Социальная защита семьи на примере Московской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы: рассмотреть основные направления работы с семьей по оказанию ее необходимой социальной защиты.
Сформулированная цель позволяет определить конкретные задачи, которые требуется решить в процессе исследовательской работы.
1. Раскрыть сущность, цели и задачи социальной политики государства в области семьи.
2. Рассмотреть основные принципы и направления социальной политики государства в области семьи.
3. Показать, что представляет собой семья как объект социальной помощи.
4. Изучить законодательно-правовую базу, лежащую в основе оказания социальной защиты семьи в Московской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ 6
1.1. Основные направления социальной политики по поддержке семьи 6
1.2. Семья как объект социальной политики 14
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СЕМЬИ 20
2.1. Потребности в социальной защите семьи в условиях современной демографической ситуации 20
2.2. Влияние экономической ситуации на оказание социальной 26
защиты семьи 26
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 28
3.1. Основные демографические и социально-экономические характеристики современной подмосковной семьи 28
3.2. Законодательно-правовое обеспечение социальной защиты семьи в Московской области 34
3.3. Формы предоставления социальной защиты семье 45
в Московской области 45
3.4. Статистические данные о реализации социальной защиты семьи в Московской области 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63

Работа содержит 1 файл

Дипл- Социальная защита семьи на примере Московской области.doc

— 362.00 Кб (Скачать)

     Именно  экономическое положение семей  влияет на устойчивую тенденцию к обострению всех процессов жизнедеятельности семьи. В настоящее время выделяют следующие тенденции, имеющие место в семейной сфере:

     – малодетность семьи, доля однодетных семей достигает 31% от общего числа семей, с двумя детьми – 21, 4%, многодетные семьи – 5, 3%;

     – рост числа неполных семей. В России их 5,2 млн., из них 98% составляют семьи, состоящие из матери и одного ребенка;

     – увеличение численности социально уязвимой группы детей. В первую очередь это дети из бедных семей;

     – снижение воспитательного потенциала семьи. На учете в органах внутренних дел состоят 125 тыс. родителей, уклоняющихся от воспитания детей или отрицательно на них влияющих. 50 тыс. детей ежегодно убегают из семьи, 70% подростков, употребляющих наркотики, проживают в неблагополучных семьях. Растет детская безнадзорность и беспризорность. Распространяется насилие в семье – физическое, сексуальное, психологическое. В семьях совершается около 30 процентов умышленных убийств. Ежегодно около 2 млн. детей жестоко избивается родителями, 2 тысячи детей заканчивают жизнь самоубийством.

     В настоящее время требуется принятие неотложных и решительных мер  по его фундаментальной поддержке и стабилизации. Международный и отечественный опыт свидетельствует о том, что проблемы семьи гораздо эффективнее решаются с помощью государственной семейной политики. На данный момент семейная политика воспринимается не как самостоятельное направление деятельности органов власти, а как некий абстрактный придаток к социальной политике, как ее общая направленность.

     Неразвита правовая база семейной политики. Законодательство, прежде всего Семейный кодекс Российской Федерации, регулирует брачно-семейные отношения индивидуумов. Отношения семьи и государства функционируют в основном стихийно, что существенно ограничивает права семьи, нередко приводит к монополизму государства и его институтов.

     Основными направлениями работы с семьей и детьми на сегодняшний день являются:

     - развитие сферы различных видов  социальной помощи и социальных  услуг с акцентом на усиление  адресности;

     - организация социальной реабилитации  детей с ограниченными возможностями здоровья;

     - профилактика социального сиротства и безнадзорности несовершеннолетних;

     - реализация целевых программ  по улучшению положения детей;

     - проведение мероприятий, ориентированных  на повышение статуса семьи  и материнства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Факторы, влияющие на формирование социальной политики в сфере семьи

2.1. Потребности в  социальной защите  семьи в условиях  современной демографической  ситуации

 

     За  последние десятилетия XX века в России произошли глубокие социально-экономические и демографические перемены. Низкая рождаемость, не обеспечивающая простого воспроизводства населения, старение населения и рост иждивенческой нагрузки, возрастающая роль миграции, трансформация модели брака и рождаемости, изменение статуса женщины и движение к гендерному равенству, проблема совмещения занятости и семейных обязанностей, либерализация законов, касающихся контрацепции, абортов и разводов – все это стало причиной эволюции во взглядах на политику в области народонаселения, в том числе на политику, направленную на положение семей.

     Составной частью социальной политики государства является политика народонаселения. Такая политика рассматривается как система мероприятий, прямо или косвенно направленных на изменение условий жизни и труда населения, а также количественных и качественных характеристик населения. Она также предполагает заботу о физическом здоровье населения, росте его общего образования и культуры, профессиональной и специальной подготовке работников, всестороннюю заботу о материнстве и детстве, людях пожилого возраста, создание необходимых условий для укрепления семьи.

     Демографические процессы можно рассматривать как  реакцию людей на условия их существования либо как более или менее осознанное стремление приспособиться к этим условиям в соответствии со своими потребностями10.

     Демографическая политика – это сознательное управление процессами воспроизводства и развития народонаселения, улучшение его качественных характеристик путем создания для этого благоприятных условий.

