Социальная организация и бюрократия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 18:03, доклад

Описание работы

Организация. Типология организаций. Бюрократия Вебера.

Работа содержит 1 файл

семинар 3.docx

— 29.68 Кб (Скачать)

Социальная  организация

     Социальная  организация — система социальных групп и отношений между ними. Различают производственные, трудовые, общественно-политические и другие социальные организации. Социальная организация - по А.И.Пригожину - группа людей, совместно и координировано реализующая общую цель.

     Социальная  организация, как элемент социальной структуры – искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения четко очерченных функций.

     К существенным признакам социальной организации относятся:

  • Наличие целей;
  • Конкретное воплощение отношений общественной власти;
  • Совокупность функциональных положений (статусов) и социальных ролей;
  • Правила, регулирующие отношения между ролями;
  • Формализация значительной части целей, задач и отношений.

Важнейшими функциями  социальной организации в обществе являются:

  • интеграция и социализация индивидов в систему общественных отношений;
  • упорядочивание и социальный контроль действий ее членов в жизненно важных для них сферах.

Типология и классификация организаций 
 Классификация организаций позволяет сгруппировать их по сходным признакам или параметрам для выработки общих методов анализа хозяйственной деятельности, совершенствования управления и регулирования. Классификация и типология организаций необходима также для определения государственной политики по отношению к различных типам предприятий (например, налоговая политика, кредитная политика, политика государственной поддержки бизнеса и пр.). 
По правовой форме можно выделить четыре типа организаций:

  1. Юридическое лицо — это организация, которая имеет печать, расчетный счет в банке, имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выполняет возложенные обязанности, имеет самостоятельный баланс, может быть истцом и ответчиком в суде, зарегистрирована в государственных органах власти.
  2. Неюридическое лицо — подразделения организации — юридического лица (не зарегистрировано).
  3. Неюридическое лицо — предприниматель без организации юридического лица (зарегистрировано).
  4. Неформальная организация граждан — это объединение людей, не связанных между собой формальными договоренностями о правах и обязанностях, они не регистрируются в государственных органах.

Всем формам организаций присущи общие черты: 
· наличие хотя бы одного сотрудника; 
· наличие хотя бы одной общей цели, направленной на удовлетворение потребностей и интересов человека или общества; 
· получение прибавочного продукта в разных формах (материалы, услуги, информация, духовная пища); 
· преобразование ресурсов в ходе деятельности (финансы, сырье, оборудование, знания, информация). 
Классификация организаций проводится по самым разным признакам: по размеру, по форме собственности, по источникам финансирования, по признаку формализации, по отношению к прибыли, по организационно-правовой форме и др. 
Основные признаки классификации организаций:

  • по отношению к власти - правительственные и неправительственные;
  • по отношению к главной цели — общественные и хозяйственные;
  • по отношению к прибыли — коммерческие и некоммерческие;
  • по отношению к бюджету — бюджетные и внебюджетные;
  • по форме собственности — государственные, муниципальные, общественные, частные и организации со смешанной формой собственности;
  • по уровню формализации — формальные и неформальные;
  • по отраслевой принадлежности — промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и пр.;
  • по самостоятельности принятия решений — головные, дочерние, зависимые;
  • по размеру и численности членов организации — крупные, средние, малые.

