Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:33, реферат
Нам представляется, что социально-философская ориентация задает общие мировоззренческие "рамки" развертывания общесоциологической теории. Эту теорию еще надлежит разработать, используя все ценное, что добыто мировой социологической наукой. Кризис марксистской социологии попал в "резонанс" с кризисом, переживаемым мировой социологией. Ни одна из классических социальных теорий прошлого века (Маркс, Вебер, Дюркгейм) не является адекватной и тем более универсальной в объяснении социальных процессов новой глобальной цивилизации.
Структура социологического знания
.
Структура социологического знания
Нам представляется,
что социально-философская
Другой выход из кризисного положения — это создание некоторой метатеории, включающей инварианты классики прошлого века, и разработку новой "глобальной теории". Ее основы: а) целостно-системный подход к пониманию общества и глобального социума; б) принцип историзма и многофакторности в объяснении социальных изменений, где разные подсистемы общественного целого (техника и технология, производительные силы; социальная морфология, т. е. социальные институты, социальная структура; культура как система ценностей общества и нормативных образцов повседневной деятельности) выполняют на разных стадиях общественного развития РАЗНЫЕ функции, доминируют или оказываются в субдоминанте; в) признание решающей роли в процессе социальных изменений активности социального субъекта.
Дальнейший прогресс социологической
науки как целостной и
9 В конце 40-х американский социолог Р. Мертон выдвинул идею разработки так называемых теорий среднего уровня, которые должны опираться на обобщения фактических данных и развитие которых, в свою очередь, может привести к построению теорий более высокого уровня, вплоть до макросоциологической [350. С. 66—68]. Г. М. Андреева и В. А. Ядов возражали, что "связывание" теорий среднего ранга в единую систему не может производиться иначе, как на основе некоторых общих принципов, которые не выводятся индуктивным путем, но являются результатом социально-философского анализа [5. С. 232— 234; 98. С. 19—81]. Этот аргумент я считаю и сейчас вполне основательным.
Эмпирическая база социологического
знания представляет собой сгруппированные
и обобщенные социальные факты, рассматриваемые
под углом зрения различных теоретических
подходов. Например, многочисленные обобщения
наблюдений и исследований динамики
выбора молодежью профессий и
жизненного пути становятся эмпирической
основой обобщений в рамках социологии
молодежи, социологии труда и профессий,
социологии личности, социологии социальной
структуры и мобильности
Далее, взаимосвязь теории
и эмпирического знания имеет
не только онтологический аспект (отражение
сущностей разного порядка), но и
аспект гносеологический, связанный
с самим процессом познания. Здесь
границы теоретического и эмпирического
оказываются крайне условными, так
как теория включается в процесс
эмпирического исследования на всех
его стадиях и на всех уровнях
теоретического обобщения — от философских
принципов и понятий
Самое же интенсивное
проникновение теории в
Например, взаимодействие между людьми может быть истолковано под углом зрения взаимовыгоды его участников (модель обмена с оценкой затраченных ресурсов и вознаграждения — Дж. Хоуманс). Тот же процесс поддается истолкованию в иной теоретической парадигме — как взаимодействие, опирающееся на общие для его участников смыслы их взаимных реакций: высказываний, поступков, жестикуляции (символико-инте-ракционистский подход — Дж. Мид). Почему бы не интерпретировать те же факты взаимодействия в понятиях ролевой теории личности? С этой позиции мы должны характеризовать статусы участников взаимодействия (например, подчиненного и его шефа, начальника), каковые предписывают каждому особые функции — роли.
Какую именно теоретическую модель разумно принять за исходную, зависит от многих причин, в числе которых не последней является общетеоретическая ориентация исследователя и целевая установка исследования — теоретико-познавательная или практически-прикладная.
Можно заключить, что социологическая теория "выстраивается" в систему знания разной степени общности, причем высшие ее уровни задают определенные концептуальные границы и логику построения связей между ведущими понятиями более низкого уровня. Здесь, однако, остается немало трудных и далеко нерешенных методологических проблем.
