Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 02:47, доклад
Социология - учение об обществе. Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками. Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа. Социальные общности - это все разновидности социальных образований, которые связаны общими интересами. Социология - это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют. Функции социологии: 1. Познавательная. 2. Прогностическая. 3. Управленческая. 4. Ценностно-ориентирующая человека. 5. Мировоззренческая. 6.Гуманистическая. 7.Планирования.
*8.Системный подход в изучении общества.
Общество – это обособившаяся от природы но тесно связанная с ней часть материального мира, который состоит из индивидов, обладающих волей и сознанием и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Дюркгейм считал общество индивидуальной духовной реальностью, основанную на коллективных представлениях. По Веберу общество это взаимодействие людей, ориентированных на социальные действия людей. Парсенс определял общество как систему отношений между людьми, которая связывает друг с другом определенные нормы и ценности. Следовательно, все вышеназванные социологи рассматривали общество как систему. Такой подход к обществу называют системным.
Системным признаком
общества является целостность, структурированность,
сложность, функциональность и динамизм.
Общество как социальная система это целостное
образование, основными элементами которого
являются люди их связи, взаимодействия
и отношения, которые носят устойчивый
характер. Целостность отражает автономность
системы объектов. Структура общества
обеспечивает его целостность, то есть
сохранять основные свойства при внешних
и внутренних изменениях. Структура –
это совокупность элементов системы, сложность
которой показывает, что общество включает
в себя множество элементов и бесконечное
количество связей между ними. Основные
элементы: люди (ли личности), новые группы,
нации, этносы, государства и т.п. Функциональность
– каждый из элементов общества выполняет
определенную функцию, все функции направлены
на поддержание устойчивости и целостности
общества. Функции каждого элемента системы
удовлетворяют какой-либо общественной
потребности. Динамизм – общество в целом
и отдельно его подсистемы постоянно изменяются,
изменения происходят в каждой отдельной
подсистеме и обществе в целом.
9.Характеристики
основных подсистем
общества.
*10.Понятия общности, социальной группы, малой группы.
В основе соц. групп лежат связи типа взаимодействия, т.е. происходят обмен сопряженными скоординированными действиями (количество членов 2 и более - семья, студенческая группа, круг друзей). Возможно разделение групп по некоторым признакам, с помощью которых члены групп отличают себя от других. Малые группы - те, где происходит прямой контакт, т.е. непосредственное взаимодействие. Большие группы - численно больше, кроме непосредственно личного взаимодействия существует опосредованное солидарное взаимодействие (классовые общности, территориальные общности). Формальные группы - традиционно организованные (КПРФ). Неформальные - с нетрадиционными, неклассическими требованиями (партия любителей пива). Целевые группы - создаются для реализации некоторых целей, присутствует довольно жесткое разделение прав и обязанностей, контроль над исполнением задач. Анализ внутренних связей в группе: 1. У индивида, входящего в ту или иную группу, возникает личная связь со своими партнерами. Индивид оценивает важность, значимость связей с точки зрения решения своих личных проблем. 2. Внутренние связи в группе могут оцениваться с точки зрения укрепления престижа в целом, непосредственно на личных целях индивида это не сказывается. 3. Реакция индивида на взаимоотношение между другими членами группы. 4. Отношение коллег по группе с т. зрения достижений коллектива, т.е. каждый член общности не должен подводить весь коллектив. 5. Отношение с членами других конкурирующих или сотрудничающих общностей с т. зрения личных интересов индивида.
6. Отношение
с членами других групп, но
уже с т. зрения интересов всей
группы, к которой принадлежит индивид.
7. Отношения индивида с членами своего
коллектива перед представителями других
конкурирующих групп. (1,3,5 - парные связи;
2,4,6,7 - связи, которые развиваются только
в общности, они существуют для сохранения
всех преимуществ, получаемых индивидом
не от одного партнера, а от всей общности).
Малая группа - люди собраны вместе по
роду деятельности, объединены по ситуации.
*11.Понятие культуры, ее роль в обществе.
