Социология личности и психоанализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:35, дипломная работа

Описание работы

Личность – одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические и методологические основы
исследования личности …………………………………………..7
1.1. Специфика социологического подхода…………………….7
1.2. Психоанализ в социологии…………………………………16
1.3. Социальный характер как форма связи между психикой
индивида и социальной структурой общества………………...24
Глава 2. Современные трактовки концепции социального
характера…………………………………………………………38
2.1. Предпосылки формирования социального характера в
современном обществе………………………………………….38
2.2. Современные трактовки социального характера в
обществе………………………………………………………….48
Заключение……………………………………………………….74
Список литературы………………………………………………77

Работа содержит 1 файл

19.03 исп.Дипломная_работа_Социология_личности_и_психоанализ.doc

— 374.00 Кб (Скачать)

     По  мнению 3. Фрейда, объединяющими являются принудительные факторы, трудовые связи, «социальные чувства», особенно чувство  любви, но не в сексуальной, а в  превращенной ее форме, т.е. дружбе. Именно эти формы являются основой социальных отношений28.

     Центральное положение концепции З.Фрейда - найти способ интеграции людей в общественную систему и примирить их с культурой через внутреннее освобождение человека.

     Как сделать это? С одной стороны, 3. Фрейд считал, что в обществе ничего нельзя изменить из-за неизменности человеческой природы. С другой стороны, он видел возможность эволюции общества через функциональное изменение человека с помощью психоаналитической теории и адекватной социализации, что поможет массам подняться до уровня элиты.

     Одним из основателей неофрейдизма был Э. Фромм, которого также интересовала проблема взаимоотношений человека и общества. Но в отличие от 3. Фрейда он считал первичные потенции человека позитивными. Человек по своей природной сущности хорош. Плохо общество. Идея пагологичности и репрессивности существующих обществ по отношению к человеку является у Э. Фромма центральной.

     Такие исследователи, как Т. Адорно, К. Хорни  и другие неомарксисты и неофрейдисты, в своих работах обосновали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества – это невротик. Давно распались системы общностей, где были общепринятые устойчивые ценности, и сейчас каждая социальная роль человека заставляет его «играть» в новой системе ценностей, предпочтений и стереотипов (выходя из дома, попадая в транспорт, на работу, забегая в клуб, в кафе, путешествуя по магазинам, все время менять амплуа и социальные «маски»). При этом его Super Ego (сверх-Я, нормативная структура личности, совесть, мораль, значимая традиция, представления о должном) становится как бы «размазанным», неопределенно-множественным, плюралистичным29.

     Психоанализ оказал огромное воздействие на социологическую  мысль и одновременно явился концептуальной основой психосоциальной терапии  и социальной работы.

     Психоаналитическая  социология (именно так именуется фрейдовский социологизм С.А.Эфировым в одном из трудов по истории социологии Института социологических исследований РАН) занимает особое место среди социологических парадигм - особое по тому чрезвычайному значению, которое придается семейным отношениям.

     Субъективистски и антипозитивистски ориентированная  социология Зигмунда Фрейда (1856-1939) конструирует социальную реальность, исходя из решающей роли детского опыта семейной социализации.

     С социологической точки зрения важно  и то, что З.Фрейд антагонизм личности и общества перенес (в связи с усилением индивидуализма и неспонсивности властных структур по отношению к личности) в структуру человека, обозначив конфликт между «оно» («ид») и «супер-эго» как противостояние природного начала и социального контроля, находящее компромиссное решение в «эго». Таким образом, сама структура человеческого «Я» оказалась изначально противоречивой - все агрессивное в человеке, вызванное влечением к смерти и не всегда поддающееся осознанию, нашло противодействие в самоограничении бессознательных импульсов «оно» под воздействием индивидуальных интерпретаций норм общества, т.е. под давлением «общества внутри себя». Социальный порядок вырастает в ходе борьбы «эго», ориентирующееся на «супер-эго» с импульсами «оно» («ид»). Эго сопротивляется социальному нажиму не без помощи барьеров, активизируемых бессознательным.30

     Психоаналитическое  направление в социологии многообразно. К примеру, в трансактном анализе  Эрика Берна фрейдовская структура  личности модифицируется и становится еще более семейно-ролевой, т. к. в основу кладутся интеракции между Родителем-Взрослым-Ребенком. Жак Лакан формирует структуру субъективности вне зависимости от биологических детерминант пола, т.е. как гетерогенную посредством расщепления Я бинарными структурами, мужское и женское - это трещина внутри субъективности, в Я изначально входит зеркальный образ «другого». На доэдиповой стадии развития ребенок не является ни феминным, ни мускулинным, и лишь позже структурируется идентичность, но не в соответствии с анатомической конструкцией, символически (это положение оказало большое влияние на феминистские теории).

