Структура социологического знания об обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 08:33, реферат

Описание работы

Каждый человек имеет свой собственный образ окружающей действительности и общества, в котором он существует. Этот образ включает в себя представления о личности, свободе, равенстве и справедливости по отношению к другим людям, о семье, организации деятельности и других атрибутах его жизни. В отличие от таких наук, как физика, химия или биология, социология оперирует понятиями, которые понятны и ясны и постоянно употребляются в повседневной жизни. Отягощенные ошибочными мнениями, предрассудками, ложными стереотипами, люди во многих случаях превратно толкуют содержание социальных явлений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……..3
1. ПОЛУЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ….…..5
1.1. Социологические теории……………………………………….……………5
1.2. Методы и источники получения знания…………………….…………….10
2. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ…………………………16
2.1. Социальные законы…………………………………………………………16
2.2. Уровни социологического знания………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….25

Работа содержит 1 файл

структура социологического знания.docx

— 46.17 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ: 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……..3

1. ПОЛУЧЕНИЕ  СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ….…..5

1.1. Социологические  теории……………………………………….……………5

1.2. Методы и  источники получения знания…………………….…………….10

2. СТРУКТУРА  СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ…………………………16

2.1. Социальные  законы…………………………………………………………16

2.2. Уровни социологического  знания………………………………………….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………24

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Каждый  человек имеет свой собственный  образ окружающей действительности и общества, в котором он существует. Этот образ включает в себя представления  о личности, свободе, равенстве и  справедливости по отношению к другим людям, о семье, организации деятельности и других атрибутах его жизни. В отличие от таких наук, как  физика, химия или биология, социология оперирует понятиями, которые понятны  и ясны и постоянно употребляются  в повседневной жизни. Отягощенные  ошибочными мнениями, предрассудками, ложными стереотипами, люди во многих случаях превратно толкуют содержание социальных явлений.

     Как и многие другие науки, социология развивалась  в двух основных направлениях: фундаментальном  и прикладном. Первое направление  включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человеческой личности, гносеологические проблемные вопросы социологии, проблемы построения структур социальных ассоциаций, построения математических моделей социальных общностей и процессов, разработку методов изучения социальных процессов  и явлений и т.д.

     Фундаментальные социологические теории возникли из социальной философии и психологии; они основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые давали сведения о единых для всех социальных структур законах поведения людей.

     Вместе  с тем очевидно, что социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований (опросов, наблюдений, изучения документов, экспериментов). Что касается эмпирического уровня, то в социологии это сбор многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, а также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. Сюда относятся теоретические обобщения, полученные методом индукции (умозаключения от частных, единичных случаев к общим выводам). Общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть неразрывно связаны между собой, так как теоретизирование, не подкрепленное знанием конкретных фактов социальной действительности, становится бессодержательным, нежизненным. В то же время эмпирические исследования, не связанные общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу большинства социальных явлений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПОЛУЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ 

1.1. Социологические теории

     Система социологического знания имеет свою специфическую структуру, представляющую собой своеобразную трехуровневую  модель, которая включает следующие  уровни.

     а) Первый или высший социологический  уровень - это общесоциологическая  теория.

     б) Второй или средний уровень - это  специальные (частные) социологические  теории.

     в) Третий, или низший уровень - это  конкретно-социологические (эмпирические) исследования.

     Первый  социологический уровень представляет собой общесоциологическую теорию, которая охватывает наиболее общие  законы и закономерности функционирования и развития таких социальных общностей, как общество в целом, человек. В  таком контексте социология может  рассматриваться как теоретико-методологическая база не только второго и третьего уровней социологических исследований, но и как методология других гуманитарных и социальных наук.

     Общесоциологическая теория дает представление об обществе как о целостном организме, системе  его социальных механизмов, раскрывает место и роль основных социальных связей, формулирует принципы социального  познания, основные методологические требования системного анализа, стратификационно-классового подхода, генетического анализа, комплексного конкретно-исторического подхода, анализа явления во взаимосвязи с другими. С таких позиций теоретическая социология может рассматриваться как наука о законах развития человеческого общества, объединяющая в своих рамках ряд концепций и подходов к объяснению социальных механизмов этого развития.

     Социокультурный подход (или теория культурно-исторических типов), при котором основным в  тенденциях развития общества признается существование в нем различных  культур, своеобразно проходящих общие  этапы в своем развитии (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.).

     Формационный  подход, предлагающий единый путь развития для всех народов через смену  общественно-экономических формаций, определяемых способом производства (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин).

     Цивилизационный подход, в соответствии с которым  важнейшим фактором развития человеческого  общества является тот тип цивилизации, на котором находится общество в  данный исторический период развития. Этот подход объединяет целую группу концепций: от теории индустриального  общества до теории конвергенции.1

     Важно осознать, что каждый из предложенных подходов в определенной степени  ограничен, имеет как свои достоинства, так и недостатки. Однако в совокупности они отражают ряд наиболее общих  закономерностей общественного  развития, «работающих» в тех или  иных конкретно-исторических условиях и достаточно адекватно отражающих разнообразные стороны жизни  общества. В сложном переплетении и взаимодействии этих закономерностей  отражена многогранная палитра процессов  и явлений, протекающих в любом  обществе, что позволяет опираться  на них как на методологическую базу при исследовании социальной жизни  в нашем обществе.

