Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:56, курсовая работа
Цель дипломной работы: рассмотреть основные направления работы с семьей по оказанию ее необходимой социальной защиты.
Сформулированная цель позволяет определить конкретные задачи, которые требуется решить в процессе исследовательской работы.
1. Раскрыть сущность, цели и задачи социальной политики государства в области семьи.
2. Рассмотреть основные принципы и направления социальной политики государства в области семьи.
3. Показать, что представляет собой семья как объект социальной помощи.
4. Изучить законодательно-правовую базу, лежащую в основе оказания социальной защиты семьи в Московской области.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ 6
1.1. Основные направления социальной политики по поддержке семьи 6
1.2. Семья как объект социальной политики 14
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СЕМЬИ 20
2.1. Потребности в социальной защите семьи в условиях современной демографической ситуации 20
2.2. Влияние экономической ситуации на оказание социальной 26
защиты семьи 26
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 28
3.1. Основные демографические и социально-экономические характеристики современной подмосковной семьи 28
3.2. Законодательно-правовое обеспечение социальной защиты семьи в Московской области 34
3.3. Формы предоставления социальной защиты семье 45
в Московской области 45
3.4. Статистические данные о реализации социальной защиты семьи в Московской области 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
Основной чертой семейной политики должна стать не столько демографическая, пронаталистская направленность, сколько создание благоприятных условий функционирования и жизнедеятельности для всех типов семей. Во всех семьях дети должны быть здоровыми или должно предприниматься все, чтобы они стали здоровыми. Все дети должны получить доступ к образованию, медицинской помощи, получить хорошее воспитание, независимо от типа семьи, в которой они живут: полной или неполной; однодетной, двухдетной или многодетной; семье, в которой родители оформили свои отношения официально или нет. Так же и родители вне зависимости от состояния в браке, от оформления отношений могли бы иметь возможность наилучшим образом совмещать семейные обязанности, обязанности по уходу за детьми с профессиональными обязанностями и личностными потребностями. Помимо этого, важной задачей должна являться профилактика безнадзорности и беспризорности, проведения адресных мер поддержки семьи, обеспечение самореализации семьи.
В условиях рыночной трансформации в России социальная защита семьи оказалась одним из наиболее слабых звеньев. Кризисные явления в экономике не обошли стороной сферу социальных гарантий.
Рыночные преобразования в экономике страны потребовали не только принятия дополнительных мер, направленных на решение прежних проблем семейной политики, а создание новой комплексной системы социального обеспечения семьи с четки ориентирами и задачами стратегического и тактического характера, учитывающей региональную специфику социально-экономического развития.
Многие
семьи оказались
К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими нуждами и потребностями многодетных и молодых семей, государственной системой материальной помощи.
Удельный
вес семей с
Низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий потребности семьи по содержанию иждивенцев, отставание размеров социальных выплат от роста стоимости жизни являются фактами, обуславливающими широкое распространение бедности среди семей с несовершеннолетними детьми.
Еще будучи куратором приоритетных национальных проектов, первым вице-премьером, Д. И. Медведев, выступая 12 декабря 2007 г. на заседании экспертного совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, связал число рождений с реализацией специального комплекса мер по поддержке семьи, разработанных по поручению президента:
«Эти меры в общем плане были запущены с января текущего года, вступили в силу и законы, которые направлены на стимулирование рождаемости, государственную поддержку детей, на государственную поддержку семей»16.
Экономические меры, о которых говорил Д.А. Медведев, предопределены содержанием Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, разработанной на основе Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации»17. В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи Концепцией определены приоритеты, среди которых повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи.
Таким
образом, помощь людям, имеющим социально-
На территории Московской области проживает 1,9 млн. семей (более 1,5 млн. семей в своем составе имеют обоих супругов) при общей численности населения свыше 6,6 млн. человек. В более чем 800 тысячах семей воспитываются несовершеннолетние.
Несмотря на усилия государства, определяющим фактором демографических процессов остается естественная убыль населения, которая пока еще не преодолена.
Общий коэффициент рождаемости в 2008 г. составил 9,6 родившихся на 1000 человек, что отражает положительную динамику демографических изменений.
В 2008 году было заключено 60 936 и расторгнуто 35 201 брак. Общий коэффициент брачности в 2008 г. составил 9,2 брака на 1000 населения. На каждые 1000 заключенных браков пришлось 577 расторгнутых.
Возрастной состав населения Московской области на современном этапе характеризуется сокращением численности и доли детей и подростков в результате диспропорции между ежегодным числом родившихся и числом достигающих совершеннолетия. Численность детей и подростков в возрасте до 18 лет к началу 2008 г. составила 1 059,8 тыс. человек, или 16% от всего населения Московской области.
На территории Московской области проживает 17 965 многодетных семей с 58 005 детьми. Подавляющую долю многодетных составляют семьи с тремя детьми, таких семей 15 138, и с четырьмя детьми – 2017. На территории Подмосковья в 2007 году проживало по одной семье с одиннадцатью и тринадцатью и три с двенадцатью несовершеннолетними.
В 2008 году в Московской области отметили свой юбилей 12 574 семейных пары, прожившие в браке 50, 55, 60, 65, 70 и более лет.
Совместные действия Правительства, профсоюзов, предпринимателей позволили в 2008 году добиться увеличения средней заработной платы по полному кругу предприятий в области до 21 тыс. рублей. Темпы роста заработной платы составили более 130%. Это один из лучших показателей в России. Причем реальная заработная плата, несмотря на кризисные скачки цен, выросла почти на 24%. Опережающими темпами, более чем на 40%, выросла заработная плата в бюджетных секторах экономики и в первую очередь – здравоохранении, образовании, организациях культуры и спорта.