     Любопытно, что большой интерес к социологизации фрейдизма проявил создатель  системы социального действия Т.Парсонс, возможно, в связи с проблемой мотивации в том числе защитных механизмов личности, поскольку из одних только ситуаций нельзя понять поведение человека.

     Наиболее  радикальные последователи психоаналитического  социологизма, такие, как В.Райх, постарались  дискредитировать социокультурное значение семьи, делая непомерный акцент на социально-репресивной стороне семейной социализации, объявляя «патриархальную семью» ответственной за существование авторитарного социального порядка.

     Производственно-технологические  отношения, вплетенные в строй семейного хозяйства (и сопровождающиеся функциями управления и подчинения как неотъемлемыми атрибутами хозяйственного цикла), наделяются исключительной жесткостью, функцией подавления и принуждения, и неправомерно приписываются не только патриархальной семье, но и семье вообще. В связи с этим следует сослаться на противоположные взгляды относительно природы патриархальной семьи и характера ее производственных отношений, в частности взгляды Элтона Мэйо, создателя знаменитой теории человеческих отношений. Результаты Хоторнских экспериментов, обычно связываемые с именем Мэйо, показывали недостаточность экономической теории, ее «абсурдность» в толковании эгоизма при рассмотрении стремления к вознаграждению как главного стимула поведения работника. Открытие неформальной группы в промышленности, ее плодотворного влияния на отношение к труду, показало необычайную ценность «первичных отношений», складывающихся в семье, для системы безличных формальных отношений, присущих промышленным и прочим фирмам. Вся современная работа социологов и социальных психологов на разного рода промышленных предприятиях по налаживанию отношений сотрудничества обязана теории Э.Мэйо31.

     По  мнению многих аналитиков изучающих  творчество Мэйо, им владел идеал традиционных уз стихийного сотрудничества в патриархальной семье, разрушенной наемным трудом мужей и жен на фабриках. Подобная ностальгия по прошлому и породила теорию, фактически пытающуюся возродить прелесть первичных отношений семьи в новых внесемейных условиях производства. Насколько успешна практика налаживания человеческих отношений в фирмах - это особая тема исследования, но, кстати говоря, в связи с этим следует упомянуть американского футуролога А.Тоффлера, предрекающего неизбежность поворота всего строя жизни в будущем к семье, к соединению места работы и семьи воедино, к превращению семейного производства в центр социальной и экономической деятельности общества.

     Ослабление  во второй половине ХХ в. позитивистских традиций социологии с их статистическими  процедурами способствует сближению социологии и психоанализа, на почве интереса к «качественным» методам исследования, немыслимым без достижений психоанализа в области понимания мотивов человеческих действий.

     Психоаналитическая  социология как любая отраслевая дисциплина имеет свой объект и предмет изучения.

     Объектом  психоаналитической социологии является общество, социальные институты и  различные социальные группы людей, ее предмет - взаимовлияние сознательных и бессознательных аспектов поведения  людей и социальных институтов, в рамках которых формируется данное поведение.

     Целью психоаналитической социологии является глубинное исследование общей картины  социального поведения какой-либо общности, особенно ее патогенных социально-психологических  особенностей, а также создание конкретных методов их устранения.

