Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 04:52, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ социально-правовых основ формирования и реализации реабилитации инвалидов, теоретических положений по вопросу медико-социальной реабилитации инвалидов и ее составляющих (медицинская, профессиональная и социальная реабилитация), принципов и особенностей формирования индивидуальной программы реабилитации инвалидов.
Введение………………………………………………………………………….
Раздел 1. Содержание понятия инвалидности и основные формы реабилитации инвалидов…………………………………………………………………………
1.1. Понятие инвалидность, основные признаки и задачи социальной политики по решению их основных проблем (потребностей)…………………………….
1.2. Медико-социальная реабилитация инвалидов и ее организационно-правовая форма……………………………………………………………………………….
1.3. Организационные основы формирования и реализации индивидуальной программы реабилитации………………………………………………………..
Раздел 2. Содержание и методика медико-социальной реабилитации инвалидов…………………………………………………………..………………
2.1. Медицинская и профессиональная реабилитация инвалидов………………
2.2. Социальная реабилитация инвалидов…………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………
Одни
из этих нормативных актов прямо
регулируют вопросы формирования и
реализации ИПР 1, а другие – хотя
непосредственно и не касаются разработки
Индивидуальной программы реабилитации
инвалида, но влияют на определение ее
содержания, а также путей и способов исполнения
и т.д. (например, Указ Президента РФ от
25 марта 1993г. «О мерах по профессиональной
реабилитации и занятости инвалидов»).
Среди всех нормативных актов в этой области
особое место занимает федеральный закон
«О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации», утвержденный Президентом
РФ 24 ноября 1995 г. за № 181-ФЗ, который определяет
государственную политику в области социальной
защиты инвалидов России. Целью этой политики
является обеспечение инвалидам равных,
с другими гражданами возможностей в реализации
гражданских, экономических, политических
прав и свобод, предусмотренных Конституцией
РФ.
1 «Примерное
положение об индивидуальной
программе реабилитации
2 Указ
Президента РФ от 25 марта 1993 г.
«О мерах по профессиональной
реабилитации и занятости инвалидов»
Закон
ввел новое определение
Таким образом, в отсутствии Закона о реабилитации инвалидов в РФ (он находится в стадии разработки), Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» является определяющим в области реабилитации, в том числе и в части формирования и реализации ИПР. Более конкретно вопросы формирования и реализации ИПР нашли отражение в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965, утвердившем «Положение о признании лица инвалидом» и «Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы», а также в Постановлении Министерства труда и социального развития РФ и Министерства здравоохранения РФ от 29 января 1997 г. №1/30, утвердившим классификацию и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, исходя из нового определения «инвалидности».
Разработка ИПР и контроль за ее реализацией в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами возлагаются на учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы. Основными задачами учреждений МСЭ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965 «О порядке признания граждан инвалидами» являются:
- определение
потребности инвалида в
- разработка
Индивидуальной программы
- участие
в разработке региональных
Порядок и условия разработки, реализации и финансирования ИПР определены «Примерным положением об ИПРИ», утвержденным Постановлением Минтруда России от 14 декабря 1996 г. № 14.
Кроме того, права инвалидов на реабилитацию закреплены в ряде других нормативных актов, имеющих более общий характер, но безусловно влияющих на процесс реализации индивидуальной программы.
К ним, в частности, можно отнести:
Указ
Президента РФ от 25 марта 1993 года «О мерах
по профессиональной реабилитации и
обеспечению занятости
Особенно большая работа в этом направлении проделана Московской городской думой и Правительством г. Москвы. В Москве впервые в РФ была принята и реализуется комплексная программа реконструкции и переустройства городской среды Москвы в целях ее приспособления для различных категорий инвалидов и престарелых граждан (утверждена постановлением правительства Москвы от 11.05.93 г.); Московская городская дума 12 ноября 1997 г. приняла Закон «О квотирование рабочих мест в городе Москве»; Постановлением Правительства Москвы от 24.03.98 г. утвержден «Порядок квотирования рабочих мест в организациях г. Москвы»; Постановлением Правительства Москвы от 17 марта 1998 г. утверждена «Комплексная целевая программа реабилитации инвалидов на 1998-2000 годы». Впервые в Российской Федерации, на уровне ее субъекта, установлен гарантированный перечень реабилитационных мероприятий и технических средств для инвалидов (Региональная базовая программа реабилитации инвалидов), в том числе и гарантированный перечень технических средств реабилитации, предоставляемых инвалидам Москвы бесплатно. Кроме того, Постановлением Правительства Москвы от 17 июля 1997 г. № 454 утверждено Положение «О Государственной службе медико-социальной экспертизы Москвы» (Приложение №1) и Программа развития сети учреждений медико-социальной экспертизы Москвы (Приложение №2).
