Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:35, дипломная работа
Личность – одно из центральных понятий социологии. Оно играет важную роль в «строительстве» социального знания, помогая понять, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.
Введение…………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические и методологические основы
исследования личности …………………………………………..7
1.1. Специфика социологического подхода…………………….7
1.2. Психоанализ в социологии…………………………………16
1.3. Социальный характер как форма связи между психикой
индивида и социальной структурой общества………………...24
Глава 2. Современные трактовки концепции социального
характера…………………………………………………………38
2.1. Предпосылки формирования социального характера в
современном обществе………………………………………….38
2.2. Современные трактовки социального характера в
обществе………………………………………………………….48
Заключение……………………………………………………….74
Список литературы………………………………………………77
явилось
понимание фрагментирующейся и
неиерархизированной
локальных специфических феноменов, присущих новой эпохе. С этой точки зрения постиндустриальная теория общества в совокупности с психоаналитическим подходом, несущим в себе социально-психологическое
измерение духовной жизни общества, может быть положена в основу современной трактовки социального характера. В психоаналитическом подходе происходит отказ от унифицированного представления о мире; он направлен на демистификацию, развенчивание скрытых смыслов, скрывающихся за понятиями «здоровья», «нормальности», «благоразумия» и т.п.; он характеризуется расширенным вниманием к явлениям бессознательного в социальных действиях. Психоанализ в социологии не стремится ставить себя вне локального конкретно-исторического контекста. Его стратегия – это стратегия не «законодательного», а «интерпретативного» разума, ухода от «объективно необходимого». Таким образом, в рамках современной концепции социального характера обнаруживается сильная взаимосвязь элементов постнеклассической науки - постиндустриализма, глобализма и психоанализа, представляющие собой оптимальный комплексный подход.
Описание социально-исторических условий, формирующих современное общество в соответствии со структурой социального характера, является первым шагом в его выявлении. Интегрируя точки зрения на структуру современного общества современных социологов, обобщим его социально-экономические и психо-культурологические характеристики (См. Табл.1)
Таблица 1
Сопоставление
социально-экономических и
характеристик
современного общества
1.Социально- |
2.Психосоциальные характеристики | |
Экономическая сфера (Техносфера) | 1.
Глобализирующаяся экономика. Появление
и распространение ТНК - транснациональных
компаний.
2.
Переход от массового 3. Главный источник прибыли - идеи, а не материальные предметы. 4.
Технологическая инновация 5. Жесткая рыночная конкуренция. 6.
Мобильность капиталов, 7. Освобождение экономики от регулирующего вмешательства политики. 8.
Зависимость экономической |
1. Новая рыночная стратегия 2. Зависимость покупателей от рынка предложения. 3. Цель рынка - привязать покупателя к пропагандируемой реальности. 4. Акцент смещается с основной, на дополнительную пользу продукта - имидж, знак, стиль. 5. Очеловечивание продуктов и рынка - продаются не товары или услуги, а те чувства, которые они вызывают у покупателей. Товары инсценируют реальную жизнь и чувства людей. 6. Отоваривание личности - личность превращается в товар, который она сама же пытается выгодно продемонстрировать и продать. |
Трудовая сфера |
1. Товаризация наемного труда.
2. Взаимное разъединение капитала и труда - краткосрочные контракты, работа без оговоренных гарантий, легкая и быстрая замена работника. 3. Новая система получения богатства, использующая не физическую силу человека, а его умственные способности. 4. Отмирание профсоюзов и борьбы за права трудящихся. 5. Угроза безработицы. |
1. Труд из создания «вещей» превращается
в воздействие людей друг на друга
или на информацию и обратное воздействие
информации на людей.
2. Неопределенность трудовой жизни для людей. Отсутствие уверенности и защищенности в отношении работы, формирование «краткосрочной» трудовой ментальности. 3. Личность продает не столько свои трудовые навыки и профессионализм, сколько искусство социального общения и лояльность. |
Образование |
1. Образование - символический капитал,
является доминирующим статусо- 2. Образование определяет сферу труда и экономики. 3. Происходит специализация знаний, использование информационных технологий. |
1. Быстрое «устаревание» знания,
снижению культурной универсальности.
