Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 02:47, доклад
Социология - учение об обществе. Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками. Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа. Социальные общности - это все разновидности социальных образований, которые связаны общими интересами. Социология - это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют. Функции социологии: 1. Познавательная. 2. Прогностическая. 3. Управленческая. 4. Ценностно-ориентирующая человека. 5. Мировоззренческая. 6.Гуманистическая. 7.Планирования.
*23.Характеристики основных сфер социализации личности.
Основные
сферы социализации личности: деятельность,
общение, самосознание. В деятельности
происходит ориентировка личности в
системе социальных связей, знакомство
с разными видами деятельности, выбор
ведущей для личности деятельности. В
общении переход к диалогическому общению,
расширение контактов с другими людьми,
умение ориентироваться на партнера по
общению и более точно его воспринимать.
В самосознании происходит формирование
образа “Я” (знание о себе, оценка себя,
отношение к себе).
*24.Формы девиантного поведения личности.
Девиантное
поведение – это поведение
отклоняющееся от нормы (негатив и позитив
девиации), поступки и действия, отклоняющиеся
от социальных норм. Позитивная девиация
– это такое отклоняющееся поведение,
которое хоть и воспринимается многими
как необычное, странное (ненормативное),
но в то же время не вызывает неодобрения
(сверхтрудолюбие, героизм и т.д.). Негативная
девиация – это такое отклоняющееся поведение,
которое однозначно вызывает у большинства
людей неодобрительное осуждение (преступность,
пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция,
бродяжничество и т.д.). Причины девиантного
поведения: несовершенство существующих
норм и законов, несовершенство человеческой
природы (эгоизм, пороки, стремление выделиться),
биологические и психологические особенности
личности (генетические отклонения, психопатия,
умственные дефекты), социальные условия
жизни личности (воспитание, образование,
окружение, возможность хорошо работать
и отдыхать). Формы девиантного поведения:
1.Преступность – проявляется в действиях,
нарушающих закон и подлежащих уголовной
ответственности. 2.Пьянство и алкоголизм
– неумеренное потребление алкоголя.
Алкоголизм – заболевание, болезненное
влечение к алкогольным напиткам (психологическая
зависимость). 3.Наркомания – болезненное
влечение к наркотикам и токсическим веществам.
4.Проституция – возмездные сексуальные
услуги. 5.Суицид (самоубийство). Кроме
индивидуального существует и коллективное
девиантное поведение. Многочисленные
формы и типы девиантного поведения свидетельствуют
о состоянии конфликта между личностными
и общественными интересами. Среди множества
факторов, обуславливающих девиантное
поведение можно выделить: 1.Индивидуальные
(психологические особенности личности)
2.Социальные (экономические, политические,
социокультурные условия существования
общества). Для поддержания стабильности
в обществе, необходимо чтобы большинство
людей ориентировалось в своем поведении
на определенные критерии и нормы морали,
религиозные нормы, политические и эстетические
нормы, обычаи и традиции. Для этого существуют
специальные механизмы, такие как социальный
контроль, превентивные меры коррекции
уже возникшего девиантного поведения.
*25.Сущность и виды социального контроля.
Социальный
контроль – это особый механизм социальной
регулировки поведения и поддержания
общественного порядка. Включает в себя
два главных элемента – социальные нормы
и санкции. Нормы – это предписания, как
правильно себя вести в обществе. Санкции
– это средства наказания или поощрения
стимулирующие людей соблюдать социальные
нормы. Социальные предписания – это запрет
или разрешение что-либо делать, обращенный
к индивиду или группе в любой форме (устной
или письменной, формальной или неформальной).
Социальные нормы существуют либо в виде
предписаний (указания на требуемые действия),
требования, пожелания. Санкции существуют
формальные и неформальные, позитивные
и негативные. Формальные позитивные санкции
– публичное одобрение со стороны организации.
Неформальные позитивные санкции – публичное
одобрение исходящее от неофициальных
лиц (похвала). Аналогично существуют формальные
и неформальные негативные санкции. Социальный
контроль бывает внешним и внутренним.
Внешний – совокупность институтов и
механизмов, гарантирующих соблюдение
общепринятых норм и законов. Внутренний
(самоконтроль) – индивид сам контролирует
свое поведение, согласовывая его с
существующими нормами (совесть, самосознание).
Существуют агенты и институты социального
контроля. Агенты – это лица, специально
обученные и получающие зарплату за выполнение
контролирующих функций (милиция, социальные
работники и др.). Институты – суд, армия,
образование, трудовой коллектив, СМИ,
политические партии, правительство. Таким
образом, нормы и санкции взаимосвязаны
и входят в систему социального контроля.
*26.Специфика социальных конфликтов.
Конфликт – это серьезное разногласие или острый спор, вызывающий борьбу интересов, взглядов, ценностей и целей. Социальный конфликт вызван объективными противоречиями в одной из подсистем общества: экономической, политической, духовной, социальной. Основными причинами конфликтов являются: социальное неравенство людей, ограниченность материальных и других жизненных благ, борьба за лучшее положение в обществе. Социальные конфликты могут быть глобальными и региональными. По сферам развития конфликты могут быть экономические, политические, межнациональные, религиозные, семейно-бытовые и т.п. По характеру: 1.Подлинные – возникающие из-за действительно существующих противоречий, несовместимости взглядов, идей и т.п. 2.Случайные – возникающие по недоразумению из-за недостатка информации и эмоциональной несдержанности. 3.Мнимые – надуманные, ложные или специально сфабрикованные. По участникам: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой (обществом), межгрупповые, межгосударственные, региональные и глобальные. Структура конфликта: субъект (участник конфликта, оппоненты), объект (то, за что борются), повод или инцидент (пусковой механизм конфликта), позиции сторон, причины конфликта, развитие конфликта и способы его разрешения. Конфликты играют двоякую роль в обществе. Положительная: вскрывают назревшие проблемы, стимулируют разрешение спорной ситуации, способствуют обновлению жизненной ситуации, снижают напряженность в обществе, способствуют объединению в группы. Отрицательная: создают стрессовые ситуации, неуправляемые конфликты дезорганизуют жизнь людей, могут разрушить социальные связи и отношения, могут вызвать раскол общества.