Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 02:47, доклад
Социология - учение об обществе. Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками. Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа. Социальные общности - это все разновидности социальных образований, которые связаны общими интересами. Социология - это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют. Функции социологии: 1. Познавательная. 2. Прогностическая. 3. Управленческая. 4. Ценностно-ориентирующая человека. 5. Мировоззренческая. 6.Гуманистическая. 7.Планирования.
*18.Специфика социальной структуры советского и российского общества.
В периоды
острых социальных катаклизмов, коренного
изменения социально - политических
структур может произойти почти
полное обновление высших эшелонов общества.
Так революционные события 1917г. привели
к низвержению старого правящего класса
и быстрому подъему на государственно-политический
Олимп новых социальных слоев, с новой
культурой и мировоззрением. Такая кардинальная
замена социального состава высшего слоя
общества протекает в обстановке крайнего
противостояния, жесткой борьбы и является
очень болезненной. Период смены политической
и экономической элиты переживает Россия
и в настоящее время. Класс предпринимателей,
опираясь на финансовый капитал, неуклонно
расширяет свои позиции именно как
класс, претендующий на право занимать
верхние этажи социальной лестницы. Одновременно
с ним поднимается новая политическая
элита, взращенная соответствующими партиями
и движениями. И этот подъем происходит
как путем вытеснения старой номенклатуры,
обосновавшейся у власти в советский период,
так и путем обращения части последней
в новую веру, т.е. путем ее перехода в состояние
либо новоявленного предпринимателя,
либо демократа. Экономические кризисы,
сопровождающиеся массовым падением
уровня материального благосостояния,
ростом безработицы, резким увеличением
разрыва в доходах, становятся первопричиной
численного роста наиболее обездоленной
части населения, всегда составляющей
основание пирамиды социальной иерархии.
В таких условиях перемещение по нисходящей
линии охватывает не одиночек, а целые
группы: работников нерентабельных предприятий
и отраслей, некоторые профессиональные
группы. Опускание социальной группы может
быть временным, а может приобретать устойчивый
характер. В первом случае положение социальной
группы выправляется, она возвращается
на привычное место по мере преодоления
экономических трудностей. Во втором -
нисхождение оказывается окончательным.
Группа меняет свой социальный статус
и начинается сложный период ее адаптации
к новому месту социальной иерархии. Итак,
массовые групповые перемещения по вертикали
связаны, во-первых, с глубокими серьезными
изменениями в социально- экономической
структуре общества, обусловливающими
появление новых классов, социальных групп,
стремящихся к завоеванию соответствующего
их силе и влиянию места в социальной
иерархии. Во - вторых, со сменой идеологических
ориентиров, системы ценностей и норм,
политических приоритетов. В этом случае
наблюдается движение наверх тех политических
сил, которые смогли уловить изменения
в умонастроениях, ориентация и идеалах
населения. Происходит болезненная, но
неизбежная смена политической элиты.
Перемещение в экономической, политической
и профессионально - статусной иерархии
происходят, как правило, одновременно
или с небольшим разрывом во времени. Причины
этого во взаимодействии факторов, их
вызывающих: изменения в социально - экономической
структуре предопределяют сдвиги в
массовом сознании, а появление новой
системы ценностей открывает дорогу
для легитимации социальных интересов,
запросов и притязаний ориентирующихся
на нее социальных групп. Так, осуждающе
недоверчивое отношение россиян к предпринимателям
начало меняться в сторону одобрения,
и даже надежды, связываемой с их деятельностью.
Особенно ярко эта тенденция, как свидетельствуют
социологические опросы, проявляется
в молодежной среде, менее связанной с
идеологическими предрассудками прошлого.
Поворот в массовом сознании предопределяет
в конечном итоге молчаливое согласие
населения с возвышением класса предпринимателей,
с его приходом на высшие социальные ступени.
*19.Основные тенденции стратификационных изменений в современной России.
