Трудные подростки

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа посвящена теме «Особенности воспитания трудных подростков». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях, т. к. с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к уве¬личению числа детей с девиантным поведением. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы воспитания трудных детей. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. Основы воспитания трудных подростков.
Трудные дети и причины появления отклонений…………………… 4
Принципы воспитания трудных детей………………………………. 10
Использование различных методов при воспитании трудного подростка………………………………………………………………. 12
Приемы воспитания…………………………………………………… 17
ГЛАВА II.Содержание работы с трудными детьми.
Оказание психолого-педагогической помощи трудным детям……. 21
2.2. Особенности медицинской помощи трудным подросткам………….. 26
ГЛАВА III. Трудный подросток в различных институтах воспитания.
Трудный ребенок в семье…………………………………………….. 30
Школа и трудный подросток…………………………………………. 32
Профессиональное училище и трудный подросток………………... 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовик трудные подростки.docx

— 85.82 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3

ГЛАВА I. Основы воспитания трудных подростков.

    1. Трудные дети и причины появления отклонений…………………… 4
    2. Принципы воспитания трудных детей………………………………. 10
    3. Использование различных методов при воспитании трудного подростка………………………………………………………………. 12
    4. Приемы воспитания…………………………………………………… 17

ГЛАВА II.Содержание работы с трудными детьми.

    1. Оказание психолого-педагогической помощи трудным детям……. 21

2.2. Особенности медицинской помощи трудным подросткам………….. 26

ГЛАВА III. Трудный подросток в различных институтах воспитания.

    1. Трудный ребенок в семье…………………………………………….. 30
    2. Школа и трудный подросток…………………………………………. 32
    3. Профессиональное училище и трудный подросток………………...  34
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 37

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….. 38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Курсовая  работа посвящена теме «Особенности воспитания трудных подростков». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях, т. к.  с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы воспитания трудных детей. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

     Целью исследования является изучение темы «Особенности воспитания трудных подростков».

     В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: изучить теоретические аспекты; отметить актуальность проблемы воспитания трудных подростков в современных условиях; изложить возможные подходы и решения к проблеме воспитания трудных детей; обозначить тенденции развития данной проблемы;  
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и список литературы. 
Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований.
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА I. Основы воспитания трудных подростков.

    1. Трудные дети и причины появления отклонений.

     Ученые  и практики к группе трудных относят  детей разных категорий. Это и  дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одаренными, и дети, имеющие различного рода проблемы: гиперактивного ребенка тоже можно считать трудным. Представителями различных наук (медицины, психологии, педагогики) даются различные определения понятия отклоняющегося от нормы (девиантного) поведения.

     В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.

     В медицинской литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных  взаимоотношений: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в  рамках психического здоровья, так  и в различных формах нервно-психической  патологии, особенно пограничного уровня.

     В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм1, либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников2.

_______________

1 Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. -М., 1979.

2 Степанов ВТ. Психология трудного школьника. - М., 1986.

     Несмотря  на некоторые различия, все авторы главным критерием девиаций считают  нарушение норм, принятых в данном обществе.

     Традиционно причины отклоняющегося от норм поведения  подразделяются на две группы:

• причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;

• причины  социального и психологического характера. По  отношению  к  подросткам  и  молодежи  в отдельную группу следует выделить причины, связанные с возрастными кризисами.

     Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами. По данным М. Раттера, серьезными психическими отклонениями страдают от 5 до 15% детей. Если к этому количеству добавить менее тяжелые нарушения и эмоциональные расстройства эпизодического характера, становится ясным размер и суть проблемы. Лишь малая часть этих детей попадает на прием к психиатру (для нашей страны, где диагноз такого характера становился клеймом на всю жизнь, процент обратившихся к врачу еще меньше). Тот же М. Раттер указывает, что широта проблемы говорит о том, что в ее решении должны принимать участие педиатры и специалисты, не связанные с медициной, педагоги, психологи, социальные работники. Разумеется, они не могут поставить диагноз, но выделить симптомы и посоветовать, при необходимости, родителям ребенка обратиться к врачу - могут. Среди симптомов М. Раттер выделяет прежде всего следующие:

• адекватность поведения ребенка нормативам, соответствующим его возрасту и половой принадлежности. Например, тревога  при  разлуке  с  близкими  характерна для младенческого возраста, но весьма редка и поэтому ненормальна для подростков;

• длительность сохранения расстройства. Кратковременные  страхи, припадки, нежелание что-то делать могут испытывать большое количество детей. Но если эти и другие расстройства  сохраняются  длительное  время,   это  уже отклонение от нормы;