Культура
– это вся система созданных
в обществе материальных и духовных
ценностей. Материальные ценности общества:
жилища, предметы быта, средства производства,
храмы, библиотеки и книги, картинные галерей
и т.д. Духовные ценности общества: знания
и язык, социальные нормы (формальные и
неформальные), мифы и религия, искусство.
Функции культуры: 1.Образовательная –
состоит в том, что приобщаясь к культуре
человек овладевает накопленными знаниями,
языками, учится понимать литературу и
искусство, приобретает опыт самостоятельного
творчества и эрудицию. 2.Воспитательная
– люди учатся жить в обществе, постигают
искусство общения и взаимодействия друг
с другом, активно усваивают социальные
нормы и ценности. 3.Регулирующая – культура
определяет рамки приемлемого поведения
в обществе, регулируя тем самым совместную
жизнь людей. 4.Объединяющая – обеспечивает
целостность общества, сплачивает людей,
создает у них чувство общности, сознание
принадлежности к единой нации, к одной
конфессии или к одной социальной группе.
Элементы культуры: материальные (артефакты),
духовные. Культура включает понятийный
аппарат, развиваемый в языке, отношения
между понятиям и правила регулирующие
поведение людей на основе ценностей.
Структура культуры: Ценности - социально
одобряемые представления о добре , красоте
и справедливости. Ценности представляют
также разделяемые многими людьми представления
относительно целей, к которым нужно стремится.
Социальные нормы - образцы правильного,
проявляющиеся в привычках (установившихся
стереотипах поведения в ситуациях) , манерах
(внешних формах поведения), этикете (культурном
комплексе манер, привязанном к определенным
действиям и соц. группам и имеющего символический
смысл), обычаях (порядке поведения в форме
культурного комплекс функционирующего
на основе традиции - привычек и обычаев,
переходящих из поколения в поколение)
и законов (норм или правил оформленных
решением властных органов). Культурные
универсалии - культурные нормы, ценности,
правила, традиции, которые присущи всем
культурам независимо от географического
положения, исторического времени и общественного
устройства. Примеры: возрастная градация,
спорт, календарь, гигиена, ношение одежды,
нательные украшения, ухаживание, танцы,
гадания, разделение и кооперация труда,
запрет кровосмешения, юмор, язык и т.д.
Элементы культуры, функционирующие как
единое целое, называют культурными
комплексами (примеры: стадион, винопитие,
университет и т.д.). Культурное наследие
- часть материальной и духовной культуры,
созданная прошлыми поколениями и
активно используемая последующими поколениями.
Образ жизни - часть культуры, характеризующая
жизнь настоящего поколения или социальной
группы. Каждая культура может быть понята
лишь в собственном контексте, элементы
которой неотделимы друг от друга и функционируют
как целостность, обуславливая своеобразие
данного общества и его общие черты с другими
обществами. Архетипы - структура коллективного
бессознательного, обесславливающая
определенные предрасположенности развития
индивида. Архетипы - результат исторического
развития человека и этносов отражающих
особенности начального этапа этногенеза
и культуры “родительских” этносов. Архетипы
недоступны непосредственному наблюдению
и проявляют себя в языке, фольклоре, мифологии,
верованиях, социальных нормах и т.д., то
есть в культуре. Структура архетипа проявляет
себя также в особенностях психической
организации индивида: экстра или интровертности
мышления, импульсивности или планомерности
действий, объективной или этической направленности
оценочных суждений, конкретной или
иррациональной направленности действий
*12.Основные формы культуры. Субкультура.
В зависимости
от того, кто создает культуру, каков ее
характер и кому она адресована выделяют
три основные формы: 1.Элитарная (высокое
искусство, серьезная литература) адресована
узкому кругу любителей. 2.Народная культура
(народное творчество, фольклор). 3.Массовая
культура. Разновидности культуры: 1.Доминирующая
культура (содержит культурные универсалии
всего общества (русский язык). 2.Субкультура
(часть общей культуры, присущей отдельным
социальным группам, отражает особые ценности
данной части общества). 3.Контркультура
(альтернативная культура, противостоящая
господствующим ценностям).
