Социальная защита семьи на примере Московской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы: рассмотреть основные направления работы с семьей по оказанию ее необходимой социальной защиты.
Сформулированная цель позволяет определить конкретные задачи, которые требуется решить в процессе исследовательской работы.
1. Раскрыть сущность, цели и задачи социальной политики государства в области семьи.
2. Рассмотреть основные принципы и направления социальной политики государства в области семьи.
3. Показать, что представляет собой семья как объект социальной помощи.
4. Изучить законодательно-правовую базу, лежащую в основе оказания социальной защиты семьи в Московской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ 6
1.1. Основные направления социальной политики по поддержке семьи 6
1.2. Семья как объект социальной политики 14
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СЕМЬИ 20
2.1. Потребности в социальной защите семьи в условиях современной демографической ситуации 20
2.2. Влияние экономической ситуации на оказание социальной 26
защиты семьи 26
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 28
3.1. Основные демографические и социально-экономические характеристики современной подмосковной семьи 28
3.2. Законодательно-правовое обеспечение социальной защиты семьи в Московской области 34
3.3. Формы предоставления социальной защиты семье 45
в Московской области 45
3.4. Статистические данные о реализации социальной защиты семьи в Московской области 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63

Работа содержит 1 файл

Дипл- Социальная защита семьи на примере Московской области.doc

— 362.00 Кб (Скачать)

     В 2008 году помощь была оказана 72,3% от всех семей, стоящих на учете как нуждающиеся  в оказании помощи. Большинству семей (44,3%) была оказана материальная помощь, состоящая из различного рода денежных выплат, в том числе систематические выплаты – 88,4%, единовременные – 11,6%. В структуре систематических выплат 53,3% приходилось на ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) и доплаты к пенсиям, 34,5% – на жилищные субсидии и 12,2% на ГСП. За счет осуществления доплат к пенсии до величины прожиточного минимума на 8% снизилось количество получателей ГСП по сравнению с прошлым годом. На втором месте – консультативная помощь (28,5%), на третьем месте – помощь по социально-бытовому обслуживанию (10,3%).

     Значительная  потребность в оказании консультативной помощи связана с изменениями в законодательстве Российской Федерации и Московской области в сфере социальной защиты населения и внедрением новых форм социального обслуживания.

     Помощь  от служб социальной защиты была оказана  преимущественно одиноким семьям (39%) и супружеским парам без детей и неполным семьям (по 18,1%), то есть семьям с низким трудовым потенциалом, образованным наиболее незащищёнными слоями населения – пенсионерами (29,2%), инвалидами (20,8%), ветеранами (20,5%), а также неполным (одинокие матери – 7,5%) и малоимущим семьям (4,9%).

     Данные  об оказанной помощи отражены в таблице 3.2.

 

      Таблица 3.2

     Структура помощи, оказанной службой социальной защиты населения в 4 квартале 2008 года различным типам семей (в процентах  от общего количества семей, которым помощь была оказана)

Структура семей, получивших помощь от служб социальной защиты, в том числе: кол-во

семей

(в%)

Виды  помощи
консуль-

тационная

психо-

логи-

ческая

меди-

цинс-

кая

соц.

быт

обслу-

живание

мате-

риальная

другая
по  типам семей  из них: 100,0 28,5 5,5 8,3 10,3 44,3 3,0
Одиноко

проживающие

граждане

39,0 31,5 50,0 25,4 47,4 41,8 4,3
Супружеская пара без

детей

18,1 18,5 4,8 17,5 23,1 20,9 43,5
Супружеская пара с детьми до 16 лет  5,6 12,0 4,8 12,7 6,4 5,7 26,1
Супружеская пара с детьми старше 16 лет  1,6 1,4 2,4 3,2 1,3 1,8 4,3
Супружеская пара с детьми разного возраста 2,4 4,2 9,5 3,2 1,3 0,9 4,3
Неполная  семья с детьми до 16 лет  18,1 23,6 21,4 31,7 10,3 19,4 8,7
Прочие  семьи  15,3 8,8 7,1 6,3 10,3 9,6 8,7

     Продолжение таблицы 2.3

по  особенностям,

присущим

семьям  из них:

             
Семьи пенсионеров 27,9 27,8 23,8 17,7 33,3 32,2 35,5
Семьи инвалидов  13,1 14,8 21,4 14,5 25,6 17,9 6,5
Семьи пенсионеров-

инвалидов

8,2 6,5 4,8 11,3 15,4 12,2 6,5
Многодетные семьи 7,9 9,7 7,1 11,3 7,7 6,0 19,4
Молодые семьи  1,3 0,9 0,0 0,0 0,0 1,5 0,0
Семьи без особенностей 41,6 40,3 42,9 45,2 17,9 30,1 32,3
 

     Таблица 3.3.

     Распределение семей, состоящих из льготных категорий граждан, которым была оказана помощь службой социальной защиты населения

Особенности

состава

семьи

Семья

пенсио-

неров

Семья

инва  лидов

Семья

пенсионе-

ров-

инвалидов

Молодая

семья

Много-

детная

семья

Семья

без

особен-

ностей

Процент семей,

которым была

оказана помощь

64,4 75,5 86,2 5,5 64,9 20,9
 

     Как видим, в наибольшей социальной помощи нуждаются семьи инвалидов и пенсионеров-инвалидов. Им в первую очередь она и была оказана. Значительную помощь получили семьи пенсионеров и многодетные семьи – 64,4% и 64,9% соответственно.