     Полем исследований именно психоаналитической социологии являются такие темы, как 

    • влияние общества и его институтов на формирование и изменение социального характера (особенно в условиях глобализирующегося общества),
    • агрессивное и девиантное социальное поведение,
    • бессознательное измерение социальных структур и процессов (политических, экономических и др.),
    • процессы социализации и «индивидуации», происходящие в семье,
    • поиск идентификации,
    • организационная культура и профессиональная жизнь. 32

     Одним из важнейших преимуществ психоаналитической социологии является сложный и разнообразный  методологический аппарат33

     Исходным  пунктом социологического анализа  личности является, следовательно, не индивидуальные особенности человека, а социальные функции, выполняемые им в рамках той системы, в которую он включен. Поскольку личность существует не автономно, не сама по себе, а всегда является членом той или иной общности, элементом многих социальных структур (социально-демографических, социально-классовых, социально-территориальных, социально-профессиональных и иных), постольку она выполняет определенные социальные функции, совершает многочисленные поведенческие акты.

1.3. Социальный характер  как форма связи  между психикой  индивида и социальной структурой общества

 

     В исследовании концепции социального  характера выделяются две научные  традиции - европейская, заложенная Э. Фроммом, и американская, представленная, прежде всего, Д. Рисменом.

     В рамках европейской традиции, помимо Э. Фромма, значительный вклад в развитие концепции внесли представители неофрейдистского направления - К. Хорни, А. Адлер, К.Г. Юнг и франкфуртской школы - Г. Маркузе, Т. Адорно34.

     В американской традиции исследования социального  характера можно выделить несколько направлений, которые зачастую плотно соприкасались друг с другом в творчестве одного и того же исследователя: антрополого-психологический - М. Мид, Д. Янкелович35.

     В настоящее время концепция социального  характера получила свое развитие в  рамках европейской традиции в работе Р. Функа, а в рамках американской - в работах М. Маккоби36.

     Проблематика  социального характера разрабатывалась  и в советской социальной психологии - А. Лазурским и Н. Левитовым. В  настоящее время концепция разрабатывается  Т. Панфиловой, Б. Сикорским37.

     Для развития теоретических и методологических проблем концепции релевантны достижения психоаналитической социологии в работах  А. Лоренцера, М. Кляйн, П. Куттера.

     Среди российских представителей социально  ориентированного психоанализа можно выделить А. Белкина, В. Медведева, В. Овчаренко, Д. Рождественского, М. Ромашкевича И. Романова.

     Анализ  социально-психологических особенностей личности в современном обществе отражен в работах западных и  российских теоретиков современного общества - З. Баумана, У. Бека, Д. Белла, П. Бергера, П. Бурдье, Р. Инглехарта, В.Л. Иноземцева, А. Менегетти, Н. Поляковой, Р. Сеннета, Р. Флориды, С. Хантингтона.

     Специфика российского социально-психологического типа личности в современном обществе раскрыта с привлечением элементов психоаналитического анализа в работах А. Белкина, Л. Гозмана и А. Эткинда, Н. Козловой, В. Немировского, Ю.Левады, Ж. Тощенко, в исследовании под руководством А. Рябова и Е. Курбангалеева.

     Поведение людей в социальной жизни зависит  от их «социального характера», т.е. сформированных определенным обществом социально-психологических, частично бессознательных установок. Изучение социального характера различных социальных групп не только позволяет объяснить, но и предвидеть их поведение в тех или иных ситуациях. Э. Фромм разграничивает индивидуальный и социальный характеры и определяет функции социального характера по отношению к обществу и отдельной личности.

     Формирование  социального характера зависит  от сложной структуры личности, включающей в себя, помимо социальных черт, фундаментальные потребности и индивидуальные качества человека. Противоречия между фундаментальными потребностями человеческой природы и способом их удовлетворения могут обращать социальный характер во вред человеку.

     Концепция социального характера синтезирует в себе методологию нескольких наук, прежде всего - социологии, философии и психоаналитической теории. Она содержит также предпосылки для развития, в качестве самостоятельного направления, психоаналитической социологии: З. Фрейд и его последователи разработали учение о «бессознательном», лежащем в основе социального характера, подход к изучению личности как целостной и сложной структуры, динамическую теорию характера и первую характерологическую типологию. Принципы фрейдовского учения были трансформированы представителями неофрейдистского направления (Э. Фромм, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, и другие). Неофрейдизм способствовал социологизации психоаналитического учения, переносу акцента с личности на социальные проблемы. Представители данного направления внесли значительный вклад в развитие и обоснование концепции социального характера

Информация о работе Социология личности и психоанализ