Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 13:47, курсовая работа
Выражение «трудные» дети очень часто встречается в современном научном и повседневном обиходе, однако ни педагогика, ни психология не может дать однозначное определение этому понятию.
Введение 3
Глава 1. Трудные подростки как социально-педагогическая проблема 5
1.1 Понятие «трудные» дети 5
1.2 Причины возникновения поведения «трудных детей» 7
1.3 Социальные проблемы подростков группы риска и пути их решения 11
1.4 Роль социально-реабилитационных центров в работе с трудными подростками и несовершеннолетними правонарушителями 18
Выводы к разделу 1 22
Глава 2. Технология социальной помощи трудным подросткам 25
2.1 Социально-педагогическая работа с детьми девиантного поведения и их семьями 25
2.2 Структура и содержание индивидуальной профилактической программы социальной помощи трудному подростку 32
2.3 Разработка программы коллективного тренинга по теме: "Конфликт и пути его решения" 39
Выводы к разделу 2 45
Заключение 46
Список использованной литературы 49
3)
недостатки работы
4) нестабильность в обществе;
5) свободный доступ несовершеннолетних к СМИ, которые тиражируют насилие, разврат, культ силы;
6)
потеря возможностей
На сегодня существуют такие подходы к профилактике преступлений несовершеннолетних [12]:
1.
Биологический (физиологичный)
2. Психологический (психиатрический) - изменение психологического состояния и устранения причин, которые его вызывали.
3.
Социальный укрепить связи и
взаимодействие между
4.
Подход, который выходит с того,
что преступное поведение
5. Подход, который предусматривает, что причиной преступности является отсутствие возможности выполнения в пределах законности роли, которая отвечает интересам личности. Уменьшение преступности путем расширения и развития рольових возможностей.
6. Организация досуга подростков.
7. Повышение образовательного и профессионального уровня подростков, поскольку за этим подходом в основе преступности отсутствие жизненных навыков в несовершеннолетних.
8. Подход, согласно которого причины преступности в негативном влиянии других лиц, что требует уменьшение этого влияния со стороны преступных группировок и лиц.
9.
В основе преступности
10.
Экономический подход. Причины преступности
- в плохих материальных
11.
Сдерживающий подход. Причины преступности
связанные с легкостью
12.
Отказ от правового контроля
и общественная терпеливость: зло
действие увеличивается, если
общество непримиримо даже к
плохому поведению,
Эти
подходы предоставляют
Девиантное поведение не всегда становится делинквентной, а семья является не единственной, хотя и определяющим фактором воспитания и развития ребенка.
Анализ
международных документов по проблеме
предупреждения и преодоления негативного
девиантного поведения
Направления: работа из предупреждения такого поведения, после совершения правонарушения к суду, после судебного решения при выполнении приговора. Этих направлений сдерживаются и наши органы и службы по делам несовершеннолетних, специальные учреждения для несовершеннолетних.
Другими направлениями социальной работы является работа с «детьми улицы», детьми, которые остались по различным причинам без родительской заботы, что предусматривает либо размещение ребенка в приемную семью, либо возвращение ее к родной, биологической семье. Рассмотрим опыт такой работы в России. Программы работы с такими детьми включают:
1)
Сбор информации о родной
2) Установление контакта с родителями работников детских заведений через письма, телефонные разговоры, в которых освещается вопрос возможностей взаимодействия родителей и детей, контактов между ними, правила посещения детей в детских учреждениях. Такой контакт позволяет контролировать ситуацию в семье, ознакомиться с родителями, их наклонами, сообщить родителям о делах ребенка, научить их поведению с ребенком при встрече.
3) Подготовка ребенка до встречи со своими родителями, близкими родственниками. Осуществляется через беседу с ребенком о семье на основе «истории жизни ребенка». Побудилось припоминание позитивных сторон жизни ребенка в семье. Если ребенок хочет встретиться с родителями и дает согласие на встречу, которая предлагается, необходимо подготовить ребенка к ней: что рассказать родителям о своей теперешней жизни, школе, друзей, что подарить родителям и как это сделать. Ребенка заверят в безопасности и красивом обращении педагогов к родителям.
4)
Знакомство родителей с
5) Организация встречи родителей с детьми. Осуществляется выбор места встречи, ее участников: в поле зрения педагогов, в их присутствии, в специальной комнате для встреч, где есть работы, фотографии детей, стол, стулья. Такая встреча необходима для реабилитации семье, ее соединению, установлению взаимоотношений. Объясняется, почему родители не могут сейчас забрать ребенка домой, приводятся весомые аргументы. После встречи осуществляется разговор с ребенком: что нового она узнала о жизни родителей.
6)
Поддержка регулярного
7) Возвращение ребенка домой. Возможно лишь при условиях, что отношения дома нормализовались, есть безопасность в семье. Критериями для выявления этих условий безопасности являются:
а) помещение, где ребенок может комфортно себя чувствовать (удовлетворение потребностей в еде, жилье, досмотре);
б) последовательный режим дня (кто и как присматривает за ребенком дома, отводит ее к школе, обеспечивает ее питание, сон, учебу и досуг дома);
в) физическая и психическая безопасность ребенка;
г) воспитание в семье направлено на учебу и сопровождение (поддержка больного ребенка, возможность посещения школе, родители берут на себя задачу и в состоянии научить ребенка определенным вещам);
д) наличие социальной поддержки среди знакомых и родственников, лиц, к которым ребенок может обратить сия в трудное время.
8)
Возвращение ребенка домой.
Деятельность социального работника в данной сфере должна быть основана на следующих фундаментальных принципах:
Оптимальный
выбор индивидуально-
-
цели индивидуально-
-
методы и приемы
- формы действия на непосредственное окружение лица с тем, чтобы ликвидировать негативно влияя на нее факторы и утвердить содействующую перевоспитанию систему межличностных отношений;
- средства индивидуально-
-
основные этапы реализации
При реализации профилактической программы необходимое соблюдение следующих требований:
- содержательность, направленность, непрерывность процесса перевоспитания;
- осознание перспективности в перевоспитании;
- изучение, с одной стороны, требований общества к несовершеннолетнему правонарушителю, а с другой - индивидуальных особенностей и общих законов развития лица подростка;
-
поддержка и развитие
- отсутствие навязчивости и назойливости в перевоспитании;
-
терпение и выносливость всех
участников воспитательного
- активность самого подростка, чтобы он понимал действие, что предоставляется на него, проявляя при этом свою инициативу и волевое усилие.