• то же относится и к колебаниям в  поведении и эмоциональном состоянии;

• появление  изменений в поведении ребенка  по сравнению с   его обычным   поведением,   особенно   если   их   трудно объяснить только с  точки зрения нормального развития и созревания;

• появление  тяжелых и часто повторяющихся  симптомов. Например, родители считают, что у ребенка появились ночные кошмары. Не следует обращать особого внимания, если они говорят об этом со слов ребенка;

• как  правило, не следует обращать особое внимание на один, существующий изолированно, симптом. 3

     Иногда  психиатрический подход к проблеме отклоняющегося от норм поведения рассматривается как наиболее объективный. Так, широко распространена концепция акцентуаций характера4, т. е. временных изменений характера, сглаживающихся или, наоборот, обостряющихся по мере взросления. Но этот подход не может быть единственным в силу однобокости взглядов на человека и причины его поведения. Отклоняющемуся от норм поведению могут способствовать не сами психические аномалии, а, как считают многие ученые, психологические

особенности личности, которые формируются под  их влиянием.Психологи и психиатры  располагают методиками для точной диагностики типа и тяжести отклонения. Они же совместно с педагогом  могут выработать меры педагогической коррекции поведения. Педагогам, даже считающим себя осведомленными в медицине, ставить подростку диагноз ни в коем случае не рекомендуется. Если же учитель в силу профессиональной необходимости узнал диагноз, ему следует особо позаботиться о сохранении конфиденциальности, для того чтобы не усугубить и без того непростую

_______________

3Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

4ЛичкоА.Е. Психопатологии и акцентуации характера у подростков. -М., 1983.

ситуацию  и не потерять доверие со стороны  ребенка и его родителей.

     Связи типов психических отклонений и  акцентуации характера с определенными типами правонарушений не выделено. Более того, В.В. Королев пришел к выводу, что распространенность каждого вида преступлений у подростков с психическими отклонениями и без таковых одинакова. Показатели распространенности каждого вида преступлений располагаются по мере их убывания примерно в той же последовательности. По его данным, чаще всего совершают преступления подростки с остаточными явлениями органического поражения головного мозга (33,1% преступлений от общего числа, совершенного детьми с психическими отклонениями), следом за ними - больные олигофренией (20,1%). На последнем месте находятся больные с патологиями характера (4,4%) и неврозами (2,6%)5.

     Причины социального и психологического характера. Наиболее общей причиной социального характера, как ни странно, является отношение общества к подросткам. Поясним, что имеется в виду: проблемы подросткового возраста и трудных подростков возникли только тогда, когда общество стало рассматривать подростков как особую группу людей и наделять их особыми правами.

     По  данным исторических исследований вплоть до XVIII в. проблемы трудных подростков, детского и подросткового возраста вообще не существовало ни в медицине, ни в философии, ни в педагогике. В средние века дети включались во взрослый мир начиная с семилетнего возраста, и переходного, трудного возраста не существовало. Только в XVIII в. были сформулированы основные особенности детей как особой группы, требующей специального внимания. Среди причин психологического и

_______________

5Королев В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. - М., 1992. 

социального характера традиционно выделяют: 1) дефекты правового и нравственного сознания; 2) содержание потребностей личности; 3) особенности характера; 4) особенности эмоционально-волевой сферы. Как правило, трудности в поведении подростка объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспитания. В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин девиантности ряд ученых называют незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего Окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит. Кроме того, отклоняющееся от нормы поведение у подростков зачастую является средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых.

     Следует отметить, что агрессивное противостояние «взрослым» нормам и ценностям и требованиям со стороны взрослых, а также следование нормам и правилам своей группы - наиболее распространенные причины кратковременного трудного поведения. Они же находятся в числе наиболее легко преодолеваемых. Взрослым стоит лишь пересмотреть свое отношение к подросшим детям, и проблема решится сама собой. Проблема молодёжной и подростковой субкультуры и попыток с их стороны отгородиться от влияния взрослых выделялась исследователями во все времена, поскольку она связана с возрастными изменениями подростков. В возрасте 13-17 лет подростки и молодежь очень подвержены влиянию «своих» групп. Так, среди причин, побудивших ребенка попробовать наркотики, чаще всего называется нежелание отстать от компании, быть как все (31%). Тоже самое относится к передаче преступного опыта. Это «осуществляется при общении подростков между собой», как считают от 50 до 80% ребят6.

Информация о работе Трудные подростки