Социальная работа с инвалидами

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 04:52, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ социально-правовых основ формирования и реализации реабилитации инвалидов, теоретических положений по вопросу медико-социальной реабилитации инвалидов и ее составляющих (медицинская, профессиональная и социальная реабилитация), принципов и особенностей формирования индивидуальной программы реабилитации инвалидов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
Раздел 1. Содержание понятия инвалидности и основные формы реабилитации инвалидов…………………………………………………………………………
1.1. Понятие инвалидность, основные признаки и задачи социальной политики по решению их основных проблем (потребностей)…………………………….
1.2. Медико-социальная реабилитация инвалидов и ее организационно-правовая форма……………………………………………………………………………….
1.3. Организационные основы формирования и реализации индивидуальной программы реабилитации………………………………………………………..
Раздел 2. Содержание и методика медико-социальной реабилитации инвалидов…………………………………………………………..………………
2.1. Медицинская и профессиональная реабилитация инвалидов………………
2.2. Социальная реабилитация инвалидов…………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

социальная работа с инвалидами.doc

— 407.00 Кб (Скачать)

Медицинская реабилитация инвалидов осуществляется с целью восстановления или компенсации  утраченных или нарушенных функций человека до социально значимого уровня. Синонимом термина «медицинская реабилитация» является термин «восстановительное лечение». Процесс реабилитации не предполагает лишь  оказание медицинской помощи. Медицинская реабилитация производится в рамках Федеральной базовой программы обязательного медицинского страхования РФ за счет средств федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования.  Медицинская реабилитация может осуществляться в следующих формах: стационарное лечение, амбулаторное лечение, санаторное лечение, диспансерное наблюдение. Комплекс восстановительного лечения составляет следующие меры, услуги, методы и средства:

1. Медикаментозное  лечение.

2. Восстановительное  оперативное лечение.

3. Физические  методы лечения.

4. Лечебная  физкультура.

5. Механотерапия.

6. Массаж.

7. Трудотерапия.

8. Психотерапия.

9. Диетотерапия.

10. Протезно-ортопедическая  помощь.

11. Обеспечение  техническими средствами медицинской 

реабилитации  и обучение инвалидов пользованию  ими.

     Медицинская реабилитация включает в себя восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование. Восстановительная терапия предусматривает использование механотерапии, физиотерапии, кинезотерапии, массажа, иглорефлексотерапии, грязе- и бальнеотерапии, традиционной терапии, трудотерапии, предоставление логопедической помощи и др.

Реконструктивная  хирургия как метод оперативного восстановления анатомической целостности  и физиологической состоятельности  организма включает в себя методики косметологии, органозащищающей и органовосстановительной хирургии. Протезирование предусматривает предоставление протезов, ортопедических и других вспомогательных средств, включая необходимую подгонку, ремонт и замену, а также обучение обращению с ними. Ортезирование – компенсация частично или полностью утраченных функций опорно-двигательного аппарата с помощью дополнительных внешних устройств (ортезов), обеспечивающих выполнение этих функций.

     В программу медицинской реабилитации входит обеспечение инвалидов техническими средствами медицинской реабилитации (мочеприемник, калоприемник, слуховые аппараты и др.), а также предоставление информационных услуг по вопросам медицинской реабилитации. В сфере медицинской реабилитации граждане имеют право на предоставление путевок на санаторно-курортное лечение, либо оплату соответствующих расходов. Кроме того, граждане имеют право на восстановительные хирургические операции, на протезирование. Специальных актов достаточно мало, в основном регулирование осуществляется специальными законами по поводу курортного лечения. Санаторно-курортное лечение неработающих инвалидов осуществляется органами социальной защиты населения; инвалидов, нуждающихся в лечении в специализированных противотуберкулезных санаториях – органами здравоохранения; работающих инвалидов  - по месту работы из средств Фонда социального страхования. Объем мероприятий и услуг по медицинской реабилитации устанавливается в каждом регионе с учетом Федерального и регионального перечней (стандартов) амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи для населения.

Программа медицинской реабилитации предусматривает  следующую рубрикацию:

- перечень  мероприятий, включенных в ИПР;

- наименование  конкретного исполнителя программы  медицинской реабилитации (поликлиника, стационар, реабилитационный центр и т.д.; их название и №);

- форму  реабилитации (амбулаторная, стационарная, на дому);

- сроки  выполнения (в месяцах с момента  формирования ИПР);

- объем  (длительность и кратность курсов);

- результат  – восстановление, компенсация или замещение нарушенных функций (прогнозируемый, полученный);

- отметку  о невыполнении мероприятий в  установленный срок и причине  невыполнения, которая делается  лечебным учреждением, являющимся  исполнителем программы медицинской  реабилитации  (в лице заместителя главного врача, курирующего вопросы медико-социальной экспертизы, заверенную печатью).

Государство гарантирует инвалидам обеспечение  в полном объеме всеми видами медицинской  помощи. Создается сеть федеральных  и региональных центров восстановительного лечения и многопрофильной медицинской реабилитации: реабилитационных, в том числе научно-производственных центров, отделений восстановительного лечения в амбулаторных и стационарных лечебно-профилактических учреждениях, специализированных санаторно-курортных учреждений и т.д. Вместе с тем, существующая система медицинской реабилитации инвалидов нуждается в радикальном изменении, так как удовлетворяет их потребности всего на 10 %. Необходимо формирование научного, цивилизованного подхода к организации всей реабилитационной работы.

     Ключевые  нормативные акты, обеспечивающие реализацию инвалидами прав на здоровье, это, во-первых, «Стандартные правила обеспечения  равных возможностей для инвалидов» (приняты Генеральной Ассамблеей ООН на ее 48-сессии 20 декабря 1993 г. (резолюция 48/96)), в частности правило № 2 «Медицинское обслуживание»; во-вторых, «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22 июля 1993 г., в частности статья 27 «Права инвалидов». Отрывки из первого среди упомянутых документов приведены ниже.

Правило 2. Медицинское обслуживание.

Государствам  следует обеспечить эффективное  медицинское обслуживание инвалидов.

1. Государствам  следует принять меры для разработки  программ раннего обнаружения,  оценки и лечения дефектов, осуществлением которых будут заниматься и многодисциплинарные группы специалистов. Это позволит предупреждать и сокращать масштабы инвалидности или устранять ее последствия. Следует обеспечить всестороннее участие в таких программах инвалидов и членов их семей на индивидуальной основе, а также организаций инвалидов в процессе планирования и оценки деятельности.

2. Следует  организовать подготовку работников  местных общин для участия  в такой деятельности, как раннее  обнаружение дефектов, оказание  первой помощи и направление в соответствующие учреждения сферы социального обслуживания.

3. Государствам  следует обеспечить предоставление  инвалидам, особенно младенцам  и детям, медицинского обслуживания  на том же уровне в рамках  той же системы, что и другим  членам общества.

4. Государствам  следует обеспечить надлежащую  подготовку и оснащение врачей  и другого медицинского персонала  всем необходимым для медицинского  обслуживания инвалидов и обеспечить  им доступ к соответствующим  методам и средствам лечения.

5. Государствам следует обеспечить, чтобы врачи и другой медицинский персонал получали надлежащую подготовку, с тем чтобы они не предлагали родителям неправильных рекомендаций, ограничивающих тем самым выбор для их детей. Этот процесс подготовки должен идти постоянно и основываться на самой последней информации.

6. Государствам  следует обеспечить, чтобы инвалиды  имели доступ к любым видам  постоянного лечения и получали  лекарственные препараты, которые  могут им потребоваться для  поддержания 

или повышения  уровня их жизнедеятельности.

В соответствии с основами законодательства РФ об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22 июля 1993 г., статья 27, люди с ограниченными  возможностями, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право  на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности – на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения.

В результате позднего выявления и низкой эффективности лечения в России увеличивается число инвалидов, больных туберкулезом. В 1995 г. насчитывалось 65000, а в 1996 г. – 76200, а в 1999 г. – 96000 человек. Уровень первичной инвалидности в связи с этим заболеванием вырос и составил в 1999 г. 2,6 человека на 10000, в то время как в 1992 г. он составлял 1,4.

      Постановлениями правительства РФ утверждены целевые  программы ранней диагностики заболеваний, приводящих к инвалидности, а также  методы их лечения и профилактики тяжелых осложнений (фенилкетонурии, сахарного диабета, туберкулеза  и др.).

Порядок оказания инвалидам медико-социальной помощи и перечень льгот для них определяются федеральным и республиканским законодательством. Инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий на территории других государств имеют право:

- на  бесплатное пользование при выходе на пенсию поликлиниками, к которым они были прикреплены в период работы, внеочередное бесплатное оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях;

- бесплатное  обеспечение лекарствами по рецептам врачей в пределах норм и в порядке, установленных Правительством РФ;

- бесплатное  изготовление и ремонт зубных  протезов в государственных и  муниципальных лечебно-профилактических  учреждениях.

Реабилитированные лица и лица, пострадавшие от политических репрессий, имеют право на следующие льготы:

- внеочередное  оказание медицинской помощи;

- внеочередное  получение путевок для санаторно-курортного  лечения и отдыха;

- бесплатное  изготовление и ремонт зубных  протезов в государственных и  муниципальных учреждениях.

Льготное  обеспечение указанных лиц протезно-ортопедическими  изделиями осуществляется в порядке, установленном законодательством  РФ 1. Проживающим на территории России бывшим несовершеннолетним узникам  концлагерей, гетто, других мест принудительного  проживания (созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и др., предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Данные положения регулируются Указом Правительства РФ от 15 октября 1992 г.  № 1236 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны», Приказом № 558 от 31 декабря 1992 г.

Одним из этапов процесса медицинского обеспечения  инвалидов выступает санаторно-курортное  лечение. Санаторно-курортный комплекс нашей страны не имеет аналогов в мире. Разработанный отечественной курортологией дифференцированный подход к использованию природных лечебных факторов с учетом специфики их действий позволил провести рациональную медицинскую специализацию санаториев на всей территории РФ. По данным Госкомстата России, на 1 января 2000 г. сеть санаторно-курортных учреждений страны составило 546 санаториев для взрослых на 167 300 мест; 529 санаториев для детей на 59 000 мест; 1288 санаториев-профилакториев на 122 500 мест; 82 пансионата с лечением – на 26 900 мест; 25 санаторно-оздоровительных лагерей круглогодичного функционирования на 7 600 мест. Всего: 2470 учреждений на 383 300 мест. Из них санаторно-курортные учреждения Министерства здравоохранения РФ составляют 607 санаториев на 77 200 мест, включая 103 санатория для взрослых  и 504 санатория для детей.

По информации Министерства труда и социального  развития РФ, потребность в расходах на санаторно-курортное лечение  инвалидов и участников Великой  Отечественной войны, определяемая по заявкам субъектов Федерации, на 2000 г. составила 2 млрд. 253, 3 млн. рублей, а фактическое финансирование – 293,1 млн. рублей. В 2001 г. на указанные цели требуется 2 млрд. 233,3 млн. рублей, а на деле выделено 995,8 млн.* 
 
 
 
 

Постановление Правительства РФ от 3 мая 1994 г. № 419 «Об утверждении Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий».*

Информация о работе Социальная работа с инвалидами