 
Общественные организации создаются  для удовлетворения социальных потребностей и интересов членов общества: политические партии, союзы, блоки, правозащитные организации и др. Осуществляют добровольно общественную деятельность, например, »Экология и мир», «Столичное собаководство», «Гринпис», «Союз потребителей» и пр. 
Хозяйственные организации удовлетворяют потребности индивидуума и общества путем хозяйственно-производительной деятельности. В свою очередь они подразделяются на производственные, научно-производственные, посреднические и др. 
Правительственная организация (ПО) — такой статус дается официальными органами власти федерального или местного уровней. К правительственным организациям относятся организации, зафиксированные в Конституции, указах Президента, например, министерства, государственные комитеты, Администрация Президента, префектуры, районные управы и пр. На эти организации распространяются различные привилегии и определенные жесткие требования (привилегии — финансирование, льготы, социальное обеспечение; требования — государственный чиновник не имеет права возглавлять коммерческие структуры, не имеет права использовать привилегии в целях собственной выгоды либо личной выгоды своих сотрудников. Неправительственные организации — это те, которые не имеют статуса ПО. 
Коммерческие организации — организации, ставящие своей целью получение прибыли в интересах учредителей или акционеров. Согласно Государственному Кодексу Российской Федерации (ГК РФ) к ним отнесены: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. 
Некоммерческие организации — ставят целью удовлетворение общественных потребностей. Несмотря на то что цели их носят некоммерческий характер, они могут заниматься предпринимательством и получать прибыль, идущую на текущие расходы. Полученная прибыль идет не учредителям, а используется на развитие организации, прибыль не облагается налогом. В соответствии с ГК РФ к некоммерческим отнесены: потребительские кооперативы, общественные и религиозные, благотворительные и другие фонды, ассоциации, союзы, учреждения. 
Бюджетные организации — источником финансирования таких организаций является государственный бюджет или бюджет государственного органа. Бюджетные организации освобождаются от многих налогов, в том числе от НДС. 
Небюджетные организации — сами изыскивают источники финансирования, в том числе источником финансирования может быть бюджет, а инвестором — бюджетная организация. 
По форме собственности различают государственные, муниципальные, общественные организации и организации со смешанной формой собственности. 
Государственные и муниципальные организации полностью или частично находятся под контролем государственных или муниципальных органов власти. 
Частные организации — это организации, созданные индивидуальными предпринимателями: товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства, а также созданные за счет взносов акционеров: акционерные общества, хозяйственные товарищества и др. 
Организации со смешанной собственностью образуются на основе сочетания различных форм собственности: государственной, частной, иностранной. Например, акционерное общество наряду с участием государственного капитала привлекает частные, в том числе и иностранные
инвестиции
По уровню формализации различают формальные и неформальные организации. 
Формальные организации — это зарегистрированные в установленном порядке общественные и хозяйственные организации. Это объединение людей, связанных договором о своих правах и обязанностях. Формальные организации могут иметь статус юридического или неюридического лица. 
Неформальные организации — незарегистрированные в государственных органах власти. Это объединение людей, не связанных между собой формальными договоренностями о правах и обязанностях, они не регистрируются в государственных органах, создаются на базе общих интересов в области культуры, быта, спорта и пр. (группа туристов, объединение друзей бега и т.п.). Признак формирования неформальной организации — появление неформального лидера. Появление сильного лидера увеличивает шансы перерастания неформальной организации в формальную.

3.  Российский социолог А. Пригожий считает, что формальная организация, как система априорно заданных отношений, официально установленных норм, правил и стандартов, присуща всякому социальному институту независимо от его назначения и отражает существующую при любых условиях необходимость упорядочения совместной деятельности людей.

Задачей формальной организации считается повышение  эффективности деятельности ее участников за счет ограничения ее разнообразия; сведения к минимуму риска, планирования, регламентирования, координации. Но эффективность  по мере формализации растет в одном  отношении и уменьшается в  другом или сначала растет, а затем начинает в целом падать.

     Формализация  сама по себе не только рациональна, но и иррациональна, поскольку имеет  объективный и субъективный пределы  и наряду с функциональными, обладает дисфункциональными свойствами. Поэтому  считается целесообразным определять границы формализации специально.

     Со  временем искусственные формальные организации начинают самостоятельно эволюционировать, отдаляясь от плана, по которому были созданы, и жить своей  жизнью.

     Формальная  организация включает в себя людей  только как представителей должностей, но свою личность они, понятно, «оставить  дома» не могут и поэтому вносят в организацию собственные интересы и взаимодействуют между собой  ради их достижения. В результате в  рамках и наряду с формальной спонтанно  возникает неформальная организация  в виде совокупности запрограммированных  контактов, основанных на добровольном выборе партнеров и личных отношениях, и образующая в совокупности с ней реальную организацию.

     Неформальная  организация всегда возникает в  связи с необходимостью компенсировать недостатки формальной, а поэтому  так или иначе с ней связана, но связь эта неоднозначна. Социологи выделяют два вида неформальных организаций, каждый из которых играет специфическую роль в управлении.

     Во-первых, речь может идти о так называемой внеформальной организации, которая помогает решать задачи формальной способами, отличными от официально предписанных, что возможно, благодаря разделению личности и функции. Дело в том, что все действия членов организации, связанные с достижением ее целей, нельзя заранее предусмотреть и «расписать», и в случае затруднений, чтобы работа не остановилась, люди часто вынуждены вступать в непредусмотренные регламентами, хотя и незапрещенные личные контакты. Совокупность таких контактов как раз и образует внеформальную организацию.

     Следовательно, функциональная недостаточность формальной организации — основная причина  образования внеформальной, как  совокупности неформальных деловых  связей.