Процессы расслоения в современном российском обществе можно понять и объяснить во всем объеме, только учитывая исторически действующие в нем механизмы слоеобразования. Эти механизмы в немалой степени определялись характером русской культуры, а на этапе ее становления - самим местом расселения восточнославянских племен между западноевропейской цивилизацией и цивилизациями Востока. Так, географическое положение страны, растянутость и низкое качество коммуникаций, редко расположенные городские центры в узлах связей, их уязвимость - все это сказывалось на темпах накопления, способах сохранения социокультурного фонда, влияло на конкретные формы перераспределения социальной энергии и культурного ресурса. Следует учитывать влияние на расслоение и инокультурного опыта. В настоящее время за исторически короткий отрезок времени в обществе резко поляризовались богатые и бедные слои. Наиболее дестабилизирующим фактором для стратификационных процессов является разрастание численности маргинальных слоев: безработных, лиц без определенных занятий и местожительства, беженцев, а также участников преступных группировок. Разрушение привычных форм организации труда, быта, а также культурных норм и ценностей обуславливает появление большого числа людей, утративших прежний социальный статус, а поэтому отчаявшихся, отказавшихся от нравственных принципов поведения.
Историческое
развитие российского государства
консервировало в обществе военно-имперский,
временами репрессивный, характер социальных
связей с чрезвычайно слабо
*20.Личность в структуре общества.
В социологии используется несколько терминов отношения к человеку: индивид, личность, индивидуальность. Индивид – представитель рода человеческого, имеющий качества, присущие всем людям (единица измерения человека). Личность – это человек с такими психологическими характеристиками, которые социологически обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и для окружающих. Индивидуальность – это сочетание индивидуальных и личностных черт человека, которые отличают его от других людей. Личность характеризуют следующие элементы: мотивация, способности, темперамент, характер, эмоции и чувства, воля.
Личность - совокупность
социально-значимых черт сформированных
обществом. В человеке слиты воедино биологические,
психологические и социальные качества.
1.Направленность личности: потребности:
биогенные (еда, жилище, секс), безопасность,
потребность в самоутверждении, потребность
в саморазвитии (самореализации); мотивы
поведения; цели человека; ценностные
ориентации; иные установки человека;
интересы личности; убеждения; идеалы.
Все это формируется воспитанием и социальным
общением. 2.Жизненный опыт личности: умения;
навыки; привычки. Социальное играет здесь
главенствующую роль и формируется через
обучение. 3.Особенности психический процессов:
чувства; восприятие; мышление; память;
воля. Социальность может наложить отпечаток
на психические процессы, изменить их
через тренировку. 4.Биологические свойства:
строение тела; патологические свойства
в строении тела; темперамент (тип нервной
системы); половые и возрастные свойства.
Понятие “человек” используется для
обозначения всеобщих, присущих всем
людям способностей, отличающих нас от
животного мира. Индивид - единичный представитель
человеческого рода, носитель социальных
и психических черт. Его характеристиками
являются такие признаки, как пол, возраст,
раса, статус, роль. Что бы отразить
совокупность целостных психических
и культурно исторических особенностей
индивида, используют понятие “личность”
- ее характеристиками в социологии
являются - активность, мотивы,
ценности, культура, архетип. Социология
чаще оперирует понятием “индивид”.
Эта традиция сложилась в рамках классической
социологии Э.Дюркгейма. Еще М. Вебер заметил,
что такой подход явно не достаточен. Однако
понимание личностного у Вебера ограничивалась
выделением специфических мотивов
и основанных на них - типах действий.
Парсонс сделал еще один шаг вперед
- ввел в социологию понятие “ценности”
и ”культуры” - как атрибута личностного.
Методологические проблемы рассмотрения
“личностного” в социологии, как заметил
П. Монс, имеют корни в подходах к рассмотрению
категории “свободы”: Если человек свободен
(“лодки на поверхности моря”) и его
действия определяются только интенциями
его психики, то социология тереяет свой
предмет - сводится к психологии. Если
человек не свободен (“движение по аллеям
парка”), а его действия определяются
действием общих законов, в частности
культурных или экономических детерминант,
то социология теряет свой объект, человека
как субъекта социальных отношений - сводится
к культурологии или экономической теории.
