Социальная защита семьи на примере Московской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы: рассмотреть основные направления работы с семьей по оказанию ее необходимой социальной защиты.
Сформулированная цель позволяет определить конкретные задачи, которые требуется решить в процессе исследовательской работы.
1. Раскрыть сущность, цели и задачи социальной политики государства в области семьи.
2. Рассмотреть основные принципы и направления социальной политики государства в области семьи.
3. Показать, что представляет собой семья как объект социальной помощи.
4. Изучить законодательно-правовую базу, лежащую в основе оказания социальной защиты семьи в Московской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ 6
1.1. Основные направления социальной политики по поддержке семьи 6
1.2. Семья как объект социальной политики 14
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СЕМЬИ 20
2.1. Потребности в социальной защите семьи в условиях современной демографической ситуации 20
2.2. Влияние экономической ситуации на оказание социальной 26
защиты семьи 26
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 28
3.1. Основные демографические и социально-экономические характеристики современной подмосковной семьи 28
3.2. Законодательно-правовое обеспечение социальной защиты семьи в Московской области 34
3.3. Формы предоставления социальной защиты семье 45
в Московской области 45
3.4. Статистические данные о реализации социальной защиты семьи в Московской области 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63

Работа содержит 1 файл

Дипл- Социальная защита семьи на примере Московской области.doc

— 362.00 Кб (Скачать)

     Отмеченное  выше позволяет перейти к рассмотрению наиболее значимых направлений социальной политики в современных условиях. К таким направлениям можно отнести:

     - политику в сфере обеспечения  граждан доступным жильем. Такая политика предусматривает: определение финансовых механизмов, позволяющих улучшить жилищные условия граждан, правовых условий для развития долгосрочного жилищного кредитования, разрушение монополий на строительных рынках, обеспечение права собственности добросовестных приобретателей жилья;

  • повышение доступности и качества медицинской помощи 
    для широких слоев населения. Содержательный аспект данного на 
    правления предусматривает выработку и утверждение стандартов 
    медицинских услуг с обязательным перечнем лечебно-диагностических процедур и лекарств, а также с минимальными требованиями к условиям оказания медицинской помощи, развитие добровольного медицинского страхования;
  • развитие отечественного образования. Такое развитие предусматривает: создание условий для поступления в вузы выпускников школ в соответствии с их уровнем образования, работу по специальности после окончания вуза, внедрение в практику адекватных времени образовательных стандартов;
  • дальнейшее увеличение занятости населения. Основной целью социальной политики в сфере обеспечения занятости и роста трудовых доходов населения является обеспечение постоянной занятости для всех способных и желающих трудиться в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями, улучшение динамики социально-профессиональной мобильности населения;
  • эффективное использование мер адресной социальной поддержки. Важнейшим направлением социальной поддержки и содержанием социальной политики является социальная защита населения. Социальная защита должна носить целенаправленный характер, иметь адресную направленность.6

     Главная цель социальной защиты – обеспечение средств к жизни нетрудоспособного или ограниченно способного населения (а также трудоспособного, но временно не занятого по объективным причинам), лиц, оказавшихся в силу тех или иных причин в трудной жизненной ситуации.

     Таковы  основные компоненты социальной политики.

     Речь  идет здесь о таком содержании социальной политики, в которой реализуется  социальное обслуживание людей в  широком плане. А это значит, что  государство осуществляет (прямо  и косвенно) деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг, по социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

     Социальная политика государства может иметь различные измерения: экономическое, организационное, правовое, собственно социальное, культурологическое, экологическое, личностное. Поэтому возможна количественная и качественная характеристика проводимой государством социальной политики. Среди этих характеристик, объективных критериев наиболее важное значение имеют:

     - практическая реализация социальной  справедливости в обществе;

     - учет социальных интересов различных групп и слоев населения с точки зрения действительного удовлетворения их рациональных (здоровых) потребностей;

     - социальная защищенность малоимущих  слоев, детей, пенсионеров, безработных,  беженцев, тяжелобольных и т.д.

     Социальная  политика – это комплекс социально-экономических  мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д. Социальная политика является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на социальную работу в обществе и способствующих защите интересов человека, групп и слоев, их прав и свобод.

     Эффективная социальная политика не может осуществляться только государственными органами. Наличие целого ряда относительно самостоятельных субъектов социальной политики не только расширяет перечень социальных услуг на основе их взаимодополнения, но и обеспечивает большую гибкость и мобильность социальной политики, позволяет оперативно реагировать на изменения социально-экономической ситуации. В условиях демократизации, децентрализации и демонополизации объективно происходит преобразование структур управления социальной политикой как деятельностью в направлении перестройки ее вертикальных структур в горизонтальные, делегирование части полномочий из центра на места. Процессы расширения экономической и хозяйственной самостоятельности территориальных образований приводят к необходимости сосредоточения значительных усилий в области социальной политики на региональном (местном) уровне. Это позволяет учитывать многообразие национально-территориального устройства, специфику формирующихся структур управления и самоуправления в регионах, особенности ценностных ориентации, интересов и потребностей различных групп и слоев населения.

