Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 13:47, курсовая работа
Выражение «трудные» дети очень часто встречается в современном научном и повседневном обиходе, однако ни педагогика, ни психология не может дать однозначное определение этому понятию.
Введение 3
Глава 1. Трудные подростки как социально-педагогическая проблема 5
1.1 Понятие «трудные» дети 5
1.2 Причины возникновения поведения «трудных детей» 7
1.3 Социальные проблемы подростков группы риска и пути их решения 11
1.4 Роль социально-реабилитационных центров в работе с трудными подростками и несовершеннолетними правонарушителями 18
Выводы к разделу 1 22
Глава 2. Технология социальной помощи трудным подросткам 25
2.1 Социально-педагогическая работа с детьми девиантного поведения и их семьями 25
2.2 Структура и содержание индивидуальной профилактической программы социальной помощи трудному подростку 32
2.3 Разработка программы коллективного тренинга по теме: "Конфликт и пути его решения" 39
Выводы к разделу 2 45
Заключение 46
Список использованной литературы 49
Хотелось
бы, чтобы вы понимали, что конфликты,
это необходимое явление
ФУНКЦИИ
КОНФЛИКТА
Позитивные | Негативные |
1. Познание друг друга | 1. ______________________ |
2 .__________________ | 2. Социальная пассивность |
3. __________________ | 3. Снижение качества деятельности |
4. Развитие личности | 4. Депрессия. Угроза здоровью |
5.
Ослабление психической |
5. Ощущение насилия, давления |
6. Повышение авторитета, самооценки | 6. ________________________ |
Причинами конфликтов чаще всего являются: 1) неумение людей общаться, 2) разница в интеллектуальном уровне, 3) расовые и национальные различия. Если вторая и третья причина объективна, то неумение людей общаться – это тот субъективный фактор, который человек всегда может восполнить. Практически психологи предлагают нам использовать в конфликтных ситуациях следующий алгоритм действия.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ.
Сейчас
мы рассмотрим конкретные жизненные
ситуации, которые предлагают учащиеся,
и попробуем с точки зрения
полученных новых знаний проанализировать
пути выхода из них.
Ситуация 1. | Ситуация 2. | Ситуация 3. |
(Предлагаются любые типичные конфликтные ситуации)
Давайте подведем итоги практикума и завершим работу над схемой “Модель конфликта”. (Подростки под руководством социального педагога дополняют схему, отмечают в ней пути разрешения конфликта).
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА.
Конструктивное | Деструктивное |
|
|
Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями. Здесь вы можете проявить творчество и придумать новые способы нейтрализации конфликтов. На доске демонстрируется схема “Взаимосвязь способов разрешения конфликтов и отношений”.
ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОСОБОВ
РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА
И ОТНОШЕНИЙ.
Обратите внимание, что от вас самих зависят ваши отношения с окружающими, а значит и ваше настроение. К счастью, мы живем в XXI, а не в каменном веке.
Тем не менее, многие из нас предпочитают старый испробованный веками способ решения конфликтов силовыми методами: кто - кого. Что ж, ничто человеческое нам не чуждо! Но лучше пусть это будет только игра.
IV. Подведение итогов
-- Беседа:
* Что нового для себя вы узнали сегодня?
* Изменилось ли ваше мнение о конфликте?
В завершении нашего мероприятия мы предлагаем вам, если ваше мнение о конфликте изменилось, пересесть.
На успешное развитие ребенка, формирование его личности оказывают влияние различные факторы и социальные институты, но роль семьи для любого возраста, особенно для детей, несравнима по своему значению и силе, ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность человека. Именно в семье происходит его первичная социализация, овладение различными социальными ролями, закладываются основы духовно-нравственной воспитанности, формируется характер, стереотипы поведения в семье со своими близкими и в различных социумах, развиваются умения общения с другими людьми. Поэтому важнейшим аспектом коррекции «трудного» поведения подростка является работа с его кровной семьей или поиск замещающей семьи.
Выявлена деятельность социального работника в условиях отделения социальной помощи семье и детям:
В результате анализа научной литературы по проблеме социальной помощи трудным подросткам в практической части была разработана методика коррекционной работы с трудными подростками, а также составлен план-конспект группового тренинга, направленного на преодоление конфликтных ситуаций.
Таким образом, самый общий и краткий анализ характера отклонений в поведении детей и подростов позволяет выделить следующие этапы развития:
-
неодобряемое поведение,
-
порицаемое поведение,
-
девиантное поведение, основу
которого составляют
- делинквентное, или предпреступное, поведение, которое несёт в себе зачатки криминального и деструктивного поведения - эпизодические умышленные нарушения норм и требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе: хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения;
-
противоправное, или преступное, поведение,
основу которого составляют
-
деструктивное, или
Из вышеприведённых фактов можно сделать вывод, что помимо биологических и психологических теорий существуют и социальные теории, которые достаточно правдиво разъясняют причины появления «трудных» детей. Прежде всего, указывают социологи, семья воспитывает ребёнка: уделяет ему достаточно внимания, или попустительски относится к нему.
Пребывая в семье с раннего детства, подросток подвержен многостороннему влиянию со стороны родителей, а также других членов семьи. Неблагоприятные условия семейного воспитания накладывают отпечаток на формирование личностных качеств, соответствующим образом сказываются на характере подростка.
Исходя из типичных ошибок семейного воспитания, возможно выделение четырех условных групп трудных детей:
1. Дети, выросшие в условиях грубости, жестокости, несправедливости.
2. Безнадзорные дети (дети, предоставленные сами себе, родители не имеют возможности контролировать поведение и учебу учащихся в силу общественной и трудовой занятости или не хотят отвечать за воспитание сыновей и (или) дочерей).
3.
Избалованные, изнеженные дети (дети,
получившие чрезмерную дозу
4.
Дети развращенные дурным
Неблагоприятные условия семейного воспитания являются первоочередной причиной девиантного и делинквентного поведения детей. Если взять во внимание и тот факт, что в современном обществе очень велико количество неблагополучных семей, то можно сделать вывод и об огромной численности «трудных» детей. Причём отношение к ним в нашем обществе не всегда является критическим, а среди сверстников «трудные» дети практически никогда не встречают открытого осуждения. Почему это происходит?
По мнению многих современных психологов и социологов, наше общество само подталкивает детей и подростков к девиантному и делинквентному поведению.
Выявлена деятельность социального работника в условиях отделения социальной помощи семье и детям:
В результате анализа научной литературы по проблеме социальной помощи трудным подросткам в практической части была разработана методика коррекционной работы с трудными подростками, а также составлен план-конспект группового тренинга, направленного на преодоление конфликтных ситуаций.