6.
2005 год стал годом кардинальных преобразований
в механизмах социальной защиты населения.
В связи с принятием Федерального закона
от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и в условиях
перераспределения полномочий в области
социальной поддержки населения финансирование
этих мероприятий из бюджета города Москвы
осуществлялось в первоочередном порядке,
сопровождалось активной законотворческой,
организаторской работой всех органов
исполнительной власти города.
7.
Средства бюджета города Москвы в 2006 году,
выделенные для финансирования социальной
защиты составляют 182 122 039 тыс. руб., их доля
в общем объеме источников средств составляет
98,0%. Средства государственных внебюджетных
фондов, составляющие 1,8% в структуре источников
средств не сопоставимы с уровнем средств
бюджета города Москвы. По абсолютной
величине они составляют 2 122 458,9 тыс.
руб., что более чем в 85 раз (182 122 039/2 122 458,9)
меньше бюджетных средств города Москвы.
Доля
средств государственных внебюджетных
фондов в 2007 году составляет 0,5%. Таким
образом она уменьшилась на 0,69% при абсолютном
уменьшении на 639 681 тыс. руб.
Следует
отметить, как отрицательный факт
в 2007 году – исчезновение из источников
финансирования средства благотворительных
и других некоммерческих организаций.
8.
«Бесплатный отпуск медикаментов…»
занимает ведущее место в структуре
раздела 1 «Меры по сохранению уровня
социальной защищенности льготных категорий
граждан в условиях разграничения полномочий
между федеральными и региональными»
за 2006-2007 гг.» и составляет 30,82%. Второе
место занимают расходы на статью 1.1 раздела
1 «Ежемесячная городская денежная выплата….»,
ее доля – 28,2%.
Следующая
группа расходов, занимающая более 10% в
структуре расходов: «Ежемесячная компенсационная
выплата за пользование телефоном
городским льготным категориям граждан…»
и «Расходы на выплату денежной компенсации
региональным льготным категориям взамен
отказа от натуральных льгот», составляют
соответственно 12,3% и 10,6%.
Четвертая по размеру доли
в расходах группа, имеющая доли от
6,61% до 0,2 является наиболее многочисленной
и представлена 9 наименованиями расходов.
В
2007 году принципиальных изменений в
структуре расходов на социальную защиту
согласно разделу 1 нет.
9.
Прирост источников финансирования по
программе мер социальной защиты жителей
города Москвы за анализируемый период
(2006-2007 гг.) в абсолютном выражении составил
139 432 596,1 тыс. руб. (177,0 % в относительном выражении)
со 185 797 173,5 тыс. руб. в 2006 году до 325 229 769,6 тыс.
руб. в 2007 году.
Средства
государственных внебюджетных фондов
за анализируемый период уменьшились
на 639 680,9 тыс. руб., с 2 122 458,9 тыс. руб. в 2006
году до 1 482 778 тыс. руб., темп роста составил
69,9%
10.
Законодательством в настоящее время
в одну услугу объединяются совершенно
различные по своему содержанию меры социальной
поддержки, что делает невозможным
для граждан отказ от услуги, которой
фактически они не пользуются.
Такое
положение дел вызывает справедливые
нарекания граждан, относящихся к "федеральным"
льготным категориям, и их многочисленные
обращения в органы государственной власти.
Таким
образом предлагается в отличие от
действующих в настоящее время правовых
норм разделение услуг по медицинскому
обслуживанию и лекарственному обеспечению,
санаторно-курортному лечению, проезду
к месту лечения и проезду
пригородным железнодорожным транспортом
в отдельные виды услуг.
11.
Гарантии социальной и правовой
защиты военнослужащих, участвующих
в борьбе с терроризмом, в
значительной степени зависят от
четкого определения временных рамок
осуществления контртеррористических
операций.
Таким
образом, законодательство о социальной
защите участников борьбы с терроризмом
нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Рекомендации:
1.
