Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 04:52, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ социально-правовых основ формирования и реализации реабилитации инвалидов, теоретических положений по вопросу медико-социальной реабилитации инвалидов и ее составляющих (медицинская, профессиональная и социальная реабилитация), принципов и особенностей формирования индивидуальной программы реабилитации инвалидов.
Введение………………………………………………………………………….
Раздел 1. Содержание понятия инвалидности и основные формы реабилитации инвалидов…………………………………………………………………………
1.1. Понятие инвалидность, основные признаки и задачи социальной политики по решению их основных проблем (потребностей)…………………………….
1.2. Медико-социальная реабилитация инвалидов и ее организационно-правовая форма……………………………………………………………………………….
1.3. Организационные основы формирования и реализации индивидуальной программы реабилитации………………………………………………………..
Раздел 2. Содержание и методика медико-социальной реабилитации инвалидов…………………………………………………………..………………
2.1. Медицинская и профессиональная реабилитация инвалидов………………
2.2. Социальная реабилитация инвалидов…………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………
- источники дохода (зарплата, пенсия, стипендия и их величина);
- клинико-экспертные
данные, включающие: группу инвалидности,
динамику инвалидности за
- оценку реабилитационного потенциала, включающую:
- данные
об уровне развития
- оценку
социально-психологического и
1) социально-психологическую
реактивность (компетентность) – способность
индивида эффективно
2) направления
социальной деятельности, включая
участие индивида в различных
видах деятельности в
3) семейно-бытовые взаимоотношения – ролевые функции инвалида в семье, характер отношения семьи к инвалиду, имеющийся в семье психологический климат;
4) уровень
и структуру кругозора –
- данные
о структуре потребности
- круг интересов инвалида – то есть проявление познавательной активности, обеспечивающей направленность личности на осознание целей деятельности;
- уровень
притязаний – степень
- данные о реабилитационном потенциале, т.е. комплексе биологических, психофизиологических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности, с их оценкой: реабилитационный потенциал высокий, удовлетворительный, низкий;
- данные о реабилитационном прогнозе, т.е. предполагаемой вероятности, реализации реабилитационного потенциала с его оценкой: благоприятный, относительно благоприятный, неясный, неблагоприятный;
- данные
о выраженности ограничений
- реабилитационно-экспертное
заключение, включающее клинико-
ИПР состоит из 3-х программ:
- программы медицинской реабилитации;
- программы профессиональной реабилитации;
- программы социальной реабилитации.
Основной комплекс мероприятий по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов осуществляется на местном (районном, городском) уровне. Исполнение ИПР осуществляется реабилитационными учреждениями любой формы собственности при наличии лицензии на право заниматься этим видом деятельности. Взаимодействие реабилитационных служб различной ведомственной принадлежности осуществляется на этапах: формирования ИПР; исполнения ИПР; организация контроля исполнения ИПР, а также совместной деятельности с общественными организациями инвалидов.
Выбор реабилитационных учреждений для реализации ИПР осуществляется с учетом:
-
обеспечения приближения
Инвалид обращается в соответствующее реабилитационное учреждение, указанное в ИПР, самостоятельно, представляя имеющуюся на руках ИПР.
Организатор выполнения ИПР:
- ведет
первичный прием инвалида при
обращении в данное
- осуществляет контроль за выполнением реабилитационных мероприятий соответствующими специалистами;
- обеспечивает контакты с инвалидом в случае несвоевременной явки (прекращения) на реабилитацию;
- организует
коллегиальное обсуждение
Контроль реализации ИПР осуществляют Бюро МСЭ, утвердившее ИПР, и районные органы социальной защиты населения по месту постоянного жительства инвалида. В органе социальной защиты населения выделяется структурное подразделение (специалист), занимающееся проблемами реабилитации инвалида. Контроль реализации ИПР реабилитационными учреждениями, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, осуществляют местные (районные, городские) органы социальной защиты населения, а также учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы при очередном освидетельствовании, а также освидетельствовании в порядке динамического наблюдения. В этих учреждениях сосредотачивается информация об инвалидах, проходящих реабилитацию.
Контроль исполнения ИПР осуществляют также органы социальной защиты населения, в которых должна сосредотачиваться вся информация:
- о содержании ИПР;
- о ходе реализации ИПР на всех этапах;
- о проведении коррекции ИПР;
- о результатах реализации (ИПР).
Районные
(городские) органы социальной защиты
населения выполняют как
- учет ИПР инвалидов; вносимых в ИПР изменений и дополнений;
- контроль
выполнения конкретных
- обобщение данных по реализации ИПР и анализ результатов реализации реабилитационных мероприятий;
- содействие в осуществлении мероприятий ИПР непосредственно районными (городскими) отраслевыми службами, в том числе адаптация жилища инвалида, обеспечение техническими средствами реабилитации и др.
К функциям исполнения относятся:
- информирование
и консультирование по
- обеспечение неработающих инвалидов, получающих пенсию в органах социальной защиты населения, путевками на санаторно-курортное лечение;
- обеспечение
техническими средствами
- компенсационные выплаты в необходимых случаях и др.
Финансирование ИПР осуществляется за счет средств Федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и других источников, не запрещенных законодательством РФ.
Необходимо
учитывать особенности
- необходимость
при разработке индивидуальных
программ предусматривать, в
- необходимость
проведения психолого-
- проведение
работы с родителями, которая
на первом этапе предполагает
решение разных задач в
ИПР ребенка-инвалида должна включать программы:
- медицинской реабилитации;
- педагогической реабилитации;
- социальной реабилитации;
- профессиональной подготовки (дополнительно для ИПР подростка).
В ряде случаев особое место в ИПР ребенка-инвалида должна занимать работа по психологической помощи семье, а также по обучению семьи наиболее адекватным способам ухода за ребенком, способам обучения и воспитания ребенка-инвалида. При этом следует иметь ввиду, что программа педагогической реабилитации должна включать:
1. Психолого-педагогическое
изучение нарушений
2. Сопровождение
и осуществление
3. Определение
типа образовательного
4. Организационные формы работы: индивидуальную, групповую, щадящий режим и т.д.
5. Обеспечение
необходимыми техническими
6. Прогноз возможности ребенка получить образование в соответствии с государственными стандартами общего образования или только по индивидуальной программе.
7. Наименование
конкретного исполнителя:
Реабилитационная
тактика в отношении детей-
Таким образом, учет особенностей такого контингента как дети-инвалиды, дает возможность наиболее полно отразить их при формировании и реализации ИПР с тем, чтобы обеспечить детям-инвалидам необходимый им уровень реабилитации.
Таким
образом, правовые и организационные
основы формирования и реализации Индивидуальных
программ реабилитации инвалида и их
использование практическими работниками,
помогут им повысить эффективность и качество
ИПР, и тем самым создадут условия для
реальной и полной реабилитации инвалидов.
Раздел
2. Содержание и методика
медико-социальной реабилитации
инвалидов.
2.1. Медицинская и профессиональная реабилитация инвалидов.