Социология личности и психоанализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:35, дипломная работа

Описание работы

Личность – одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.

Содержание

Введение…………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические и методологические основы
исследования личности …………………………………………..7
1.1. Специфика социологического подхода…………………….7
1.2. Психоанализ в социологии…………………………………16
1.3. Социальный характер как форма связи между психикой
индивида и социальной структурой общества………………...24
Глава 2. Современные трактовки концепции социального
характера…………………………………………………………38
2.1. Предпосылки формирования социального характера в
современном обществе………………………………………….38
2.2. Современные трактовки социального характера в
обществе………………………………………………………….48
Заключение……………………………………………………….74
Список литературы………………………………………………77

Работа содержит 1 файл

19.03 исп.Дипломная_работа_Социология_личности_и_психоанализ.doc

— 374.00 Кб (Скачать)

     Функции социального характера Э. Фромм  видел в следующем: нужно так  формировать и направлять энергию  члена общества, чтобы поведение, требуемое от него его социальной системой, стало стериотипизированным, само собой разумеющимся, приносило бы человеку удовлетворение38.

     Формирование  социального характера происходит, с одной стороны, под воздействием социально-экономической структуры, а с другой - природы человека. Социально-экономическая структура на каждой ступени развития самоотчуждения человека создает определенный характер.

     Каждой  ступени развития самоотчуждения человека под влиянием социальной структуры  у Фромма соответствует определенный социальный характер:

    • накопительский,
    • эксплуататорский,
    • рецептивный (пассивный),
    • рыночный.

     Современное общество рассматривается Фроммом  как ступень отчуждения человеческой сущности путем «машинизации», «компьютеризации»  и «роботизации» человека в ходе развития НТР. Это обусловливает ярко выраженный антитехницизм Фромма.39

     Основной  смысл концепции социального  характера Фромма заключается в  том, что поведение людей, проявляющееся  в социальной жизни, зависит от общего характера (который он называет социальным характером), сформированного в определенном обществе; характера, который состоит, прежде всего, из совокупности психологических, в частности бессознательных установок поведения.

     Изучение  социального характера различных  социальных групп позволяет объяснить  и даже предвидеть их поведение в отношении тех или иных общественных вопросов.

     В своих работах Фромм дает множество  определений понятия социального  характера, с той или иной стороны  освещающих его концепцию40.

     Проводя грань между социальным и индивидуальным характером, Фромм пишет:

     «В  своем исследовании мы заинтересованы не в специфических чертах, благодаря  которым личности отличаются друг от друга, а в той части структуры  их характера, которая является общей  для большинства членов группы и  возникает в результате общих для них переживаний и общего образа жизни…Разумеется, социальный характер не так гибок, как, например, характер индивидуальный, анализируя который, мы имеем дело со всей совокупностью черт, которая в свою очередь составляет структурную основу личности того или иного индивидуума».41

     Таким образом, индивидуальный характер в  большей степени, нежели социальный, носит отпечаток биологически унаследованных характеристик человека. Социальный же характер создается системой образования, религией, институтами культуры, воспитанием в семье.

     Фромм не отрицает значимость индивидуальных черт характера, обусловленных природой конкретного индивида и специфическими условиями его воспитания, однако главное свое внимание он акцентирует  именно на социальной стороне характера.

     Подчеркивая значимость социального характера  в структуре личности, Фромм отмечает, что социальный характер является ядром  структуры характера человека.

     Связь между индивидуальным и социальным характером проявляется, прежде всего, при интегральном рассмотрении личности. С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между индивидуальными потребностями, фундаментальной природой человека и давлением социальных норм и предписаний.