Одна из них — вопрос о расчленении социологии на фундаментальную и прикладную. Если в естественнонаучном знании, скажем в физике, практическое использование фундаментальных законов для развития новой технологии или получения новых материалов непременно предполагает специальные разработки, далее на их основе — инженерное проектирование, то в применении социальных знаний к практике социального регулирования дело обстоит существенно сложнее.
Теория общественного развития, социальных изменений является "прикладной" уже в фундаментальных ее положениях, так как непосредственным образом влияет на практику разработки долгосрочных социальных программ, исходя из прогноза социальных изменений в обществе.
Примером приложения социологического знания к анализу макросоциальных процессов может быть использование теорий модернизации социальных систем в применении к судьбам нашей перестройки и "постперестройки".
Н. Ф. Наумова делает попытку
рассмотреть процессы реформ под
углом зрения теорий модернизации общества,
переживающего кризисное
Однако возникает
Значит, первый признак теории менее высокой общности — это специфичность и ограниченность рассматриваемых областей социальной жизни.
RedTram Goods
Вторая их особенность в том, что закономерности, которые вскрываются в рассматриваемых областях социальной жизни, должны формулироваться в виде вероятностных утверждений. Например, в специальной теории формулировка закономерности отношения людей к труду будет иметь вид: при таких-то условиях с такой-то вероятностью можно ожидать такие-то пропорции (или связи) типов доминирующего отношения к труду. Притом мы указываем, каковы общетеоретические основания этого утверждения и как они согласуются с опытными данными социологических обследований.
Третья особенность
В рамках социального управления для решения постоянно возникающих новых общественных проблем, которые не могут быть "логически выведены" из теоретических положений, но являются следствием многообразных взаимодействий экономических, социальных, культурных, политических факторов, необходим глубокий анализ конкретной социальной ситуации, особенностей развития и функционирования разнообразных социальных общностей, социальных институтов, организаций, групп, отношений между ними с тем, чтобы, во-первых, уточнить прогнозы социальных изменений и, во-вторых, определить наиболее эффективные способы регулирования социальных процессов.
Решение такого рода задач составляет предмет исследований прикладной социологии в более узком смысле [65. С. 14].
Итак, социология представляет собой разветвленную систему знания. Она включает общую теорию о становлении, развитии, изменениях и функционировании социальных общностей разного уровня и об отношениях между ними, исследует массовые социальные процессы и типические социальные действия людей; со-циология включает в свой предмет отраслевые и специальные социологические теории, имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей теорией, еще более специализированные прикладные разработки частных социальных проблем, нуждающихся в практическом решении в данных особых условиях социальной действительности. Социология как система знания опирается на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения связываются воедино на базе фундаментальных принципов истолкования социальных процессов в отдельных обществах и человеческой цивилизации как целого миропростран-стпва, находящихся в постоянном изменении вследствие деятельной сущности социальных субъектов.
КАТЕГОРИЙ ОБРАЗА ЖИЗНИ
Федосеева Н.А.
PDF (149 K) | стр. 93-95
Удовлетворенность жизнью
- интегральный показатель, в котором
обобщаются такие
Образ жизни включает три категории: уровень жизни, стиль жизни, качество жизни.
Уровень жизни - это степень удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей (в основном это экономическая категория).
Стиль жизни - поведенческая особенность жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается личность (социально-психологическая категория).
Качество жизни (международная аббревиатура понятия «качество жизни» - Quality of Life - QOL) характеризуется комфортом в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория).
Как правило рассматривается четыре ценностных аспекта качества жизни (QOL):
физическое QOL: мобильность, здоровье, соматический комфорт, функциональный параметры и т.д.;
психическое QOL: удовлетворенность, покой, радость и т.п.;
социальное QOL: семейные, культурные, рабочие, экономические отношения;
духовное QOL: смысл жизни, цели, ценности, метафизически-религиозные отношения.
Здоровье. В формулировке
Всемирной организации
Здоровье рассматривается
как динамичный показатель