2. Наиболее распространенным способом получения знаний становятся краткосрочные курсы профессиональной подготовки, семинары 3. Университеты теряют свою ценность и авторитет в системе образования. Роль научного университетского сообщества снижается. |
Социосфера |
1.Рушатся 2.Осуществляется переход от бюрократической иерархии к сетевой организации. 3.Образование межгосударственных, надлокальных институтов. 4. Поляризация и дифференциация общества. |
1. Кризис в традиционных 2. Появление новых форм социальных сообществ |
Политическая сфера |
1. Размывание национальных 2. Разрушение централизованной системы власти, концентрирующейся на государственном уровне. 3. «Мозаичность» демократии, разнообразие групп и движений. 4. Возрастающая тенденция к миграции населения. |
1. Власть над продуктивной деятельностью
отделена от политики - все
политические институты 2. Высокая степень индивидуальности порождает безразличие к политической жизни, отсутствие общих интересов. Дезинтеграция идеи гражданства. 3. Государство утрачивает возможность полноценно и эффективно влиять на способы коллективного существования. |
Инфосфера |
1. Информация становится
2. Возникновение и господство
новых сфер деятельности, связанных
с производством и
3. Технические возможности 4.
Борьба за контроль над |
1. Информационная 2. Информационная манипуляция людьми 3. Превалирование поверхностной, массовой информации в сознании людей |
Телекомуникации |
1. Появление новых цифровых технологий
2.
Внедрение 3.
Уничтожение временных и
4. Повышение роли и социальной
значимости отдельного |
1. Опосредование межличностного общения
новыми Интернет и другими медийными
технологиями
2. Формирование киберпространства и различных форм зависимостей от него 3. Зависимость человека от новых медийных телекоммуникационных средств (Интернет, мобильный телефон и т.п.) |
Культурная сфера |
1. В обществе укоренился |
Психосфера | 1. Фрагментированная жизнь как череда бессвязных событий. 2. Неопределенность и рискованность в жизни людей. Семья перестает служить опорой и безопасным местом для личности. 3. Узы партнерства и дружбы рассматриваются как вещи, которые следует потреблять, а я не производить; они подчиняются тем же критериям оценки, что и все другие предметы с потребления. 4. Безличные отношения между людьми - общение масок. Развитие и распространение к отношений с «отсутствующими другими», удаление от взаимодействия лицом к лицу в результате новых технологических возможностей. 5. Быстрое истощение человеческих отношений, лишение их близости и эмоциональности, угасание желания в них вступать и их поддерживать. 6. Отсутствие идентификации. Индивид должен выбирать свою идентичность среди стратегий и выборов, предлагаемых абстрактными системами. |
Таблица составлена на основе
анализа трудов современных
Таковы в общем виде основные социально-исторические условия, которые находят свое отражение в представленных ниже точках зрения на современный социальный характер. Таким образом, если Э. Фромм соединил теорию индустриального общества с психоанализом, а Д. Рисман сделал первые шаги в направлении применения постиндустриальной теории, то современные исследователи попытались соединить в своих подходах и постиндустриальную теорию, соответствующую современным социальным реалиям, и психоаналитический подход. Предпосылки формирования нового типа социального характера заложены, прежде всего, изменением в содержании социальных норм. Так, У. Бек, рассуждая в терминах концепции общества риска, отмечает, что ≪может статься, мы находимся в начале исторического процесса привыкания к постоянной опасности и чрезвычайному положению≫1. По мнению, 3. Баумана современные нормы вообще утрачивают свое содержание и становятся расплывчатыми настолько, что уже не видна граница между нормой и патологией, в связи с чем возникает такое явление, как ≪террор полной свободы≫, обрекающий людей на страдание и отсутствие каких-либо идеалов. Анализ современных научных трудов социологов и социальных психологов позволяет выделить несколько во многом схожих взглядов на формирующийся в современном обществе тип социального характера. Авторы и предложенные ими названия, характеризующие современную ориентацию социального характера, приведены в Табл. 2.
Таблица 2
Название
современного типа
социального характера |
Автор |
Нарциссический тип (креативный тип) | М. Маккоби, Р. Флорида |
Карнавальный тип | Л. Лангман |
Информационный тип | Т.В Панфилова,Б.Ф.Сикорский |
Ориентированный на себя (Я-Ориентация) | Р. Фанк |
Все указанные в таблице описания современного
социального характера основаны на
традиции, привнесенной в науку Э. Фроммом
и Д. Рисманом. Два исследователя - американский
социальный психолог М. Маккоби и немецкий
психоаналитик и социолог Р. Фанк - учились
у Э. Фромма при его жизни. Два других
исследователя, среди которых российский
ученый, специалист по творчеству Э.