Внести изменения в в Федеральный
закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О
государственной социальной помощи"
(Собрание законодательства Российской
Федерации, 1999, N 29, ст. 3699; 2004, N 35,
ст. 3607) следующие изменения:
1)
Часть 1 статьи 6.2 изложить в следующей
редакции:
«1.
В состав предоставляемого гражданам
из числа категорий, указанных в статье
6.1 настоящего Федерального закона,
набора социальных услуг включаются следующие
социальные услуги:
1)
дополнительная бесплатная медицинская
помощь, в том числе предусматривающая
обеспечение в соответствии со стандартами
медицинской помощи по рецептам врача
(фельдшера) необходимыми лекарственными
средствами, изделиями медицинского
назначения, а также специализированными
продуктами лечебного питания для детей-инвалидов,
осуществляемая в соответствии
с законодательством об обязательном
социальном страховании;
2)
предоставление при наличии
медицинских показаний путевки на
санаторно-курортное лечение, а в случае
невозможности предоставления путевки
в течение 2 календарных лет - выплата
денежной компенсации, размер и порядок
выплаты которой определяется Правительством
Российской Федерации;
3)
бесплатный проезд на междугородном
транспорте к месту лечения и обратно;
4)
бесплатный проезд на пригородном
железнодорожном транспорте.
При
предоставлении социальных услуг в соответствии
с настоящей статьей граждане,
имеющие ограничение способности к трудовой
деятельности III степени, и дети-инвалиды
имеют право на получение на тех же условиях
второй путевки на санаторно-курортное
лечение и на бесплатный проезд на пригородном
железнодорожном транспорте, а также
на междугородном транспорте к
месту лечения и обратно для сопровождающего
их лица»;
2)
Абзац второй части 3 статьи 6.3
изложить в следующей редакции:
«Допускается
отказ от получения набора социальных
услуг полностью, отказ от получения
социальных услуг, предусмотренных пунктами
1, 2, 3 и 4 части 1 статьи 6.2 настоящего
Федерального закона»;
3)
Статью 6.5 изложить в следующей
редакции:
«Статья
6.5. Оплата предоставления гражданину
социальных услуг Суммы, направляемые
на оплату гражданами набора социальных
услуг (социальной услуги), предусмотренных
статьей 6.2 настоящего Федерального закона,
а также порядок и сроки их изменения определяются
Правительством Российской Федерации».
2.
Для обеспечения в полной мере
социальной и правовой защиты
военнослужащих, участвующих в осуществлении
мероприятий по борьбе с терроризмом,
Правительству Российской Федерации
необходимо принять следующие
нормативные правовые акты:
1)
о порядке социальной защиты лиц, участвующих
в борьбе с терроризмом (п. 2 ст. 2024);
2)
о порядке возмещения вреда,
причиненного жизни, здоровью
и имуществу военнослужащих, участвующих
в борьбе с терроризмом (п. 1
ст. 21);
3)
о порядке возмещении стоимости
утраченного или поврежденного имущества
военнослужащих, участвующих в борьбе
с терроризмом (п. 5 ст. 21);
4)
о порядке установления периодов
непосредственного участия военнослужащих
в контртеррористических операциях,
засчитываемых в выслугу лет
на пенсию на льготных условиях (п.
2 ст. 23);
5)
об установлении военнослужащим,
участвующим в борьбе с терроризмом,
окладов по воинским должностям
с учетом повышения, а также
дополнительных гарантий и компенсаций
(п. 3 ст. 23).
- Конституции
Российской Федерации от 12.12.93 г
- Федеральный
закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах
социального обслуживания населения в
Российской Федерации" (с изменениями
от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа
2004 г.)
- Федеральный
закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ
"О социальном обслуживании граждан
пожилого возраста и инвалидов" (с изменениями
от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)
- Федеральный
закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации"
(с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января,
17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа,
29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января,
23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004
г., 31 декабря 2005 г.)
