Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:12, реферат
Цель выпускной аттестационной работы охарактеризовать социальную защиту как важную часть социальной политики на примере г. Москвы.
Для достижения цели были сформулированы задачи:
- показать сущность социальной защиты, ее функционирование и источники финансирования;
Введение 3
1 Социальная защита: теоретический и практический аспекты 7
1.1 Социальная защита: сущность, механизм, функционирование и источники финансирования 7
1.2 Органы исполнительной власти в системе социальной защиты Принципы государственной политики в сфере социальной защиты населения в г. Москва и результаты работ 2005 года 14
Глава 2. Состояние (особенности) бюджетного финансирования органов управления исполнительной власти г. Москвы в сфере социальной защиты населения. 23
2.1 Структура источников финансирования и расходов сферы социальной защиты в г. Москва в 2006-2007 гг. 23
2.2 Динамика источников финансирования и расходов сферы социальной защиты в г. Москва в 2006-2007 гг 29
2.3 Краткие итоги финансирования и исполнения «Комплексной программы мер социальной защиты жителей города Москвы» на 2006 год и программа на 2007 год 34
2.4 Социальная защита в Юго-Восточном административном округе. Итоги работы в 2006 году и задачи на 2007 год 43
3 Пути совершенствования бюджетного финансирования социальной защиты и векторы ее развития в г. Москве 48
3.1 Социальная политика и социальная защита в развитых странах и России: современный этап 48
3.2 Изменения в законодательной области, касающиеся финансирования социальной защиты 61
Доля средств государственных внебюджетных фондов составляет 0,5%. Таким образом она уменьшилась на 0,69% при абсолютном уменьшении на 639 681 тыс. руб.
Следует отметить, как отрицательный факт в 2007 году – исчезновение из источников финансирования средства благотворительных и других некоммерческих организаций.
Проанализируем структуру раздела 1 «Меры по сохранению уровня социальной защищенности льготных категорий граждан в условиях разграничения полномочий между федеральными и региональными» за 2006-2007 гг.» (таблица 3 и рисунок 1)
Таблица 3
Структура расходов на социальную защиту раздела 1 в 2006 году
№ п.п | Наименование мероприятий | Объем расходов (тыс.руб.) | Доля в % | Источник финансирования |
1 | Ежемесячная городская денежная выплата (в соответствии с Законом города Москвы от 03.11.2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы")* | 2 666 000,0 | 28,20 | Текущее финансирование |
- труженикам тыла; | - | 0,00 | ||
- ветеранам труда и ветеранам военной службы | - | 0,00 | ||
- реабилитированным лицам и гражданам, признанным пострадавшими от политических репрессий | - | 0,00 | Текущее финансирование | |
2 | Бесплатный проезд для пенсионеров, проживающих в городе Москве, на всех видах пассажирского транспорта (с Законом города Москвы от 03.11.2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы") | В пределах субсидий | 0,00 | Текущее финансирование |
3 | Бесплатный проезд железнодорожным транспортом пригородного сообщения (с Законом города Москвы от 03.11.2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы") | 625 000,0 | 6,61 | Текущее финансирование |
4 | Бесплатный отпуск медикаментов по перечню заболеваний | 2 914 240,0 | 30,82 | Текущее финансирование |
5 | Льготный отпуск медикаментов детям до 3-х лет, детям до 6-ти лет из многодетных семей и многодетным матерям | 22 600,0 | 0,24 | Текущее финансирование |
6 | Бесплатный и льготный отпуск лекарств по рецептам врачей гражданам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации (в соответствии с Законом города Москвы от 03.11.2004 N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы") | 15 000,0 | 0,16 | Текущее финансирование |
7 | Бесплатное зубопротезирование гражданам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации (в соответствии с Законом города Москвы от 03.11.2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы") | 451 562,0 | 4,78 | Текущее финансирование |
8 | Бесплатное зубопротезирование инвалидам (в соответствии с Законом города Москвы от 03.11.2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы") | 189 205,0 | 2,00 | Текущее финансирование |
9 | Бесплатное зубопротезирование ветеранам (в соответствии с Законом города Москвы от 03.11.2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы") | 33 338,0 | 0,35 | Текущее финансирование |
10 | Бесплатное
слухопротезирование |
67 900,0 | 0,72 | Текущее финансирование |
11 | Бесплатная выдача санаторно-курортных путевок инвалидам и ветеранам войны, труженикам тыла, репрессированным гражданам, ветеранам труда *) | 252 436,0 | 2,67 | Текущее финансирование |
