Социальная помощь трудным подросткам

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Выражение «трудные» дети очень часто встречается в современном научном и повседневном обиходе, однако ни педагогика, ни психология не может дать однозначное определение этому понятию.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Трудные подростки как социально-педагогическая проблема 5
1.1 Понятие «трудные» дети 5
1.2 Причины возникновения поведения «трудных детей» 7
1.3 Социальные проблемы подростков группы риска и пути их решения 11
1.4 Роль социально-реабилитационных центров в работе с трудными подростками и несовершеннолетними правонарушителями 18
Выводы к разделу 1 22
Глава 2. Технология социальной помощи трудным подросткам 25
2.1 Социально-педагогическая работа с детьми девиантного поведения и их семьями 25
2.2 Структура и содержание индивидуальной профилактической программы социальной помощи трудному подростку 32
2.3 Разработка программы коллективного тренинга по теме: "Конфликт и пути его решения" 39
Выводы к разделу 2 45
Заключение 46
Список использованной литературы 49

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

     Хотелось  бы, чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции  в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как  позитивные, так и негативные. Предлагаем вам дополнить схему “Функции конфликта”. Подростки дополняют схему и проверяют ее. (Схема может быть воспроизведена на доске или на экране).

     ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА 

Позитивные  Негативные
1. Познание  друг друга  1. ______________________
2 .__________________ 2. Социальная  пассивность
3. __________________ 3. Снижение качества  деятельности
4. Развитие  личности  4. Депрессия.  Угроза здоровью
5. Ослабление психической напряженности  5. Ощущение насилия,  давления 
 
6. Повышение авторитета, самооценки 6. ________________________
 

 

     Причинами конфликтов чаще всего являются: 1) неумение людей общаться, 2) разница в интеллектуальном уровне, 3) расовые и национальные различия. Если вторая и третья причина объективна, то неумение людей общаться – это тот субъективный фактор, который человек всегда может восполнить. Практически психологи предлагают нам использовать в конфликтных ситуациях следующий алгоритм действия.

     АЛГОРИТМ  ДЕЙСТВИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ.

  1. Выделить суть проблемы.
  2. Увидеть ее со стороны.
  3. Поставить себя на место другого человека.
  4. Найти конструктивное решение проблемы.

     Сейчас  мы рассмотрим конкретные жизненные  ситуации, которые предлагают учащиеся, и попробуем с точки зрения полученных новых знаний проанализировать пути выхода из них. 

Ситуация 1. Ситуация 2. Ситуация 3.

 

     (Предлагаются любые типичные конфликтные ситуации)

     Давайте подведем итоги практикума и завершим работу над схемой “Модель конфликта”. (Подростки под руководством социального педагога дополняют схему, отмечают в ней пути разрешения конфликта).

     РАЗРЕШЕНИЕ  КОНФЛИКТА.

Конструктивное Деструктивное
  1. Юмор
  2. Уступка
  3. Компромисс
  4. Сотрудничество
  5. Осознание позиций сторон
  1. Угрозы, насилие
  2. Грубость, унижение
  3. Переход на личности
  4. Уход от решения проблемы
  5. Разрыв отношений

 

     Как видите, путей выхода из конфликта  множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями. Здесь вы можете проявить творчество и придумать новые способы нейтрализации конфликтов. На доске демонстрируется схема “Взаимосвязь способов разрешения конфликтов и отношений”.

 

      ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОСОБОВ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА  И ОТНОШЕНИЙ. 

       

     Обратите  внимание, что от вас самих зависят  ваши отношения с окружающими, а  значит и ваше настроение. К счастью, мы живем в XXI, а не в каменном веке.

     Тем не менее, многие из нас предпочитают старый испробованный веками способ решения конфликтов силовыми методами: кто - кого. Что ж, ничто человеческое нам не чуждо! Но лучше пусть это  будет только игра.

     IV. Подведение итогов

     -- Беседа:

     * Что нового для себя вы узнали сегодня?

     * Изменилось ли ваше мнение  о конфликте?

     В завершении нашего мероприятия мы предлагаем вам, если ваше мнение о конфликте  изменилось, пересесть.

 

Выводы к разделу 2

     На  успешное развитие ребенка, формирование его личности оказывают влияние различные факторы и социальные институты, но роль семьи для любого возраста, особенно для детей, несравнима по своему значению и силе, ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность человека. Именно в семье происходит его первичная социализация, овладение различными социальными ролями, закладываются основы духовно-нравственной воспитанности, формируется характер, стереотипы поведения в семье со своими близкими и в различных социумах, развиваются умения общения с другими людьми. Поэтому важнейшим аспектом коррекции «трудного» поведения подростка является работа с его кровной семьей или поиск замещающей семьи.