Фромма - профессор Т.В. Панфилова и немецкий
исследователь Л. Лангман, статья которого
опубликована на сайте интернационального
сообщества Э. Фромма, являются его заочными
учениками. Перечисленные авторы фактически
объединены в рамках единой концепции
и имеют много общего между собой: опора
на психоаналитическую социологию, рассмотрение
социального характера в историческом
контексте, в свете глобализационных
изменений, привлечение данных других
гуманитарных наук - истории, философии,
антропологии, культурологии, анализ в
русле постнеклассической науки. Общим
для представленных подходов к современному
социальному характеру, является неоднозначная
позиция исследователей, которые, с одной
стороны, отмечают возрастающую отчужденность
личности, оглупление субъекта, выхолащивание
его активности в современном обществе,
а с другой - выражают надежду на формирование
единой продуктивной, гуманистической
культуры, призванной объединить человечество.
В то же время рассматриваемые трактовки
социального характера отличаются
друг от друга благодаря различным акцентам,
которые делаются тем или иным автором.
Поэтому важно рассмотреть в отдельности
каждый из приведенных подходов с целью
выявления возможности интегрального
взгляда на рассматриваемую проблематику
в современном контексте.
2.2.
Современные трактовки
социального характера
в обществе
М. Маккоби: нарцисснческий тип личности
Исследовательская деятельность М. Маккоби, одного из видных учеников Э. Фромма, почти полностью посвящена практическому применению концепции социального характера. Как отмечает сам американский ученый, его профессиональный интерес определило участие в исследовании социального характера жителей Мексиканской деревни, инициированное Э. Фроммом в 60-70-х годах. Сам Э. Фромм очень высоко оценивал деятельность своего ученика и неоднократно упоминал вклад американского исследователя в те или иные его труды на страницах своих книг. Во главу угла своей трактовки современного социального характера М. Маккоби поставил трудовую деятельность и трудовую организацию общества, которые тесным образом переплетаются с экономическими, социальными и культурными условиями. Если Э. Фромм в основу определения современного социального характера положил рынок, то М. Маккоби главный упор делает на трансформацию экономических организаций и бизнеса. При этом, по его мнению, трудовые установки людей тесно связаны с их личной жизнью и другими социальными ценностями, что позволяет говорить о целостной структуре социального характера. Уникальность разработанного М. Маккоби подхода к интерпретации социального характера заключается в активном применении этой концепции в эмпирических исследованиях и ее практическая результативность и эффективность. Своими исследованиями М. Маккоби не просто опроверг утверждения о несостоятельности понятия социального характера, но и обосновал необходимость его применения, прежде всего в сфере организационного, профессионального бизнес-консультирования. Несмотря на то, что областью применения социального характера в исследованиях М. Маккоби, вопреки традиции, становятся трудовые работники, коллективы и различные компании и организации, ему определенным образом удалось синтезировать два классических подхода Э. Фромма и Д. Рисмана. Результат этого синтеза становится очевидным в ходе дальнейшего анализа работы американского исследователя. Будучи профессиональным организационным бизнес-консультантом, первые признаки появления нового социального характера М. Маккоби заметил среди руководителей высшего звена некоторых наиболее успешных и инновационных компаний в США в 70-х годах. Именно они, по его мнению, способствовали распространению нового типа социального характера. В 1980 г. М. Маккоби провел ряд исследований социального характера в рамках проекта, инициированного институтами федерального правительства США (Bolivar project). В ходе этих исследований были проинтервьюированы работники, менеджеры и союзные лидеры на предмет их отношения к работе и семейной жизни. Масштабы данного опроса позволили М. Маккоби экстраполировать его результаты на западное общество в целом. Старому, уходящему, ≪бюрократическому типу≫ работника и личности, он противопоставил новый ≪интерактивный тип≫. На смену крупным иерархическим и бюрократическим организациям, воспитывающим в людях патерналистские отношения, четкое осознание своей: социальной роли (так называемый изнутри-ориентированный тип, по Д. Рисману) в 70-х годах пришли небольшие лабильные компьютеризированные компании преимущественно в сфере услуг и породили новые ценности - инновацию, интерактивную сетевую работу, гибкость. Полученные М.Маккоби данные во многом пересекаются с результатами исследования Д. Рисмана с той лишь разницей, что первый обнаружил данные типы в трудовой сфере общества и придал большее значение влиянию технологического прогресса на формирование социального характера. Однако М. Маккоби не остановился на достигнутых результатах и продолжил свои исследования. В начале XXI века он социологически обосновал и применил к современному обществу классификацию социальных характеров, созданную 3. Фрейдом и дополненную Э. Фроммом, которая, несмотря на явное заимствование, представляет собой новый, уникальный подход, учитывающий реалии современного общества. Исследование основано на нескольких сотнях интервью, проведенных М. Маккоби с менеджерами компаний, размещенных более чем в 20 странах, включая такие корпорации, как Хьюлетт-Пакард (Hewlett Packard), АйБиЭм (IBM), ЭйТиТи (ATT), Вольво (Volvo), а также ряд крупных организаций в области здравоохранения, федерального правительства и т.п. В настоящее время, по мнению американского ученого, все большую популярность в качестве руководителей крупных компаний и их подразделений приобретает новый тип социального характера, способный смело ломать традиционные правила и установки с целью созидания всевозможных инноваций, так называемый «нарциссический тип личности». М. Маккоби переосмысливает понятие нарциссизма, которое, по его мнению, неверно трактовалось исключительно с негативной стороны, связанной с патологической коннотацией, предложенной 3. Фрейдом. По его мнению, вопрос в данном случае заключается в степени продуктивности нарциссической личности. М. Маккоби предложил следующим образом разделить продуктивные и непродуктивные черты «нового типа»54 (СМ. Табл.3).