- Федеральный
закон «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона
Российской Федерации от 18 июня 1992 года
№ 3061-I).
- Федеральный
закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
"О внесении изменений в законодательные
акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных
актов Российской Федерации в связи с
принятием федеральных законов "О внесении
изменений и дополнений в Федеральный
закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации"
и "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"
(с изменениями от 29 ноября, 21, 29, 30 декабря
2004 г., 1 апреля, 9 мая, 30 июня, 18 июля, 27 сентября,
31 декабря 2005 г., 10 января, 6, 13 марта, 3 июня,
6 июля, 16, 25 октября, 3 ноября 2006 г.)
- Закон города
Москвы от 21 сентября 2005 г. № 46 «О продлении
срока действия Закона города Москвы от
17 октября 2001 года № 49 "О потребительской
корзине в городе Москве».
- Закон города
Москвы от 30 ноября 2005 г. № 61 "О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
в городе Москве
- Закон города
Москвы от 26 октября 2005 г. № 55 "О дополнительных
мерах социальной поддержки инвалидов
и других лиц с ограничениями жизнедеятельности
в городе Москве"
- Закона города
Москвы от 3 ноября 2004 г. № 70 "О мерах
социальной поддержки отдельных категорий
жителей города Москвы"
- Закон города
Москвы от 25 января 2006 го. «О порядке признания
жителей города Москвы малоимущими в целях
постановки их на учет в качестве нуждающихся
в жилых помещениях»
- Постановление
Правительства Москвы от 14 февраля 2006
г. №95-ПП. «Об итогах реализации мероприятий
по социальной защите москвичей в 2005 году
и о Комплексной программе мер социальной
защиты жителей города Москвы на 2006 год
- Постановление
Правительства Москвы от 21 ноября 2006 г.
№928-ПП «О комплексной программе дополнительных
мер по поддержке семей с детьми, созданию
благоприятных условий развития семейных
форм воспитания и становления личности
ребенка»
- Постановление
Правительства Москвы от 6 февраля 2007 г.
№81-ПП. «Об итогах реализации мероприятий
по социальной защите москвичей в 2006 году
и о Комплексной программе мер социальной
защиты жителей города Москвы на 2007 год
- Александров
Ю.Г. Бегство от социализма // Pro et Contra. -
№ 3. – 2001
- Антропов
В.В. Социальная защита в странах Европейского
союза – М.: Экономика, 2006 г.
- Антропов
В.В. Система социальной защиты населения
в Италии//Управление персоналом, N 8, апрель
2006 г.
- Ахиезер
А.С. Хозяйственно-экономические реформы
в России: как приблизиться к пониманию
их природы? // Pro et Contra. - 1999. - №3. - С.41-66
- Варнаков
В.А., Ужегов А.В. Социальная защита
на новом уровне//Бухгалтерский учет в
бюджетных и некоммерческих организациях,
N 7, апрель 2005 г.
- Васильев
А.А. Муниципальное управление: Конспект
лекций.– Н.Новгород: Издатель: Гладкова
О.В., 2000.– 160 с.
- Гонтмахер
Е.Ш. Социальная защита в России эволюция
90-х и новый старт // Pro et Contra. - 2001. - №3. -С.7-3
- Дискин И.Е.
Российская модель политической трансформации
// Pro et Contra. - 1999. - №3. - C.5-40;
- Зозуля В.В.,
Лобанова Н.А. Формирование и использование
пенсионного бюджета как фактор социальной
защиты населения//Бухгалтерский учет
в бюджетных и некоммерческих организациях,
N 9, май 2006 г.
- Ковалев
А.М., Корякин В.М. Правовые основы социальной
защиты участников боевых действий и лиц,
участвующих в борьбе с терроризмом. М.
2004
- Корякин
В.М. Комментарий к главе V Федерального
закона "О борьбе с терроризмом" от
25 июля 1998 г. N 130-ФЗ // Военно-правовое обозрение.