12 | Предоставление скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг радиоточки льготным категориям граждан - в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 года N 850-ПП | - | 0,00 | Текущее финансирование |
13 | Выплата ежемесячной
денежной компенсации по оплате
за электроэнергию инвалидам и участникам
Великой Отечественной войны (п.п. "а-ж"
п.1 ст.2 ФЗ "О ветеранах") - в
соответстствии с распоряжением
Правительства Москвы от 27.04.2004
N 812-РП |
54 588,0 | 0,58 | Текущее финансирование |
14 | Ежемесячная компенсационная выплата за пользование телефоном городским льготным категориям граждан (в соответствии с Законом города Москвы от 03.11.2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы") | 1 162 800,0 | 12,30 | Текущее финансирование |
15 | Расходы на выплату денежной компенсации региональным льготным категориям взамен отказа от натуральных льгот (статьи 5-7 Закона города Москвы от 03.11.2004 г. N 70 "О социальной поддержке отдельных категорий жителей города Москвы") | 1 000 000,0 | 10,58 | Текущее финансирование |
Итого по разделу
1: |
9 454 669,0 | 100,00 |
«Бесплатный отпуск медикаментов…» занимает ведущее место в структуре раздела 1 «Меры по сохранению уровня социальной защищенности льготных категорий граждан в условиях разграничения полномочий между федеральными и региональными» за 2006-2007 гг.» и составляет 30,82%. Второе место занимают расходы на статью 1.1 раздела 1 «Ежемесячная городская денежная выплата….», ее доля – 28,2%.
Рис. 1 Структура расходов на социальную защиту раздела 1 в 2006 году
Следующая группа расходов, занимающая более 10% в структуре расходов: «Ежемесячная компенсационная выплата за пользование телефоном городским льготным категориям граждан…» и «Расходы на выплату денежной компенсации региональным льготным категориям взамен отказа от натуральных льгот», составляют соответственно 12,3% и 10,6%.
Четвертая по размеру доли
в расходах группа, имеющая доли
от 6,61% до 0,2 является наиболее
В 2007 году принципиальных изменений в структуре расходов на социальную защиту согласно разделу 1 нет (рисунок 2).
Рис.
2 Структура расходов на социальную защиту
раздела 1 в 2006 году
Горизонтальный анализ заключается в построении таблиц, в которых изменение абсолютных показателей дополняется относительными темпами роста.
Данные горизонтального анализа источников финансирования и расходов сферы социальной защиты в г. Москва в 2006 году представлены в таблице 4.
Таблица 4
Горизонтальный анализ источников финансирования и расходов сферы социальной защиты в г. Москва в 2006 году
|
Прирост источников финансирования по программе мер социальной защиты жителей города Москвы за анализируемый период (2006-2007 гг.) в абсолютном выражении составил 139 432 596,1 тыс. руб. (177,0 % в относительном выражении) со 185 797 173,5 тыс. руб. в 2006 году до 325 229 769,6 тыс. руб. в 2007 году.
Наибольшими
темпами росли источники
Причем (в разрезе средств бюджета города Москвы), более быстрыми темпами росло текущее финансирование, нежели целевые расходы на мероприятия по социальной защите населения, соответственно 189,1% и 123,0%.
Средства целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы в абсолютном выражении увеличились с 1 541 650,6 тыс. руб. до 1 873 591,4 тыс. руб. или в относительно – 121,5%.
Средства государственных внебюджетных фондов за анализируемый период уменьшились на 639 680,9 тыс. руб., с 2 122 458,9 тыс. руб. в 2006 году до 1 482 778 тыс. руб., темп роста составил 69,9%
К сожалению, средства благотворительных и других некоммерческих организаций, представленные в программе на 2006 год в объеме 11 025 тыс. руб. в 2007 году в источниках финансирования отсутствуют.
В 2007 году в качестве источника финансирования появилась статья: «Целевые расходы средств, выделенных в виде субвенций из федерального бюджета на поддержку безработных граждан», запланированный объем финансирования составляет 482 285,6 тыс. руб.
Анализ структуры и динамики разделов расходов на социальную защиту приведен в таблице 5 и иллюстрирован рисунком 3.
За анализируемый период раздел 1 «Меры по сохранению уровня социальной защищенности льготных категорий граждан в условиях разграничения полномочий между федеральными и региональным» увеличился на 797 097 тыс.руб. при этом удельный вес уменьшился с 5,09% в общем объеме финансирования до 3,15%
Таблица 5
Структура и динамика разделов расходов на социальную защиту в 2006-2007 гг.
|
Значительно, более чем в 3 раза (темп роста 328,4%) увеличился раздел 2 «Социальная поддержка семей с несовершеннолетними детьми, помощь студентам и молодежи». На начало анализируемого периода – 2006 год, доля раздела составляла 15,03%, в 2007 году – 28,20%, а по абсолютной величине произошло увеличения на 63 779 830 тыс. руб.