Синтез этих направлений возможен
на пути признания следующих концептуальных
положений: объективные пределы свободы
определяются интенциями видения и мотивов
личности, задаваемых культурой. Иначе:
человек не может видеть или стремиться
к чему-то, что не представлено в его сознании
как ценность. Кроме того, личностное не
является врожденным, врожденны только
предпосылки развития человека в личность
(феральные люди). Вне культуры человек
утрачивает способность к личностному
бытию - превращается в “животное”. Культура
же не может быть представлена вне ее носителя
- как личностного субъекта. Это означает,
что процесс усвоения культуры отнюдь
не напоминает запись программы в вычислительную
машину. Ценности и культурные нормы изначально
воспринимаются в смыслах личности их
носителя. Личность же является феноменом
психического, включая и бессознательное.
Основным фактором трансформации культуры
являются содержания коллективного бессознательного
- архетипы, на базе которого вырастает
конкретный культурный архетип и культура.
В результате “аллеи парка” превращаются
в “извилистые русла рек”.
*21.Понятия социального статуса и социальной роли.
В социологии
имеется несколько тенденций
в решении социологического подхода,
две из них прямо противоположны.
Одна тяготеет к абсолютизации биологического
начала в жизни человека, а значит,
и в понимании социальной жизни, социального
как явления. Другая противоположна, для
нее характерен полный отрыв личности
от природного начала. В понимании человека,
а вместе с тем и в понимании социального
как явления в рамках этой традиции наблюдается
стремление изолировать, далеко развести
социальное и природное в человеке и обществе.
Ролевая концепция личности - концепция,
отождествляющая жизненные ситуации с
игрой и сводящая деятельность человека
к разыгрыванию определенных стандартных
ролей в стандартных ситуациях. Различают
два типа социальных ролей - конвенциальные
и межличностные. Первые означают предписанный
образец поведения, которое ожидается
и требуется от человека в данной ситуации.
Вторые определяются взаимодействием
людей друг с другом. Статусная концепция
личности. Социальный статус - это соотносительное
положение (позиция) индивида или группы
в социальной системе. В зависимости от
того, занимает человек данную позицию
благодаря наследуемым признакам (раса,
социальное происхождение) или благодаря
собственным усилиям (образование, заслуги),
различают соответственно "предписанный"
и "достигаемый" статусы. Понятие
социального статуса характеризует место
личности в системе общественных отношений,
ее деятельность в основных сферах жизни
и, наконец, оценку деятельности личности
со стороны общества, выражающуюся в определенных
количественных и качественных показателях
(зарплата, премии, награды, звания, привилегии),
а также самооценку, которая может совпадать
с оценкой общества или социальной группы.
Современное общество основывается на
широком разделении труда и функций людей
в процессе общественного воспроизводства.
В соответствии с этим они различаются
по месту, которое они занимают в обществе.
Это различие фиксируется в понятии статус.
Статус обобщенная характеристика. В современном
обществе оно охватывает профессию, экономическое
и политическое положение, демографические
признаки человека. Каждому статусу предписаны
определенные права и обязанности. Эти
права и обязанности могут носить формальный
(нормативно установленный) или неформальный
характер. Для каждого человека характерен
определенный набор статусов. Наиболее
характерный статус человека, выделяющий
его от других людей - называется главным
статусом. Статус человека в котором он
рожден - называют приписываемым статусом.
Биологические характеристики - отражаются
в понятии прирожденный статус. Человек
имеет множество статусов, однако его
реальное поведение характеризуется определенным
набором ролей. В результате возникает
статусный диапазон в рамках которого
варьирует поведение человека. Ранг статуса
- положение статуса относительно других,
сложившееся в обществе. Статусные символы
- знаки отличия - одежда, язык, жесты, манера
поведения, уровень дохода Для каждого
статуса характерно определенное видение
мира. Совокупность функционально однородных
статусов образуют социальную группу.
В узком смысле слова статусом человека
считается его место, как представителя
большой социальной группы. Кроме этого
различают понятие личный статус -
положение человека в малой группе, характеризуемое
его личными качествами. Для каждого статуса
характерны определенные социальные роли
- способы выполнения функций, связанных
со статусами или определенные модели
поведения. Статусы всегда связаны между
собой благодаря ролям. Совокупность статусов
- образует социальную структуру общества.
Статусы и роли функционируют в культуре.
Их конкретное наполнение всегда связано
с ценностями и нормами принятыми в
обществе. Таким образом, и социальная
структура имеет конкретное культурное
наполнение.
*22.Социализация личности: основные этапы, агенты и институты.
