Структура социологического знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 18:28, доклад

Описание работы

Типы социологических теорий

Система социологического знания имеет свою специфическую структуру, представляющую собой своеобразную трехуровневую модель, которая включает следующие уровни.

а) Первый или высший социологический уровень - это общесоциологическая теория.

б) Второй или средний уровень - это специальные (частные) социологические теории.

в) Третий, или низший уровень - это конкретно-социологические (эмпирические) исследования.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 17.25 Кб (Скачать)

1.Структура социологического знания

Типы социологических  теорий

Система социологического знания имеет свою специфическую  структуру, представляющую собой своеобразную трехуровневую модель, которая включает следующие уровни.

а) Первый или  высший социологический уровень - это  общесоциологическая теория.

б) Второй или  средний уровень - это специальные (частные) социологические теории.

в) Третий, или  низший уровень - это конкретно-социологические (эмпирические) исследования.

А)Первый социологический уровень представляет собой общесоциологическую теорию, которая охватывает наиболее общие законы и закономерности функционирования и развития таких социальных общностей, как общество в целом, человек. Она дает представление об обществе как о целостном организме, системе его социальных механизмов, раскрывает место и роль основных социальных связей, формулирует принципы социального познания, основные методологические требования системного анализа, стратификационно - классового подхода, генетического анализа, комплексного конкретно-исторического подхода, анализа явления во взаимосвязи с другими. С таких позиций теоретическая социология может рассматриваться как наука о законах развития человеческого общества, объединяющая в своих рамках ряд концепций и подходов к объяснению социальных механизмов этого развития. Обозначим основные из них.

Социокультурный подход (или теория культурно-исторических типов), при котором основным в тенденциях развития общества признается существование в нем различных культур, своеобразно проходящих общие этапы в своем развитии (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.).

Формационный  подход, предлагающий единый путь развития для всех народов через смену  общественно-экономических формаций, определяемых способом производства (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин).

Цивилизационный подход, в соответствии с которым важнейшим фактором развития человеческого общества является тот тип цивилизации, на котором находится общество в данный исторический период развития. Этот подход объединяет целую группу концепций: от теории индустриального общества до теории конвергенции.

каждый из предложенных подходов в определенной степени  ограничен, имеет как свои достоинства, так и недостатки. Однако в совокупности они отражают ряд наиболее общих  закономерностей общественного  развития, «работающих» в тех или  иных конкретно-исторических условиях и достаточно адекватно отражающих разнообразные стороны жизни  общества. Подходя к рассмотрению второго, или среднего уровня социологических  знаний - специальных (частных) социологических  теорий - следует отметить, что их методологической основой служит общесоциологическая  теория. На этой базе исследуются относительно самостоятельные социальные общности (социально - структурные, этнические, территориальные и др.), социальные процессы (труд, досуг, образование, воспитание, социальные перемещения и др.). При этом анализируются не только проявления наиболее общих закономерностей в этих частных социальных подсистемах, но и выделяются свои, присущие именно этим подсистемам закономерности. Социологическая информация, которая «снимается» на этом уровне, используется для ориентации социального управления в различных сферах общественной жизни и деятельности людей. Специальные социологические теории, кроме того, уточняют положения общесоциологической теории применительно к отдельным видам, социального взаимодействия. Различают три вида специальных теорий.

Теории, изучающие  законы развития и воспроизводства  отдельных социальных общностей. К  ним относятся социология города, села, этносоциология и др.

Отраслевые социологические  теории, раскрывающие закономерности и механизмы жизнедеятельности  социальных общностей в отдельных  сферах. Это - социология труда, экономическая  социология, социология быта, социология образования, социология досуга и др.

Теории, анализирующие  отдельные элементы социального  механизма. К ним, в частности, относятся  теория социального контроля, теория коммуникаций, теория социальной активности и т.д.

Специальные социологические  теории конкретизируют положения общей  теории, осуществляя переход от общих  концептуальных понятий к операциональным, при помощи которых можно измерить конкретный социальный процесс. Если нас интересует, например, эффективность телевиденья, то следует переходить от общих понятий общественного сознания, духовной жизни к таким понятиям специальной социологической теории, как телевизионная аудитория, её интересы, потребности, заинтересованность, познавательная активность, удовлетворённость; разрабатывать систему показателей, а затем и индикаторов, при помощи которых можно измерить процесс телевизионного воздействия на индивидов. При этом необходимо также иметь представления об особенностях социальных групп, составляющих аудиторию, которые дают специальное знание о социальной структуре. Нужно знать, как внешнее воздействие преломляется в сознании людей, т.е. обратиться к социологии личности, теории общественного мнения и т.д.

