Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 13:47, курсовая работа
Выражение «трудные» дети очень часто встречается в современном научном и повседневном обиходе, однако ни педагогика, ни психология не может дать однозначное определение этому понятию.
Введение 3
Глава 1. Трудные подростки как социально-педагогическая проблема 5
1.1 Понятие «трудные» дети 5
1.2 Причины возникновения поведения «трудных детей» 7
1.3 Социальные проблемы подростков группы риска и пути их решения 11
1.4 Роль социально-реабилитационных центров в работе с трудными подростками и несовершеннолетними правонарушителями 18
Выводы к разделу 1 22
Глава 2. Технология социальной помощи трудным подросткам 25
2.1 Социально-педагогическая работа с детьми девиантного поведения и их семьями 25
2.2 Структура и содержание индивидуальной профилактической программы социальной помощи трудному подростку 32
2.3 Разработка программы коллективного тренинга по теме: "Конфликт и пути его решения" 39
Выводы к разделу 2 45
Заключение 46
Список использованной литературы 49
При разработке программы индивидуального профилактического действия как ведущая цель определяется изменение лица несовершеннолетнего в сторону общепринятых норм, правил и других социальных ценностей. Причем эта цель реализуется не сразу, а через месяцы или годы.
Исходя из поставленной цели, нами определенный и вокруг заданий. Основными из них являются: возобновление и развитие нормальных позитивных интересов несовершеннолетнего; нормального общения; ощущение социальной ответственности и дисциплины.
Для достижения поставленных заданий перевоспитания несовершеннолетнего, по нашему мнению, важно составить психологический, социальный, моральный «портрет» трудного ребенка с целью выявления, прежде всего позитивных моментов в образе жизни данного подростка, их стойкости, а также его потребностей, интересов, склонностей. Изучается прошлый опыт ребенка, конкретные криминогенные факторы среды, оценивается его готовность к восприятию воспитательного действия, что предоставляется на него, и отношения к общественно полезным ценностям.
Выбор
методов индивидуального
К важнейшим методическим приемам стимулирования мы отнесем: одобрение, похвалу, доверие, оценку, поощрение, благодарность, награду и т.д. Поощрять нужно лишь те действия и поступки ребята или девушки, которые требовали от них воли и трудолюбия, а не те, какие они сделали без особенной затраты сил и времени.
Приемы метода торможения рекомендуется выражать в виде осуждения, предупреждения, то есть повышенных требований к лицу правонарушителя. Они включают особенную форму общественного требования в поведение человека, в котором одновременно дается и засуживание того, что сделано неправильно, и распоряжение, как поступать в дальнейшем, а также предупреждение на будущее в целях предотвращения возможного повторения поступка. Однако и само поведение несовершеннолетнего мы считаем нельзя рассматривать вне связи с формированием привычки тормозить себя. Торможение необходимое каждому индивиду повседневно, и его должно быть благовоспитанно, превратиться в привычку, выражаться в каждом физическом и психическом движении, особенно оказываться в спорах и ссорах. Приемы торможения могут сделать особенно благоприятное влияние, если их поддерживают коллектив, общественные организации.
В целом торможение призванное выполнять три основных функции: помочь осознать свои недостатки, понять их нетерпимость, устранить эти недостатки саморегулированием поведения. Указанные моменты в перевоспитании молодого правонарушителя сложно размежевать между собой. Они тесно переплетены, взаимосвязанные, но, опираясь на них, можно достичь многого в осуществлении поставленной цели - перевоспитание молодого человека, воспитания в нем общественно-полезных, социально значимых черт характера.
Дальше определим средства, соответствующие целям и лица, которые учитывают особенности, а также наиболее уязвимые периоды времяпровождения (для усиления контроля). Они должны, на наш взгляд, включать самый разнообразный комплекс мероприятий, а не подкрепляться лишь одними словесными моралями, как это нередко делается. Профилактические средства, даже такие распространенные, как внушение, объяснение, беседа или общественное действие, не могут быть признаны всегда абсолютно полезными. Кроме того, любую систему средств нельзя рекомендовать как постоянную, поскольку лицо ребенка в процессе развития изменяется, вступает в новые отношения, меняются условия ее жизнедеятельности.
Одним
из эффективных средств
Формы работы, которые рекомендуются в этой связи, могут быть самые разнообразные: привлечение к чтению, искусству; введение в неформальную группу с позитивной направленностью; искоренение привычки к опозданиям, прогулам и т.д.
