Социальная помощь трудным подросткам

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Выражение «трудные» дети очень часто встречается в современном научном и повседневном обиходе, однако ни педагогика, ни психология не может дать однозначное определение этому понятию.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Трудные подростки как социально-педагогическая проблема 5
1.1 Понятие «трудные» дети 5
1.2 Причины возникновения поведения «трудных детей» 7
1.3 Социальные проблемы подростков группы риска и пути их решения 11
1.4 Роль социально-реабилитационных центров в работе с трудными подростками и несовершеннолетними правонарушителями 18
Выводы к разделу 1 22
Глава 2. Технология социальной помощи трудным подросткам 25
2.1 Социально-педагогическая работа с детьми девиантного поведения и их семьями 25
2.2 Структура и содержание индивидуальной профилактической программы социальной помощи трудному подростку 32
2.3 Разработка программы коллективного тренинга по теме: "Конфликт и пути его решения" 39
Выводы к разделу 2 45
Заключение 46
Список использованной литературы 49

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Выражение «трудные» дети очень часто встречается в современном научном и повседневном обиходе, однако ни педагогика, ни психология не может дать однозначное определение этому понятию. Для того чтобы рассмотреть его содержание, обратимся к понятиям, которые могут дополнить его понимание. «Трудные» дети или «дети с поведением, отклоняющимся от нормы» - это отдельная группа общества, нормы которой отличаются от норм остального общества [31, с. 128].

      Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем  нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников.

      Одна  из самых характерных особенностей трудных детей — психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно.

      Актуальность  проблемы поведения трудных подростков обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной  психологической теории) психологии девиантного поведения. К концу XX столетия психология девиантного поведения обрела исключительный статус: она стала одним из основных направлений социальной и педагогической психологии.

      В последние годы в связи с общим  кризисом российского общества интерес  к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики девиантного поведения, поиска более эффективных мер социального контроля превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Подобный подход определяется его новизну и стимулирует заметное развитие теорий психологии девиантного поведения и необходимость знакомства с ее основами более широкого круга специалистов психологов, педагогов, юристов, работников культуры, менеджеров, социальных работников, медиков и др.

     Объектом исследования в данной работе станут проблемы «трудных» детей.

     Предметом рассмотрения являются особенности социальной работы с «трудными» детьми.

     Целью исследования будет являться поиск возможных путей выхода из ситуаций, возникающих у «трудных» детей или с «трудными» детьми. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

     - определить возникновение и современное  понимание термина «трудные дети»;

     - проанализировать причины возникновения  такого поведения;

     - рассмотреть основные направления  социальной работы с «трудными»  детьми комплексного центра социального  обеспечения населения;

     - разработать методические рекомендации  социальной работы с «трудными»  детьми в условиях социальной  помощи семье и детям.

     Практическая  значимость: результаты исследования могут быть использованы социальными работниками в своей практической деятельности с «трудными» детьми.

      Гипотеза  нашего исследования заключается в том, что социальную помощь трудным детям и профилактику противоправного  поведения  несовершеннолетних целесообразно начинать комплексно, путем взаимодействия социального работника не только с подростком, но и его ближайшим окружением (семьей).

      Методы  исследования: изучение и анализ  научной и  периодической литературы по данному вопросу, разработка коррекционных занятий.

 

Глава 1. Трудные подростки  как социально-педагогическая проблема

1.1 Понятие «трудные»  дети

     На  основании анализа современной  научно-педагогической литературы можно  выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные» дети. Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. Это мы находим у О.П. Морозовой [2, с. 137].

     Для характеристики отклоняющегося поведения  используют специальные термины - «делинквентность» и «девиантность». Данное объяснение модно найти у Р.Мертона, Р.Линтона, У.Миллера, Г.Беккера [3, с. 336]. Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений и преступлений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказуемых преступлений и серьёзных правонарушений.

     Под девиантностью подразумевается  отклонение от принятых в обществе норм. В объём этого понятия  включается как делинквентное, так  и другие нарушения поведения. К  основам девиантного поведения в обществе можно отнести преступность, наркоманию, алкоголизм, проституцию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.

     Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения, поведения которых нелегко исправляются. Здесь нужно различать понятия «трудные» дети и «педагогически запущенные дети» [4, с. 169]. «Педагогически запущенные дети» не всегда являются трудными, и относительно легко поддаются перевоспитанию.

     «Трудные» дети, в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников [23].

     Детство - подготовка к взрослой жизни. Будет  оно хорошо организованным, и тогда  человек вырастет хорошим; плохое направление  всегда обернётся нелёгкой судьбой. Тяжелое детство - не всегда самое плохое. Плохое детство - беспризорное, неласковое, в котором ребёнок потерялся, как ненужная вещь [24].

     «Трудный» ребёнок - это тот ребёнок, которым  взрослые занимаются мало. Растут они  сами по себе. Нередко дети вынуждены воровать, просить милостыню у прохожих, заниматься бродяжничеством. Они агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства. Поведение детей в таких случаях характеризуют термином «делинквентное», что является особо тяжелой формой девиации.

