Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:12, реферат
Цель выпускной аттестационной работы охарактеризовать социальную защиту как важную часть социальной политики на примере г. Москвы.
Для достижения цели были сформулированы задачи:
- показать сущность социальной защиты, ее функционирование и источники финансирования;
Введение 3
1 Социальная защита: теоретический и практический аспекты 7
1.1 Социальная защита: сущность, механизм, функционирование и источники финансирования 7
1.2 Органы исполнительной власти в системе социальной защиты Принципы государственной политики в сфере социальной защиты населения в г. Москва и результаты работ 2005 года 14
Глава 2. Состояние (особенности) бюджетного финансирования органов управления исполнительной власти г. Москвы в сфере социальной защиты населения. 23
2.1 Структура источников финансирования и расходов сферы социальной защиты в г. Москва в 2006-2007 гг. 23
2.2 Динамика источников финансирования и расходов сферы социальной защиты в г. Москва в 2006-2007 гг 29
2.3 Краткие итоги финансирования и исполнения «Комплексной программы мер социальной защиты жителей города Москвы» на 2006 год и программа на 2007 год 34
2.4 Социальная защита в Юго-Восточном административном округе. Итоги работы в 2006 году и задачи на 2007 год 43
3 Пути совершенствования бюджетного финансирования социальной защиты и векторы ее развития в г. Москве 48
3.1 Социальная политика и социальная защита в развитых странах и России: современный этап 48
3.2 Изменения в законодательной области, касающиеся финансирования социальной защиты 61
- страховых взносов работодателей;
-
страховых взносов граждан, занимающихся
индивидуальной
предпринимательской деятельностью;
- страховых взносов иных категорий работающих граждан;
- ассигнований из федерального бюджета и др.
Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России определяется Федеральным законом Российской Федерации.
Фонд занятости (Федеральная служба по труду и занятости) —предназначен для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения.
Фонд
занятости не является юридическим
лицом и находится в
Фонд занятости образуется за счет следующих поступлений ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации.
Средства Фонда занятости направляются на мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных граждан; организацию общественных работ; выплату пособий по безработице, компенсаций; оказание материальной и иной помощи.
Фонд обязательного медицинского страхования представляет из себя систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориального Фондов обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.
Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых работодателями и иными плательщиками, определяется Федеральным законом Российской Федерации.
Фонды социальной поддержки населения — это один из источников финансовых средств для осуществления деятельности по социальному обслуживанию населения.
Это
самостоятельные
Право
на получение помощи из Фонда социальной
поддержки населения
Средства Фондов социальной поддержки населения расходуются на дополнительное (сверхбюджетное) финансирование мероприятий по следующим направлениям:
-
предоставление натуральной помощи в
виде предметов первой необходимости
(продуктов питания, одежды, обуви) бесплатно
или по льготным ценам;
- оказание социальных услуг, в том числе и на дому;
- организация бесплатного питания;
-
предоставление дотаций на приобретение
лекарств, протезно-ортопедических изделий,
на оплату коммунальных и бытовых
услуг;
-
обеспечение ночного
- создание собственных предприятий;
- содействие в предоставлении кредитов и прочее.
Правительство Российской Федерации содействует развитию негосударственных систем пенсионного обеспечения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд — социально-финансовая некоммерческая организация, осуществляющая деятельность по формированию активов путем привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц, передачу этих средств компании по управлению активами негосударственного пенсионного фонда, осуществлению пожизненных или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению социальных обязательств перед гражданами.
Негосударственные пенсионные фонды действуют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплата из этих фондов осуществляется наряду с выплатами государственных пенсий. Перечисление работодателями и работниками средств в негосударственные пенсионные фонды не освобождает их от обязанности производить обязательные отчисления в государственный Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды.
Размер, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пенсионным фондом и страхователем.
В различных регионах, субъектах Российской Федерации органы социальной защиты населения области, края называются по-разному, например, Департаменты, Управления, Отделы, Комитеты, Министерства, но основные задачи и функции этих органов одинаковые.
На примере Департамента по социальной защите населения г.Москвы рассмотрим основные принципы государственной политики через призму задач и функций Департамента.
Департамент социальной защиты населения города Москвы (далее - Департамент) является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным Правительству Москвы, обеспечивающим реализацию политики Российской Федерации и города Москвы в области социальной защиты престарелых граждан, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, а также иных нетрудоспособных групп населения, нуждающихся в социальной поддержке.