У трудных детей, как обнаружено в процессе наблюдений за подростками с отклоняющимся поведением, что отклоняется, трансформируемые или мало развитые непосредственные отношения с обществом. Вместе с тем они нуждаются в общественном признании и в удовлетворении чувства собственного достоинства. Потому важно, как нам кажется чтобы несовершеннолетний правонарушитель мог видеть не отчужденность по отношению к себе, а общественное расположение, заинтересованность других людей в его жизни, помощь ему в трудоустройстве. Все это является важным стимулом его активности, утверждение для себя правильных и твердых норм социального поведения и полного становления на путь формирования нормального образа жизни.
Выбор
методов, средств и форм воспитательно-
Порядок проведения и содержание профилактических мероприятий индивидуализируют в зависимости от факторов, основными из которых являются: характеристика лица правонарушителя; усилие для перевоспитания, что раньше делались, их результаты; методы, которые еще не применялись по отношению к нему; общественное мнение, что сложилось; степень готовности коллективов выполнять воспитательные функции, а также наличие опыта профилактической работы у лиц, которые непосредственно занимаются данным контингентом (например, в милиции), и в общественных деятелей, уровень их интеллекта, авторитетности мыслей и оценок для тех, что окружают и тех, к кому применяется воспитательно-профилактическое действие.
Коррекционная программа работы с трудным подростком
Цель этапа | Основные направления в работе | Методы работы |
1 этап Цель: Изучение причин, содействующих осуществлению правонарушений и «трудному» поведению. Составление социально - психологического портрета подростка | Первичная
диагностика Определить "зоны"
неблагополучия.
Изучить личность подростка, его мотивационную сферу |
Методы изучения личности (анализ документов, беседа, опрос). |
2
этап
Цель: Изменение нежелательного стереотипа поведения подростка. Развитие позитивной мотивации и качеств личности подростка. |
1. Развитие
позитивных взаимоотношений с
подростком (личных и деловых).
2. Предоставление
конкретной помощи в 3. Привлечение подростка к участию в разных формах коллективной творческой деятельности. |
Методы коррекции метод поощрение, метод убеждения, методика организации коллективной творческой деятельности, индивидуальная консультация и др. |
3
этап
Цель: Формирование законопокирной поведения подростка |
4.Формирование
доверительных отношений с подростком.
5.Достижение
стойких позитивных |
Метод аутогенной тренировки, тренинги социальных навыков Индивидуальная психолого-педагогическая поддержка |
Цель: формировать конфликтную компетентность подростков и способность толерантного поведения.
Задачи тренинга:
Основные понятия: конфликтология, конфликтная ситуация, конфликт, инцидент, толерантность.
Дидактическое пространство:
Методы обучения:
I. Приветствие.
II. Актуализация знаний и постановка целей и задач.
Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук, таких как философия, социология, политология, педагогика, психология и т. д. В 80-е годы возникли конфликтологические центры во многих странах мира, а в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается международный центр разрешения конфликтов. В настоящее время наука конфликтология приобретает все большее практическое значение. Возможно, в недалеком будущем такой предмет будет изучаться в школе.
Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно.
Однако
конфликты часто отравляют
Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом- способом изучения проблемы. Наша цель – показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. Сегодня мы рассмотрим понятия “конфликтная ситуация”, “конфликт”, “толерантность”, причины возникновения и структуру конфликта, его функции, а так же основные модели поведения личности в конфликтных ситуациях.
III. Ход мероприятия.
(Подростки садятся по группам)
Просим
вас занять места в зависимости
от того, как вы относитесь к такому явлению
социальной жизни, как конфликт:
Положительно. | Не знаю. | Отрицательно. |
Конфликт – это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация – это наличие противоречивых позиций, разногласий сторон по какому-либо поводу. Это могут быть различные цели интересы и желания либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент. Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон
И даже в этом случае конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает эту ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтующих сторон “подгоняются” под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации. Начинается эскалация конфликта. Последний этап – это спад конфликта и его разрешение. В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным.
(По ходу рассказа на экране появляется модель конфликта.)
МОДЕЛЬ
КОНФЛИКТА.
Прошу вас обратить внимание на два момента. Во-первых, очень многое зависит от позиции самого человека. Именно он определяет ситуацию как обычную или как конфликтную для себя. На каком еще этапе ход конфликтной ситуации зависит от самого человека? Совершенно верно, на этапе разрешения конфликта. Человек сам принимает решение о том, как будет эту ситуацию разрешать. Во-вторых, по данным социологии вероятность разрешения конфликта на разных его этапах развития различная. Как вы думаете, на каком этапе она наибольшая? Правильно, в фазе возникновения разногласий. В этом случае вероятность разрешения конфликта – 92%. При конфликтном взаимодействии она равняется 46%, при эскалации конфликта всего лишь 5% и на этапе разрешения – 20%. Стоит задуматься над тем, как научиться “отлавливать” конфликты еще до их начала!