     Психологи и педагоги предложили несколько  систем типизации трудных детей [33.34]. Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда трудный ребёнок становится асоциальным подростком. Одна из наиболее разработанных систем принадлежит профессору А.И. Кочетову [35, с. 58]. Он выделяет такие типы трудных детей:

     - дети с нарушениями в сфере общения;

     - дети с повышенной или пониженной  эмоциональной реакцией (с повышенной  возбудимостью, острой реакцией  или, наоборот, пассивные, равнодушные);

     - дети с недостатками умственного  развития;

     - дети с неправильным развитием  волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные).

     Из  трудных детей формируются асоциальные  подростки, которых профессор психологии М.С. Неймарк [5, с. 89] характеризует так:

     - циники - вожаки асоциальных групп  со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей. Нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми. Сознательно противопоставляют себя обществу;

     - неустойчивые - не имеют твёрдых  моральных убеждений и глубоких  нравственных чувств. Их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации.

1.2 Причины возникновения  поведения «трудных  детей»

     Семья – это основанная на браке и  кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего  хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу. [19]. Также семьей называют социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания.

     Семья осуществляет следующие функции: воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональная, первичного социального контроля, репродуктивную, сексуальную и другие [17].

     В связи с тем, что семья не всегда в должной степени выполняет  перечисленные функции, у её членов возникают проблемы. Чаще всего это  дети, и это делает её одним из главных объектов социальной работы.

     Основные  социальные проблемы семьи [9, с. 54]:

     - трудное материальное положение  семьи;

     - ухудшение состояния здоровья  населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества  продуктов питания;

     - злоупотребление алкоголем и  наркотиками;

     - жестокое обращение с детьми  и другими членами семьи;

     - антиобщественный образ жизни,  правонарушения и скандалы;

     - социальное сиротство – это  явления устранения или неучастия  в выполнении родительских обязанностей  – искажение родительского поведения.

     В конце 19- начале 20 вв. было проведено множество исследований, с целью установления причины отклонения поведения детей и подростков от нормы. В итоге появились различные теории, которые можно условно разделить на две группы:

     - биологические причины;

     - психологические причины, подробнее  они рассмотрены у Ю.Г.Волкова, В.И. Добренькова, Ф.Г. Кадария [1, с. 480.]

     Так, например, авторы биологических теорий, такие как итальянский врач, Цезарь Ломброзо и американец Уильям Шелдон считали, что существует прямая связь  между преступным поведением и биологическими особенностями человека. Даже конституция тела человека определяет черты характера [11, с. 56]. Учёные выделили три типа человеческой фигуры:

     - Эндоморф - человек умеренной полноты  с мягким и несколько округлым  телом. Такому человеку свойственно  общительность, умение ладить с людьми.

     - Мезоморф - тело человека отличается  силой и стройностью. Такой  человек отличается склонностью  к беспокойству, активен и не  слишком чувствителен.

     - Эктоморф - отличается тонкостью  и хрупкостью тела. Склонность  к самоанализу, человек наделён повышенной чувствительностью и нервозностью.

     Наиболее  склонны к отклонениям в поведении  мезоморфы.

     Хотя  подобные биологические теории были популярны в начале 20 века, другие концепции их постепенно вытесняли. Сторонники психологической трактовки связывали девиантное и делинквентное поведение с психологическими чертами (неустойчивостью психики, нарушением психологического равновесия и т. п.). Были получены данные о том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут быть обусловлены генетической предрасположенностью [28]. Кроме того, некоторые биологические особенности могут оказывать влияние на психику личности [14, с. 628]. Например, если мальчика дразнят за низкий рост, его ответная реакция может быть направлена против общества и выразится в девиантном поведении. Но в таких случаях биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с психологическими факторами.

     К середине 20 века стали появляться теории, дающие социологическое объяснение девиантному поведению детей. Впервые развёрнутую социологическую теорию разработал Э.Дюркгейм. Он ввёл понятие «аномия», т.е. дезорганизация общества, отсутствие ценностей, нарушение порядка в отношениях между людьми.

     Впоследствии  социологическую теорию развивали  Р. Мертон, Р. Линтон, У. Миллер, Г. Беккер [3, с. 45]. В настоящее время эта теория является наиболее популярной в объяснении причин девиантного и делинквентного поведения детей.

     На  самом деле, по мнению современных  социологов, психологов и педагогов, никаких специальных причин возникновения у детей асоциального поведения искать не нужно, их нет. Они в нашей ежедневной жизни, в примерах поведения взрослых. Причины неудовлетворённости детским поведением взрослые должны искать в себе, в своих поступках, которые преподносятся как образцы поведения.

     Дети  копировали, и всегда будут копировать взрослых. Это было всегда, таким  образом, они входят в жизнь и  развиваются, перенимая всё без  разбору. Они не научились отличать плохое от хорошего. Они ещё не умеют  делать это самостоятельно.

Информация о работе Социальная помощь трудным подросткам