     Выявлена деятельность социального работника в условиях отделения социальной помощи семье и детям:

    1. Включение подростков в различные виды деятельности.
    2. Привлечение психолога по организации релаксационных мероприятий, уход от жесткой регламентации в семье и школе.
    3. Компенсаторные мероприятия, т.е. желание ребенка, подростка решить личные проблемы, реализовать потребности в самоутверждении и самоуважении, компенсировать неудачи в школе или семье.
    4. Совместная работа с социальным педагогом по организации развивающих мероприятий, т.е. создание развивающей среды, адекватной природе ребенка, обеспечивающей физическое и психологическое развитие его задатков и способностей в процессе разнообразной деятельности.

     В результате анализа научной литературы по проблеме социальной помощи трудным  подросткам в практической части  была разработана методика коррекционной  работы с трудными подростками, а также составлен план-конспект группового тренинга, направленного на преодоление конфликтных ситуаций.

 

Выводы

     Таким образом, самый общий и краткий  анализ характера отклонений в поведении  детей и подростов позволяет  выделить следующие этапы развития:

     - неодобряемое поведение, эпизодически  наблюдаемое у большинства детей  и подростков, связанное с шалостями,  озорством, непослушанием, непоседливостью,  упрямством и т.д.;

     - порицаемое поведение, вызывающее  более или менее резкое осуждение окружающих, педагогов, родителей;

     - девиантное поведение, основу  которого составляют нравственно  отрицательные проявления и проступки  (нечестность, лживость, притворство,  лицемерие, эгоизм, конфликтность,  агрессивность, кражи и др.);

     - делинквентное, или предпреступное, поведение, которое несёт в себе зачатки криминального и деструктивного поведения - эпизодические умышленные нарушения норм и требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе: хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения;

     - противоправное, или преступное, поведение,  основу которого составляют различные  правонарушения и преступления;

     - деструктивное, или экстремальное,  поведение, основу которого составляют действия и поступки, наносящие непоправимый ущерб личности - систематическое употребление спиртных напитков, токсических и наркотических средств и др.

     Из  вышеприведённых фактов можно сделать  вывод, что помимо биологических  и психологических теорий существуют и социальные теории, которые достаточно правдиво разъясняют причины появления «трудных» детей. Прежде всего, указывают социологи, семья воспитывает ребёнка: уделяет ему достаточно внимания, или попустительски относится к нему.

     Пребывая в семье с раннего детства, подросток подвержен многостороннему влиянию со стороны родителей, а также других членов семьи. Неблагоприятные условия семейного воспитания накладывают отпечаток на формирование личностных качеств, соответствующим образом сказываются на характере подростка.

     Исходя  из типичных ошибок семейного воспитания, возможно выделение четырех условных групп трудных детей:

     1. Дети, выросшие в условиях грубости, жестокости, несправедливости.

     2. Безнадзорные дети (дети, предоставленные  сами себе, родители не имеют возможности контролировать поведение и учебу учащихся в силу общественной и трудовой занятости или не хотят отвечать за воспитание сыновей и (или) дочерей).

     3. Избалованные, изнеженные дети (дети, получившие чрезмерную дозу любви матери, отца; дети, превратившиеся в семье в объект любования и всепрощения, чаще всего они пребывают в условиях ничегонеделанья).

     4. Дети развращенные дурным примером  взрослых (родители ведут нечестный,  аморальный образ жизни, что  соответствующим образом сказывается на формировании личностных качеств подростка).

     Неблагоприятные условия семейного воспитания являются первоочередной причиной девиантного  и делинквентного поведения детей. Если взять во внимание и тот факт, что в современном обществе очень  велико количество неблагополучных семей, то можно сделать вывод и об огромной численности «трудных» детей. Причём отношение к ним в нашем обществе не всегда является критическим, а среди сверстников «трудные» дети практически никогда не встречают открытого осуждения. Почему это происходит?

     По  мнению многих современных психологов и социологов, наше общество само подталкивает детей и подростков к девиантному  и делинквентному поведению.

     Выявлена деятельность социального работника в условиях отделения социальной помощи семье и детям:

    • Включение подростков в различные виды деятельности.
    • Привлечение психолога по организации релаксационных мероприятий, уход от жесткой регламентации в семье и школе.
    • Компенсаторные мероприятия, т.е. желание ребенка, подростка решить личные проблемы, реализовать потребности в самоутверждении и самоуважении, компенсировать неудачи в школе или семье.
    • Совместная работа с социальным педагогом по организации развивающих мероприятий, т.е. создание развивающей среды, адекватной природе ребенка, обеспечивающей физическое и психологическое развитие его задатков и способностей в процессе разнообразной деятельности.

