Социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:12, реферат

Описание работы

Цель выпускной аттестационной работы охарактеризовать социальную защиту как важную часть социальной политики на примере г. Москвы.
Для достижения цели были сформулированы задачи:
- показать сущность социальной защиты, ее функционирование и источники финансирования;

Содержание

Введение 3
1 Социальная защита: теоретический и практический аспекты 7
1.1 Социальная защита: сущность, механизм, функционирование и источники финансирования 7
1.2 Органы исполнительной власти в системе социальной защиты Принципы государственной политики в сфере социальной защиты населения в г. Москва и результаты работ 2005 года 14
Глава 2. Состояние (особенности) бюджетного финансирования органов управления исполнительной власти г. Москвы в сфере социальной защиты населения. 23
2.1 Структура источников финансирования и расходов сферы социальной защиты в г. Москва в 2006-2007 гг. 23
2.2 Динамика источников финансирования и расходов сферы социальной защиты в г. Москва в 2006-2007 гг 29
2.3 Краткие итоги финансирования и исполнения «Комплексной программы мер социальной защиты жителей города Москвы» на 2006 год и программа на 2007 год 34
2.4 Социальная защита в Юго-Восточном административном округе. Итоги работы в 2006 году и задачи на 2007 год 43
3 Пути совершенствования бюджетного финансирования социальной защиты и векторы ее развития в г. Москве 48
3.1 Социальная политика и социальная защита в развитых странах и России: современный этап 48
3.2 Изменения в законодательной области, касающиеся финансирования социальной защиты 61

Работа содержит 1 файл

соц защита.doc

— 641.50 Кб (Скачать)
 

      Доля  средств государственных внебюджетных  фондов составляет 0,5%. Таким образом она уменьшилась на 0,69% при абсолютном уменьшении на 639 681 тыс. руб.

      Следует отметить, как  отрицательный факт в 2007 году – исчезновение из источников финансирования средства благотворительных и других некоммерческих организаций.

      Проанализируем  структуру раздела 1 «Меры по сохранению уровня социальной защищенности льготных категорий граждан в условиях разграничения полномочий между федеральными и региональными» за 2006-2007 гг.» (таблица 3 и рисунок 1)

      Таблица 3

     Структура расходов на социальную защиту раздела 1 в 2006 году

№ п.п Наименование  мероприятий         Объем расходов (тыс.руб.) Доля в %  Источник финансирования
1 Ежемесячная городская  денежная выплата  (в  соответствии с Законом города  Москвы от 03.11.2004 г. N 70 "О мерах  социальной поддержки отдельных  категорий жителей города  Москвы")*           2 666 000,0   28,20 Текущее финансирование
  - труженикам  тыла;                          -     0,00  
  - ветеранам труда и ветеранам военной службы                          -     0,00  
  - реабилитированным  лицам и гражданам, признанным  пострадавшими от политических  репрессий                          -     0,00 Текущее финансирование
2 Бесплатный  проезд  для   пенсионеров, проживающих в городе Москве,  на всех  видах пассажирского транспорта (с Законом города Москвы от 03.11.2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы")               В пределах  субсидий  0,00 Текущее финансирование
3 Бесплатный  проезд железнодорожным транспортом  пригородного сообщения (с Законом  города Москвы от 03.11.2004 г. N 70 "О мерах  социальной поддержки отдельных  категорий жителей города Москвы")                           625 000,0   6,61 Текущее финансирование
4 Бесплатный  отпуск  медикаментов по  перечню  заболеваний             2 914 240,0   30,82 Текущее финансирование
5 Льготный отпуск медикаментов детям до  3-х лет, детям до 6-ти лет из многодетных  семей и многодетным матерям                22 600,0   0,24 Текущее финансирование
6 Бесплатный  и льготный отпуск лекарств по рецептам врачей гражданам, отнесенным к ведению  субъектов Российской Федерации (в  соответствии с Законом города Москвы от 03.11.2004    N 70 "О мерах  социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы")                15 000,0   0,16 Текущее финансирование
7 Бесплатное  зубопротезирование гражданам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации (в соответствии с Законом  города Москвы от 03.11.2004  г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы")              451 562,0   4,78 Текущее финансирование
8 Бесплатное  зубопротезирование инвалидам (в соответствии с Законом города Москвы от 03.11.2004  г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы")              189 205,0   2,00 Текущее финансирование
9 Бесплатное  зубопротезирование ветеранам (в соответствии с Законом города Москвы от 03.11.2004  г. N 70 "О мерах социальной поддержки  отдельных категорий жителей города Москвы")                33 338,0   0,35 Текущее финансирование
10 Бесплатное  слухопротезирование пенсионерам  и другим льготным категориям населения  по медицинским показаниям                67 900,0   0,72 Текущее финансирование
11 Бесплатная  выдача санаторно-курортных  путевок  инвалидам и ветеранам войны, труженикам тыла, репрессированным гражданам, ветеранам труда *)              252 436,0   2,67 Текущее финансирование
12 Предоставление  скидки по  оплате  жилищно-коммунальных  услуг и услуг радиоточки льготным категориям граждан - в соответствии с постановлением Правительства Москвы  от 07.12.2004 года N 850-ПП                          -     0,00 Текущее финансирование
13 Выплата ежемесячной  денежной  компенсации по оплате за электроэнергию инвалидам и участникам Великой Отечественной войны (п.п.  "а-ж" п.1 ст.2 ФЗ   "О ветеранах") - в  соответстствии  с распоряжением  Правительства  Москвы от 27.04.2004    N 812-РП                                                     54 588,0   0,58 Текущее финансирование
14 Ежемесячная компенсационная   выплата  за  пользование  телефоном  городским  льготным категориям граждан (в  соответствии с Законом города Москвы от    03.11.2004 г. N 70 "О  мерах социальной поддержки отдельных  категорий  жителей города Москвы")           1 162 800,0   12,30 Текущее финансирование
15 Расходы на выплату  денежной компенсации региональным льготным категориям взамен отказа от натуральных льгот (статьи 5-7 Закона города Москвы от 03.11.2004 г. N 70 "О социальной поддержке отдельных категорий жителей города Москвы")           1 000 000,0   10,58 Текущее финансирование
  Итого по разделу 1:                                                               9 454 669,0   100,00  
 