*13.Понятие и основные функции социальных институтов.
Социальный
институт - это совокупность лиц
и учреждений, снабженными определенными
материальными средствами и осуществляющие
конкретную социальную функцию. Виды социальных
институтов: экономика, политика, культура,
мораль, искусство, идеология, семья, наука,
образование и т.д. Характерные черты социальных
институтов: устойчивая организованная
форма деятельности людей, каждый социальный
институт связан многообразными отношениями
(прямые и косвенные, структурные и функциональные)
с другими социальными институтами, без
которых нормально существовать не может,
социальные институты упорядочивают поведение
людей, однажды возникший социальный институт
стремится себя развивать и работать на
самого себя. С одной стороны это способствует
к стабилизации, а с другой к торможению,
ситуация, когда социальный институт не
справляется со своей функцией - называется
дисфункцией.
*14.Семья как социальный институт.
Семьей называется
основанное на кровном родстве, браке
или усыновлении объединение
людей, связанных общностью быта
и взаимной ответственностью за воспитание
детей; члены семьи часто живут
в одном доме. Функции семьи: репродуктивность,
хозяйственно-потребительская, воспитательная,
восстановительная. Социологи и антропологи
сравнивают семейную структуру в разных
обществах по 6 параметрам: форме семьи,
форме брака, образцу распределения власти,
выбору партнера, местожительства, а также
происхождению и способу наследования
имущества. Форма семьи. Термин "родство"
означает совокупность социальных отношений,
основанных на некоторых факторах. К ним
относятся биологические связи, брак и
правовые нормы, правила, касающиеся усыновления,
попечительства и т.п. В общей системе
родственны отношений существуют 2 основных
типа семейной структуры: нуклеарная семья
состоит из взрослых родителей и детей,
которые от них зависят. Расширенная семья
включает нуклеарную семью и многих
родственников. Форма брака. Брак между
1 мужчиной и несколькими женщинами
называется полигамией; брак между 1 женщиной
и несколькими мужчинами получил название
полиандрии. Еще одной формой является
групповой брак - между несколькими мужчинами
и несколькими женщинами. Типы властных
структур. Большинство семейных систем,
при которых расширенные семьи считаются
нормой являются патриархальными. Этот
термин обозначает власть мужчин над другими
членами семьи. Такой тип власти считается
общепринятым и часто узаконенным. При
матриархальной семейной системе власть
по праву принадлежит жене и матери. Такие
системы встречаются редко. В последние
годы произошел переход от патриархальной
к эгалитарной семейной системе. Это гл.
образом обусловлено увеличением числа
работающих женщин во многих индустриально-развитых
странах. При такой системе влияние и власть
распределяется между мужем и женой почти
в равной мере. Предпочитаемый партнер.
Правила, регулирующие браки вне определенных
групп (например, семей или кланов), являются
правилами экзогамии. Наряду с ними существуют
правила эндогамии, предписывающие заключение
брака внутри определенных групп. Правило
выбора местожительства. В США большинство
молодоженов предпочитают неолокальное
местожительство - это значит, что они
живут отдельно от своих родителей. В обществах,
где нормой является патрилокальное местожительство,
новобрачная уходит из семьи и живет в
семье мужа или поблизости от дома его
родителей. В обществе, где нормой является
матрилокальное местожительство, молодожены
должны жить с родителями невесты или
поблизости от них. Родословная и наследование
имущества. Существует 3 типа систем определения
родословной и правил наследования собственности.
Наиболее распространенной является родословная
по мужской линии, где основные родственные
связи существуют между отцом, сыном и
внуком. В некоторых случаях родство определяется
по женской линии. В нашем обществе нашла
распространение семейная система, основанная
на двусторонней родословной.
*15.Типология семейных структур.