На социальную поддержку ветеранов Великой Отечественной войны и граждан старшего поколения (раздел 3) в 2007 году выделено 44 532 302 тыс.руб., что на 9 990 024,4 тыс. руб. больше нежели в 2006 году (темп роста составил 128,9%).
Рис. 3 Структура расходов по разделам комплексной программы на финансирование социальной защиты города Москвы в 2006-2007 гг.
Значительно увеличился раздел 4. «Социальная поддержка инвалидов» при одновременном увеличении доли в структуре на 0,11%. В абсолютных значениях произошло увеличение на 544 095 тыс. руб., темп роста составил 325,3%.
«Меры по социальной поддержке инвалидов-участников боевых действий в Республике Афганистан и на Северном Кавказе» из раздела 5, составлявшие в 2006 году 71 211 тыс. руб. в 2007 году увеличились до 101 598 тыс.руб. или на 30 387 тыс. руб. (темп роста 142,7%).
На «Социальную поддержку безработных граждан, а также лиц, испытывающих трудности в поиске работы» (раздел 6) выделено средств в 2007 году на 188 246,9 тыс. руб. меньше, нежели в 2006 году (670 532,5 тыс. руб.).
Увеличилась расходы на «Социальную помощь бездомным гражданам и беспризорным детям» раздела 7, в абсолютных значениях на 363 253 тыс. руб., а в относительных на 139,8%
Раздел 8 «Меры по социальной защите жителей Москвы в сфере жилищной политики, коммунального обслуживания, транспорта и связи», занимающий самую значительную долю в структуре расходов равную 58,63% в 2006 году и 53,11% в 2007 году, увеличился на 63 808 489,6 тыс. руб. и составил в текущем году 172 743 431 тыс. руб.
Увеличились расходы раздела 9 «Социальная поддержка малообеспеченных граждан префектурами и управами районов города Москвы за счет средств целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы» на 331 940,8 тыс. руб. (темп роста 121,5%).
Раздел
10 «Средства внебюджетных государственных
фондов на реализацию мер социальной защиты
населения Москвы» увеличился на 30 851,6
тыс. руб., темп роста составил 102,1%.
Намеченная на 2006 год Комплексная программа мер социальной защиты жителей города Москвы выполнена полностью. Это позволило улучшить качество и увеличить объемы предоставления необходимой государственной социальной помощи жителям города Москвы, повысить уровень их социальной защищенности.
В рамках приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, демографической и жилищной политики, принятых на федеральном уровне, Правительством Москвы намечены и реализуются дополнительные меры, направленные на улучшение жизни москвичей и предоставление им необходимых государственных услуг и гарантий.
В первоочередном порядке осуществляется разносторонняя социальная и материальная поддержка ветеранов, решаются вопросы их медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения. Значительные средства бюджета города направляются на социальную поддержку семей с детьми, охрану здоровья детей, реализацию молодежной политики, поддержку сферы образования и воспитания подрастающего поколения, бесплатное школьное питание и оздоровительные мероприятия.
Средства, выделяемые из бюджета города Москвы на эксплуатацию и капитальный ремонт жилищного фонда, покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при продаже товаров (работ, услуг) населению, позволяют снизить расходы граждан на оплату жилья и коммунальных услуг.
В 2006 году продолжалось строительство жилья, направляемого для реализации общегородских социальных жилищных программ.
В соответствии с разграничением полномочий "федеральные" и "региональные" льготные категории в полном объеме пользуются предоставленными городским законодательством дополнительными мерами социальной поддержки, в том числе бесплатным проездом в пассажирском транспорте, скидками на оплату жилья и коммунальных услуг, телефона, бесплатным и льготным лекарственным обеспечением и зубопротезированием. Все перечисленные виды помощи являются весомым дополнением к пенсиям, другим денежным и социальным выплатам, иным формам адресной поддержки.
Осуществляются меры, направленные на сохранение уровня жизни семей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг предоставляются свыше 530 тыс. малообеспеченных семей, на их финансирование направлено 4 800 000 тыс. рублей. Свыше 550 тысяч семей с детьми, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, получают ежемесячные пособия, размеры которых с 1 января 2006 г. были увеличены в 2 раза. Многодетным семьям, одиноким матерям, родителям детей-инвалидов, наряду с основным пособием на ребенка, выплачиваются ежемесячные городские доплаты. На выплату пособий и городских доплат семьям с детьми в 2006 году направлено 3 млрд. рублей.