Социальная защита семьи на примере Московской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы: рассмотреть основные направления работы с семьей по оказанию ее необходимой социальной защиты.
Сформулированная цель позволяет определить конкретные задачи, которые требуется решить в процессе исследовательской работы.
1. Раскрыть сущность, цели и задачи социальной политики государства в области семьи.
2. Рассмотреть основные принципы и направления социальной политики государства в области семьи.
3. Показать, что представляет собой семья как объект социальной помощи.
4. Изучить законодательно-правовую базу, лежащую в основе оказания социальной защиты семьи в Московской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ 6
1.1. Основные направления социальной политики по поддержке семьи 6
1.2. Семья как объект социальной политики 14
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СЕМЬИ 20
2.1. Потребности в социальной защите семьи в условиях современной демографической ситуации 20
2.2. Влияние экономической ситуации на оказание социальной 26
защиты семьи 26
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 28
3.1. Основные демографические и социально-экономические характеристики современной подмосковной семьи 28
3.2. Законодательно-правовое обеспечение социальной защиты семьи в Московской области 34
3.3. Формы предоставления социальной защиты семье 45
в Московской области 45
3.4. Статистические данные о реализации социальной защиты семьи в Московской области 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63

Работа содержит 1 файл

Дипл- Социальная защита семьи на примере Московской области.doc

— 362.00 Кб (Скачать)

     Оглавление 
 
 
 
 

Введение

 

     Актуальность  темы обусловлена тем, что государственная социальная семье – это процесс формирования среды для проживания и непосредственной деятельности людей. Социально-экономическое положение каждой отдельной семьи является индикатором состояния всего общества.

     Решение задач реализации социальной защиты семьи требует четкого и оперативного взаимодействия федеральных и региональных органов власти, всех субъектов практической социальной политики.

     Социальная  поддержка семьи реализуется  посредством комплекса мер как  правового, так и социально-экономического характера, которые составляют процесс управления развитием всей социальной сферы. Данный процесс можно представить в двух аспектах: процессуальном и предметном.

     Процессуальный  аспект определяется посредством последовательных действий и реализуется через  социальное планирование, систему социальных мероприятий и программ, проводимых федеральными, региональными и местными организациями. Эти действия включают в себя:

     - социальную диагностику (выявление значимых для семьи социальных проблем). Полученные в ходе диагностики данные в дальнейшем используются при разработке ведущих направлений социальной защиты;

     - определение социальных приоритетов  (выявляются те социальные группы, те типы семей, которым следует  уделить преимущественное внимание в данный период);

     - выработка социальных нормативов (социальные нормативы являются некоторыми регламентированными, заданными значениями социальных показателей. Это могут быть средства, выделенные из бюджета на обучение одного ученика, жилая площадь, полагающая на одного жителя и т.д.);

     - расчет ресурсов, необходимых для решения социальных задач, выполнения тех или иных социальных программ.

     Объектом  исследования является социальная защита семьи, ее реализация посредством социальной работы.

     Предмет исследования – социальная защита семьи в Московской области.

     Цель  дипломной работы: рассмотреть основные направления работы с семьей по оказанию ее необходимой социальной защиты.

     Сформулированная  цель позволяет определить конкретные задачи, которые требуется решить в процессе исследовательской работы.

     1. Раскрыть сущность, цели и задачи  социальной политики государства  в области семьи.

     2. Рассмотреть основные принципы  и направления социальной политики государства в области семьи.

     3. Показать, что представляет собой  семья как объект социальной  помощи.

     4. Изучить законодательно-правовую  базу, лежащую в основе оказания  социальной защиты семьи в  Московской области.

     5. Определить основные направления  работы по оказанию социальной  защиты семьи в Московской  области

     Решение поставленных задач осуществляется в соответствующих главах и параграфах дипломной работы.

     Методы  исследования – метод анализа теоретического и фактического материала.

     Теоретико-методологическую основу дипломной работы составляют труды ведущих российских ученых в области социальной политики и социальной работы: П.Д. Павленка, И.Г. Зайнышева, Е.И. Холостовой, А.М. Панова, Л.Г. Гусляковой, В.И. Жукова и других.1

     Нормативно-правовая база работы основана на Конституции Российской Федерации, федеральных законах по вопросам социальной работы, социальной защиты населения, законах Московской области, касающихся организации социальной защиты различных категорий граждан, других нормативных актах

     Эмпирическую  основу курсовой работы составляют данные книжных и журнальных статей, статистические данные.

     Практическая значимость результатов дипломной работы заключается в том, что они могут быть использованы в качестве рекомендаций применительно к практике организации и реализациисоциальной защиты семьи.

     Выбранная нами проблема является недостаточно разработанной. Довольно много существует материала обо всех аспектах социальной политики государства, о социальной работе. Но вопрос оказания конкретной, адресной помощи проблемным семьям разработан недостаточно. Кроме того, он требует постоянного обновления решений в связи с изменениями социально-экономического общества в целом.

       Гипотеза исследования: социальная политика государства является регулирующим и направляющим фактором в социальной работе с семьей в каждом регионе.