На рост доходов населения существенно повлияла целенаправленная деятельность Правительства Московской области по наращиванию социальных выплат, компенсаций категориям граждан, наиболее уязвимым в условиях рыночной экономики.
В
области созданы все
Доля граждан с доходами ниже прожиточного минимума сократилась по сравнению с 2000 годом на 16,8% и по итогам года составляет 10,7%. Средняя заработная плата превысила прожиточный минимум в 3,8 раза, а доходы на душу населения – в 3,2 раза. Рост величины прожиточного минимума составил 118,3%. При этом стоимость минимального набора продуктов питания выросла на 24,9%.
Результаты проводимой Правительством Московской области социальной политики положительно сказались на уровне жизни населения региона, что нашло свое отражение в приведенных результатах изучения динамики уровня жизни населения области и, в первую очередь, семей различных типов.
Министерством социальной защиты населения Московской области проведен ежеквартальный мониторинг уровня жизни населения Московской области за 4 квартал 2008 года.
Основным
показателем социально-
В четвертом квартале 2008 года по сравнению с четвертым кварталом 2007 года:
-
уменьшилась доля семей,
-
несколько выросла доля семей
с совокупным среднедушевым
-
доля семей с совокупным
На 3% уменьшилась как доля бедных семей, так и доля обеспеченных семей, соответственно доля семей с совокупным среднедушевым доходом выше прожиточного минимума, но ниже среднемесячной областной заработной платы, увеличилась почти на 6%.
Уменьшение количества граждан, проживающих ниже черты прожиточного минимума, обусловлено значительным увеличением заработной платы в ноябре 2008 г. до уровня 17 558 рублей (по сравнению с ноябрем 2007 г. увеличение на 4970,9 руб., или на 36,7%), среднего размера пенсий на 838,1 рубля (27,9%), а также увеличением размеров ежемесячных доплат и выплат.
В то же время, по сравнению с началом текущего года, произошло незначительное уменьшение доли семей с совокупным среднедушевым доходом выше прожиточного минимума, но ниже среднемесячной областной заработной платы, и увеличение доли семей с совокупным среднедушевым доходом выше среднемесячной областной заработной платы на 1,9%.
Во всех типах семей отмечается заметное превышение среднедушевых доходов над показателями прожиточного минимума.
Рост среднедушевых доходов в 4 квартале 2008 года составил в семьях: с детьми старше 16 лет 17,9%; без детей 33,5%; в одиночных 28,2%; с детьми разного возраста 60,6%; с детьми до 16 лет 29,3%, в неполных почти 13,9%.
Наиболее высокий уровень среднедушевого дохода оказался в одиночных семьях (13 945,9 руб.), а также в семьях без детей и в семьях с детьми старше 16 лет (13198 и 12863,8 руб. соответственно). Самый низкий показатель среднедушевых доходов наблюдался в неполных семьях с детьми до 16 лет (7932,1 руб.). При этом величина прожиточного минимума для всех типов семей увеличилась в среднем на 648 рублей (16,8%).
В то же время, практически во всех типах семей остаются весьма существенные различия в уровнях их доходов. Во всех типах семей имеются как относительно благополучные (совокупный среднедушевой доход выше среднемесячной областной заработной платы), так и бедные семьи (совокупный среднедушевой доход ниже прожиточного минимума).
Так, в одиночных семьях доходы выше среднемесячной областной заработной платы имеют 24,8% семей, одновременно ниже черты прожиточного минимума живут 12,2% таких семей, прежде всего пенсионеров и инвалидов. Похожая картина наблюдается и в семьях, состоящих из семейных пар без детей, в которых на данное время наряду с благополучными 21,1%, в основном молодыми семьями, 9,9% семей имеют доходы ниже прожиточного минимума. В неполных семьях доходы ниже прожиточного минимума имеют 14,9% семей. Доходы выше областной заработной платы характерны только для 4,5% таких семей.
Наибольшая доля бедных семей отмечается среди неполных семей – 14,4%.
В ноябре 2009 года денежные доходы населения на территории Московской области сложились в сумме 142589,5 миллиона рублей и увеличились по сравнению с ноябрем 2008 года на 5,1%, денежные расходы населения – 140999,5 миллиона рублей (на 5,9%). Превышение денежных доходов населения над расходами составило 1590 миллионов рублей.
Таблица 3.1.
Динамика денежных доходов населения представлена
(тысяч рублей)19
Денежные доходы населения |
Денежные расходы населения |
Превышение
денежных доходов над расходами или расходов
над доходами (-) | |
2009 год | |||
Январь | 104599563 | 114827425 | -10227862 |
Февраль | 122759602 | 118949496 | 3810106 |
Март | 130294475 | 128104082 | 2190393 |
Апрель | 141653740 | 133855808 | 7797932 |
Май | 132819341 | 131077892 | 1741449 |
Июнь | 140259632 | 139315388 | 944244 |
Июль | 143345261 | 141459791 | 1885470 |
Август | 131818474 | 132015638 | -197164 |
Сентябрь | 135065553 | 133294597 | 1770956 |
Октябрь | 144756236 | 142139239 | 2616997 |
Ноябрь | 142589482 | 140999455 | 1590027 |
Информация о работе Социальная защита семьи на примере Московской области