В зависимости
от характера супружества, родит., родства
бывают следующие типы семьи: моногамные
(1М+1Ж), полигамные (1М+неск.Ж), полиандрные
(1Ж+неск.М). По расп. Власти в семье: патриарх,
матриарх, эгалитарные. По выбору места
жительства: патрилокальные, матрилокальные,
неолокальные. По форме семьи: 1.нуклеарные
(из 2 поколений родителей и детей, состоящих
в браке). 2.расширенная (из 2 и более) 3.репродуктивная
(с несовершеннолетними детьми) 4.неполная
семья 5.повторная 6.бездетная семья=семейная
группа 7.малодетная семья (1,2 ребенка)
8.среднедетная (3,4 ребенка) 9.многодетная
(5 и более детей). Современные формы семьи:
1.незарегистрированный брак 2.пробный
брак (огран. по времени) 3.прерв. брак 4.встречающаяся
семья (зарегистрированы, но живут раздельно)
5.детские браки 6.свингерство 7.шведская
семья.
*16.Семья как малая группа. Жизненный цикл семьи.
Жизненный цикл
семьи – совокупность семейных событий
повторяющихся от поколения к поколению.
Все события этого цикла связаны с триединством
(супружество, родительство, родство).
Стадии: 1.Предродительство (от заключения
брака до рождения первого ребенка). 2.Социализационное
родительство. 3.Репродуктивное родительство
(от рождения первого до рождения второго
ребенка) 4.Прародительство (от рождения
последнего ребенка до естественного
распада семьи). Объективные условия жизни
семьи: 1.Социально-экономические: уровень
развития сферы обслуживания, жилищного
строительства, развития сети дошкольных
и школьных учреждений, реальные доходы
населения, развитие системы здравоохранения
и медобслуживания, социальные гарантии.
2.Социокультурные: нормы семейных отношений,
способы хранения социальной информации
знаний о семье. 3.Экологические: естественно
географическая среда проживания семьи,
мера урбанизации, санитарно-гигиенические
условия. 4.Демографические: темпы прироста
населения, миграционные процессы. Субъективные
условия жизни семьи: общее состояние
сознания людей, особенности супружеских
взаимоотношений, отношение к окружающим,
“образ мысли семьи”.
*17.Социальная стратификация и социальная мобильность.
Социальная стратификация - совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности бедных, зажиточных, богатых. В социологии известны 4 главные формы стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества и последний - открытые.
Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещение из одной страты в другую никак официально не ограничены. Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему нужно родиться еще раз. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот. В Индии 4 основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшьи (купцы), шудры (рабочие и крестьяне). Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или юридическими законами, и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, профессий, чинов. Государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием. Класс (в широком значении) - большая социальная группа людей, владеющих, либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода. В узком значении класс - любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем.
Люди стремятся
изменить свое положение в обществе.
Иметь большее богатство, доход,
власть и престиж. Социальная мобильность
- изменение социального положения людей.
Различают: демографическую, географическую
и социальную, индивидуальную и групповую,
внутрипоколенную и межпоколенную, вертикальную
и горизонтальную, восходящую и нисходящую.
Изучение социальной мобильности было
начато П. Сорокиным. Он писал: "Под социальной
мобильностью понимается любой переход
индивида или социального объекта (ценности)
т.е. всего того, что создано или модифицировано
человеческой деятельностью, из одной
социальной позиции в другую. Существуют
два основных типа социальной мобильности:
горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной
социальной мобильностью, или перемещением,
подразумевается переход индивида или
социального объекта из одной социальной
группы в другую, расположенную на одном
и том же уровне. Под вертикальной социальной
мобильностью подразумеваются те отношения,
которые возникают при перемещении индивида
или социального объекта из одного социального
пласта в другой. В зависимости от направлений
перемещений существует два типа вертикальной
мобильности: восходящая и нисходящая,
т.е. социальный подъем и социальный спуск.
Социальная мобильность может быть двух
видов: мобильность как добровольное перемещение
или циркуляция индивидов в рамках социальной
иерархии; и мобильность, диктуемая структурными
изменениями.