Социальная работа с инвалидами

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 04:52, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ социально-правовых основ формирования и реализации реабилитации инвалидов, теоретических положений по вопросу медико-социальной реабилитации инвалидов и ее составляющих (медицинская, профессиональная и социальная реабилитация), принципов и особенностей формирования индивидуальной программы реабилитации инвалидов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
Раздел 1. Содержание понятия инвалидности и основные формы реабилитации инвалидов…………………………………………………………………………
1.1. Понятие инвалидность, основные признаки и задачи социальной политики по решению их основных проблем (потребностей)…………………………….
1.2. Медико-социальная реабилитация инвалидов и ее организационно-правовая форма……………………………………………………………………………….
1.3. Организационные основы формирования и реализации индивидуальной программы реабилитации………………………………………………………..
Раздел 2. Содержание и методика медико-социальной реабилитации инвалидов…………………………………………………………..………………
2.1. Медицинская и профессиональная реабилитация инвалидов………………
2.2. Социальная реабилитация инвалидов…………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

социальная работа с инвалидами.doc

— 407.00 Кб (Скачать)

 

 Одной  из основных организационных  задач Минздрава России было  и есть проведение структурной  перестройки существующей системы здравоохранения, чтобы обеспечить профилактические, лечебно-диагностические и реабилитационные мероприятия по снижению заболеваемости и смертности населения, охране здоровья матери и ребенка, распространению здорового образа жизни. Так, федеральная программа «Дети-инвалиды» преследует целью профилактику детской инвалидности.

      Различают социально-медицинскую и медико-социальную помощь инвалидам. Первая обеспечивает уход в случае болезни и неспособности  удовлетворить свои основные жизненные потребности. Вторая направлена на лечение, уход, поддержание активного образа жизни. В первом случае за оказание помощи отвечают учреждения социальной защиты, во втором – государственные и муниципальные органы здравоохранения.

В городе Серпухове в 2003 году обеспечены протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами медицинской реабилитации 722 инвалида, в том числе:

- слухопротезированием  – 126 человек,

- зубным  протезированием – 121 человек,

- протезами  верхних и нижних конечностей  – 38 человек,

- ортопедической  обувью – 8 человек,

- другими протезно-ортопедическими  изделиями – 429 человек. 
 
 
 
 
 

Рис.4. Доля инвалидов в г. Серпухове, прошедших  медицинскую реабилитацию в 2003 году. 
 

  В  2000 году обеспечены санаторными  путевками 453 инвалида, в том числе инвалиды ВОВ и приравненные к ним лица – 215, инвалиды от общего заболевания – 238, детям-инвалидам выделено из всех источников 248 санаторных путевок.*

         Подбор инвалидам профессиональной  деятельности осуществляется учреждениями  государственной службы Медико-социальной экспертизы, районными и городскими центрами занятости населения, биржами труда инвалидов, центрами профессиональной реабилитации инвалидов, врачами.

Программа профессиональной реабилитации включает в себя следующие мероприятия и услуги:

- профессиональную  ориентацию;

- обучение;

- создание  специального рабочего места  инвалида;

- профессионально-производственную  адаптацию;

- содействие  трудоустройству.

 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 5. Диаграмма  доли числа инвалидов, прошедших  профессиональную реабилитацию в г. Серпухове в 2003 году 
 
 
 
 

Специальный доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «Права и  возможности инвалидов в Российской Федерации 10 сентября 2001 г.».*

Профессиональная  реабилитация инвалидов – это  процесс и система восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда.                                                                                                                 

Профессиональная  реабилитация – это система государственных  и общественных мер, направленных на возвращение или включение инвалида. Профессиональная ориентация – это система и процесс определения структуры наиболее развитых способностей инвалида с целью последующей оценки пригодности и склонности к определенной профессии, а также для прогнозирования возможных мер содействия в его будущей профессии. Основная цель профессиональной ориентации – оказать содействие человеку в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы в соответствии с потребностями работодателей, рынка труда, личными интересами, способностями и возможностями путем профессионального консультирования, информации и психологической поддержки.

При профессиональной ориентации должны решаться следующие  задачи:

- информирование  и консультирование инвалидов с целью выбора работы, режима труда, возможности обучения;

- ориентирование  инвалидов в мире профессий;

- предоставление  услуг по профессиональной информации  инвалидам.

Необходимой составляющей профориентационной работы является обеспечение выбора субъектом профессии в соответствии с его собственными интересами, склонностями и способностями.

Профессиональная  ориентация включает следующие виды работ:

- профинформацию  – информационное обеспечение  процесса выбора профессии, позволяющее  клиенту получить максимум сведений о мире профессий, их рынке в регионе, обеспечение информации, формирующей представление о содержании профессий и специальностей и многое другое;

- профессиональное  консультирование – оказание  инвалиду услуг  в выборе  или перемене профессии с учетом его пожеланий, склонностей и возможностей, имеющихся вакансий, перспектив трудоустройства;- профессиональный отбор – это выбор из группы кандидатов на определенную должность тех лиц, которые при прочих равных условиях способны обеспечить наибольшую эффективность в выполнении стоящих перед ними задач, сохранность своего здоровья, безопасность производства.