     Если  исходить из того, что целью, предметом  и мерой социальной политики является человек, его развитие и защита, то с позиций объекта не существует никакой иной социальной политики, кроме местной. Именно по месту проживания люди получают работу, заработную плату, пенсии, социальные выплаты и пособия. На местах получают реальное воплощение все три уровня социальной политики – федеральный, региональный и местный. Сбой на каждом из отмеченных уровней, в том числе и на местном, означает дисфункциональность всей системы.7

     Таким образом, с позиций целевого критерия региональный и местный уровни являются наиболее важными, тогда как федеральная компонента социальной политики выполняет функцию его обеспечения.

 

1.2. Семья как объект  социальной политики

 

     Семья – это главная система, к которой  принадлежит каждый человек. «Семья – это группа людей, взаимодействующих как единое целое. Это первый союз, в который человек вступает в силу необходимости»8.

     Семья является одним из пяти фундаментальных  институтов общества, придающим ему  стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. Семья самый распространенный вид социальной организации. Поэтому семья всегда находилась в центре внимания.

     Семья главный институт человеческого  общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие. Семья находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.

     Проблемы  семьи не всегда относятся к приоритетным направлениям как государственной, так и региональной семейной политики. Это происходит потому, что приоритетность мер семейной политики определяется на основе оценки остроты и значимости проблем семьи, степени их влияния на реализацию основных функций семьи, а также вследствие ограниченности финансовых и ресурсных возможностей государства. Но как только проблема воспроизводства и рождаемости, уменьшения роста населения, естественной убыли становится острой и актуальной, начинают разрабатываться программы по увеличению роста населения, демографической и семейной политике. Помимо этого часто проблемы семьи рассматриваются в связи с проблемами бедности, безработицы, недостаточности социальных служб.

     В России в 1990-х годах семейная политика была определена в Указе Президента «Об основных направлениях государственной семейной политики»9 как «деятельность государства, направленная на укрепление семьи и обеспечение нормальной реализации ее специфических функций».

     Но  концепция семейной политики, лежащая  в основе этого документа, является скорее не самостоятельной областью, а совокупностью мер, направленных на обеспечение благоприятной жизнедеятельности семьи. Семья сегодня нуждается в более полном рассмотрении, она меняется, вслед за этим меняются и ее потребности.

     Если  в 1990-е годы приоритетом была поддержка  малообеспеченных семей, семей, оказавшихся  в трудной жизненной ситуации, то сегодня, в связи с наметившимся в стране экономическим ростом и другими причинами, приоритет сместился в сторону увеличения рождаемости.

     В Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой общества и государства.

     Сущностью конституционно-правового положения  семьи является совокупность правовых норм, закрепленных в Конституции Российской Федерации, конституциях (уставах), законах субъектов России, международно-правовых актах, регулирующих и охраняющих общественные отношения по поводу семьи.

     Семья – это конституционно-правовая категория, основанная на браке – юридически оформленном, добровольном союзе мужчины и женщины, порождающая взаимные личные и имущественные права и обязанности, направленные на создание семьи, рождение и воспитание детей (ст. ст. 7, 38 и 72 Конституции Российской Федерации).

     В настоящее время основными направлениями  государственной семейной политики являются: обеспечение условий для преодоления негативных тенденций стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи; обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; кардинальное улучшение охраны здоровья семьи; усиление помощи семье в воспитании детей.

     Государственная семейная политика исходит из положений  о том, что: семья является непреходящей ценностью для жизни и развития человека; семья играет важную роль в жизни общества, воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса; необходимо учитывать интересы семьи и детей, а также принимать специальные меры их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества; следует учитывать потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных мерах государственной семейной политики в современных условиях.

     Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

     В Российской Федерации на родителях  лежит обязанность содержать  и воспитывать своих детей  до совершеннолетия. Поскольку семья  основывается на взаимных обязанностях ее членов, трудоспособные дети должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях. В условиях равенства всех граждан в Российской Федерации дети пользуются равной правовой и социальной защитой вне зависимости от происхождения и гражданского состояния родителей.

     В последние годы проблемы российской семьи во многом обусловлены воздействием социально-экономических реформ 90-х годов ХХ века. Главная проблема – массовое снижение жизненного уровня семей с детьми. В числе бедных семей по общепринятым социально-экономическим и статистическим критериям оказались не только те, чье благосостояние и в прошлом находилось ниже черты бедности, но и огромная масса работающего, относительно благополучного до недавнего времени среднедоходного (по российским параметрам) слоя населения. За чертой официального прожиточного минимума находится 69 процентов молодых семей, среди бедных семей – 76, 3 процента многодетных. Негативно воздействуют на семью безработица, задолженности по выплате заработной платы, детских пособий, низкий, не соответствующий стоимости жизни уровень оплаты труда.

     На  положении российской семьи сказывается  и общая деградация социальной сферы, обусловленная постоянным нарастанием деструктивных процессов. Падение доходов на душу населения и разрушение социальной сферы привели к серьезным негативным сдвигам в качестве жизни семей. По некоторым важнейшим социальным индикаторам Россия оказалась за порогом допустимого уровня.

     Причем  если у семьи имеется прожиточный  минимум, то для нее практически исключается возможность получения дополнительных социальных благ от государства. Сокращение социального пакета на предприятиях также ведет к росту социальной уязвимости трудоспособного населения. Семья в настоящее время при существующем типе социальной защиты находится постоянно в состоянии социального риска, так как не имеет условий для устойчивого, надежного развития.

Информация о работе Социальная защита семьи на примере Московской области