Социальная защита семьи на примере Московской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы: рассмотреть основные направления работы с семьей по оказанию ее необходимой социальной защиты.
Сформулированная цель позволяет определить конкретные задачи, которые требуется решить в процессе исследовательской работы.
1. Раскрыть сущность, цели и задачи социальной политики государства в области семьи.
2. Рассмотреть основные принципы и направления социальной политики государства в области семьи.
3. Показать, что представляет собой семья как объект социальной помощи.
4. Изучить законодательно-правовую базу, лежащую в основе оказания социальной защиты семьи в Московской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ 6
1.1. Основные направления социальной политики по поддержке семьи 6
1.2. Семья как объект социальной политики 14
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СЕМЬИ 20
2.1. Потребности в социальной защите семьи в условиях современной демографической ситуации 20
2.2. Влияние экономической ситуации на оказание социальной 26
защиты семьи 26
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 28
3.1. Основные демографические и социально-экономические характеристики современной подмосковной семьи 28
3.2. Законодательно-правовое обеспечение социальной защиты семьи в Московской области 34
3.3. Формы предоставления социальной защиты семье 45
в Московской области 45
3.4. Статистические данные о реализации социальной защиты семьи в Московской области 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63

Работа содержит 1 файл

Дипл- Социальная защита семьи на примере Московской области.doc

— 362.00 Кб (Скачать)

     - для малоимущего одиноко проживающего  гражданина – 50 процентов от  разницы между величиной прожиточного  минимума, установленной в Московской  области для соответствующей  основной социально-демографической  группы населения, и общим доходом  гражданина;

     - для малоимущего одиноко проживающего  гражданина, являющегося пенсионером,  – разницу между величиной  прожиточного минимума, установленной в Московской области для пенсионеров, и общим доходом гражданина.

     Статья 4

     Средства  на выплату государственной социальной помощи предусматриваются в бюджете Московской области на соответствующий финансовый год.

     На  заседании Московской областной  Думы в 2007 году депутаты внесли некоторые изменения в закон «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области». Новая формулировка закона расширяет понятие «многодетная семья». Теперь в регионе многодетной считается семья, воспитывающая трех и более несовершеннолетних детей, и (или) совершеннолетних детей до 23 лет, если они учатся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов. Таким образом, статус многодетной семьи (а, следовательно, и меры социальной поддержки, которые полагаются многодетной семье) сохраняется за ней до совершеннолетия последнего ребенка, а при условии его обучения в образовательном учреждении по очной форме обучения – до 23 лет.

     Кроме того, согласно принятым изменениям один из родителей многодетной семьи, в составе которой есть ребенок до 7 лет, получает право на бесплатный проезд в пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси и маршрутного такси) по социальной карте жителя Московской области. Такое же право предоставляется и законному представителю ребенка (до 7 лет) из многодетной семьи.

     8) Закона Московской области «О  государственной политике по  поддержке многодетных семей в Московской области»20. Настоящий Закон определяет государственную политику Московской области по поддержке многодетных семей, направленную на создание условий, благоприятствующих рождению, полноценному и достойному воспитанию, развитию и образованию детей в многодетных семьях и улучшению демографической ситуации в Московской области.

     Государственная политика по поддержке многодетных  семей в Московской области – совокупность экономических, социальных и правовых мер, по созданию условий для воспитания, развития и образования детей в многодетных семьях, устанавливаемых органами государственной власти Московской области в целях повышения уровня рождаемости и улучшения демографической ситуации в Московской области.

     Законодательство  о государственной поддержке многодетных семей в Московской области основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права, Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Семейном Кодексе Российской Федерации, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Уставе Московской области, и состоит из настоящего Закона, и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Московской области.

     Действие  настоящего Закона распространяется на многодетные семьи, имеющие место  жительства на территории Московской области, многодетные семьи в которых родители имеют статус беженцев или вынужденных переселенцев, постоянно или преимущественно проживающих на территории Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением семей, дети из которых находятся на полном государственном обеспечении.

     Согласно  данному закону многодетной семье  устанавливается ежемесячная денежная выплата на каждого ребёнка, предназначенная для частичной компенсации стоимости школьной формы, питания для учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования; подписки на газеты и журналы; предоставляются льготы на проезд, оплату коммунальных услуг. Кроме того, предполагаются дополнительные меры государственной поддержки малоимущих многодетных семей и многодетных семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; меры социальной поддержки многодетных семей в сфере охраны здоровья и организации отдыха и оздоровления детей.

     9) Закон Московской области «О размере государственной социальной помощи в Московской области»21. Настоящий Закон разработан в соответствии с Федеральными законами «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», Законом Московской области «О прожиточном минимуме в Московской области» и устанавливает размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на территории Московской области.

     На  основании Закона, получателями государственной  социальной помощи могут быть проживающие на территории Московской области малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Московской области. Государственная социальная помощь предоставляется уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в сфере социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко приживающего гражданина на условиях и в порядке, установленных Правительством Московской области.