     В категории «человеческая природа» отражен тот факт, что всем людям «свойственны основные черты, делающие их людьми» и дающие им возможность знать и понимать друг друга. По убеждению Фромма, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности:

    • потребность в установлении связей – в общении;
    • потребность в творчестве – преодолении пассивности;
    • потребность в ощущении корней; потребность в идентичности;
    • потребность в системе ориентации в мире и объекте поклонения.42

     Таким образом, формирование социального  характера зависит от сложной  структуры личности, что отличает его от утвердившегося в философии и социологии понятия «тип личности», зависящего лишь от социальных характеристик индивида. По мнению Фромма, личностная структура содержит в себе следующие элементы:

    • природа человека с фундаментальными потребностями;
    • коллективное начало (групповые представления);
    • индивидуальная сфера.

     Динамическое  взаимодействие этих элементов формирует  социальный характер. Раскрывая механизм формирования социального характера, Фромм пишет:

     Социальный  характер – это конкретный результат динамической адаптации человеческого естества к условиям, существующим на данный момент в том или ином общественном строе… Социальный характер представляется скорее, как результат активного приспособления на основе важнейших качеств человеческой природы, появление которых было обусловлено либо биологически, либо в процессе исторического развития»43.

     Социальный  характер складывается в каждом человеке, который живет в том или  ином обществе, формирующем специфическую  систему социальных запретов, требующих подчинения им со стороны индивидов, и создающем угрозу остракизма и изоляции человека в случае неподчинения этим нормам.

     Таким образом, в основе социального характера  лежит способность человека адаптироваться к внешним, социальным условиям, которые, в свою очередь могут быть как благоприятными, так и неблагоприятными для человеческой природы.

     В первом случае социальный характер исполняет  важную функцию в структуре личности – «субъективную функцию», состоящую  в психологическом удовлетворении, которое испытывает человек, действуя в соответствии с требованиями общества, которые стали его собственными потребностями. Благоприятная социальная среда формирует плодотворный тип социального характера.

     Однако  при этом легко увидеть и дисфункцию социального характера на уровне личности, вытекающую из противоречия между фундаментальными потребностями человеческой природой и способом их удовлетворения. В «нездоровом» обществе «социальный характер» адаптирует человека к той социальной среде, которая не дает ему возможности развивать себя как личность, проявлять заложенные в него природой возможности.

           Фромм уделяет особое внимание месту и роли социального характера в структуре общества, что характеризует его в большой степени как социального мыслителя.

     Социальный  характер находится в тесной взаимосвязи  с различными сферами общества: экономической, политической, идеологической и культурной. Причем как все сферы вместе, так  и каждая по отдельности оказывают  влияние на формирование того или  иного социального характера.

     Социальный  характер определяется описательно  как то, что проявляется в типичном устоявшемся образе действий представителей разных классов в разных ситуациях  их жизнедеятельности и отличает представителей данного класса от представителей других классов. Эти описания не являются достаточно строгими и дальнейшая их конкретизация, очевидно, зависит не только от новых фактов, полученных в исследованиях, но и от общетеоретической разработки проблемы характера вообще, в том числе в общей психологии. При этом могут быть использованы описания, содержащиеся в социологической литературе. Так же история культуры, гражданская история, литература полны описаниями конкретных проявлений психического облика классов, их социального характера (достаточно вспомнить произведения Бальзака, Драйзера, Горького). Литература по существу проделала социально-психологическую работу, являя собой пример того типа исследований, которые именуются монографическими. Тот факт, что продукт такого исследования существует не в форме научной теории, не в системе научных понятий, а в художественных образах, т.е. в свойственной литературе форме отражения действительности, не делает это исследование менее ценным.

     Исследования  социальной личности дали толчок к  развитию ценностного подхода.

