Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:56, курсовая работа
Цель дипломной работы: рассмотреть основные направления работы с семьей по оказанию ее необходимой социальной защиты.
Сформулированная цель позволяет определить конкретные задачи, которые требуется решить в процессе исследовательской работы.
1. Раскрыть сущность, цели и задачи социальной политики государства в области семьи.
2. Рассмотреть основные принципы и направления социальной политики государства в области семьи.
3. Показать, что представляет собой семья как объект социальной помощи.
4. Изучить законодательно-правовую базу, лежащую в основе оказания социальной защиты семьи в Московской области.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ 6
1.1. Основные направления социальной политики по поддержке семьи 6
1.2. Семья как объект социальной политики 14
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СЕМЬИ 20
2.1. Потребности в социальной защите семьи в условиях современной демографической ситуации 20
2.2. Влияние экономической ситуации на оказание социальной 26
защиты семьи 26
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 28
3.1. Основные демографические и социально-экономические характеристики современной подмосковной семьи 28
3.2. Законодательно-правовое обеспечение социальной защиты семьи в Московской области 34
3.3. Формы предоставления социальной защиты семье 45
в Московской области 45
3.4. Статистические данные о реализации социальной защиты семьи в Московской области 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
Именно экономическое положение семей влияет на устойчивую тенденцию к обострению всех процессов жизнедеятельности семьи. В настоящее время выделяют следующие тенденции, имеющие место в семейной сфере:
– малодетность семьи, доля однодетных семей достигает 31% от общего числа семей, с двумя детьми – 21, 4%, многодетные семьи – 5, 3%;
– рост числа неполных семей. В России их 5,2 млн., из них 98% составляют семьи, состоящие из матери и одного ребенка;
– увеличение численности социально уязвимой группы детей. В первую очередь это дети из бедных семей;
– снижение воспитательного потенциала семьи. На учете в органах внутренних дел состоят 125 тыс. родителей, уклоняющихся от воспитания детей или отрицательно на них влияющих. 50 тыс. детей ежегодно убегают из семьи, 70% подростков, употребляющих наркотики, проживают в неблагополучных семьях. Растет детская безнадзорность и беспризорность. Распространяется насилие в семье – физическое, сексуальное, психологическое. В семьях совершается около 30 процентов умышленных убийств. Ежегодно около 2 млн. детей жестоко избивается родителями, 2 тысячи детей заканчивают жизнь самоубийством.
В
настоящее время требуется
Неразвита правовая база семейной политики. Законодательство, прежде всего Семейный кодекс Российской Федерации, регулирует брачно-семейные отношения индивидуумов. Отношения семьи и государства функционируют в основном стихийно, что существенно ограничивает права семьи, нередко приводит к монополизму государства и его институтов.
Основными направлениями работы с семьей и детьми на сегодняшний день являются:
-
развитие сферы различных
-
организация социальной
- профилактика социального сиротства и безнадзорности несовершеннолетних;
- реализация целевых программ по улучшению положения детей;
-
проведение мероприятий,
За последние десятилетия XX века в России произошли глубокие социально-экономические и демографические перемены. Низкая рождаемость, не обеспечивающая простого воспроизводства населения, старение населения и рост иждивенческой нагрузки, возрастающая роль миграции, трансформация модели брака и рождаемости, изменение статуса женщины и движение к гендерному равенству, проблема совмещения занятости и семейных обязанностей, либерализация законов, касающихся контрацепции, абортов и разводов – все это стало причиной эволюции во взглядах на политику в области народонаселения, в том числе на политику, направленную на положение семей.
Составной частью социальной политики государства является политика народонаселения. Такая политика рассматривается как система мероприятий, прямо или косвенно направленных на изменение условий жизни и труда населения, а также количественных и качественных характеристик населения. Она также предполагает заботу о физическом здоровье населения, росте его общего образования и культуры, профессиональной и специальной подготовке работников, всестороннюю заботу о материнстве и детстве, людях пожилого возраста, создание необходимых условий для укрепления семьи.
Демографические процессы можно рассматривать как реакцию людей на условия их существования либо как более или менее осознанное стремление приспособиться к этим условиям в соответствии со своими потребностями10.
Демографическая политика – это сознательное управление процессами воспроизводства и развития народонаселения, улучшение его качественных характеристик путем создания для этого благоприятных условий.
К основным задачам демографической политики относят:
Кроме этих задач, общих для страны в целом, демографическая политика должна решать задачи, конкретные для каждого региона и в особенности для национальных регионов. Очевидно, что у каждого этноса свои особенности, традиции, культурное наследие, образ жизни. Все это необходимо учитывать при изучении демографических процессов и планировании социальной работы.
Демографическая политика имеет конкретное практическое значение.
Во-первых, в результате учета изменений в численности, возрастнополовом составе населения, его профессиональном и образовательном уровне, размерах семьи определяются возможности прироста трудовых ресурсов, объем и структура потребительского спроса.
Во-вторых, возрастная структура населения во многом определяет направление развития органов здравоохранения. Так, чем больше в этой структуре детей, тем шире должна быть педиатрическая помощь. И наоборот, если растет численность лиц старших возрастов, то необходимо ускоренное развитие кардиологической и онкологической помощи и т. д.
В-третьих, перспективы жилищного строительства существенно зависят от распределения семей по числу детей в них: сколько квартир, например, нужно создавать для однодетных, двух- или трехдетных семей; сколько потребуется жилья для каждой такой группы семей через 5, 10, 15 и более лет – все эти вопросы нужно учесть заранее.
Демографический аспект социальной политики реализуется в следующих направлениях социальной работы:
4)
предоставление льгот
Согласно Концепции, решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя11:
1)
усиление государственной
-
развивать систему
-
усилить стимулирующую роль
-
создать механизмы оказания
-
обеспечить потребность семей
в услугах дошкольного
- создать в городах и сельской местности среду обитания, благоприятную для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, а также к социальной и транспортной инфраструктуре.12
2)
создание условий для
-
развития ипотечного
-
реализации региональных
-
развития системы адресной
3) реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе:
-
создание для женщин, выходящих
из отпуска по уходу за
-
расширение использования
-
разработку специальных
На наш взгляд, одним из наиболее эффективных экономических методов стимулирования рождаемости можно считать так называемый «материнский капитал». Это единовременная выплата за рождение второго ребенка. «Материнский капитал» может быть использован на обучение ребенка или улучшение жилищных условий семьи. Правительством было вынесено предложение не облагать его социальными налоговыми вычетами. Предполагается, что размер единовременного пособия будет постоянно индексироваться с учетом инфляции. В законопроекте «О господдержке семей, имеющих детей» также планируется прописать, что женщина, получившая сертификат на «материнский капитал», будет иметь право перевести деньги не только в государственный Пенсионный фонд, но и в частную управляющую компанию. Пользоваться единовременным пособием планируется разрешить не только матерям, но отцам (если мать умерла или лишена родительских прав), усыновителям или даже самому ребенку (если оба родителя умерли, либо лишены родительских прав). С учетом ожидаемой оценки уровня инфляции в 2008 году предусматривается увеличение размера материнского (семейного) капитала с 267,5 тыс. руб. до 271,25 тыс. руб.14 Кроме того, президентом было внесено предложение разрешить использование «материнского капитала» для погашения ипотечных кредитов.
В 2010 году на выплаты «материнского капитала» предполагается выделить из федерального бюджета не менее 130,8 миллиарда рублей15.
Информация о работе Социальная защита семьи на примере Московской области