Социологическое знание

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 02:47, доклад

Описание работы

Социология - учение об обществе. Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками. Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа. Социальные общности - это все разновидности социальных образований, которые связаны общими интересами. Социология - это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют. Функции социологии: 1. Познавательная. 2. Прогностическая. 3. Управленческая. 4. Ценностно-ориентирующая человека. 5. Мировоззренческая. 6.Гуманистическая. 7.Планирования.

Работа содержит 1 файл

соц.doc

— 933.50 Кб (Скачать)

*23.Характеристики основных сфер социализации личности.

Основные  сферы социализации личности: деятельность, общение, самосознание. В деятельности происходит ориентировка личности в  системе социальных связей, знакомство с разными видами деятельности, выбор ведущей для личности деятельности. В общении переход к диалогическому общению, расширение контактов с другими людьми, умение ориентироваться на партнера по общению и более точно его воспринимать. В самосознании происходит формирование образа “Я” (знание о себе, оценка себя, отношение к себе). 

*24.Формы девиантного поведения личности.

Девиантное  поведение – это поведение  отклоняющееся от нормы (негатив и позитив девиации), поступки и действия, отклоняющиеся от социальных норм. Позитивная девиация – это такое отклоняющееся поведение, которое хоть и воспринимается многими как необычное, странное (ненормативное), но в то же время не вызывает неодобрения (сверхтрудолюбие, героизм и т.д.). Негативная девиация – это такое отклоняющееся поведение, которое однозначно вызывает у большинства людей неодобрительное осуждение (преступность, пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция, бродяжничество и т.д.). Причины девиантного поведения: несовершенство существующих норм и законов, несовершенство человеческой природы (эгоизм, пороки, стремление выделиться), биологические и психологические особенности личности (генетические отклонения, психопатия, умственные дефекты), социальные условия жизни личности (воспитание, образование, окружение, возможность хорошо работать и отдыхать). Формы девиантного поведения: 1.Преступность – проявляется в действиях, нарушающих закон и подлежащих уголовной ответственности. 2.Пьянство и алкоголизм – неумеренное потребление алкоголя. Алкоголизм – заболевание, болезненное влечение к алкогольным напиткам (психологическая зависимость). 3.Наркомания – болезненное влечение к наркотикам и токсическим веществам. 4.Проституция – возмездные сексуальные услуги. 5.Суицид (самоубийство). Кроме индивидуального существует и коллективное девиантное поведение. Многочисленные формы и типы девиантного поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Среди множества факторов, обуславливающих девиантное поведение можно выделить: 1.Индивидуальные (психологические особенности личности) 2.Социальные (экономические, политические, социокультурные условия существования общества). Для поддержания стабильности в обществе, необходимо чтобы большинство людей ориентировалось в своем поведении на определенные критерии и нормы морали, религиозные нормы, политические и эстетические нормы, обычаи и традиции. Для этого существуют специальные механизмы, такие как социальный контроль, превентивные меры коррекции уже возникшего девиантного поведения. 

*25.Сущность и виды социального контроля.

Социальный  контроль – это особый механизм социальной регулировки поведения и поддержания общественного порядка. Включает в себя два главных элемента – социальные нормы и санкции. Нормы – это предписания, как правильно себя вести в обществе. Санкции – это средства наказания или поощрения стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Социальные предписания – это запрет или разрешение что-либо делать, обращенный к индивиду или группе в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной). Социальные нормы существуют либо в виде предписаний (указания на требуемые действия), требования, пожелания. Санкции существуют формальные и неформальные, позитивные и негативные. Формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны организации. Неформальные позитивные санкции – публичное одобрение исходящее от неофициальных лиц (похвала). Аналогично существуют формальные и неформальные негативные санкции. Социальный контроль бывает внешним и внутренним. Внешний – совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм и законов. Внутренний (самоконтроль) – индивид сам контролирует свое поведение, согласовывая его с  существующими нормами (совесть, самосознание). Существуют агенты и институты социального контроля. Агенты – это лица, специально обученные и получающие зарплату за выполнение контролирующих функций (милиция, социальные работники и др.). Институты – суд, армия, образование, трудовой коллектив, СМИ, политические партии, правительство. Таким образом, нормы и санкции взаимосвязаны и входят в систему социального контроля. 

*26.Специфика социальных конфликтов.

Конфликт  – это серьезное разногласие  или острый спор, вызывающий борьбу интересов, взглядов, ценностей и  целей. Социальный конфликт вызван объективными противоречиями в одной из подсистем общества: экономической, политической, духовной, социальной. Основными причинами конфликтов являются: социальное неравенство людей, ограниченность материальных и других жизненных благ, борьба за лучшее положение в обществе. Социальные конфликты могут быть глобальными и региональными. По сферам развития конфликты могут быть экономические, политические, межнациональные, религиозные, семейно-бытовые и т.п. По характеру: 1.Подлинные – возникающие из-за действительно существующих противоречий, несовместимости взглядов, идей и т.п. 2.Случайные – возникающие по недоразумению из-за недостатка информации и эмоциональной несдержанности. 3.Мнимые – надуманные, ложные или специально сфабрикованные. По участникам: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой (обществом), межгрупповые, межгосударственные, региональные и глобальные. Структура конфликта: субъект (участник конфликта, оппоненты), объект (то, за что борются), повод или инцидент (пусковой механизм конфликта), позиции сторон, причины конфликта, развитие конфликта и способы его разрешения. Конфликты играют двоякую роль в обществе. Положительная: вскрывают назревшие проблемы, стимулируют разрешение спорной ситуации, способствуют обновлению жизненной ситуации, снижают напряженность в обществе, способствуют объединению в группы. Отрицательная: создают стрессовые ситуации, неуправляемые конфликты дезорганизуют жизнь людей, могут разрушить социальные связи и отношения, могут вызвать раскол общества.

Информация о работе Социологическое знание