Основные задачи Департамента:
1. Организация совместно с территориальными органами исполнительной власти государственного пенсионного обеспечения.
2. Создание государственной системы социального обслуживания населения, содействие ее развитию.
3.
Организация медико-социальной экспертизы
и реабилитации
инвалидов, протезно-ортопедической помощи
населению.
4. Организация социальной поддержки семьи, пожилых граждан и ветеранов.
5. Участие в обеспечении функционирования и совершенствования системы социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
6. Участие в формировании и проведение финансово-экономической и инвестиционной политики, направленной на реализацию программ и мероприятий по социальной защите населения.
7.
Осуществление контроля за профессиональной
подготовкой
кадров для работы в сфере социального
обслуживания населения.
8.
Защита прав граждан, их интересов, государственных
гарантий,
предусмотренных действующим законодательством
по социально-
трудовым вопросам, а также по вопросам
охраны условий труда.
9. Осуществление контроля за правильным применением действующего законодательства в подведомственных учреждениях, организациях и в органах системы социальной защиты населения.
10.
Привлечение на договорной основе юридических
и физических лиц, высококвалифицированных
специалистов к разработке
программ, проектов законодательных и
нормативных актов по вопросам социальной
защиты.
11. Информирование населения по вопросам социальной защиты и трудовых отношений.
Функции Департамента:
А. В области пенсионного обеспечения:
-
организует работу органов социальной
защиты населения по
назначению, перерасчету, выплате и доставке
государственных
пенсий и осуществляет ее методическое
обеспечение;
- создает и развивает автоматизированные системы назначения и выплаты государственных пенсий
-
организует и осуществляет контроль за
правильностью на
значения и выплаты государственных пенсий,
пособий и компенсаций, выделяемых из
федерального, краевого бюджетов, а также
из Пенсионного фонда Российской Федерации
органам социальной защиты населения;
Б.
В области социального
- организует и развивает совместно с органами исполнительной власти с учетом социально-демографических особенностей регионов и потребностей различных категорий и групп населения разветвленную сеть комплексных и специализированных государственных, а также муниципальных и иных служб, осуществляющих социальное обслуживание населения, учреждений по реабилитации и социальному обслуживанию инвалидов, пожилых и нетрудоспособных граждан, отделений социальной помощи на дому, помощи семье и детям, социальных приютов для детей и подростков, Центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями и т.д.;
- участвует в оказании помощи гражданам, оказавшимся в экстремальных ситуациях, в том числе лицам без определенного места жительства и занятий, беженцам, вынужденным переселенцам.
В. В области медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и оказания населению протезно-ортопедической помощи:
- разрабатывает предложения по формированию государственной политики по проблемам инвалидов и реализует ее во взаимодействии с органами исполнительной власти;
- осуществляет меры по организации и развитию службы медико-социальной экспертизы и государственной системы реабилитации инвалидов, а также по обеспечению их специальными транспортными средствами реабилитации и ухода за ними;
-
обеспечивает организацию протезно-ортопедической
помощи населению, контроль за соблюдением
льгот и преимуществ,
предоставляемых гражданам при протезировании;
- содействуют созданию и совершенствованию деятельности Центров медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов и иных предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих социальную защиту инвалидов;
-
оказывает помощь общественным объединениям
инвалидов
в их деятельности, в вопросах улучшения
социального положения
инвалидов, воинов-интернационалистов.
Г. Б области социальной поддержки пожилых граждан и ветеранов:
- разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области социальной поддержки пожилых граждан и ветеранов и реализует ее во взаимодействии с органами исполнительной власти;
- осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией социальных гарантий, установленных для пожилых граждан и ветеранов действующим законодательством.
Д. В области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства:
- разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства и реализует ее во взаимодействии с органами исполнительной власти;
- осуществляет контроль за реализацией социальных гарантий, установленных для семьи, женщин и детей действующим законодательством;
- осуществляет социальную поддержку выпускников детских домов и школ-интернатов, не имеющих родителей или оставшихся без их попечения на начальном этапе самостоятельной жизни.
Е. В области социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов их семей:
- подготавливает проекты нормативных актов, краевых программ, а также обеспечивает организацию социальной поддержки членов семей военнослужащих, погибших при прохождении военной службы, ветеранов войны и военной службы;