Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 13:47, курсовая работа
Выражение «трудные» дети очень часто встречается в современном научном и повседневном обиходе, однако ни педагогика, ни психология не может дать однозначное определение этому понятию.
Введение 3
Глава 1. Трудные подростки как социально-педагогическая проблема 5
1.1 Понятие «трудные» дети 5
1.2 Причины возникновения поведения «трудных детей» 7
1.3 Социальные проблемы подростков группы риска и пути их решения 11
1.4 Роль социально-реабилитационных центров в работе с трудными подростками и несовершеннолетними правонарушителями 18
Выводы к разделу 1 22
Глава 2. Технология социальной помощи трудным подросткам 25
2.1 Социально-педагогическая работа с детьми девиантного поведения и их семьями 25
2.2 Структура и содержание индивидуальной профилактической программы социальной помощи трудному подростку 32
2.3 Разработка программы коллективного тренинга по теме: "Конфликт и пути его решения" 39
Выводы к разделу 2 45
Заключение 46
Список использованной литературы 49
*
социально-реабилитационный
*
служба социально-правовой
* социальный приют для детей и подростков, который предоставляет временное убежище детям-беспризорным, беглецам и т. д.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что успешная реализация всех программ государства и общества в целом в отношении детей и подростков, создание центров и служб по работе с несовершеннолетними, адресная работа могут привести к созданию благоприятных условий для существования и развития данной категории населения в обществе - ведь именно они будущее нашей страны, продолжатели рода человеческого.
Профилактика различных форм деструктивного поведения, социальная реабилитация подростков групп социального риска являются сегодня исключительно важным и актуальным направлением. Резкий рост преступности среди несовершеннолетних в последние годы превратился в серьезную социальную проблему. С каждым годом все больше подростков вовлекается в такие формы поведения, как хулиганство, воровство, кражи, избиения, угон автомашин, бродяжничество, наркомания, сексуальные девиации и многие другие, которые характеризуются высокой степенью риска, как для самого подростка, так и для общества в целом.
Детская беспризорность и безнадзорность остаются одной из наиболее острых и тревожных для российского общества проблем, так как ведут к социальной дезадаптации детей, деформации или утрате их социальных связей с семьей, школой, отчуждению от познания и труда, росту ранней подростковой алкоголизации, девиантному поведению, правонарушениям. Смягчить остроту этих проблем помогает в значительной степени сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Социально-реабилитационные центры оказывают помощь детям и семьям, которая включает в себя социально-психологическую, социально-педагогическую, социально-правовую, социально-медицинскую реабилитацию, а также проведение профилактических мероприятий по безнадзорности, раннее выявление дезадаптированных семей.
Социальная реабилитация является общей категорией для разных наук, но во всех случаях она предполагает устранение проблем ресоциализации и интеграции личности подростка в социум. Основа ее в восстановлении нарушенных связей и отношений с социальной средой (коллективом, семьей, средой неформального общения). Социальная реабилитация заключает в себе двоякий эффект: личностный – социальная реабилитация детей, возвращение их к нормальному процессу социализации и социальный – сокращение численности детей «группы риска», уменьшение резерва преступности несовершеннолетних. Задачи социальной реабилитации определяются как создание условий, гарантирующих каждому ребенку реальное включение в жизнь окружающей его культурной среды. Различаются следующие виды социальной реабилитации: социально-медицинская, социально-психологическая, педагогическая, социально-экономическая профессиональная, трудовая терапия, арт-терапия, спортивная и другие.
В
центры поступают подростки-
В
ходе работы в центре осуществляется
поэтапное выполнение индивидуальных
и групповых программ социальной
реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающие
восстановление утраченных контактов
с семьей и внутри семьи; оздоровление
системы межличностных отношений несовершеннолетних,
восстановление их социального статуса
в коллективе сверстников по месту учебы,
работы, снятие психотравмирующих ситуаций
среди их ближайшего окружения; содействие
несовершеннолетним в профессиональной
ориентации и получении специальности,
образования; включение несовершеннолетних
в разнообразные виды трудовой деятельности,
проводимой в учреждении и за его пределами,
с учетом возрастных и физиологических
особенностей; оказание комплексной медико-психолого-
Свою деятельность социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних осуществляют в соответствии с концепцией реабилитационного пространства, сформулированной в ходе практической работы с подростками и их родителями. Все отклонения в поведении несовершеннолетних - безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, - имеют в своей основе один источник - социальную дезадаптацию. В свою очередь, причина социальной дезадаптации - проблемы в семье. Оптимальная среда для полноценного развития ребенка - это родная семья. Лишение семьи всегда становится травмой для ребенка. Это означает, что основные усилия специалистов должны быть направлены на работу с семьей, организацию сотрудничества с ней, совместное решение проблем. Только в том случае, если все меры, предпринятые в отношении семьи, доказали свою безрезультативность и дальнейшее продолжение работы с ней не представляется возможным, рассматривается вопрос об изъятии ребенка.