Профессиональное  образование в рамках концепции  медико-социальной реабилитации инвалидов  представляет систему и процесс  овладения знаниями, навыками и умениями в области профессиональной деятельности. В условиях рыночной экономики необходимо, чтобы профессиональное образование инвалидов предусматривало обучение конкурентоспособным и престижным профессиям, основам предпринимательской деятельности. Профессиональное обучение инвалидов должно сочетаться с проведением медицинской и социальной реабилитации, что является одним из важнейших факторов при интеграции этого контингента в обычные образовательные учреждения. Для реализации программы получения профессионального образования должны использоваться различные формы учебных заведений, основными из которых являются профессиональные (профессионально-технические) и специализированные профессионально-технические училища, колледжи и лицеи, профессинальные комплексные многоуровневые учебные заведения, включающие техникумы, институты, академии и др.

Специальные рабочие места для трудоустройства  инвалидов – это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию  основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения. Проектирование и оснащение  специальных рабочих мест инвалидов должны осуществляться с учетом профессии, характера выполняемых работ, тяжести инвалидности, вида инвалидизирующей патологии, степени функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса. Условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать Индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой Бюро медико-социальной экспертизы. Индивидуальный подход при выборе профессий для инвалида обусловлен, главным образом, спецификой заболевания и медицинскими противопоказаниями, обусловленными ограничениями жизнедеятельности.

      Профессионально-производственная адаптация – это система и  процесс определения оптимального уровня производственных нагрузок, связанных  с исполнением требований рекомендуемой  профессиональной деятельности в условиях конкретного производства, с приспособлением к ним инвалидов.

Рекомендации  по профессионально-производственной адаптации играют важную роль в закреплении  инвалидов на определенном производстве и определенном рабочем месте. Чем  быстрее (с помощью таких рекомендаций) инвалид адаптируется к своей профессии и к производству  в целом, тем комфортабельнее и уверенней он будет чувствовать себя в конкретных производственных условиях и тем вероятнее, что такое адаптированное рабочее место станет для него постоянным.

      Рациональное  трудовое устройство – это система и процесс организации и правовой регламентации трудовой деятельности инвалидов, направленные на обеспечение условий для эффективной реализации их профессиональных способностей.

      Центр занятости населения города Серпухова  работает в тесной взаимосвязи с местным бюро МЭС, предоставляет перечень вакантных мест для инвалидов, который учитывается при оформлении индивидуальных программ реабилитации. В 2003 году профессиональную реабилитацию прошел 141 взрослый инвалид и 39 детей-инвалидов, трудоустроено 95 инвалидов. В городе Серпухове имеется несколько специализированных предприятий, где инвалиды трудятся по следующим специальностям: повар, парикмахер, пользователь ПК, оператор газовой котельной, бухгалтер, электромонтер и пр.

Существующий в г. Серпухове Центр трудовой адаптации оказывает комплекс услуг по трудовой адаптации инвалидов в выборе сферы деятельности в соответствии с личными интересами, способностями, состоянием здоровья и  профессионально-медицинским рекомендациям, спросом на рынке, а также – психологическую поддержку.

     В 2003 году получили профессиональную ориентацию 74 инвалида, в том числе дети-инвалиды.

Учебное подразделение Центра трудовой адаптации  предназначено для начальной  профессиональной подготовки по ряду курсов:

- пользователь  ПК;

- парикмахер  широкого профиля;

- резчик  по дереву и т.д.

При формировании программы профессиональной реабилитации необходимо определить:

- исполнителя  (наименование учреждения систем  образования, социальной защиты, занятости, специализированные предприятия и др.);

- форму  реабилитации (для обучения –  индивидуальная программа, надомное  обучение, обучение на рабочем  месте, курсовое обучение, обучение  в учебных заведениях общей  сети или специализированных, заочное  обучение и др.);

- сроки выполнения (дата начала и окончания реабилитационного мероприятия);

- объем  (содержание и количество реабилитационных  мероприятий).

     Разработка  программы профессиональной реабилитации базируется на:

- оценке  профессионально-трудового статуса  инвалида, включающей: комплексный анализ его социальных характеристик, связанных с профессионально-трудовой деятельностью, основных характеристик его профессионально-трудовой деятельности, а также определение соответствия физиологических, психофизиологических и психологических характеристик требованиям, предъявляемым трудовой деятельностью;

- оценке  «профессионально-трудовой» составляющей  РП, включающей определение характеристик  интегральной реакции организма  инвалида на трудовую деятельность, оценку их значимости для трудовой деятельности и возможности ее продолжения, определение возможности адаптации к труду, путей поддержки адекватного состояния, разработки стратегии трудовой деятельности;

- оценке  образовательного статуса инвалида, включающей комплексный анализ  социальных характеристик, связанных с образовательной деятельностью, основных характеристик образовательной деятельности; а также определение соответствия требований, предъявляемых к инвалиду в процессе обучения, его профессионально значимым физиологическим, психофизиологическим и психологическим качествам, и определение развития в процессе обучения профессионально важных сенсорных, моторных и «мыслительных» навыков;

- оценке  «образовательной» составляющей  РП, включающей определение совокупности  медико-биологических и социальных факторов, а также их взаимодействия с факторами профессионального обучения, прогнозирование того, когда и с помощью каких методов и средств человек достигнет определенного образовательного статуса;

- оценке  вида и степени ограничений  жизнедеятельности.

Результатом выполнения программы профессиональной реабилитации является компенсация  ограничений обучения и трудовой деятельности, что, в конечном итоге, позволяет обеспечить инвалиду содействие в занятости.

     Проводила социиследование по теме Дипломной работы между сотрудниками центра «Меридиан» и студентами РГСУ. Социсследование было проведено путем анкетного опроса:

Информация о работе Социальная работа с инвалидами