Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 04:52, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ социально-правовых основ формирования и реализации реабилитации инвалидов, теоретических положений по вопросу медико-социальной реабилитации инвалидов и ее составляющих (медицинская, профессиональная и социальная реабилитация), принципов и особенностей формирования индивидуальной программы реабилитации инвалидов.
Введение………………………………………………………………………….
Раздел 1. Содержание понятия инвалидности и основные формы реабилитации инвалидов…………………………………………………………………………
1.1. Понятие инвалидность, основные признаки и задачи социальной политики по решению их основных проблем (потребностей)…………………………….
1.2. Медико-социальная реабилитация инвалидов и ее организационно-правовая форма……………………………………………………………………………….
1.3. Организационные основы формирования и реализации индивидуальной программы реабилитации………………………………………………………..
Раздел 2. Содержание и методика медико-социальной реабилитации инвалидов…………………………………………………………..………………
2.1. Медицинская и профессиональная реабилитация инвалидов………………
2.2. Социальная реабилитация инвалидов…………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………
1)Достаточно ли финансирование социальной сферы?
2) Достаточно
ли внимания оказывается со
стороны администрации г.
3) Какова
правовая защищенность
1) Достаточно ли финансирование социальной сферы?
Сотрудники центра «Меридиан» Студенты РГСУ 5 курс
2) Достаточно ли внимание оказывается со стороны администрации г. Серпухова инвалидам?
Сотрудники центра «Меридиан»
3) Какова
правовая защищенность
Сотрудники центра «Меридиан»
2.2.
Социальная реабилитация
инвалидов.
Социальная
реабилитация инвалидов – это
система и процесс
В программу социальной реабилитации следует включать следующий перечень мероприятий по социально-бытовой адаптации:
- информирование
и консультирование по
- обучение инвалида самообслуживанию, включая:
1) обучение навыкам персонального ухода:
а) возможности соблюдения личной гигиены (причесываться, умываться, чистить зубы, пользоваться ванной, душем, ухаживать за руками и ногтями, соблюдать гигиену после выделений, осуществлять уход, обусловленный полом, бриться);
б) возможности пользования одеждой (одевать нижнее и верхнее белье, чулочно-носочные изделия, застегивать пуговицы, крючки, молнии, надевать обувь, завязывать шнурки, осуществлять уход за одеждой и обувью, пользоваться перчатками и др.);
в) возможности приема пищи (подавать еду, напитки на стол, распределять или разливать еду, пользоваться столовыми принадлежностями, резать продукты, открывать бутылки, намазывать хлеб маслом и т.д., подносить ко рту, пережевывать и проглатывать пищу или питье и др.);
г) возможности осуществлять контролируемую экскрецию;
д) возможности организации сна и отдыха в постели (укладываться в постель, осуществлять подготовку ко сну, ложиться в кровать, находиться в кровати, обращаться с постельным бельем и др.).
2) информирование
и обучение пользованию
3) обучение
технике и методическим
4) адаптационное
обучение семьи инвалида
- обучение
инвалида пользованию
- организация
жизни инвалида в быту, включая
архитектурно-планировочное
- обеспечение
инвалида техническими
Социально-средовая ориентация – система и процесс определения структуры наиболее развитых функций инвалида с целью по следующего подбора на этой основе вида общественной или семейно-общественной деятельности. Мероприятия по социально-средовой ориентации включает:
-Психотерапию – это комплексное лечение психических, нервных и психоматических расстройств, патопсихологических и психопатологических изменений, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симтоматики и изменению отношений субъекта к социальному окружению и собственной личности. При направленности психотерапевтического воздействия на психоматические компоненты заболевания она является компонентом программы медицинской реабилитации. При направленности ее на коррекцию отношений субъекта, она является частью раздела социальной реабилитации. Психотерапия может иметь различные формы (индивидуальную, групповую, семейную), в ней могут использоваться различные методы и техники, что определяется индивидуальными потребностями инвалида, которые уточняются самим психотерапевтом.
