Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:56, курсовая работа
Цель дипломной работы: рассмотреть основные направления работы с семьей по оказанию ее необходимой социальной защиты.
Сформулированная цель позволяет определить конкретные задачи, которые требуется решить в процессе исследовательской работы.
1. Раскрыть сущность, цели и задачи социальной политики государства в области семьи.
2. Рассмотреть основные принципы и направления социальной политики государства в области семьи.
3. Показать, что представляет собой семья как объект социальной помощи.
4. Изучить законодательно-правовую базу, лежащую в основе оказания социальной защиты семьи в Московской области.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ 6
1.1. Основные направления социальной политики по поддержке семьи 6
1.2. Семья как объект социальной политики 14
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СЕМЬИ 20
2.1. Потребности в социальной защите семьи в условиях современной демографической ситуации 20
2.2. Влияние экономической ситуации на оказание социальной 26
защиты семьи 26
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 28
3.1. Основные демографические и социально-экономические характеристики современной подмосковной семьи 28
3.2. Законодательно-правовое обеспечение социальной защиты семьи в Московской области 34
3.3. Формы предоставления социальной защиты семье 45
в Московской области 45
3.4. Статистические данные о реализации социальной защиты семьи в Московской области 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
В 2008 году помощь была оказана 72,3% от всех семей, стоящих на учете как нуждающиеся в оказании помощи. Большинству семей (44,3%) была оказана материальная помощь, состоящая из различного рода денежных выплат, в том числе систематические выплаты – 88,4%, единовременные – 11,6%. В структуре систематических выплат 53,3% приходилось на ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) и доплаты к пенсиям, 34,5% – на жилищные субсидии и 12,2% на ГСП. За счет осуществления доплат к пенсии до величины прожиточного минимума на 8% снизилось количество получателей ГСП по сравнению с прошлым годом. На втором месте – консультативная помощь (28,5%), на третьем месте – помощь по социально-бытовому обслуживанию (10,3%).
Значительная потребность в оказании консультативной помощи связана с изменениями в законодательстве Российской Федерации и Московской области в сфере социальной защиты населения и внедрением новых форм социального обслуживания.
Помощь от служб социальной защиты была оказана преимущественно одиноким семьям (39%) и супружеским парам без детей и неполным семьям (по 18,1%), то есть семьям с низким трудовым потенциалом, образованным наиболее незащищёнными слоями населения – пенсионерами (29,2%), инвалидами (20,8%), ветеранами (20,5%), а также неполным (одинокие матери – 7,5%) и малоимущим семьям (4,9%).
Данные об оказанной помощи отражены в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Структура помощи, оказанной службой социальной защиты населения в 4 квартале 2008 года различным типам семей (в процентах от общего количества семей, которым помощь была оказана)
Структура семей, получивших помощь от служб социальной защиты, в том числе: | кол-во
семей (в%) |
Виды помощи | |||||
консуль-
тационная |
психо-
логи- ческая |
меди-
цинс- кая |
соц.
быт обслу- живание |
мате-
риальная |
другая | ||
по типам семей из них: | 100,0 | 28,5 | 5,5 | 8,3 | 10,3 | 44,3 | 3,0 |
Одиноко
проживающие граждане |
39,0 | 31,5 | 50,0 | 25,4 | 47,4 | 41,8 | 4,3 |
Супружеская
пара без
детей |
18,1 | 18,5 | 4,8 | 17,5 | 23,1 | 20,9 | 43,5 |
Супружеская пара с детьми до 16 лет | 5,6 | 12,0 | 4,8 | 12,7 | 6,4 | 5,7 | 26,1 |
Супружеская пара с детьми старше 16 лет | 1,6 | 1,4 | 2,4 | 3,2 | 1,3 | 1,8 | 4,3 |
Супружеская пара с детьми разного возраста | 2,4 | 4,2 | 9,5 | 3,2 | 1,3 | 0,9 | 4,3 |
Неполная семья с детьми до 16 лет | 18,1 | 23,6 | 21,4 | 31,7 | 10,3 | 19,4 | 8,7 |
Прочие семьи | 15,3 | 8,8 | 7,1 | 6,3 | 10,3 | 9,6 | 8,7 |
Продолжение таблицы 2.3
по
особенностям,
присущим семьям из них: |
|||||||
Семьи пенсионеров | 27,9 | 27,8 | 23,8 | 17,7 | 33,3 | 32,2 | 35,5 |
Семьи инвалидов | 13,1 | 14,8 | 21,4 | 14,5 | 25,6 | 17,9 | 6,5 |
Семьи
пенсионеров-
инвалидов |
8,2 | 6,5 | 4,8 | 11,3 | 15,4 | 12,2 | 6,5 |
Многодетные семьи | 7,9 | 9,7 | 7,1 | 11,3 | 7,7 | 6,0 | 19,4 |
Молодые семьи | 1,3 | 0,9 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 1,5 | 0,0 |
Семьи без особенностей | 41,6 | 40,3 | 42,9 | 45,2 | 17,9 | 30,1 | 32,3 |
Таблица 3.3.