     Во-вторых, существует психологическая неформальная организация, которая связана с  соответствующей формальной лишь условно. В ее рамках люди удовлетворяют свою потребность в общении или в помощи и поддержке, которые им не оказывает формальная организация. Такая организация принимает вид неформальной группы, не имеющей «инструментальной», т.е. деловой направленности.

     Как правило, ни одна организация не может  быть или только формальной или только неформальной — это ее крайние формы, а на деле она содержит как те, так и другие элементы. В зависимости от ситуации доля формальных и неформальных элементов постоянно колеблется, причем, как замечено, ее изменение происходит лавинообразно, обычно со сменой руководства.

     На  практике организация представляет собой мозаику, где одна часть  функционирует на базе преимущественно  формальных принципов, например бухгалтерия; другая неформальных — научные, маркетинговые  и иные подразделения.

БЮРОКРАТИЯ

     БЮРОКРАТИЯ (от франц. bureau – канцелярия и греч. кратос – власть) – система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом. «Бюрократией» часто называют не только систему управления, осуществляемую специальным властным аппаратам, но и сам этот аппарат. Термины «бюрократия» и «бюрократизм» могут также использоваться в негативном смысле для обозначения неэффективной, чрезмерно формализованной системы управления.

     Впервые понятие «бюрократия» возникло в 1745. Термин был образован французским  экономистом Винсентом де Гурне, в момент своего образования слово  имело уничижительный смысл –  им подразумевалось, что бюрократы-чиновники  отнимают реальную власть у монарха (при монархии) или у народа (при  демократии).

     Первым, кто продемонстрировал достоинства  бюрократии как системы управления, был немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил понимать под ней рациональную работу учреждений, в которой каждый элемент работает максимально эффективно. После этого в ситуациях плохой работы чиновников (волокита, требующая  оформления многих лишних документов и долгого ожидания решения) стали  вести речь не о бюрократии, а  о бюрократизме, разведя два этих понятия. Если первоначально понятие «бюрократия» употребляли только в связи с правительственными учреждениями, то сейчас его используют при определении любой крупной организации, имеющей большой и разветвленный штат управленцев («корпоративная бюрократия», «профсоюзная бюрократия» и др.).

Признаки  бюрократии.

Описывая идеальную  бюрократическую организацию, Вебер  выделил несколько ее типичных особенностей. Важнейшими из них являются:

1. Специализация и разделение труда. Каждый сотрудник имеет определенные обязанности и сферу деятельности, которые не могут дублировать сферу полномочий других членов организации.

2. Вертикальная иерархия. Структуру бюрократической организации можно сравнить с пирамидой: большинство находится в ее основании, а меньшинство – в верхней части. Каждый человек, входящий в эту вертикальную иерархию, руководит нижестоящими людьми и в свою очередь, подчиняется вышестоящим, благодаря чему осуществляется контроль за деятельностью каждого элемента организации.

3. Четкие правила. Деятельность каждого члена организации регламентирована правилами, цель которых – это рационализация всего процесса управления. В идеале эти правила должны сделать предсказуемой деятельность каждого работника и всей организации. Хотя правила и могут видоизменяться, в целом они должны быть устойчивы в течение долгого времени.

4. Обезличенность взаимоотношений. В идеальной бюрократии личные симпатии, чувства и предпочтения не играют роли. Этот принцип является единым для взаимоотношений внутри организации, и в ее отношениях с внешними для организации партнерами. Условием идеальной бюрократии также является то, что набор новых сотрудников проводится на основе соответствия определенным объективным критериям вне зависимости от личных знакомств и привязанностей.

     Множество правил, которые охватывают всю деятельность чиновников, с одной стороны, существенно  ограничивают их инициативу и творчество, но, с другой стороны, предохраняют клиентуру от личного произвола  сотрудников. Обезличенный подход к  подбору персонала позволяет  подобрать людей, обладающих стандартной  подготовкой и компетентностью, хотя при этом велик риск отбраковать  нестандартно мыслящих и талантливых  кандидатов на должность.

Бюрократия  как социальная угроза.

Существует опасность  вырождения бюрократических систем управления, когда они не повышают, а тормозят эффективность своей  деятельности.

Ученые выделяют три основные проблемы, порождаемые  бюрократической организацией управления.

1. Отчуждение от человека. Бюрократия призвана решать проблемы людей. Обезличенность подхода к клиентам помогает соблюдать их равноправие, однако лишает при этом людей их уникальности. Любая проблема подстраивается под единый для всех шаблон и решается принятым ранее образом. В результате происходит дегуманизация и превращение человека в стандартное «дело» на столе у чиновника.

Информация о работе Социальная организация и бюрократия