другого, анализа. Корни данной позиции уходят глубоко в историю и встречаются у многих авторов.
В развитом виде личности социологические концепции оформились во второй половине 19 - начале 20 в. К ним относятся теория зеркальное «Я», ролевая теория, отдельные ветви необихевиоризма в социологии, теории референтной группы, установки и некоторые др. В теории зеркального «Я» (Кули, Дж. Мид) личность рассматривалась как функция, производное от полностью социально обусловленного «Я» человека. Стержень личности, самосознание, - не что иное, как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя как на объект, глазами других людей. Тем самым личность трактовалась как объективное качество, приобретаемое человеком в процессе социальной жизни. Близкие взгляды отстаивались сторонникакми ролевой теории (Р. Линтон, Морено, Парсонс и др.): личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность есть производное от совокупности человека в социальных группах, то личность тем самым есть производное от совокупности тех групп, в которые включен индивид. Социализируясь, он усваивает экспектации ролевого поведения, выучивает способы их исполнения и, таким образом, становится личностью10.