     К основным задачам демографической  политики относят:

  1. Развитие народонаселения, улучшение его качественных характеристик, как биологических, так и социальных.
  2. Сохранение здоровья и работоспособности человека.
  3. Воздействие на процессы образования, упрочения и развития семьи.

     Кроме этих задач, общих для страны в  целом, демографическая политика должна решать задачи, конкретные для каждого региона и в особенности для национальных регионов. Очевидно, что у каждого этноса свои особенности, традиции, культурное наследие, образ жизни. Все это необходимо учитывать при изучении демографических процессов и планировании социальной работы.

     Демографическая политика имеет конкретное практическое значение.

     Во-первых, в результате учета изменений в численности, возрастнополовом составе населения, его профессиональном и образовательном уровне, размерах семьи определяются возможности прироста трудовых ресурсов, объем и структура потребительского спроса.

     Во-вторых, возрастная структура населения во многом определяет направление развития органов здравоохранения. Так, чем больше в этой структуре детей, тем шире должна быть педиатрическая помощь. И наоборот, если растет численность лиц старших возрастов, то необходимо ускоренное развитие кардиологической и онкологической помощи и т. д.

     В-третьих, перспективы жилищного строительства существенно зависят от распределения семей по числу детей в них: сколько квартир, например, нужно создавать для однодетных, двух- или трехдетных семей; сколько потребуется жилья для каждой такой группы семей через 5, 10, 15 и более лет – все эти вопросы нужно учесть заранее.

     Демографический аспект социальной политики реализуется в следующих направлениях социальной работы:

  1. улучшение жизненных условий нуждающихся в этом семей, предоставление помощи в приобретении жилья;
  2. повышение качества медицинского обслуживания населения, реализация медицинских программ, предусмотренных для отдельных категорий граждан (детей, инвалидов, молодых матерей и пр.);
  3. адресная работа с семьями, нуждающимися в моральной и материальной поддержке.

     4) предоставление льгот многодетным  семьям, матерям, самостоятельно.

     Согласно  Концепции, решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя11:

     1) усиление государственной поддержки  семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, для чего необходимо:

     - развивать систему предоставления  пособий в связи с рождением  и воспитанием детей (включая регулярные пересмотр и индексацию их размеров с учетом инфляции);

     - усилить стимулирующую роль дополнительных  мер государственной поддержки  семей, имеющих детей, в форме  предоставления материнского (семейного)  капитала, расширяя в связи с  этим рынок образовательных услуг для детей и масштабы строительства доступного жилья для семей с детьми;

     - создать механизмы оказания дополнительной  поддержки неполных семей с  детьми и многодетных семей  с низкими доходами, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, имеющих детей-инвалидов, включая изменение размеров налоговых вычетов для работающих родителей в зависимости от дохода семьи и количества детей, формирование государственного заказа на оказание организациями различной организационно-правовой формы социальных услуг семьям с детьми;

     - обеспечить потребность семей  в услугах дошкольного образования  на основе развития всех форм  дошкольных образовательных организаций  (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста;

     - создать в городах и сельской  местности среду обитания, благоприятную для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, а также к социальной и транспортной инфраструктуре.12

     2) создание условий для повышения  доступности жилья для семей  с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми, за счет:

     - развития ипотечного кредитования, внедрения новых кредитных инструментов, расширения строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми;

     - реализации региональных программ  обеспечения жильем молодых семей,  разработки системы дополнительных  мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях, включая меры по расселению семей с детьми из неприспособленных и ветхих жилых помещений, первоочередному предоставлению жилья детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;

     - развития системы адресной помощи  при оплате жилищно-коммунальных  услуг в зависимости от состава  и материального положения семьи.

     3) реализацию комплекса мер по  содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе:

     - создание для женщин, выходящих  из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организацию системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;

     - расширение использования гибких  форм занятости (в том числе  надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей;

     - разработку специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда на новые рабочие места.13

     На  наш взгляд, одним из наиболее эффективных экономических методов стимулирования рождаемости можно считать так называемый «материнский капитал». Это единовременная выплата за рождение второго ребенка. «Материнский капитал» может быть использован на обучение ребенка или улучшение жилищных условий семьи. Правительством было вынесено предложение не облагать его социальными налоговыми вычетами. Предполагается, что размер единовременного пособия будет постоянно индексироваться с учетом инфляции. В законопроекте «О господдержке семей, имеющих детей» также планируется прописать, что женщина, получившая сертификат на «материнский капитал», будет иметь право перевести деньги не только в государственный Пенсионный фонд, но и в частную управляющую компанию. Пользоваться единовременным пособием планируется разрешить не только матерям, но отцам (если мать умерла или лишена родительских прав), усыновителям или даже самому ребенку (если оба родителя умерли, либо лишены родительских прав). С учетом ожидаемой оценки уровня инфляции в 2008 году предусматривается увеличение размера материнского (семейного) капитала с 267,5 тыс. руб. до 271,25 тыс. руб.14 Кроме того, президентом было внесено предложение разрешить использование «материнского капитала» для погашения ипотечных кредитов.

     В 2010 году на выплаты «материнского капитала» предполагается выделить из федерального бюджета не менее 130,8 миллиарда рублей15.

Информация о работе Социальная защита семьи на примере Московской области