Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:35, дипломная работа
Личность – одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.
Введение…………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические и методологические основы
исследования личности …………………………………………..7
1.1. Специфика социологического подхода…………………….7
1.2. Психоанализ в социологии…………………………………16
1.3. Социальный характер как форма связи между психикой
индивида и социальной структурой общества………………...24
Глава 2. Современные трактовки концепции социального
характера…………………………………………………………38
2.1. Предпосылки формирования социального характера в
современном обществе………………………………………….38
2.2. Современные трактовки социального характера в
обществе………………………………………………………….48
Заключение……………………………………………………….74
Список литературы………………………………………………77
По мнению 3. Фрейда, объединяющими являются принудительные факторы, трудовые связи, «социальные чувства», особенно чувство любви, но не в сексуальной, а в превращенной ее форме, т.е. дружбе. Именно эти формы являются основой социальных отношений28.
Центральное положение концепции З.Фрейда - найти способ интеграции людей в общественную систему и примирить их с культурой через внутреннее освобождение человека.
Как сделать это? С одной стороны, 3. Фрейд считал, что в обществе ничего нельзя изменить из-за неизменности человеческой природы. С другой стороны, он видел возможность эволюции общества через функциональное изменение человека с помощью психоаналитической теории и адекватной социализации, что поможет массам подняться до уровня элиты.
Одним из основателей неофрейдизма был Э. Фромм, которого также интересовала проблема взаимоотношений человека и общества. Но в отличие от 3. Фрейда он считал первичные потенции человека позитивными. Человек по своей природной сущности хорош. Плохо общество. Идея пагологичности и репрессивности существующих обществ по отношению к человеку является у Э. Фромма центральной.
Такие исследователи, как Т. Адорно, К. Хорни и другие неомарксисты и неофрейдисты, в своих работах обосновали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества – это невротик. Давно распались системы общностей, где были общепринятые устойчивые ценности, и сейчас каждая социальная роль человека заставляет его «играть» в новой системе ценностей, предпочтений и стереотипов (выходя из дома, попадая в транспорт, на работу, забегая в клуб, в кафе, путешествуя по магазинам, все время менять амплуа и социальные «маски»). При этом его Super Ego (сверх-Я, нормативная структура личности, совесть, мораль, значимая традиция, представления о должном) становится как бы «размазанным», неопределенно-множественным, плюралистичным29.
Психоанализ
оказал огромное воздействие на социологическую
мысль и одновременно явился концептуальной
основой психосоциальной
Психоаналитическая социология (именно так именуется фрейдовский социологизм С.А.Эфировым в одном из трудов по истории социологии Института социологических исследований РАН) занимает особое место среди социологических парадигм - особое по тому чрезвычайному значению, которое придается семейным отношениям.
Субъективистски
и антипозитивистски
С социологической точки зрения важно и то, что З.Фрейд антагонизм личности и общества перенес (в связи с усилением индивидуализма и неспонсивности властных структур по отношению к личности) в структуру человека, обозначив конфликт между «оно» («ид») и «супер-эго» как противостояние природного начала и социального контроля, находящее компромиссное решение в «эго». Таким образом, сама структура человеческого «Я» оказалась изначально противоречивой - все агрессивное в человеке, вызванное влечением к смерти и не всегда поддающееся осознанию, нашло противодействие в самоограничении бессознательных импульсов «оно» под воздействием индивидуальных интерпретаций норм общества, т.е. под давлением «общества внутри себя». Социальный порядок вырастает в ходе борьбы «эго», ориентирующееся на «супер-эго» с импульсами «оно» («ид»). Эго сопротивляется социальному нажиму не без помощи барьеров, активизируемых бессознательным.30
Психоаналитическое
направление в социологии многообразно.