     В результате анализа научной литературы по проблеме социальной помощи трудным  подросткам в практической части  была разработана методика коррекционной работы с трудными подростками, а также составлен план-конспект группового тренинга, направленного на преодоление конфликтных ситуаций.

 

Список  использованной литературы

  1. Ю.Г.Волков, В.И. Добреньков, Ф.Г. Кадария «Трудный ребенок» Ростов на Дону 2002 - с. 482.
  2. О.П. Морозова «Психология школьника» изд. Гуманитарный центр 2009 - с.137.
  3. Р.Мертон, Р.Линтон, У.Миллер, Г.Беккер «Девиантное поведение детей» М. Трикса 2005 - с.336, 45.
  4. В.П.Кащенко «Поведение школьника» 2003 - с.169,43.
  5. С. Невская и И.Невский «Факторы поведения детей»1997 – с.89
  6. Семейный кодекс РФ статья 71
  7. Азаров Ю. «Беспризорность и детская преступность – наши беды». 2002 – с.60
  8. Андреева Т.В. «Семейная психология: Учебное пособие».2004 - с.244
  9. В.С. Бондарь «Психология семьи и гигиена семейной жизни». 2009 – с.54
  10. Байбародова Л.В. «Преодоление трудностей социализации детей-сирот» 1997 – с.57.
  11. Власова Т.А. « О детях с отклонениями в развитии». 1973 г. – 56
  12. Минкова Э.А. «Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи»1995 - с.20.
  13. Нечаева А.М. «Охрана детей сирот в России» 1993 – с.87
  14. Л.М. Шипицына «Психология детей- сирот»2005 – с.628
  15. Методическое пособие для сотрудников специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
  16. Методическое пособие « Организация работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении»
  17. Семейный кодекс Российской Федерации.
  18. Конвенция ООН «О правах ребенка».
  19. Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 от 24.06.1999 (с изменениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 22 апреля 2005 г., 5 января 2006 г., 30 июня, 21, 24 июля, 1 декабря 2007 г.)
  20. Новиков А. Н. «Неформальные организации». 2003. – с.8
  21. Жукова, Зайнышева «Теория и методика социальной работы» (учебное пособие) Москва 1995 г – с.34.
  22. Гусляковой Я.Г., Катульского Г.Д. «Российская энциклопедия социальной работы» (2 тома)/ Москва 1997г.
  23. Брошюра «Реабилитация социально - дезадаптированных детей и подростков» 1999год.
  24. Брошюра «Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков», 
    Брошюра « Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением» редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России» М-99г. (Социальное здоровье России).
  25. Брошюра «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности».
  26. Справочное пособие по социальной работе. Под ред. А.М.Панова и 
    Е.И.Холостовой 1997 – с.17
  27. Журнал “ Социологические исследования” 1999 год № 5 Л.А.Журавлева «Факторы и условия наркотизации молодежи».
  28. Т.В.Ковалева, О.К., Степанова - журнал « Социологические исследования»1998год № 8 « Подростки смутного времени».
  29. М.В.Цилуйко - журнал «Вестник психосоциальной и коррекционной работы» 2000 год № 4 « Влияние средств массовой информации на формирование противоправного поведения подростков».
  30. К. Чаусова, А.В. Солтовец - журнал «Вестник психосоциальной и коррекционной работы» 2000 год №3 «Организация психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, оказавшимся в кризисных ситуациях».
  31. Курбатов В.И. « Социальная работа» Ростов-на-Дону, М.2000 г. – с.128
  32. Е.И.Холостова «Теория социальной работы» М.- 1998год.
  33. Гилинский Я.И. «Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория» –1999 г.№ 4 - с. 34.
  34. М.М. Плоткин, В.И.Ширинский - журнал « Семья в России» №1 –1997год, “Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей” стр. 90 - 102.
  35. Ковалев А. Г., Кочетов А. И. «Психологические основы исправления правонарушителя» М., 1968 – с.58
  36. Трудные судьбы подростков - кто виноват? М. :Юрид.лит.,1991.- 336 с.
  37. Шилова А. Н. // Социологические исследования. 1994. №11.С.68-73.
  38. Вайзман Н. П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. - 160 с.
  39. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова. Т.1. Москва-Тула, 1995- 459с.
  40. Приходько Е. П., Заморин Л. К., Семянихин В. Ф. Ресоциа-лизация несовершеннолетних правонарушителей // Милиция. 1998. №2.С.53-58.

Информация о работе Социальная помощь трудным подросткам