Социальная работа с инвалидами

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 04:52, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ социально-правовых основ формирования и реализации реабилитации инвалидов, теоретических положений по вопросу медико-социальной реабилитации инвалидов и ее составляющих (медицинская, профессиональная и социальная реабилитация), принципов и особенностей формирования индивидуальной программы реабилитации инвалидов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
Раздел 1. Содержание понятия инвалидности и основные формы реабилитации инвалидов…………………………………………………………………………
1.1. Понятие инвалидность, основные признаки и задачи социальной политики по решению их основных проблем (потребностей)…………………………….
1.2. Медико-социальная реабилитация инвалидов и ее организационно-правовая форма……………………………………………………………………………….
1.3. Организационные основы формирования и реализации индивидуальной программы реабилитации………………………………………………………..
Раздел 2. Содержание и методика медико-социальной реабилитации инвалидов…………………………………………………………..………………
2.1. Медицинская и профессиональная реабилитация инвалидов………………
2.2. Социальная реабилитация инвалидов…………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

социальная работа с инвалидами.doc

— 407.00 Кб (Скачать)

- источники  дохода (зарплата, пенсия, стипендия  и их величина);

- клинико-экспертные  данные, включающие: группу инвалидности, динамику инвалидности за последние  5 лет, общую продолжительность инвалидности, закодированный по МКБ клинический диагноз и степень выраженности функциональных нарушений; клинический прогноз;

- оценку  реабилитационного потенциала, включающую:

  1. состояние физического развития (конституционно-анатомические особенности, возрастные и половые различия, уровень физического развития и физической подготовленности, мышечная сила, выносливость, быстрота действий и двигательных реакций, ловкость и др.);
  2. психофизиологическую выносливость – интегральную оценку физической и физиологической выносливости с учетом свойств нервной системы инвалида (силы, уравновешенности, подвижности, лабильности и динамичности), оценке состояния сенсорных и перцептивных систем (внимания, памяти, мышления), уровня развития речи (письма, счета, чтения), устойчивости этих функций к нагрузке.
  3. Эмоциональную устойчивость – динамические свойства эмоций и чувств человека (гнев, страх, радость).

    - данные  об уровне развития профессионально  важных знаний, навыков, умений (оценка  теоретической подготовки и практического опыта для выполнения конкретной работы);

    - оценку  социально-психологического и социально-экономического  статуса, включая:

    1) социально-психологическую  реактивность (компетентность) – способность  индивида эффективно взаимодействовать  с окружающими его людьми в системе межличностных отношений;

    2) направления  социальной деятельности, включая  участие индивида в различных  видах деятельности в макросоциуме (учебная, трудовая деятельность, досуговые занятия и др.);

    3) семейно-бытовые  взаимоотношения – ролевые функции инвалида в семье, характер отношения семьи к инвалиду, имеющийся в семье психологический климат;

    4) уровень  и структуру кругозора – характеристику  широты знаний, которыми инвалид  пользуется при решении профессиональных, бытовых, личных, социальных и других вопросов в повседневной деятельности;

    - данные  о структуре потребности инвалида  – то есть указание тех желаний,  влечений, объектов, которые необходимы  для существования и развития  инвалида;

    - круг  интересов инвалида – то есть  проявление познавательной активности, обеспечивающей направленность личности на осознание целей деятельности;

    - уровень  притязаний – степень трудности  целей, которые инвалид ставит  перед собой;

    - данные  о реабилитационном потенциале, т.е. комплексе биологических,  психофизиологических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности, с их оценкой: реабилитационный потенциал высокий, удовлетворительный, низкий;

    - данные  о реабилитационном прогнозе, т.е. предполагаемой вероятности, реализации реабилитационного потенциала с его оценкой: благоприятный, относительно благоприятный, неясный, неблагоприятный;

    - данные  о выраженности ограничений жизнедеятельности  и возможности их восстановления (компенсации);

    - реабилитационно-экспертное  заключение, включающее клинико-функциональный  диагноз, психологический диагноз,  оценку профессионально-трудового,  сциально-бытового и социально-средового  статусов, оценку реабилитационного  прогноза, оценку ограничений жизнедеятельности, тяжесть и причину инвалидности.

         ИПР состоит из 3-х программ:

    - программы  медицинской реабилитации;

    - программы  профессиональной реабилитации;

    - программы  социальной реабилитации.

         Основной  комплекс мероприятий по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов осуществляется на местном (районном, городском) уровне. Исполнение ИПР осуществляется реабилитационными учреждениями любой формы собственности при наличии лицензии на право заниматься этим видом деятельности. Взаимодействие реабилитационных служб различной ведомственной принадлежности осуществляется на этапах: формирования ИПР; исполнения ИПР; организация контроля исполнения ИПР, а также совместной деятельности с общественными организациями инвалидов.

    Выбор реабилитационных учреждений для реализации ИПР осуществляется с учетом:

          - обеспечения приближения реабилитационных  услуг к потребителю; гарантии  высокого качества реабилитационных  услуг; обеспечение комплексности  реабилитационных услуг.

Инвалид обращается в соответствующее реабилитационное учреждение, указанное в ИПР, самостоятельно, представляя имеющуюся на руках ИПР.