     Молодая семья, где оба супруга работают, менее всего нуждаются в материальной социальной помощи.

     Структура помощи, оказанной службами социальной защиты городским и сельским жителям, свидетельствует о практически одинаковой степени востребованности различных видов социальной помощи. Однако в общем объеме оказанной помощи на долю городских жителей приходилось от 56 до 71% каждого вида оказанной помощи.

     Структура оказанной денежной помощи городским  и сельским жителям схожа. Первое место занимают ежемесячные денежные выплаты ЕДВ (55,6% и 50,6%), затем выплаты жилищной субсидии (33,2% и 34,1%) и выплата государственной социальной помощи (11,2% и 15,3% соответственно).

     Таблица 3.4.

     Структура и удельный вес видов помощи, оказанной  службами социальной защиты (в зависимости от места жительства)

Вид

помощи 
 
 
 
 
 

 Место

жительства

Кон-

сульта

цион-

ная

Психо-

логи-

ческая

Меди-

цин-

ская

Улучш.

соц.-

быто-

вых

условий

Денежная

в том  числе

Другая Всего
Всего ГСП ЕДВ Жил.

субсидия

Город 29,3 5,0 8,5 10,9 42,2 11,2 55,6 33,2 2,5 28,8
Село 27,3 6,7 8,0 9,2 43,3 15,3 50,6 34,1 4,2 47,3
Город 69,9 61,9 69,8 71,8 64,0 62,9 68,0 69,1 56,5 71,8
Село 30,1 38,1 30,2 28,2 36,0 37,1 32,0 30,9 43,5 28,2
 

       В зоне особого внимания Правительства  Московской области находится решение проблем семьи, женщин и детей. Через сложившуюся систему социальной защиты населения последовательно реализуются меры социальной поддержки семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства.

     В 2008 году в Московской области социальная поддержка населения была организована в соответствии с Федеральным  законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Законом Московской области от 16.05.2002 № 39/202-ОЗ «О размере государственной социальной помощи в Московской области». Общий объем средств областного бюджета, израсходованных на государственную социальную помощь, в 2008 году составил более 416,0 млн. рублей. В целом в 2007 году более 200 тысяч граждан получили государственную социальную поддержку за счет средств бюджета Московской области.

     Среди получателей государственной социальной помощи значительную долю составили граждане, не имевшие реальной возможности самостоятельно решать свои жизненные проблемы, связанные с низким уровнем доходов. Это, в первую очередь семьи с детьми-инвалидами, неполные и многодетные семьи.

     Государственная социальная помощь малоимущим семьям и отдельным гражданам позволила значительной части населения снять остроту жизненных ситуаций, возникающих на фоне бедности, способствовала повышению социальной стабильности в Московской области. Наряду с государственной социальной помощью в снижении уровня бедности населения большая роль принадлежит адресной социальной поддержке.

     В соответствии с Порядком оказания за счет средств бюджета Московской области материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и имеющим место жительства в Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 10.03.2005 № 162/7, материальная помощь в виде денежной выплаты оказывается малоимущей семье – до 5,0 тыс. рублей на каждого члена семьи.

     В случае имущественных потерь, вызванных чрезвычайными ситуациями (стихийными бедствиями – пожары, наводнения, или техногенными авариями, военными действиями и т.п.), материальная помощь в виде денежной выплаты оказывается малоимущей семье – до 10,0 тыс. рублей на каждого члена семьи.

     Всего на оказание адресной материальной помощи в 2008 году было выделено 28,64 млн. руб.

     Реализация  адресной материальной помощи осуществляется на основе обращения граждан в  Министерство социальной защиты населения  Московской области и его территориальные структурные подразделения. В течение 2008 года на областной комиссии и комиссиях территориальных структурных подразделений Министерства по оказанию адресной материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, рассмотрено более 6500 обращений граждан, которым выделена материальная помощь в денежной и натуральной форме на общую сумму 30,5 млн. руб., в том числе:

     - семьи с детьми – всего 2570 семей на общую сумму 17,25 млн.  руб. (в среднем на 1 семью –  6700 руб.), в т.ч.:

     - многодетные семьи – 444 семей  на сумму 2,4 млн. руб.;

     - семьи с детьми-инвалидами –  205 семьи на сумму 1,1 млн. руб.;

     - по имеющейся трудной жизненной  ситуации в связи:

     - с малообеспеченностью – 4600 чел.  на сумму 15,0 млн. руб.;

     - с пожаром и др. стихийными бедствиями – 650 семей на сумму 10,0 млн. руб.;

     - с необходимостью оплаты реабилитационного  лечения – 1182 чел. на сумму  3,0 млн. руб.;

     - с сиротством, безнадзорностью, конфликтами  в семье – 82 семьи на сумму  0,308 млн. руб.;

     - с отсутствием определенного места жительства, безработицей и прочее – 270 чел. на сумму 0,7 млн. руб.

     Малоимущим  семьям оказывалась государственная  социальная помощь в размере 50% от разницы  между суммой величин прожиточных  минимумов и общим доходом  семьи.

     Особое  значение в реализации мер социальной поддержки многодетных и малоимущих семей с детьми имеет Закон Московской области от 12.01.2006 г. № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области». В 2008 году многодетные семьи имели возможность получения ежемесячной денежной компенсации в размере 50% оплаты коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение, теплоснабжение (отопление), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива).

Информация о работе Социальная защита семьи на примере Московской области