     Фромм, согласуясь с  фрейдовской характерологией, утверждает следующие позиции: признание  того, что черты характера обуславливают  поведение, и о них нужно судить по поведению; что черты характера  конституируют силы, которые личность, несмотря на их могущество, может совершенно не осознавать. Эта теория также следует Фрейду в признании того, что фундаментальная сущность характера строится не на единичном его свойстве, а является целостной структурой, из которой вытекает некое множество единичных свойств. Черты характера следует понимать, согласно Фромму, как особую структуру, которую он  называет ориентацией характера. Главное отличие теории Фромма от теории Фрейда состоит в том, что фундаментальная основа характера не в различного типа либидонозной организации, а в специфического вида отношениях лич­ности с миром. При этом «форма этих отношений зависит от его характера».  «Ориентации, посредством которых индивид вступает в  отношения  с  миром,   определяют суть  его  характера;  характер можно определить, как (относительно перманентную) форму, служащую проводником человеческой энергии в процессе ассимиляции и социализации»44.

     Во-первых, «социальный характер» по Фромму есть отражение  специфического характера  разных социальных групп, обществ или  классов внутри общества. Из этого мы можем сделать вывод, что категория «социальный характер» призвана функционально решать определенные задачи, если можно так выразиться это  «преднациональный характер».

     Во-вторых, неприемлемость  бихевиористского подхода к чертам характера как синонимым свойствам поведения и определению характера как «модель поведения». Хотя поведенческие свойства проявляются в поступках, доступных наблюдению третьего лица, но «за поведенческим свойством кроются многочисленные и различные черты характера»45.

     На  примере различных фактов Фромм  доказывает, что одинаковое смелое поведение может быть обусловлено  разными мотивациями. Еще у Фрейда концепция бессознательной мотивации  была тесно связана с его теорией  волевой природы черт характера, а изучение характера связано с изучением параметров, мотивирующих человека.

     В-третьих, «характер выполняет также функцию отбора идей и ценностей», поскольку, как утверждает Фромм, они являются «таким же  результатом их характера, как и их поступки»46.

     Социальный характер является весьма важной частью характера индивида наряду с его индивидуальным характером и природными чертами и тесно взаимодействует с ними.

     Социальный  характер обладает устойчивостью и  целостностью, позволяет связывать  поведение людей в единую характерологическую ориентацию, выявлять ее общую направленность.

     Фромм писал: «Изучая реакции какой-либо социальной группы, мы имеем дело со структурой личности членов этой группы, т. е. отдельных людей; однако при  этом нас интересуют не те индивидуальные особенности, которые отличают этих людей друг от друга, а те общие особенности личности, которые характеризуют большинство членов данной группы. Эту совокупность черт характера, общую для большинства, можно назвать социальным характером... В социальный характер входит лишь та совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни47.  Ученый утверждал, что «если характер индивида более или менее совпадает с социальным характером, то доминантные стремления индивида побуждают его делать именно то, что необходимо и желательно в специфических социальных условиях его культуры»48

     Социальный  характер включает в себя как относительно устойчивые, глубинные, бессознательные характерологические черты, так и поведенческие - более поверхностные, сознательные и лабильные. При этом бессознательные черты проявляют себя более последовательно и устойчиво, составляя ядро социального характера и объясняя социальное поведение личности.

     Содержание  социального бессознательного составляет «вытесненный» материал, являющийся не индивидуальным, а общим для  большинства членов данного общества. К такому «вытесненному социальному  материалу» относятся желания и  стремления человека, несовместимые с социальными требованиями, они выражаются в таких непродуктивных характеристиках, как садизм-мазохизм, авторитаризм, деструктивизм, нарциссизм, иррационализм. К сознательным поведенческим ориентациям относятся ориентация личности на индивидуализм/коллективизм, экономическое поведение, степень политической вовлеченности, религиозные установки, трудовые ориентации, культурные ценности. Сознательные и бессознательные черты социального характера формируются в личности в рамках структуры ее потребностей, заданных личности «от природы» (т.е. наиболее фундаментальных), которые включают в себя  взаимоотношение личности с другими людьми, отношение  личности к материальным ценностям, религиозным и духовным ценностям, к власти, к труду, социализацию.

Информация о работе Социология личности и психоанализ