К примеру, в трансактном анализе
Эрика Берна фрейдовская
Любопытно,
что большой интерес к
Наиболее
радикальные последователи
Производственно-
По мнению многих аналитиков изучающих творчество Мэйо, им владел идеал традиционных уз стихийного сотрудничества в патриархальной семье, разрушенной наемным трудом мужей и жен на фабриках. Подобная ностальгия по прошлому и породила теорию, фактически пытающуюся возродить прелесть первичных отношений семьи в новых внесемейных условиях производства. Насколько успешна практика налаживания человеческих отношений в фирмах - это особая тема исследования, но, кстати говоря, в связи с этим следует упомянуть американского футуролога А.Тоффлера, предрекающего неизбежность поворота всего строя жизни в будущем к семье, к соединению места работы и семьи воедино, к превращению семейного производства в центр социальной и экономической деятельности общества.
Ослабление во второй половине ХХ в. позитивистских традиций социологии с их статистическими процедурами способствует сближению социологии и психоанализа, на почве интереса к «качественным» методам исследования, немыслимым без достижений психоанализа в области понимания мотивов человеческих действий.
Психоаналитическая социология как любая отраслевая дисциплина имеет свой объект и предмет изучения.
Объектом психоаналитической социологии является общество, социальные институты и различные социальные группы людей, ее предмет - взаимовлияние сознательных и бессознательных аспектов поведения людей и социальных институтов, в рамках которых формируется данное поведение.
Целью
психоаналитической социологии является
глубинное исследование общей картины
социального поведения какой-
Полем исследований именно психоаналитической социологии являются такие темы, как
Одним
из важнейших преимуществ
Исходным пунктом социологического анализа личности является, следовательно, не индивидуальные особенности человека, а социальные функции, выполняемые им в рамках той системы, в которую он включен. Поскольку личность существует не автономно, не сама по себе, а всегда является членом той или иной общности, элементом многих социальных структур (социально-демографических, социально-классовых, социально-территориальных, социально-профессиональных и иных), постольку она выполняет определенные социальные функции, совершает многочисленные поведенческие акты.
В исследовании концепции социального характера выделяются две научные традиции - европейская, заложенная Э. Фроммом, и американская, представленная, прежде всего, Д. Рисменом.
В рамках европейской традиции, помимо Э. Фромма, значительный вклад в развитие концепции внесли представители неофрейдистского направления - К. Хорни, А. Адлер, К.Г. Юнг и франкфуртской школы - Г. Маркузе, Т. Адорно34.
В американской традиции исследования социального характера можно выделить несколько направлений, которые зачастую плотно соприкасались друг с другом в творчестве одного и того же исследователя: антрополого-психологический - М. Мид, Д. Янкелович35.
В
настоящее время концепция
Проблематика
социального характера
Для
развития теоретических и
Среди российских представителей социально ориентированного психоанализа можно выделить А. Белкина, В. Медведева, В. Овчаренко, Д. Рождественского, М. Ромашкевича И. Романова.
Анализ
социально-психологических
Специфика
российского социально-
Поведение людей в социальной жизни зависит от их «социального характера», т.е. сформированных определенным обществом социально-психологических, частично бессознательных установок. Изучение социального характера различных социальных групп не только позволяет объяснить, но и предвидеть их поведение в тех или иных ситуациях. Э. Фромм разграничивает индивидуальный и социальный характеры и определяет функции социального характера по отношению к обществу и отдельной личности.
Формирование социального характера зависит от сложной структуры личности, включающей в себя, помимо социальных черт, фундаментальные потребности и индивидуальные качества человека. Противоречия между фундаментальными потребностями человеческой природы и способом их удовлетворения могут обращать социальный характер во вред человеку.
Концепция социального характера синтезирует в себе методологию нескольких наук, прежде всего - социологии, философии и психоаналитической теории. Она содержит также предпосылки для развития, в качестве самостоятельного направления, психоаналитической социологии: З. Фрейд и его последователи разработали учение о «бессознательном», лежащем в основе социального характера, подход к изучению личности как целостной и сложной структуры, динамическую теорию характера и первую характерологическую типологию. Принципы фрейдовского учения были трансформированы представителями неофрейдистского направления (Э. Фромм, А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, и другие). Неофрейдизм способствовал социологизации психоаналитического учения, переносу акцента с личности на социальные проблемы. Представители данного направления внесли значительный вклад в развитие и обоснование концепции социального характера