      «Бесплатный отпуск медикаментов…» занимает ведущее место в структуре раздела 1 «Меры по сохранению уровня социальной защищенности льготных категорий граждан в условиях разграничения полномочий между федеральными и региональными» за 2006-2007 гг.» и составляет 30,82%. Второе место занимают расходы на статью 1.1 раздела 1 «Ежемесячная городская денежная выплата….», ее доля – 28,2%.

     Рис. 1 Структура расходов на социальную защиту раздела 1 в 2006 году

      Следующая группа расходов, занимающая более 10% в  структуре расходов: «Ежемесячная компенсационная   выплата  за  пользование  телефоном  городским  льготным категориям граждан…» и «Расходы на выплату денежной компенсации региональным льготным категориям взамен отказа от натуральных льгот», составляют соответственно 12,3% и 10,6%.

        Четвертая по размеру доли  в расходах группа, имеющая доли  от 6,61% до 0,2 является наиболее многочисленной  и представлена 9 наименованиями  расходов.

      В 2007 году принципиальных изменений в  структуре расходов на социальную защиту согласно разделу 1 нет (рисунок 2).

 

     Рис. 2 Структура расходов на социальную защиту раздела 1 в 2006 году 

 

2.2 Динамика  источников финансирования  и расходов сферы  социальной защиты  в г. Москва  в 2006-2007 гг

      Горизонтальный  анализ заключается в построении таблиц, в которых изменение абсолютных показателей дополняется относительными темпами роста.

      Данные  горизонтального анализа источников финансирования и расходов сферы социальной защиты в г. Москва в 2006 году представлены в таблице 4.

      Таблица 4

     Горизонтальный анализ источников финансирования и расходов сферы социальной защиты в г. Москва в 2006 году

  2006 год   2007 год   Изменения  
  Источники финансирования, тыс. руб.   Тыс.руб.   Доля, %  Тыс.руб.   Доля, % Абс., тыс.руб. Темп роста, %
  Средства бюджета города Москвы  в том числе:         182 122 039,0                     98,0         323 264 706,0   99,40     141 142 667,0          177,5  
   - текущее финансирование          147 196 190,0                     80,8         278 420 607,0                    86,1       131 224 417,0          189,1  
  - целевые расходы на мероприятия  по социальной защите населения           34 925 849,0                     19,2           42 970 508,0                    13,3           8 044 659,0          123,0  
  Средства целевых бюджетных фондов  развития территорий города Москвы             1 541 650,6                       0,8             1 873 591,4   0,58            331 940,8          121,5  
  Средства государственных внебюджетных  фондов                      2 122 458,9                       1,1             1 482 778,0   0,46 -         639 680,9            69,9  
  Средства благотворительных и  других некоммерческих организаций                  11 025,0                       0,0       -           11 025,0   #ДЕЛ/0!
Целевые расходы средств, выделенных в виде субвенций из федерального бюджета  на поддержку безработных граждан                  482 285,6   0,15    
  Всего по Программе:         185 797 173,5                   100,0         325 229 769,6                  100,0       139 432 596,1          175,0  
 

      Прирост источников финансирования по программе мер социальной защиты жителей города Москвы за анализируемый период (2006-2007 гг.) в абсолютном выражении составил 139 432 596,1 тыс. руб. (177,0 % в относительном выражении) со 185 797 173,5 тыс. руб. в 2006 году до 325 229 769,6 тыс. руб. в 2007 году.

