Социальная работа с инвалидами

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 04:52, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ социально-правовых основ формирования и реализации реабилитации инвалидов, теоретических положений по вопросу медико-социальной реабилитации инвалидов и ее составляющих (медицинская, профессиональная и социальная реабилитация), принципов и особенностей формирования индивидуальной программы реабилитации инвалидов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
Раздел 1. Содержание понятия инвалидности и основные формы реабилитации инвалидов…………………………………………………………………………
1.1. Понятие инвалидность, основные признаки и задачи социальной политики по решению их основных проблем (потребностей)…………………………….
1.2. Медико-социальная реабилитация инвалидов и ее организационно-правовая форма……………………………………………………………………………….
1.3. Организационные основы формирования и реализации индивидуальной программы реабилитации………………………………………………………..
Раздел 2. Содержание и методика медико-социальной реабилитации инвалидов…………………………………………………………..………………
2.1. Медицинская и профессиональная реабилитация инвалидов………………
2.2. Социальная реабилитация инвалидов…………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

социальная работа с инвалидами.doc

— 407.00 Кб (Скачать)

      Следовательно, в социально-политическом плане необходимо отрешиться от прежнего понимания социальной нормы и перейти к ее определению как сложной по своей структуре категории, составной органической частью которой является инвалидность. На практике это означает обязательное и неукоснительное отражение во всех сферах жизнедеятельности потребностей инвалидов.

      Потребности инвалидов, как базовую характеристику для планирования работы и принятия решения по различным аспектам проблемы инвалидности, можно условно разделить на две группы:

      - «общие» потребности, т.е. аналогичные  таковым у других групп населения;

           - «особые» потребности,  т.е. возникающие в связи с  инвалидностью.

Наиболее  типичные из «особых» потребностей инвалидов  является нуждаемость:

      - в восстановлении или компенсации нарушенных или утраченных способностей к различным видам профессиональной, бытовой и общественной деятельности;

      - в передвижении;

    • в общении;
    • в возможности овладения знаниями;

- в рациональном  бытовом устройстве;

- в социально-психологической  адаптации;

- в материально-бытовой и финансовой поддержке.

      Удовлетворение  перечисленных потребностей, как  основное условие и предпосылка  для реинтеграции инвалидов в  обществе, связано с правовым, информационно-статистическим, экономическим, производственным, реабилитационным, социально-бытовым, кадровым и финансовым обеспечением соответствующих мероприятий.

      С юридической точки зрения правовое обеспечение проблемы инвалидности содержит три аспекта:

      - признание особых прав инвалидов;

      - уважение, как этих, так и всех  других прав;

      - создание условий для эффективного  осуществления инвалидами в условиях  равноправия всей совокупности  прав человека и сопряженных  с ними обстоятельств.

      Решение информационно-статистических аспектов проблемы инвалидности предполагает осуществление таких первоочередных задач, как:

      - разработка теоретических основ  статистики инвалидности в соответствии  с современной концепцией инвалидности;

      - разработка государственных статистических  учетных и отчетных форм, отражающих  структуру потребностей, круг интересов и уровень притязаний инвалидности;

      - организационно-методическое и техническое  обеспечение системы государственной  статистики инвалидов;

      - разработка форм и методов  информационного «просвещения»

населения по проблеме инвалидности.

      Экономические аспекты проблемы инвалидности являются наименее проработанными и поэтому требуют особого внимания. В этой связи возникает настоятельная необходимость решения таких задач как обоснование и разработка механизма реализации экономических прав инвалидов, определение специфики экономических взаимоотношений инвалидов и общества, разработка основных принципов и направлений экономической политики в отношении инвалидов.

      Производственные  аспекты инвалидности в условиях становления рыночных отношений  в нашей стране приобретают новый смысл и содержании. Во-первых, необходимо создание современной промышленной основы по производству реабилитационных изделий и предоставлению реабилитационных услуг для инвалидов. Во-вторых, формирование режима наибольшего благоприятствования для реабилитационных изделий и реабилитационных услуг на рынке товаров и в сфере обслуживания.

      Стержнем  социальной политики по отношению к  инвалидам является реабилитационное направление как основа формирования психофизиологического, профессионального и социального потенциала личности инвалида для последующей его реализации в различных сферах деятельности. В контексте данного положения предстоит решать задачи по созданию:

      - системы реабилитационно-экспертной  диагностики;

      - системы медицинской реабилитации как совокупности рекреационных мероприятий и реконструктивной хирургии;

      - системы профессиональной реабилитации, которая включает в себя профессиональную  ориентацию, профессиональное образование,  производственную адаптацию и  рационального бытового устройства.

      Непременным условием решения любой проблемы, в том числе и инвалидности, является наличие профессионально  подготовленных кадров. В этом отношении  предстоит определить номенклатурный перечень специалистов в области  инвалидности в соответствии с международными стандартами, выяснить потребность в них, обеспечить организационно-методическую базу для их обучения и последующего трудоустройства. Первоочередной задачей является правовое признание реабилитологии как сферы научной и практической деятельности.

     Финансовое  обеспечение различных аспектов проблемы инвалидности сопряжено, с  одной стороны, с вопросами пенсионного  обеспечения  и предоставления льгот  для инвалидов, с другой стороны  – с вопросами финансирования структур, занятых решением проблем инвалидов. 