Распределение семей, состоящих из льготных категорий граждан, которым была оказана помощь службой социальной защиты населения
Особенности
состава семьи |
Семья
пенсио- неров |
Семья
инва лидов |
Семья
пенсионе- ров- инвалидов |
Молодая
семья |
Много-
детная семья |
Семья
без особен- ностей |
Процент
семей,
которым была оказана помощь |
64,4 | 75,5 | 86,2 | 5,5 | 64,9 | 20,9 |
Как видим, в наибольшей социальной помощи нуждаются семьи инвалидов и пенсионеров-инвалидов. Им в первую очередь она и была оказана. Значительную помощь получили семьи пенсионеров и многодетные семьи – 64,4% и 64,9% соответственно.
Молодая
семья, где оба супруга работают,
менее всего нуждаются в
Структура помощи, оказанной службами социальной защиты городским и сельским жителям, свидетельствует о практически одинаковой степени востребованности различных видов социальной помощи. Однако в общем объеме оказанной помощи на долю городских жителей приходилось от 56 до 71% каждого вида оказанной помощи.
Структура оказанной денежной помощи городским и сельским жителям схожа. Первое место занимают ежемесячные денежные выплаты ЕДВ (55,6% и 50,6%), затем выплаты жилищной субсидии (33,2% и 34,1%) и выплата государственной социальной помощи (11,2% и 15,3% соответственно).
Таблица 3.4.
Структура и удельный вес видов помощи, оказанной службами социальной защиты (в зависимости от места жительства)
Вид
помощи Место жительства |
Кон-
сульта цион- ная |
Психо-
логи- ческая |
Меди-
цин- ская |
Улучш.
соц.- быто- вых условий |
Денежная
в том числе |
Другая | Всего | |||
Всего | ГСП | ЕДВ | Жил.
субсидия | |||||||
Город | 29,3 | 5,0 | 8,5 | 10,9 | 42,2 | 11,2 | 55,6 | 33,2 | 2,5 | 28,8 |
Село | 27,3 | 6,7 | 8,0 | 9,2 | 43,3 | 15,3 | 50,6 | 34,1 | 4,2 | 47,3 |
Город | 69,9 | 61,9 | 69,8 | 71,8 | 64,0 | 62,9 | 68,0 | 69,1 | 56,5 | 71,8 |
Село | 30,1 | 38,1 | 30,2 | 28,2 | 36,0 | 37,1 | 32,0 | 30,9 | 43,5 | 28,2 |
В зоне особого внимания
В 2008 году в Московской области социальная поддержка населения была организована в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Законом Московской области от 16.05.2002 № 39/202-ОЗ «О размере государственной социальной помощи в Московской области». Общий объем средств областного бюджета, израсходованных на государственную социальную помощь, в 2008 году составил более 416,0 млн. рублей. В целом в 2007 году более 200 тысяч граждан получили государственную социальную поддержку за счет средств бюджета Московской области.
Среди
получателей государственной
Государственная социальная помощь малоимущим семьям и отдельным гражданам позволила значительной части населения снять остроту жизненных ситуаций, возникающих на фоне бедности, способствовала повышению социальной стабильности в Московской области. Наряду с государственной социальной помощью в снижении уровня бедности населения большая роль принадлежит адресной социальной поддержке.
В соответствии с Порядком оказания за счет средств бюджета Московской области материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и имеющим место жительства в Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 10.03.2005 № 162/7, материальная помощь в виде денежной выплаты оказывается малоимущей семье – до 5,0 тыс. рублей на каждого члена семьи.
В случае имущественных потерь, вызванных чрезвычайными ситуациями (стихийными бедствиями – пожары, наводнения, или техногенными авариями, военными действиями и т.п.), материальная помощь в виде денежной выплаты оказывается малоимущей семье – до 10,0 тыс. рублей на каждого члена семьи.
Всего на оказание адресной материальной помощи в 2008 году было выделено 28,64 млн. руб.
Реализация адресной материальной помощи осуществляется на основе обращения граждан в Министерство социальной защиты населения Московской области и его территориальные структурные подразделения. В течение 2008 года на областной комиссии и комиссиях территориальных структурных подразделений Министерства по оказанию адресной материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, рассмотрено более 6500 обращений граждан, которым выделена материальная помощь в денежной и натуральной форме на общую сумму 30,5 млн. руб., в том числе:
- семьи с детьми – всего 2570 семей на общую сумму 17,25 млн. руб. (в среднем на 1 семью – 6700 руб.), в т.ч.:
- многодетные семьи – 444 семей на сумму 2,4 млн. руб.;
- семьи с детьми-инвалидами – 205 семьи на сумму 1,1 млн. руб.;
-
по имеющейся трудной
- с малообеспеченностью – 4600 чел. на сумму 15,0 млн. руб.;
- с пожаром и др. стихийными бедствиями – 650 семей на сумму 10,0 млн. руб.;
-
с необходимостью оплаты
- с сиротством, безнадзорностью, конфликтами в семье – 82 семьи на сумму 0,308 млн. руб.;
- с отсутствием определенного места жительства, безработицей и прочее – 270 чел. на сумму 0,7 млн. руб.
Малоимущим семьям оказывалась государственная социальная помощь в размере 50% от разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом семьи.
Особое значение в реализации мер социальной поддержки многодетных и малоимущих семей с детьми имеет Закон Московской области от 12.01.2006 г. № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области». В 2008 году многодетные семьи имели возможность получения ежемесячной денежной компенсации в размере 50% оплаты коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение, теплоснабжение (отопление), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива).
Информация о работе Социальная защита семьи на примере Московской области