Среди социологических  теорий среднего уровня наибольший интерес, на наш взгляд, могут представлять следующие: социология управления, исследующая  социальные основы управленческой деятельности и управленческих отношений; социология труда, рассматривающая труд как  основной социальный процесс в жизни  общества; социология организаций - наука  о закономерностях построения, функционирования и развития организаций; социология образования, изучающая систему  образования как социальный институт; социология воспитания - наука о  влиянии на процесс воспитания окружающей социальной среды; социология семьи - исследующая  закономерности функционирования этого  важного социального института; социология свободного времени - отрасль  знаний о деятельности, социальных отношений и ориентации людей  в сфере досуга; социология молодёжи и социология личности - теории о  закономерностях социального поведения  этих субъектов социальных отношений.

Самого пристального внимания заслуживает изучение процессов  социализации и адаптации человека, т.е. важнейших социальных процессов, в себе целую систему взаимодействия человека с окружающей его социальной и природной средой. Познание социальных механизмов протекания этих базовых  в жизнедеятельности людей процессов, приобретение умений вырабатывать тактику  индивидуального адаптивного поведения  в жизни позволят оптимизировать взаимодействие со средой, избегать столь  опасных в наш динамичный век  стрессов и нагрузок.

И, наконец, третий уровень социологической системы  знания - конкретно-социологические (эмпирические) исследования социальных факторов, т.е. теория, методика и техника конкретно-социологического анализа. На этом уровне осуществляется измерение конкретных социальных процессов и явлений на основе тех подходов, принципов, показатели, которые дают общесоциологическая и специальные социологические теории. Иногда этот уровень называют эмпирическими исследованиями, но это не совсем точно, ибо здесь также присутствует своя теория, в частности теория измерения. Предметом исследования здесь выступают действия, поступки, характеристики поведения социальных общностей, групп и индивидов, а также отражение фактов социальной действительности в сознании людей. Использование социологических методов сбора, обработки и анализа социальной информации позволяет не только проверять в конкретных условиях действия тех или закономерностей социологических теорий более высокого уровня, но и на базе научного обобщения совокупности социальных факторов определять тенденции в социальных процессах, выявлять проблемы, форматировать гипотезы и намечать программы будущих социологических исследований.

Существует много  видов конкретно-социологических  исследований. Они различаются по масштабам (международные, общенациональные, региональные, местные), по времени действия (длительные и оперативные, проводимые в предельно сжатые сроки) и т.д. По целям все социологические исследования можно подразделить на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные преследуют цель развития науки. Прикладные ставят цели и задачи, связанные с использованием знания для совершенствования социальных процессов, решения разнообразных практических задач жизнедеятельности общества.

Важно подчеркнуть, что специальные социальные теории и конкретно-социологические (эмпирические) исследования носят более выраженный прикладной характер, нежели общесоциологическая  теория. Они непосредственно ориентированы  на решение тех или иных социальных проблем. Однако глубокие фундаментальные  исследования могут иметь выход  в область прикладной социологии. Данные прикладной социологии используются для развития научной теории. Разграничение  фундаментальных и прикладных исследований, в свою очередь, не совпадает с  разделением их на теоретические  и эмпирические исследования в зависимости  от целей, могут носить как фундаментальный, так и прикладной характер.

В современной  социологии практикуется также выделение  ещё двух важнейших направлений - макро - и микросоциологии. Макросоциология ориентируется на исследование больших социальных общностей, систем и групп, а также на изучение глобальных социальных процессов. Тем самым она направлена на постижение законов и закономерностей общественной жизни человека в целом, в совокупности его основных подсистем. Следовательно, макро социология исходит из того, что, только анализируя общество как целостность, можно понять личность человека.

На долю микросоциологии  приходится исследование социальных процессов, явлений и тенденций, протекающих  в относительно небольших социальных системах, таких, как семья, коллектив, малая социальная группа. Тем самым  она ориентирована на эмпирическое описание явлений и событий, протекающих  в основном в форме непосредственных социальных контактов. Это обусловливает  её направленность преимущественно  на социально-психологические методы исследования. Иными словами, микросоциология  стремится к постижению целостности  социальной жизни через изучение интеракции, т.е. социального взаимодействия индивидов.

Информация о работе Структура социологического знания