- Психологическую
коррекцию, включающую
- Психологическое
консультирование – ориентацию
пациента в широком круге
- Обучение
персональной сохранности,
- Обучение
социальным навыкам, которое
- Обучение
социальному общению, которое
включает обеспечение
- Обучение
социальной независимости,
- Оказание
помощи в решении личных
- Консультирование по правовым вопросам, которое должно обеспечивать правовую помощь инвалиду в области социальной защиты и реабилитации;
- Обучение
навыкам проведения отдыха, досуга,
занятиями физкультурой и
При формировании программы социальной реабилитации необходимо определить:
- исполнителя (наименование учреждения);
- форму реабилитации (амбулаторная, стационарная, пансионат, отделение дневного пребывания, клубная);
- сроки
выполнения (дата начала и окончания
реабилитационного мероприятия)
- объем
(содержание и количество
- прогнозируемый результат (возможность компенсации ограничений жизнедеятельности, достижение самообслуживания, самостоятельного проживания, интеграции в общество).
Рис. 6. Диаграмма доли числа инвалидов, прошедших социальную реабилитацию в 2003 году в г. Серпухове
При
невыполнении Программы социальной
реабилитации должна быть запись с
указанием причины, подпись ответственного
лица и печать. Инвалид подписывает
разработанную Программу
Координировать деятельность по разработке и реализации Индивидуальной программы реабилитации инвалида должны органы труда и социального развития.
Комитет социальной защиты г. Серпухова работает в тесной взаимосвязи с Центром реабилитации инвалидов и различными службами и учреждениями города, что позволяет оперативно и с наибольшей эффективностью решать вопросы по комплексной реабилитации инвалидов, позволяющей сократить социальную изоляцию инвалида и адаптировать его к жизни в обществе. Всего в 2003 году прошли социальную реабилитацию 2230 инвалидов взрослых и 180 детей-инвалидов. В Центре проводится программа помощи семьям инвалидов:
- диагностика
социальных и социально-
-психокоррекционная
работа по выработке здорового
психологического климата в
- обучение эффективному межличностному взаимодействию (развитие коммуникативных умений и понимание собственных психологических особенностей);
При этом используются следующие методы работ:
- семейная психотерапия;
- тренинги общения;
- ролевые игры;
- занятия в комнате социально-бытовой адаптации.
В настоящее время все инвалиды,, нуждающиеся в социальном обслуживании (656), имеют социального работника. На базе отделения дневного пребывания Центра социального обслуживания и Центра реабилитации инвалидов организуются курсы как для взрослых инвалидов так и для детей-инвалидов по годовому графику.
В 2003 году 150 инвалидов находились в отделении дневного пребывания, 42 ребенка-инвалида – в Центре реабилитации, где они получают двухразовое питание, для них проводятся досуговые и спортивные мероприятия, индивидуально подбираются технические средства реабилитации, предоставляются услуги парикмахера, услуги по протезированию.
В центре «Меридиан» представлены практически все модели кресел-колясок, разнообразные трости, ходунки, костыли, многофункциональная кровать с противопролежневым матрацем, многофункциональный стол фирмы «ДОН» - всего 42 вида технических средств реабилитации.
В 2003 году обеспечены техническими средствами реабилитации 129 инвалидов, в том числе:
- транспортными средствами – 72 человека,
- кресло-колясками – 23 человека,
- тифлотехникой – 24 человека,
- бытовыми приспособлениями – 10 человек.
Важной проблемой социальной реабилитации является формирование среды жизнедеятельности инвалидов, законодательное устранение причин, препятствующих доступу их к социальной инфраструктуре.
Для повышения эффективности мероприятий по социальной защите и реабилитации инвалидов, при администрации города создан Координационный совет по вопросам инвалидов, задачами которого являются: