Социальная работа с инвалидами

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 04:52, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ социально-правовых основ формирования и реализации реабилитации инвалидов, теоретических положений по вопросу медико-социальной реабилитации инвалидов и ее составляющих (медицинская, профессиональная и социальная реабилитация), принципов и особенностей формирования индивидуальной программы реабилитации инвалидов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
Раздел 1. Содержание понятия инвалидности и основные формы реабилитации инвалидов…………………………………………………………………………
1.1. Понятие инвалидность, основные признаки и задачи социальной политики по решению их основных проблем (потребностей)…………………………….
1.2. Медико-социальная реабилитация инвалидов и ее организационно-правовая форма……………………………………………………………………………….
1.3. Организационные основы формирования и реализации индивидуальной программы реабилитации………………………………………………………..
Раздел 2. Содержание и методика медико-социальной реабилитации инвалидов…………………………………………………………..………………
2.1. Медицинская и профессиональная реабилитация инвалидов………………
2.2. Социальная реабилитация инвалидов…………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

социальная работа с инвалидами.doc

— 407.00 Кб (Скачать)

      Одни  из этих нормативных актов прямо  регулируют вопросы формирования и  реализации ИПР 1, а другие – хотя непосредственно и не касаются разработки Индивидуальной программы реабилитации инвалида, но влияют на определение ее содержания, а также путей и способов исполнения и т.д. (например, Указ Президента РФ от 25 марта 1993г. «О мерах по профессиональной реабилитации и занятости инвалидов»). Среди всех нормативных актов в этой области особое место занимает федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденный Президентом РФ 24 ноября 1995 г. за № 181-ФЗ, который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов России. Целью этой политики является обеспечение инвалидам равных, с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. 
 

1 «Примерное  положение об индивидуальной  программе реабилитации инвалидов», утвержденное постановлением Министерства  труда и социального развития  РФ от 14 декабря 1996 г.

2  Указ  Президента РФ от 25 марта 1993 г.  «О мерах по профессиональной  реабилитации и занятости инвалидов» 
 

 Закон  ввел новое определение понятия  »инвалид», учитывающее не только  нарушение трудоспособности, как  это было ранее, а и другие  факторы жизнедеятельности человека  – полную или частичную утрату  лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться (ст.1), дал понятие медико-социальной экспертизы (ст.9) и понятие реабилитации инвалидов (ст.9); установил и гарантировал широкий перечень видов обеспечения жизнедеятельности инвалидов. Закон определил комплексную реабилитацию инвалидов, как одно из важнейших звеньев в системе социальной защиты граждан.

Таким образом, в отсутствии Закона о реабилитации инвалидов в РФ (он находится в стадии разработки), Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» является определяющим в области реабилитации, в том числе и в части формирования и реализации ИПР. Более конкретно вопросы формирования и реализации ИПР нашли отражение в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965, утвердившем «Положение о признании лица инвалидом» и «Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы», а также в Постановлении Министерства труда и социального развития РФ и Министерства здравоохранения РФ от 29 января 1997 г. №1/30, утвердившим классификацию и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, исходя из нового определения «инвалидности».

     Разработка  ИПР и контроль за ее реализацией в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами возлагаются на учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы. Основными задачами учреждений МСЭ  в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965 «О порядке признания граждан инвалидами» являются:

- определение  потребности инвалида в различных  видах социальной защиты;

- разработка  Индивидуальной программы реабилитации  инвалида, содействие в реализации  мероприятий социальной защиты  инвалидов, включая реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий;

- участие  в разработке региональных комплексных  целевых программ в области  реабилитации и социальной защиты  инвалидов.

     Порядок и условия разработки, реализации и финансирования ИПР определены «Примерным положением об ИПРИ», утвержденным Постановлением Минтруда России от 14 декабря 1996 г. № 14.

Кроме того, права инвалидов на реабилитацию закреплены в ряде других нормативных  актов, имеющих более общий характер, но безусловно влияющих на процесс  реализации индивидуальной программы.

      К ним, в частности, можно отнести:

Указ  Президента РФ от 25 марта 1993 года «О мерах  по профессиональной реабилитации и  обеспечению занятости инвалидов»; Постановление Министерства труда  РФ от 28 сентября 1993 г. «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда»; Закон «О занятости населения в РФ» от 19 февраля 1991 г.; Приказ Федеральной службы занятости России от 28 февраля 1994 г. «Об утверждении временного положения о специализированных подразделениях по профессиональной реабилитации и обеспечении занятости инвалидов»; «Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.; Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г.; Рекомендации по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, нуждающихся в социальной защите (приложение к Постановлению Минтруда от 06. 02. 1995 г.); Постановление Правительства РФ от 16 января 1995 г. «О Федеральной комплексной программе «Социальная поддержка инвалидов» и т.д.

      Особенно  большая работа в этом направлении  проделана Московской городской  думой  и Правительством г. Москвы. В Москве впервые в РФ была принята и реализуется комплексная программа реконструкции и переустройства городской среды Москвы в целях ее приспособления для различных категорий инвалидов и престарелых граждан (утверждена постановлением правительства Москвы от 11.05.93 г.); Московская городская дума 12 ноября 1997 г. приняла Закон «О квотирование рабочих мест в городе Москве»; Постановлением Правительства Москвы от 24.03.98 г. утвержден «Порядок квотирования рабочих мест в организациях г. Москвы»; Постановлением Правительства Москвы от 17 марта 1998 г. утверждена «Комплексная целевая программа реабилитации инвалидов на 1998-2000 годы». Впервые в Российской Федерации, на уровне ее субъекта, установлен гарантированный перечень реабилитационных мероприятий и технических средств для инвалидов (Региональная базовая программа реабилитации инвалидов), в том числе и гарантированный перечень технических средств реабилитации, предоставляемых инвалидам Москвы бесплатно. Кроме того, Постановлением Правительства Москвы от 17 июля 1997 г. № 454 утверждено Положение «О Государственной службе медико-социальной экспертизы Москвы» (Приложение №1) и Программа развития сети учреждений медико-социальной экспертизы Москвы (Приложение №2).

Важнейшее место в общей системе нормативных  актов, влияющих на формирование и реализацию ИПР, занимает и принятое Правительством Москвы Постановление от 8 июня 1999 г. № 514, которым утверждено «Положение о Государственной службе реабилитации инвалидов Москвы». Это положение устанавливает, что Государственная служба реабилитации инвалидов Москвы осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с Государственной службой медико-социальной экспертизы Москвы, в том числе, естественно, и по вопросам формирования и реализации ИПР.

      Следует иметь в виду, что в г. Москве разработана региональная программа занятости инвалидов, принято решение о развитии спецпредприятий и цехов; созданы условия для обучения и переобучения инвалидов новым профессиям и т.д. Как отмечалось выше, все эти (и ряд других нормативных актов) в той или иной степени оказывают реальное влияние на процессы формирования и реализации ИПР. В частности, они регулируют:

- квотирование  рабочих мест для инвалидов;

- создание  спеццехов и специализированных  предприятий для инвалидов;

- обучение  и переобучение инвалидов;

-предоставление  инвалидам социальных услуг;

- установление  для инвалидов ряда льгот и  преимуществ;

- создание  условий для жизнедеятельности  инвалидов в области быта, культуры  и т.д.

- предоставление  ссуд и субсидий мелким предприятиям;

-организацию  медицинского обслуживания инвалидов.                                                               В связи с тем, что понятие  «инвалидность» в детском возрасте  отличается от такого же понятия  у взрослых, имеются особенности  и в установлении инвалидности и реабилитации детей-инвалидов до 18 лет, которые необходимо учитывать при формировании и реализации ИПР. В то же время следует помнить, что на территории г. Москвы (как и в большинстве других территорий) приказ МЗ РФ № 117 от 04.07.91 г., определявший порядок выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, не действует. Указанные дети проходят освидетельствование на предмет установления инвалидности в соответствии с общими правилами содержащимися в «Положении о признании лица инвалидами» (утверждено Постановлением правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965).

     Таким образом, в целом в России создана  достаточно обширная правовая база, которая  позволяет эффективно решать вопросы  разработки и реализации Индивидуальной программы реабилитации инвалидов. Задача теперь заключается в том, чтобы соответствующие специалисты научились правильно применять нормативные акты в рассматриваемой области, умело их толковать и обосновывать ими свои предложения и заключения. А для этого нужно иметь в учреждении весь комплекс правовых и методических документов, касающихся реабилитации инвалидов. Глубокое знание и умелое использование соответствующими работниками действующей  правовой базы по рассматриваемым вопросам является одним из слагаемых условий их успешной и плодотворной работы по реабилитации. 

1.3. Организационные  основы формирования  и реализации Индивидуальной  программы реабилитации. 

     Общими  принципами формирования ИПР являются: индивидуальность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность. Индивидуальность реабилитации означает необходимость учета конкретных условий возникновения, развития и возможностей исхода инвалидности у данного индивидуума. Непрерывность предполагает организационное и методическое обеспечение неразрывности процесса реализации различных реабилитационных мероприятий. В то же время необходимо соблюдать определенную последовательность в проведении реабилитации, диктуемую особенностями течения заболевания инвалида, возможностями его социально-средового окружения. Преемственность этапов реабилитации заключается в учете конечной цели последующего этапа при проведении мероприятий предыдущего. Комплексность реабилитационного процесса означает необходимость учета на всех его этапах многочисленных аспектов реабилитации: медицинских, психофизиологических, профессиональных, санитарно-гигиенических, социально-средовых, правовых, учебно-производственных и т.д. Формирование и корректировка ИПР осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы. При этом следует иметь в виду, что вопрос о необходимости и целесообразности проведения реабилитационных мероприятий должен рассматриваться в обязательном порядке во всех случаях установления группы инвалидности при первичном или повторном освидетельствовании больного. ИПР составляется и реализуется только при согласии инвалида (его законного представителя). Отказ инвалида от ИПР в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие организации от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно. В случае согласия на проведение реабилитационных мероприятий инвалид (его законный представитель) подает заявление на имя руководителя бюро МСЭ с просьбой о разработке ИПР. Срок формирования ИПР – один месяц с момента подачи заявления о ее разработке. При необходимости проведения сложной экспертно-реабилитационной диагностики, в разработке ИПР может принимать участие Главное Бюро МСЭ. Сформированная ИПР должна быть подписана начальником Бюро МСЭ, его подпись должна быть заверена печатью. ИПР выдается на руки инвалиду, а ее копия в трехдневный срок пересылается в районное управление социальной защиты населения (РУСЗН) по месту получения пенсии инвалидом. В случае отказа инвалида подписать составленную ИПР, программа приобщается к акту освидетельствования в бюро МСЭ и не выдается на руки инвалиду.

Важным  моментом организационного характера  в формировании ИПР является наличие  научно-обоснованной структуры ИПРИ, содержащей все необходимые реквизиты для успешной и наиболее полной реабилитации инвалидов. Такая структура определена на Федеральном уровне Примерным Положением об Индивидуальной программе реабилитации инвалидов.

      Структура Индивидуальной программы реабилитации инвалида имеет следующие разделы:

- регистрационный  номер карты, номер акта освидетельствования,  наименование учреждения медико-социальной  экспертизы;

- паспортные  данные инвалида (Ф.И.О., пол, дата  рождения, адрес постоянного или  временного проживания, гражданство);

- данные  об уровне общего образования  (вспомогательная школа, начальное,  неполное среднее, среднее, отсутствие  общего образования); данные об  уровне профессионального образования  (профессиональная подготовка, начальное,  среднее, высшее, послевузовское, дополнительное);

- данные  о профессии – роде трудовой  деятельности, занятий человека, владеющего  комплексом специальных знаний, умений и навыков, полученных  путем образования, обучения;

- данные  о специальности – виде профессиональной деятельности, усовершенствованном путем специальной подготовки;

- данные  о квалификации – уровне подготовленности, мастерства, степени годности к  выполнению труда по определенной  специальности или должности,  определяемой разрядом, классом,  званием и другими квалификационными категориями;

- данные  о выполняемой к моменту освидетельствования  работе (профессии, специальности,  квалификации, а также другим  видам работ – самозанятости,  общественных работах, работе  по уходу за больными) и адрес  места работы;

- данные о социально-бытовом статусе инвалида (одинокий, семейный, сирота, сколько членов семьи), а также роли инвалида в семье  - кормилец, иждивенец;

- данные  о социально-экономическом статусе  (работающий, неработающий, безработный,  пенсионер);

- данные  о социально-средовом статусе (иммигрант, вынужденный переселенец, без определенного места жительства, условно отбывающий срок наказания);

- социально-средовые  условия инвалида (собственный или  арендуемый дом, квартира, комната;  их площадь; этаж; наличие коммунальных удобств; удаленность жилья от места работы и доступность транспорта);

Информация о работе Социальная работа с инвалидами