Важнейшее
место в общей системе
Следует иметь в виду, что в г. Москве разработана региональная программа занятости инвалидов, принято решение о развитии спецпредприятий и цехов; созданы условия для обучения и переобучения инвалидов новым профессиям и т.д. Как отмечалось выше, все эти (и ряд других нормативных актов) в той или иной степени оказывают реальное влияние на процессы формирования и реализации ИПР. В частности, они регулируют:
- квотирование рабочих мест для инвалидов;
- создание
спеццехов и
- обучение и переобучение инвалидов;
-предоставление инвалидам социальных услуг;
- установление для инвалидов ряда льгот и преимуществ;
- создание условий для жизнедеятельности инвалидов в области быта, культуры и т.д.
- предоставление
ссуд и субсидий мелким
-организацию
медицинского обслуживания
Таким
образом, в целом в России создана
достаточно обширная правовая база, которая
позволяет эффективно решать вопросы
разработки и реализации Индивидуальной
программы реабилитации инвалидов. Задача
теперь заключается в том, чтобы соответствующие
специалисты научились правильно применять
нормативные акты в рассматриваемой области,
умело их толковать и обосновывать ими
свои предложения и заключения. А для этого
нужно иметь в учреждении весь комплекс
правовых и методических документов, касающихся
реабилитации инвалидов. Глубокое знание
и умелое использование соответствующими
работниками действующей правовой
базы по рассматриваемым вопросам является
одним из слагаемых условий их успешной
и плодотворной работы по реабилитации.
1.3.
Организационные
основы формирования
и реализации Индивидуальной
программы реабилитации.
Общими принципами формирования ИПР являются: индивидуальность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность. Индивидуальность реабилитации означает необходимость учета конкретных условий возникновения, развития и возможностей исхода инвалидности у данного индивидуума. Непрерывность предполагает организационное и методическое обеспечение неразрывности процесса реализации различных реабилитационных мероприятий. В то же время необходимо соблюдать определенную последовательность в проведении реабилитации, диктуемую особенностями течения заболевания инвалида, возможностями его социально-средового окружения. Преемственность этапов реабилитации заключается в учете конечной цели последующего этапа при проведении мероприятий предыдущего. Комплексность реабилитационного процесса означает необходимость учета на всех его этапах многочисленных аспектов реабилитации: медицинских, психофизиологических, профессиональных, санитарно-гигиенических, социально-средовых, правовых, учебно-производственных и т.д. Формирование и корректировка ИПР осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы. При этом следует иметь в виду, что вопрос о необходимости и целесообразности проведения реабилитационных мероприятий должен рассматриваться в обязательном порядке во всех случаях установления группы инвалидности при первичном или повторном освидетельствовании больного. ИПР составляется и реализуется только при согласии инвалида (его законного представителя). Отказ инвалида от ИПР в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие организации от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно. В случае согласия на проведение реабилитационных мероприятий инвалид (его законный представитель) подает заявление на имя руководителя бюро МСЭ с просьбой о разработке ИПР. Срок формирования ИПР – один месяц с момента подачи заявления о ее разработке. При необходимости проведения сложной экспертно-реабилитационной диагностики, в разработке ИПР может принимать участие Главное Бюро МСЭ. Сформированная ИПР должна быть подписана начальником Бюро МСЭ, его подпись должна быть заверена печатью. ИПР выдается на руки инвалиду, а ее копия в трехдневный срок пересылается в районное управление социальной защиты населения (РУСЗН) по месту получения пенсии инвалидом. В случае отказа инвалида подписать составленную ИПР, программа приобщается к акту освидетельствования в бюро МСЭ и не выдается на руки инвалиду.
Важным моментом организационного характера в формировании ИПР является наличие научно-обоснованной структуры ИПРИ, содержащей все необходимые реквизиты для успешной и наиболее полной реабилитации инвалидов. Такая структура определена на Федеральном уровне Примерным Положением об Индивидуальной программе реабилитации инвалидов.
Структура Индивидуальной программы реабилитации инвалида имеет следующие разделы:
- регистрационный
номер карты, номер акта
- паспортные данные инвалида (Ф.И.О., пол, дата рождения, адрес постоянного или временного проживания, гражданство);
- данные
об уровне общего образования
(вспомогательная школа,
- данные о профессии – роде трудовой деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний, умений и навыков, полученных путем образования, обучения;
- данные
о специальности – виде
- данные
о квалификации – уровне
- данные
о выполняемой к моменту
- данные о социально-бытовом статусе инвалида (одинокий, семейный, сирота, сколько членов семьи), а также роли инвалида в семье - кормилец, иждивенец;
- данные
о социально-экономическом
- данные о социально-средовом статусе (иммигрант, вынужденный переселенец, без определенного места жительства, условно отбывающий срок наказания);
- социально-средовые условия инвалида (собственный или арендуемый дом, квартира, комната; их площадь; этаж; наличие коммунальных удобств; удаленность жилья от места работы и доступность транспорта);