     Организатор выполнения ИПР:

- ведет  первичный прием инвалида при  обращении в данное реабилитационное  учреждение;

- осуществляет  контроль за выполнением реабилитационных мероприятий соответствующими специалистами;

- обеспечивает  контакты с инвалидом в случае  несвоевременной явки (прекращения)  на реабилитацию;

- организует  коллегиальное обсуждение эффективности  реабилитационных мероприятий на этапах реализации ИПР и необходимость ее корректировки.

Контроль  реализации ИПР осуществляют Бюро МСЭ, утвердившее ИПР, и районные органы социальной защиты населения по месту  постоянного жительства инвалида. В  органе социальной защиты населения  выделяется структурное подразделение (специалист), занимающееся проблемами реабилитации инвалида. Контроль реализации ИПР реабилитационными учреждениями, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, осуществляют местные (районные, городские) органы социальной защиты населения, а также учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы при очередном освидетельствовании, а также освидетельствовании в порядке динамического наблюдения. В этих учреждениях сосредотачивается информация об инвалидах, проходящих реабилитацию.

Контроль  исполнения ИПР осуществляют также  органы социальной защиты населения, в  которых должна сосредотачиваться  вся информация:

- о содержании  ИПР;

- о ходе  реализации ИПР на всех этапах;

- о проведении  коррекции ИПР;

- о результатах реализации (ИПР).

Районные (городские) органы социальной защиты населения выполняют как функции  управления реабилитацией, так и  функции исполнения ИПР инвалидов. К функциям управления относятся:

- учет  ИПР инвалидов; вносимых в ИПР  изменений и дополнений;

- контроль  выполнения конкретных мероприятий  в установленные сроки;

- обобщение  данных по реализации ИПР и  анализ результатов реализации  реабилитационных мероприятий;

- содействие  в осуществлении мероприятий  ИПР непосредственно районными  (городскими) отраслевыми службами, в том числе адаптация жилища инвалида, обеспечение техническими средствами реабилитации и др.

      К функциям исполнения относятся:

- информирование  и консультирование по вопросам  социальной реабилитации;

- обеспечение  неработающих инвалидов, получающих пенсию в органах социальной защиты населения, путевками на санаторно-курортное лечение;

- обеспечение  техническими средствами реабилитации  и обучение их пользованию,  в том числе автомототранспортом;

- компенсационные  выплаты в необходимых случаях и др.

Финансирование  ИПР осуществляется за счет средств  Федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ, государственных внебюджетных фондов и других источников, не запрещенных  законодательством РФ.

      Необходимо  учитывать особенности инвалидности у детей при формировании и реализации ИПР. Объем и структура реабилитационных услуг ребенку-инвалиду в индивидуальной программе реабилитации должен определятся с учетом комплекса медицинских, личностно-психологических, социально-педагогических факторов. При этом необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности детского возраста, характер течения заболевания, степень нарушения функций различных систем организма, приводящих к ограничению жизнедеятельности, реабилитационные возможности. Основными особенностями при формировании ИПР для детей-инвалидов  являются:

- необходимость  при разработке индивидуальных  программ предусматривать, в первую  очередь, мероприятия по подготовке  ребенка к обучению к школе  и индивидуальных коррекционных  мероприятий в процессе обучения;

- необходимость  проведения психолого-педагогической  коррекции, особое значение придается  первому этапу – ранней диагностике;

- проведение  работы с родителями, которая  на первом этапе предполагает  решение разных задач в зависимости  от возраста ребенка и особенностей нарушения.

     ИПР ребенка-инвалида должна включать программы:

- медицинской  реабилитации;

- педагогической  реабилитации;

- социальной  реабилитации;

- профессиональной  подготовки (дополнительно для ИПР  подростка).

В ряде случаев особое место в ИПР ребенка-инвалида должна занимать работа по психологической помощи семье, а также по обучению семьи наиболее адекватным способам ухода за ребенком, способам обучения и воспитания ребенка-инвалида. При этом следует иметь ввиду, что программа педагогической реабилитации должна включать:

1. Психолого-педагогическое  изучение нарушений психического  развития.

2. Сопровождение  и осуществление индивидуальных  коррекционных программ.

3. Определение  типа образовательного учреждения (общего назначения или специального).

4. Организационные  формы работы: индивидуальную, групповую,  щадящий режим и т.д.

5. Обеспечение  необходимыми техническими средствами  обучения и учебниками.

6. Прогноз  возможности ребенка получить  образование в соответствии с  государственными стандартами общего образования или только по индивидуальной программе.

7. Наименование  конкретного исполнителя: логопед,  дефектолог, психолог, учителя.

Реабилитационная  тактика в отношении детей-инвалидов, воплощенная в ИПР, должна иметь  психотерапевтическое и психокоррекционное направление: формирование адекватной самооценки к уровню притязаний, снятие эмоционального напряжения, формирование навыков общения.

      Таким образом, учет особенностей такого контингента  как дети-инвалиды, дает возможность  наиболее полно отразить их при формировании и реализации ИПР с тем, чтобы обеспечить детям-инвалидам необходимый им уровень реабилитации.

     Таким образом, правовые и организационные  основы формирования и реализации Индивидуальных программ реабилитации инвалида и их использование практическими работниками, помогут им повысить эффективность и качество ИПР, и тем самым создадут условия для реальной и полной реабилитации инвалидов. 
 
 
 
 
 

Раздел   2.  Содержание и методика медико-социальной реабилитации инвалидов. 

2.1.   Медицинская и  профессиональная  реабилитация инвалидов.

Информация о работе Социальная работа с инвалидами