     Подчеркнем, что определенный уровень знаний в области теории социологии необходим  для того, чтобы, опираясь на них, уметь  составить адекватное и целостное  представление о социальных явлениях, процессах и тенденциях, происходящих в окружающем нас мире, определить свое место и личную позицию в  нем.

     Подходя к рассмотрению второго, или среднего уровня социологических знаний - специальных (частных) социологических теорий - следует отметить, что их методологической основой служит общесоциологическая  теория. На этой базе исследуются относительно самостоятельные социальные общности (социально - структурные, этнические, территориальные и др.), социальные процессы (труд, досуг, образование, воспитание, социальные перемещения и др.). При  этом анализируются не только проявления наиболее общих закономерностей  в этих частных социальных подсистемах, но и выделяются свои, присущие именно этим подсистемам закономерности. Социологическая  информация, которая «снимается»  на этом уровне, используется для ориентации социального управления в различных  сферах общественной жизни и деятельности людей. Специальные социологические  теории, кроме того, уточняют положения  общесоциологической теории применительно  к отдельным видам, социального  взаимодействия. Различают три вида специальных теорий.

     Теории, изучающие законы развития и воспроизводства  отдельных социальных общностей. К  ним относятся социология города, села, этносоциология и др.

     Отраслевые  социологические теории, раскрывающие закономерности и механизмы жизнедеятельности  социальных общностей в отдельных  сферах. Это - социология труда, экономическая  социология, социология быта, социология образования, социология досуга и др.

     Теории, анализирующие отдельные элементы социального механизма. К ним, в  частности, относятся теория социального  контроля, теория коммуникаций, теория социальной активности и т.д.2

     Специальные социологические теории конкретизируют положения общей теории, осуществляя  переход от общих концептуальных понятий к операциональным, при помощи которых можно измерить конкретный социальный процесс. Если нас интересует, например, эффективность телевидения, то следует переходить от общих понятий общественного сознания, духовной жизни к таким понятиям специальной социологической теории, как телевизионная аудитория, её интересы, потребности, заинтересованность, познавательная активность, удовлетворённость; разрабатывать систему показателей, а затем и индикаторов, при помощи которых можно измерить процесс телевизионного воздействия на индивидов. При этом необходимо также иметь представления об особенностях социальных групп, составляющих аудиторию, которые дают специальное знание о социальной структуре. Нужно знать, как внешнее воздействие преломляется в сознании людей, т.е. обратиться к социологии личности, теории общественного мнения и т.д.

     Среди социологических теорий среднего уровня наибольший интерес, на наш взгляд, могут представлять следующие: социология управления, исследующая социальные основы управленческой деятельности и  управленческих отношений; социология труда, рассматривающая труд как  основной социальный процесс в жизни  общества; социология организаций - наука  о закономерностях построения, функционирования и развития организаций; социология образования, изучающая систему  образования как социальный институт; социология воспитания - наука о  влиянии на процесс воспитания окружающей социальной среды; социология семьи - исследующая  закономерности функционирования этого  важного социального института; социология свободного времени - отрасль  знаний о деятельности, социальных отношений и ориентации людей  в сфере досуга; социология молодёжи и социология личности - теории о  закономерностях социального поведения  этих субъектов социальных отношений.

     Самого  пристального внимания заслуживает  изучение процессов социализации и  адаптации человека, т.е. важнейших  социальных процессов, в себе целую  систему взаимодействия человека с  окружающей его социальной и природной средой. Познание социальных механизмов протекания этих базовых в жизнедеятельности людей процессов, приобретение умений вырабатывать тактику индивидуального адаптивного поведения в жизни позволят оптимизировать взаимодействие со средой, избегать столь опасных в наш динамичный век стрессов и нагрузок.

     И, наконец, третий уровень социологической  системы знания - конкретно-социологические (эмпирические) исследования социальных факторов, т.е. теория, методика и техника  конкретно-социологического анализа. На этом уровне осуществляется измерение  конкретных социальных процессов и  явлений на основе тех подходов, принципов, показатели, которые дают общесоциологическая и специальные  социологические теории. Иногда этот уровень называют эмпирическими  исследованиями, но это не совсем точно, ибо здесь также присутствует своя теория, в частности теория измерения. Предметом исследования здесь выступают действия, поступки, характеристики поведения социальных общностей, групп и индивидов, а  также отражение фактов социальной действительности в сознании людей. Использование социологических  методов сбора, обработки и анализа  социальной информации позволяет не только проверять в конкретных условиях действия тех или закономерностей  социологических теорий более высокого уровня, но и на базе научного обобщения  совокупности социальных факторов определять тенденции в социальных процессах, выявлять проблемы, форматировать гипотезы и намечать программы будущих  социологических исследований.

Информация о работе Структура социологического знания об обществе