      Наибольшими темпами росли источники финансирования из средств бюджета города Москвы – 177,5%. В абсолютном выражении их прирост составил 141 142 667 тыс. руб. со 182 122 039 тыс. руб. в 2006 года до 323 264 706 тыс. руб. в 2007 году, а в относительном – 177,5%.

      Причем (в разрезе  средств бюджета города Москвы), более быстрыми темпами росло текущее финансирование, нежели целевые расходы на мероприятия по социальной защите населения, соответственно 189,1% и 123,0%.

      Средства  целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы в абсолютном выражении увеличились с 1 541 650,6 тыс. руб. до 1 873 591,4 тыс. руб. или в относительно – 121,5%.

      Средства  государственных внебюджетных  фондов за анализируемый период уменьшились на 639 680,9 тыс. руб., с 2 122 458,9 тыс. руб. в 2006 году до 1 482 778 тыс. руб., темп роста составил 69,9%

      К сожалению, средства благотворительных и других некоммерческих организаций, представленные в программе на 2006 год в объеме 11 025 тыс. руб. в 2007 году в источниках финансирования отсутствуют.

      В 2007 году в качестве источника финансирования появилась статья: «Целевые расходы средств, выделенных в виде субвенций из федерального бюджета на поддержку безработных граждан», запланированный объем финансирования составляет 482 285,6 тыс. руб.

      Анализ  структуры и динамики разделов расходов на социальную защиту приведен в таблице 5 и иллюстрирован рисунком 3.

      За  анализируемый период раздел 1 «Меры по сохранению уровня социальной защищенности льготных категорий граждан  в условиях разграничения полномочий между федеральными и региональным» увеличился на 797 097 тыс.руб. при этом удельный вес уменьшился с 5,09% в общем объеме финансирования до 3,15%

      Таблица 5

     Структура и динамика разделов расходов на социальную защиту в 2006-2007 гг.

Наименование   2006 год 2007 год Изменения
  Тыс.руб.   Доля, %  Тыс.руб.   Доля, % Абс., тыс. руб. Темп роста, %
Раздел 1 Меры по сохранению уровня социальной защищенности льготных категорий граждан  в условиях разграничения полномочий между федеральными и региональными            9 454 669,0   5,09         10 251 766,0   3,15            797 097,0          108,4  
Раздел 2  Социальная поддержка семей  с несовершеннолетними детьми, помощь студентам и молодежи          27 921 218,0   15,03         91 701 048,0   28,20       63 779 830,0          328,4 
Раздел 3  Социальная поддержка ветеранов  Великой Отечественной войны  и граждан старшего поколения          34 542 277,6   18,59         44 532 302,0   13,69         9 990 024,4          128,9  
Раздел 4. Социальная поддержка инвалидов              241 506,0   0,13              785 601,0   0,24            544 095,0          325,3  
Раздел 5 Меры по социальной поддержке инвалидов-участников боевых действий в Республике Афганистан и на Северном Кавказе                 71 211,0   0,04              101 598,0   0,03              30 387,0          142,7  
Раздел 6 Социальная поддержка безработных  граждан,  а также лиц, испытывающих трудности в поиске работы               670 532,5   0,36              482 285,6   0,15 -         188 246,9            71,9  
Раздел 7 Социальная помощь бездомным гражданам  и беспризорным детям                912 116,0   0,49           1 275 369,0   0,39            363 253,0          139,8  
Раздел 8  Меры по социальной защите жителей  Москвы в сфере жилищной политики, коммунального обслуживания, транспорта и связи        108 934 941,4   58,63       172 743 431,0   53,11       63 808 489,6          158,6  
Раздел 9 Социальная поддержка малообеспеченных граждан  префектурами и управами районов города Москвы за счет средств целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы            1 541 650,6   0,83           1 873 591,4   0,58            331 940,8          121,5  
Раздел 10 Средства внебюджетных государственных  фондов на реализацию мер социальной защиты населения Москвы            1 451 926,4   0,78           1 482 778,0   0,46              30 851,6          102,1  
Раздел 11 Благотворительность                 55 125,0   0,03   0,00 -           55 125,0                 -   
Всего по программе        185 797 173,5   100,00       325 229 770,0   100,00     139 432 596,5          175,0  
 

      Значительно, более чем в 3 раза (темп роста 328,4%) увеличился раздел 2  «Социальная поддержка семей с несовершеннолетними детьми, помощь студентам и молодежи». На начало анализируемого периода – 2006 год, доля раздела составляла 15,03%, в 2007 году – 28,20%, а по абсолютной величине произошло увеличения на 63 779 830 тыс. руб.