      В сфере пенсионного обеспечения  назрела необходимость теоретического обоснования смысла и содержания пенсий как вида социальной защиты населения вообще и инвалидов  в частности, а также определить долевое участие всех источников формирования финансовых средств для выплаты пенсий.

Предоставление  льгот как одного из направлений  социальной политики по отношению к  инвалидам не может быть оценено  однозначно. С одной стороны, льготы – это одна из форм материальной поддержки и социальной компенсации нарушенных или утраченных способностей.

      C другой стороны, льготы как одна из форм социального сотрудничества способствует формированию особого стиля «социального мышления и поведения», основой которого являются «рентные установки».

      В связи с этим необходимо осуществить:

      - кодификацию существующих льгот  для инвалидов с целью их  упорядочения в соответствии  с принципами формируемой социальной  политики по отношению к инвалидам;

      - анализ социальной и экономической  эффективности «льготной политики»;

      - разработку предложений по совершенствованию системы «льготного обеспечения» инвалида.

      Проблему инвалидности структурно можно представить следующим образом:

      - научное обеспечение теории и  практики в области инвалидности;

      - информационно-статистическое обеспечение социальной политики по отношению к инвалидам;

      -улучшение  системы реабилитационно-экспертной  диагностики, медико-социальной  и социально-трудовой реабилитации;

      -кардинальное  совершенствование системы реабилитационной  индустрии в контексте становления  и развития национального рынка реабилитационных изделий и услуг;

      -дополнительная  разработка и формирование реабилитационной  социально-средовой инфраструктуры;

      - совершенствование (дополнение, изменение)  нормативно-правовой базы по социальной  защите инвалидов и их реабилитациии;

      - совершенствование системы материально-бытового  и пенсионного обеспечения инвалидов;

      - разработка новых, более современных  методик в области социально-правовой  и духовной реабилитации инвалидов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Медико-социальная реабилитация инвалидов и её организационно-правовая форма. 

     Государственная социальная политика Российской Федерации  в отношении инвалидов направлена на создание достойных условий жизни  и деятельности инвалидов, на реализацию предоставляемых им (наравне с другими гражданами) прав и свобод, на создание для инвалидов равных возможностей, обеспечивающих им надлежащую и эффективную интеграцию в семью и общество. Государственная политика Российской Федерации в отношении инвалидов предусматривает:

- обеспечение реализации права на труд и создание для них безопасных и здоровых условий труда;

- организацию  для инвалидов профессиональной  ориентации, профессиональной подготовки  и повышения квалификации;

- обеспечение  инвалидам гарантированного, бесплатного  объема медицинской реабилитации в соответствии с программой обязательного медицинского страхования и получение дополнительных медицинских услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

- создание  доступной для инвалидов инфраструктуры  городов, жилья, транспорта;

- создание  развитой системы социального  обслуживания инвалидов, предоставление  им социально-бытовых льгот и  преимуществ, способствующих их  социальной реабилитации;

- обеспечение  инвалидам возможностей в получении  общего и профессионального образования;

-  предоставление  инвалидам различных видов материального  обеспечения (пенсий, пособий, компенсаций  и т.д.).

     Именно  комплексная реабилитация возвращает инвалида к полноценной и нормальной жизни, в том числе, обеспечивает материальное благополучие путем соответствующего рационального трудоустройства. Достижение эффективного результата в реабилитационных мероприятиях невозможно без тесного взаимодействия медиков, психологов, социальных работников и педагогов.

     Приоритетная  направленность государственной политики в отношении инвалидов особенно четко отразилась в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденном Президентом РФ 24 ноября 1995 г. за № 181-ФЗ.

     Закон определил комплексную реабилитацию инвалидов как одно из важнейших звеньев в системе социальной защиты граждан России. Основным механизмом осуществления реабилитации инвалидов является Индивидуальная программа реабилитации инвалида. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) – это перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний инвалида, с учетом клинико-социального прогноза, соматического и психического состояния, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры. При формировании и реализации Индивидуальной программы реабилитации инвалида затрагивается целый комплекс вопросов правового, организационного и методического характера, от правильного решения которых соответствующими специалистами во многом зависит эффективность и действенность всего реабилитационного процесса. Однако, практика формирования и реализации ИПР, проведенные по этой проблеме совещания и семинары свидетельствуют о том, что у ряда работников возникают затруднения при решении отдельных вопросов, связанных с применением тех или иных нормативных актов в этой области, с порядком организации и возможностью использования соответствующих методик в процессе разработки Индивидуальной программы реабилитации инвалида. Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) – комплекс оптимальных для инвалида, в том числе и ребенка-инвалида, реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок их реализации, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Об эффективности ИПР, качестве решения поставленных перед нею задач, о степени реальной интеграции инвалида в семью и общество можно говорить только в том случае, если эта программа полностью реализована и воплощена в жизнь.

Важнейшую роль в формировании и реализации ИПР играют, принимаемые органами власти и управления, нормативные акты, которые регулируют все возникающие в этой области общественные отношения.

Информация о работе Социальная работа с инвалидами