Социально
дезадаптированный подросток, находясь
в трудной жизненной ситуации, является
жертвой, чьи права на полноценное развитие
и самореализацию в обществе грубо нарушены.
Даже в том случае, когда он сам становится
правонарушителем, это способ, которым
он дает знать обществу о своих нарушенных
правах. И это может стать сигналом для
начала социальной реабилитации.
Только комплексный социально-медико-психолого-
Таким образом, самый общий и краткий анализ характера отклонений в поведении детей и подростов позволяет выделить следующие этапы развития:
-
неодобряемое поведение,
-
порицаемое поведение,
- девиантное поведение, основу которого составляют нравственно отрицательные проявления и проступки (нечестность, лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность, кражи и др.);
-
делинквентное, или
-
противоправное, или преступное, поведение,
основу которого составляют
-
деструктивное, или
Из вышеприведённых фактов можно сделать вывод, что помимо биологических и психологических теорий существуют и социальные теории, которые достаточно правдиво разъясняют причины появления «трудных» детей. Прежде всего, указывают социологи, семья воспитывает ребёнка: уделяет ему достаточно внимания, или попустительски относится к нему.
Пребывая
в семье с раннего детства,
подросток подвержен
Исходя из типичных ошибок семейного воспитания, возможно выделение четырех условных групп трудных детей:
1. Дети, выросшие в условиях грубости, жестокости, несправедливости.
2.
Безнадзорные дети (дети, предоставленные
сами себе, родители не имеют
возможности контролировать
3.
Избалованные, изнеженные дети (дети,
получившие чрезмерную дозу
4.
Дети развращенные дурным
Неблагоприятные условия семейного воспитания являются первоочередной причиной девиантного и делинквентного поведения детей. Если взять во внимание и тот факт, что в современном обществе очень велико количество неблагополучных семей, то можно сделать вывод и об огромной численности «трудных» детей. Причём отношение к ним в нашем обществе не всегда является критическим, а среди сверстников «трудные» дети практически никогда не встречают открытого осуждения. Почему это происходит?
По мнению многих современных психологов и социологов, наше общество само подталкивает детей и подростков к девиантному и делинквентному поведению.
Рассмотрим способы социально - педагогической коррекции агрессивного поведения подростков. В длительном процессе их перевоспитания нужно обратить особенное внимание на преодоление атрофии нормальных человеческих ощущений у подобных правонарушителей. В целях исправления не следует: закреплять негативную оценку за подобными молодыми людьми, препятствовать их участию в обычных молодежных объединениях, очень настойчиво и бесцеремонно вовлекать в общие дела коллектива учеников. Напротив, при перевоспитании правонарушителей нужная выдержка, умение терпеливо и настойчиво объяснить неправильность их взглядов и поведения, убеждать и открывать для молодежи достойные и захватывающие жизненные перспективы.
Агрессивность может оказываться у школьников средних классов в столкновениях между отдельными группами. Спор между проживающими по соседству подростковыми группами обычно идет из-за территориальных «сфер влияния»: клубов, кинотеатров, танцплощадок и т.п. Соперников туда стремятся не допускать. Для предотвращения подобных действий рекомендуется организация совместимых массовых мероприятий, объединяющих подростков из соседних дворов. При этом важно помнить, что в подготовке этой меры должны принять активнейшее участие лидеры этих дворовых групп подростков.
С несовершеннолетними, которые присваивают чужие вещи, необходимо провести большую разъяснительную работу, показав негуманную их действий по отношению к пострадавшему и сформировав правильное содержание понятия честность как важной личной и гражданственной границы. Но дело этим не ограничивается. Следует употребить всем возможным мероприятиям по ликвидации педагогической запущенности такого школьника.
Стремление подростка испытать себя в рискованном деле (набег на соседский сад, сельскохозяйственные угодья и т. п.) не позволяет ему глубоко и серьезно задуматься над неправильной формой его осуществления. Потому необходимая разъяснительная работа воспитателей по раскрытию противоправности таких действий. Нужный также, чтобы подросток понимал не только свои интересы, но и встал на позицию пострадавшего. Наконец, необходимо больше и чаще вовлекать подростка в разные виды полезной деятельности, в которой он получил бы возможность удовлетворить указанные выше потребности.
Проблема предупреждения и преодоления негативного девиантного поведения детей и молодежи актуальная проблема современной педагогической науки, потому что современных исследований в этой отрасли, обобщение практического опыта очень имело. Сейчас мы имеем совсем другие общественно-политические и экономические условия жизни, другие ориентиры в обществе, другие интересы молодежи с одной стороны и из другого - резкое расслоение, обнищание населения, распространение наркомании, алкоголизма, проституции, преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. Причинами этого являются:
1)
недостатки воспитательной
2)
особенности нашего