Социализация – это процесс усвоения индивидом норм и правил поведения, принятых в обществе. Это двухсторонний процесс, включающий в себя с одной стороны усвоение индивидом социального опыта с помощью вхождения в социальную среду, в систему связей и отношений, с другой стороны – процесс активного воспроизводства принципов системы социальных связей с помощью активной деятельности. Основные этапы социализации: дотрудовой (детство, юность), трудовой (зрелый возраст), послетрудовой (пожилой возраст). Составные части процесса социализации: обучение (приобретение новых знаний), воспитание (воздействие духовной сферы на поведение), взросление и возмужание (процессы психического и физиологического становления организма). Проводники социализации: социальные институты, посредники, культура. Агенты и институты социализации. Агентами являются конкретные люди, отвечающие за обучение культурным нормам и за освоение социальных ролей. Институтами социализации являются учреждения социального образования. Социализация бывает первичная (родители, близкие, родственники, учителя, друзья, сверстники) и вторичная. Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в детстве и юности. Вторичная охватывает вторую половину жизни. Десоциализация – отучение от старых ролей, норм, ценностей. Ресоциализация – обучение новым ролям, нормам взамен утерянных или недостаточно усвоенных.
Факторы социализации:
система образования; среда сверстников,
круг друзей; произведения искусства,
литературы; СМИ; политические институты
(государство, партия); отдельные экономические
и политические события; отдельная выдающаяся
личность. Социализация - это не однонаправленный
процесс. Социализация осуществляется
через деятельность, общение и развитие
самосознания. Под социализацией понимают
процесс накопления людьми опыта и социальных
установок соответствующих определенным
социальным ролям. Выделяют начальную,
охватывающую период детства и юности
и продолженную социализацию. Процесс
начальной социализации достигает определенной
степени завершенности при достижении
личностью социальной зрелости, характеризуемой
достижением интегрального социального
статуса. Достижение последнего обычно
предполагает: умение распоряжаться
деньгами независимо от других, возможность
обеспечивать себя средствами к существованию,
проживание отдельно от родителей,
самостоятельность в выборе образа
жизни. Выделяют первичную и вторичную
социализацию. Первичная социализация
направлена на освоение межличностных
ролей и отношений, вторичная - социальных
ролей и отношений. Социализация проходит
этапы, совпадающие с жизненными циклами,
связанными с изменением социальных ролей
и приобретением новых статусов. В связи
с этим часто выделяют следующие этапы:
детство, отрочество, юность, зрелость
и старость. Социализация - процесс, который
идет всю жизнь, но наиболее интенсивно
он идет в детские и юношеские годы.
Отклонение в социализации принято называть
девиацией: формы негативного поведения
лиц, сферу нравственных пороков, отступление
от норм морали и права. К основным формам
девиантного поведения относят правонарушения,
пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийства.
Процесс социализация таким образом -
есть процесс включения человека в
деятельность соответствующих институтов.
Институты, группы и отдельных людей,
которые оказывают значимое влияние на
социализацию, называют агентами социализации.
На каждом этапе жизненного пути выделяются
свои агенты социализации. 1.В младенческий
период главными агентами социализации
являются родители или люди постоянно
заботящиеся и общающиеся с ребенком.
2.В период от трех до восьми лет количество
агентов социализации быстро растет. Кроме
родителей ими становятся друзья, воспитатели,
другие люди окружающие ребенка. Кроме
этого в процесс социализации включаются
средства массовой информации. Особую
роль среди них играет телевидение.
В ряде работ показано, что роль телевидения
растет по мере роста ребенка, к 8-12
годам часто вытесняя влияние родителей
и сверстников. Телевидение способствует
формированию ценностных ориентаций,
притязаний, ролевых моделей поведения.
3.Исключительно важным в процессе социализации
является период от 13 до 19 лет. В этот
период начинает формироваться отношение
к противоположному полу, возрастает агрессивность,
стремление к риску, независимости
и самостоятельности. Важным в этот период
является: изменение роли агентов социализации,
изменение в ценностных ориентациях, включая
существование параллельных систем ценностей,
усиление восприимчивости к негативным
оценкам окружающих, несовпадением между
уровнем социальных притязаний и низким
социальным статусом, противоречием между
усилением ориентации на самостоятельность
и усиливающейся зависимостью от родителей.