      На  социальную поддержку ветеранов Великой Отечественной войны и граждан старшего поколения (раздел 3) в 2007 году выделено 44 532 302 тыс.руб., что на 9 990 024,4 тыс. руб. больше нежели в 2006 году (темп роста составил 128,9%). 

     Рис. 3 Структура расходов по разделам комплексной программы на финансирование социальной защиты города Москвы в 2006-2007 гг.

      Значительно увеличился раздел 4. «Социальная поддержка инвалидов» при одновременном увеличении доли в структуре на 0,11%.  В абсолютных значениях произошло увеличение на 544 095 тыс. руб., темп роста составил 325,3%.

      «Меры по социальной поддержке инвалидов-участников боевых действий в Республике Афганистан и на Северном Кавказе» из раздела 5, составлявшие в 2006 году 71 211 тыс. руб.  в 2007 году увеличились до 101 598 тыс.руб. или на 30 387 тыс. руб. (темп роста 142,7%).

      На «Социальную поддержку безработных граждан, а также лиц, испытывающих трудности в поиске работы» (раздел 6) выделено средств в 2007 году на 188 246,9 тыс. руб. меньше, нежели в 2006 году (670 532,5 тыс. руб.).

      Увеличилась расходы на «Социальную помощь бездомным гражданам и беспризорным детям» раздела 7, в абсолютных значениях на 363 253 тыс. руб., а в относительных на 139,8%

        Раздел 8  «Меры по социальной защите жителей Москвы в сфере жилищной политики, коммунального обслуживания, транспорта и связи», занимающий самую значительную долю  в структуре расходов равную 58,63% в 2006 году и 53,11% в 2007 году, увеличился на 63 808 489,6 тыс. руб. и составил в текущем году 172 743 431 тыс. руб.

      Увеличились расходы раздела 9 «Социальная поддержка малообеспеченных граждан  префектурами и управами районов города Москвы за счет средств целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы» на 331 940,8 тыс. руб. (темп роста 121,5%).

      Раздел 10 «Средства внебюджетных государственных фондов на реализацию мер социальной защиты населения Москвы» увеличился на 30 851,6 тыс. руб., темп роста составил 102,1%. 
 

 

2.3 Краткие  итоги финансирования  и исполнения «Комплексной программы  мер социальной защиты  жителей  города Москвы» на 2006 год и программа на 2007 год

      Намеченная  на 2006 год Комплексная программа  мер  социальной защиты  жителей  города Москвы выполнена полностью.  Это позволило улучшить качество и увеличить  объемы  предоставления  необходимой государственной социальной помощи жителям города Москвы,  повысить уровень их социальной защищенности.

      В рамках приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения,  образования, демографической и жилищной политики, принятых на федеральном уровне, Правительством Москвы намечены и реализуются дополнительные меры,  направленные на улучшение жизни москвичей  и предоставление им необходимых государственных услуг и гарантий.

      В первоочередном  порядке осуществляется разносторонняя социальная и материальная поддержка ветеранов, решаются вопросы их медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения. Значительные средства бюджета города направляются на социальную поддержку семей с детьми,  охрану здоровья детей,  реализацию молодежной политики, поддержку сферы образования и воспитания подрастающего  поколения, бесплатное школьное питание и оздоровительные мероприятия.

      Средства, выделяемые из бюджета города Москвы на эксплуатацию и капитальный ремонт жилищного фонда,  покрытие убытков теплоснабжающих организаций,  связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при продаже товаров (работ,  услуг) населению, позволяют  снизить  расходы  граждан на оплату жилья и коммунальных услуг.

      В 2006  году продолжалось строительство  жилья,  направляемого для реализации общегородских социальных жилищных программ.

      В соответствии  с  разграничением  полномочий "федеральные" и "региональные" льготные категории в полном объеме пользуются  предоставленными  городским  законодательством дополнительными мерами социальной поддержки, в том числе бесплатным проездом в пассажирском транспорте, скидками на оплату жилья и коммунальных услуг, телефона,  бесплатным и льготным  лекарственным обеспечением и зубопротезированием. Все перечисленные виды  помощи  являются  весомым дополнением к пенсиям, другим денежным и социальным выплатам, иным формам адресной поддержки.

      Осуществляются  меры,  направленные на сохранение уровня жизни семей,  имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг предоставляются свыше 530 тыс. малообеспеченных семей, на их финансирование направлено 4 800 000 тыс. рублей. Свыше 550 тысяч семей с детьми, имеющих доходы ниже прожиточного минимума,  получают ежемесячные пособия, размеры которых с 1 января 2006 г. были увеличены в 2 раза. Многодетным семьям, одиноким матерям,  родителям детей-инвалидов, наряду с основным пособием на ребенка,  выплачиваются ежемесячные городские доплаты.  На выплату пособий и городских доплат семьям с  детьми  в  2006  году направлено 3 млрд. рублей.

Информация о работе Социальная политика