Таблица 3
Описание черт «нарциссического» типа М. Маккоби
Продуктивный нарциссист | Непродуктивный нарциссист |
Установка
на «изменение
мира»
и
создания нового смысла |
Не
прислушивается к советам и
рекомендациям |
Независимое
мышление/предпочтение риска |
Чрезмерная
чувствительность к
критике |
Страсть/энтузиазм | Паранойя |
Харизма | Гневливость/чрезмерная |
Ненасытное обучение | Избыточная
склонность к
конкуренции и чрезмерному контролю |
Упорство | Изоляция/одиночес гво |
Готовность
к
угрозам/стрессоустойчивость |
Склонность
к преувеличениям и
обману |
Чувство юмора | Слабое самосознание |
Завышенная
самооценка/Грандиозность |
Таблица
заимствована из книги Vlaccoby М. The Productive
Narcissist. NY Broadway books, 2003 и переведена Араблинской
А.А.
Нарциссический тип личности, как и все остальные типы, предложенные М. Маккоби в рамках его классификации, существует на протяжении всей человеческой истории. Однако его значение возрастает в переломные моменты, когда происходит трансформация социальных институтов и социальных ценностей. Именно в таких условиях развивается современное общество, и нарциссические типы занимают лидирские позиции в обществе, чтобы производить и осуществлять инновационные процессы, и поэтому являются незаменимыми на данном этапе общественного развития. Устоявшаяся модель лидерства, которая работала на протяжении столетий, перестает функционировать в кризисное время, открывая дорогу продуктивным нарциссистам. Продуктивные нарциссисты двигают общество в направлении реформ, идут на оправданный риск, благоволят инновациям во всех отраслях экономики. По мнению М. Маккоби, прогресс в обществе возможен лишь благодаря этим личностям. В качестве исторических примеров руководителей - нарциссистов (как продуктивных, так и непродуктивных) М. Маккоби приводит имена таких людей, как Б. Франклин, Т. Рузвельт, Наполеон Бонапарт, Шарль де Голль, Мао Дзе-Дун, Махатма Ганди и другие. Среди современных представителей данного типа автором приводятся преимущественно западные лидеры крупных компаний, а также руководители страны: Дж. Кларк, Дж. Рокфеллер, Б. Гейтс, Б. Клинтон и другие. В определенном смысле М. Маккоби свойственно спиралевидное представление о типах социального характера: они имеют тенденцию повторяться в истории с изменениями, носящими отпечаток данного времени, захватывая в эту спираль новые типы, создаваемые историей. Весьма созвучно М. Маккоби исследование другого американского социолога - Р. Флориды. Последний выделил появившийся новый тип личности в отдельный социальный класс, названный им креативным классом. «Креативный этос проникает повсюду, от профессиональной культуры до общечеловеческих ценностей и сообществ, изменяя наше представление о себе как об экономических и социальных субъектах, т.е. саму идентичность. ...Представители креативного класса демонстрируют стойкую приверженность индивидуальному своеобразию и самоутверждению»55. В своем исследовании М. Маккоби не ограничивается описанием лишь нарциссического типа. Американский исследователь предлагает следующую общую типологию социального характера, существующую в современном обществе (СМ. Табл. 4).