     Согласно  данному Закону, размер государственной  социальной помощи в расчете на месяц составляет:

     - для малоимущей семьи – 50% от разницы между суммой величин прожиточных минимумов, установленных в Московской области для соответствующих основных социально-демографических групп населения, к которым относятся члены малоимущей семьи, и общим доходом семьи;

     - для малоимущей семьи, состоящей из граждан, являющихся пенсионерами, - разницу между суммой величин прожиточных минимумов, установленных в Московской области для соответствующих основных социально-демографических групп населения, к которым относятся члены малоимущей семьи, и общим доходом семьи;

     - для малоимущего одиноко проживающего  гражданина – 50% от разницы между величиной прожиточного минимума, установленной в Московской области для соответствующей основной социально-демографической группы населения, и общим доходом гражданина;

     - для малоимущего одиноко проживающего  гражданина, являющегося пенсионером, - разницу между величиной прожиточного  минимума, установленной в Московской области для пенсионеров, и общим доходом гражданина.

     10) Положение о Министерстве социальной  защиты Московской области22. Министерство создано для реализации государственной политики Московской области в области социальной защиты населения на территории Московской области. Основными задачами Министерства являются:

     - повышение уровня жизни и доходов  населения;

     - оказание мер социальной поддержки  социально незащищенным слоям  населения;

     - нормализация и улучшение демографической  ситуации;

     - обеспечение прав и социальных  гарантий, предоставляемых семье,  женщинам и детям.

     11) Постановление Правительства Московской области «Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области «Улучшение демографической ситуации в Московской области на 2009-2012 годы»23. Цели Программы: стабилизация численности населения Московской области, создание условий для ее роста; повышение качества жизни, увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения. Программа включает различные виды социальной помощи семьям Московской области: материальные выплаты, помощь в социальной адаптации детей с проблемами развития, социальную помощь семьям, воспитывающим приемных детей и т.д.

     12) Постановление Правительства Московской  области от 30 августа 2005 года №  600/31 «Об утверждении Положения  о социальной карте жителя  Московской области».

     Социальная  карта жителя Московской области  – это многофункциональная именная пластиковая карта, которая выдается получателю социальной поддержки, зарегистрированному в региональном регистре социальных карт. Получатель социальной поддержки - гражданин, имеющий место жительства в Московской области и обладающий правом на получение социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Московской области или муниципального образования Московской области.

     Целями  использования социальных карт являются:

     - обеспечение адресного предоставления  социальной поддержки населению;

     - повышение эффективности и качества  социального обслуживания населения в организациях различных форм собственности;

     - повышение эффективности использования  и обеспечение экономии бюджетных средств, выделяемых на социальные нужды;

     - обеспечение возможности межбюджетного  взаимодействия на региональном уровне;

     - обеспечение государственного контроля  за использованием бюджетных средств на предоставление мер социальной поддержки24.

     13) Постановление «Об адресной социальной защите малообеспеченных слоев населения» и другие правовые акты в области социальной поддержки и социальной помощи населению Московской области.

 

3.3. Формы предоставления социальной защиты семье

в Московской области

 

     Государственная социальная помощь оказывается малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам при условии, что их среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума в Московской области по независящим от них причинам.

       Такими причинами могут быть: инвалидность 1 или 2 группы; наличие в семье больных родственников, за которыми необходим длительный уход; временная потеря трудоспособности одиноко проживающего гражданина; сиротство; потеря кормильца; безнадзорность; стихийные бедствия или техногенные аварии или другие причины.

       Государственная социальная помощь  может оказываться единовременно или на срок не менее трех месяцев.

     Оказание  государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

     - денежные выплаты, к которым  относятся социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты;

     - натуральная помощь, такая, как  продукты питания, одежда, обувь,  медикаменты, топливо и др.

       Основанием назначения социальной помощи является заявление, адресованное в орган социальной защиты населения по месту жительства, в котором указываются причины обращения за государственной социальной помощью, а также необходимые сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем заявителю (его семье) имуществе на праве собственности.

       Размер государственной социальной помощи, в расчете на одного члена малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, не должен превышать 800 рублей в месяц

       В соответствии с Законом Московской области от 21.12.2005г. № 5/163-П «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» и с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей устанавливаются следующие виды социальных пособий:

     1. Единовременное пособие при рождении (усыновлении) второго, третьего  и последующих детей,

     2. Ежемесячное пособие на ребенка.

     3. Ежемесячное пособие детям-инвалидам.

     4. Ежемесячное пособие студенческим  семьям, имеющим детей, и отдельным категориям студентов.

     5. Единовременное пособие супругам  к юбилеям их совместной жизни.

     В соответствии с Законом Московской области от 21.12.2005 г. № 5/163-П «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» устанавливаются следующие меры социальной поддержки:

     1. Частичная оплата коммунальных  услуг многодетным семьям.

     2. Обеспечение отдыха и оздоровления детей.

     3. Обеспечение лекарственными средствами  и изделиями медицинского назначения.

     4. Бесплатное посещение музеев, выставок, парков культуры и отдыха.

Информация о работе Социальная защита семьи на примере Московской области