2001. N 4
- Корякин
В.М. Правовая и социальная защита военнослужащих,
участвующих в борьбе с терроризмом: новый
закон принят, противоречия остались//Право
в Вооруженных Силах, N 5, май 2006 г.
- Краснова О.В.
Законодательство и социальное обслуживание
пожилых людей в Великобритании: достижения
и ограничения Социальное законодательство
России и Великобритании. Британо-российская
программа. Российско-Европейский фонд.
М., 2000.
- Лексин В.,
Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное
развитие // Российский экономический
журнал. № 4, 2004, С. 16-17.
- Лотар Витте.
Европейская социальная модель и социальная
сплоченность: какую роль играет ЕС? //
Человек и труд. № 1, 2006, С. 23-24.
- Михайлов
А.В. Комментарий к законам о социальном
обслуживании и социальной защите инвалидов
в Российской Федерации//Работодатель",
N 1, январь 2006 г.
- Мэри Дейли.
Доступ к социальным правам. РКСС, май
2002, ISBN 92-871-4984-4.
- Организация
работы органов социальной защиты: Учеб.пособ.для
студентов/А.Н.Савинов, Т.Ф.Зарембо. – 2-
е изд., стереотип. – М.: Издательский центр
«Академия, 2004 г.
- Пересмотренная
стратегия социальной сплоченности. Европейский
комитет по вопросам социальной сплоченности
(РКСС). Страсбург, 27 апреля 2004, СDCC(2004) 10;
- Поздняков
С.А. Шибаев А.А О социальной защите населения
при реформировании жилищно-коммунального
хозяйства//Гражданин и право", N 4, июль-август
2003 г.
- Рогов С.М.
Функции современного государства: вызовы
для России// Свободная мысль – ХХI. № 7,
2005, С. 57, 62.
- Розанваллон
П. новый социальный вопрос. М.: Из-во "Maginet",
1998, С. 81, 82.
- Современная
социальная политика: российско-германское
сравнение // Человек и труд. № 4, 2004 г, С.
18.
- Социальная
защита населения: вопросы теории, методологии
и практики // Науч. ред. Бурлачков В.К. -
М. – 1998
- Социальная
сфера - балласт или источник дохода //
«Бизнес-карта» экономическое приложение
к газете «Известия Мордовии» №4, 12 августа
1999г.
- Социальное
государство: концепции и сущность. ДИЕ
РАН № 138-М.: ИЕ РАН, 2004, С. 22.
- Социальное
государство. Краткий словарь-справочник.
Академия труда и социальных отношений.
М., 2002. С.191.
- Социальная
модель государства: выбор современной
России и опыт стран Европы//Аналитический
вестник № 6 (294), Совет Федерации Федерального
собрания Российской Федерации, 2006 год
- Фомина В.Н.Государство
всеобщего благоденствия// Энциклопедический
социологический словарь. М.,1995.С. 142.
- Формирование
государственно-общественных систем социальной
защиты регионального социума // Гуманитарные
науки. Сборник работ научного общества
историко-социологического института
МГУ им. Н.П. Огарева №2, 2002г.
- Чернецкая
А.А. Технология социальной работы: учебник
для вузов. – М.: Социальная защита, 2006.
- Шлехт О.
Благосостояние для всей Европы на основе
наступления рыночного хозяйства / Пер.
с нем. - М.-1996
- Urban H.-J. Sozialpolitik
in der globalisierten "Wissensgesellschaft" // Sozialer Fortscritt
В.; Munchen. - 2000. - N° 11-12.
- Kuusi P. Social
Policy for the Sixtics. A plan for Finland. Helsinki, 1964, p.29, 31,
65.
- Webster’s Desk
Dictionary of English Language. NY., 1990. P. 1020.
- Esping-Andersen
G. The Three Worlds Welfare Capitalism. Cambvidge, 1990, Р. 37.
- http://www.mos.ru/