     Представленная  работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

Глава 1. Теоретические  основы социальной политики поддержки семьи

    1. Основные  направления социальной политики по поддержке  семьи
 

     Социальная  политика – это масштабная социальная технология, инструмент решения социальных потребностей государства и общества. Она представляет собой совокупность разноуровневых управленческих воздействий на жизнедеятельность различных групп населения с целью консолидации общества, обеспечения стабильности политической системы и власти на основе гармонизации социально-трудовых и иных отношений2.

     Содержание  социальной политики заключается в деятельности государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы, по определению ее содержания, основных направлений ее развития и функционирования. Важно подчеркнуть, что социальная политика является (должна быть) своеобразной концентрацией всех иных видов политики (прежде всего экономической), так как она направлена на специфический объект – социальные отношения в собственном или узком смысле слова. Последние же понимаются как определенный срез, синтез социальных сторон всех других видов общественных отношений, которые в содержательном плане проявляются в положении человека в обществе, в удовлетворении его разнообразных потребностей и интересов.3

     Социальная  политика в современном мире осуществляется прежде всего государством.

     Важнейшими  задачами социальной политики являются обеспечение целостности общества, его устойчивости и возможности  динамического развития, недопущение социальных конфликтов.

     При разработке социальной политики необходимо учитывать следующие факторы:

  • приоритетность проблем социальной защищенности населения в условиях развивающегося рынка;
  • повышение роли личного трудового вклада в удовлетворение материальных, социально-культурных и бытовых потребностей населения, ликвидация на этой основе иждивенчества;
  • формирование нового механизма обоснования и реализации 
    социальной политики (в том числе финансирования социальной 
    сферы), предполагающего поэтапный переход от государственно 
    го патернализма к социальному партнерству;

       - необходимость децентрализации управления социальным 
развитием с передачей существенного объема полномочий, прав 
и возможностей с федерального уровня на уровни субъектов Федерации и местного самоуправления.

     Данные  факторы по существу являются принципиальными  основаниями в процессе выработки социальной политики вне зависимости, о каком уровне идет речь – федеральном, региональном, местном.

     Социальная  политика направлена на решение следующих задач:

     1) стабилизация жизненного уровня  населения и недопущение массовой бедности;

     2) сдерживание роста безработицы  и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;

     3) поддержание стабильного уровня  реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов-

     4) развитие отраслей социальной  сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).

     Таким образом, политика доходов представляет собой составную часть социальной политики государства. Последняя направлена, в частности, на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение  противоречий между участниками  рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.

     Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная  для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны  государства, в первую очередь, слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

     С точки зрения деятельностного подхода  социальная политика выступает как деятельность, направленная на управление социальным развитием общества, обеспечение удовлетворения материальных и духовных потребностей его членов и регулирование процессов социальной дифференциации общества.4

       При таком понимании неизбежно встает вопрос о приоритетах социальной политики – тех социальных задачах, которые признаются обществом в данный момент наиболее настоятельными и неотложными, требующими первоочередного решения.

     Вместе  с тем в официальной государственной  практике зачастую доминирует понимание социальной политики как системы государственных мер по поддержанию тех или иных общественных групп и слоев, которые в силу определенных обстоятельств оказываются в более трудном положении, чем другие.

     Выделяя общие черты различных подходов к социальной политике, можно констатировать, во-первых, что она направлена, прежде всего, на регулирование социальных отношений.

     Во-вторых, социальная политика призвана защищать интересы всех классов и социальных групп.

     Социальная  политика как неотъемлемый компонент  системы управления социальной сферой основывается на следующих принципах:

     1) Принцип целенаправленности предполагает  проведение политики, основанной  на согласованной системе целей социального развития. Генеральной целью является максимально возможное развитие качества жизни населения. Другие цели определяются местной спецификой (структурой населения, ресурсными характеристиками).

     2) Принцип эффективности заключается  в выборе и проведении такого варианта социальной политики, который обеспечивает достижение всех целей на основе рационального использования ресурсов.

     3) Принципы оптимальности и многовариантности  заключаются в необходимости формирования достаточно широкого спектра альтернатив проведения социальной политики, из которых выбираются наиболее оптимальные.

     4) Принципы системности и комплексности  требуют рассмотрения социальной политики не как изолированной системы управления, а как части всей социальной системы. При разработке социальной политики важно разрабатывать и подсистему конкретных мероприятий (программы помощи отдельным группам граждан, льготы), которые, собственно, и будут являться непосредственной социальной работой.

     5) Принцип иерархической соподчиненности  означает, что все уровни социальной политики должны быть интегрированы, соподчинены и действовать как единое целое.

     6) Принцип непрерывности подразумевает  последовательное решение все  новых и новых задач.

     7) Принцип равноправных партнерских  отношений между субъектом социальной политики и населением предполагает, что при разработке социальной политики осуществляется учет широких инициатив снизу, проявляется активность различных групп населения, общественных организаций и объединений граждан.5

Информация о работе Социальная защита семьи на примере Московской области