Социальная политика

Автор: s******@myunivercity.ru, 24 Ноября 2011 в 19:00, реферат

Описание работы

Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов.

Работа содержит 1 файл

соц.политик.docx

— 62.91 Кб (Скачать)

Программа исходит  из того, что динамичное развитие общества в значительной мере зависит от системы  ценностей, лежащих в основе деятельности государства, экономических субъектов  и общественных организаций, в основе повседневной жизни каждого человека. Нашему обществу необходима обновленная  система ценностей, отвечающая традициям  России и требованиям современности: свобода, ответственность, доверие, высокая ценность человеческой личности. Своей цели нужно добиваться за собственный счет и собственными усилиями. Путь к процветанию – добросовестный труд, честная конкуренция, сознательная законопослушность.  

В России уже заложен  прочный фундамент продуктивной системы ценностей: общество приняло  и поддержало частную собственность, демократические процедуры, политическую и экономическую свободу. Эта  система ценностей эффективно работает только тогда, когда есть доверие - доверие  между гражданином и государством, между работником и работодателем, между хозяйствующими субъектами и  между отдельными людьми. Доверие, в  свою очередь, должно стать основой  нового общественного договора, согласия активных сил общества по содержанию предлагаемых изменений, взаимным обязательствам общества и власти. 

Масштаб проблем, с  которыми столкнулась Россия, таков, что невозможно надеяться на решение  их “сверху” или тем более “сбоку”  – какой-то сторонней силой. Эта  задача под силу лишь всей стране в  целом. 

Прогресс достижим только в результате объединения  усилий власти и самого общества в  деле создания страны, способной дать достойное существование своим  гражданам и тем самым занять достойное место в мировом  сообществе. Программа заключается  в том, чтобы создать основы для  возникновения нового общественного  договора как механизма реализации Программы. Только таким образом  можно снять преграды на пути общественного  развития и создать стимулы для  активизации деятельной части населения.  

Стержень нового общественного договора – приоритет  гражданина над государством. Человек, его права и интересы – насколько  возможно; государство, гарант этих прав – насколько необходимо. Самостоятельный  человек, живущий и действующий  в соответствии со своими личными  убеждениями и одновременно в  соответствии с твердыми моральными принципами общества, способный в  достатке содержать семью, сможет осуществить  необходимую модернизацию страны.  

Перед российским государством и обществом стоят следующие  задачи: 

установить новый  социальный контракт; 
 

осуществить реформу  власти; 

провести модернизацию экономики. 
 

Частный бизнес стал самостоятельным, дееспособным. Сформировались рыночные структуры, соответствующее  поведение хозяйствующих субъектов. Но для того, чтобы функционирование рыночных институтов было эффективным, необходима отлаженная работа поддерживающей рынок системы: суда, принуждения  к исполнению законов, органов правопорядка. Укрепление государства, реформа власти – условие модернизации экономики. Однако, насущная необходимость реформы  власти - не только в требованиях  экономического развития, но прежде всего - в целях защиты прав, свобод и  безопасности граждан, в обретении  доверия общества к власти, в превращении  власти в инструмент обслуживания интересов  общества. 

Цели Программы  достижимы только в результате модернизации экономики. Единственным способом сократить  образовавшийся разрыв между Россией  и наиболее развитыми странами, создать  базу для повышения уровня жизни  граждан является экономический  рост, устойчиво опережающий рост мировой экономики. Такой экономический  рост может быть обеспечен сочетанием накопления капитальных и интеллектуальных ресурсов, повышения эффективности  их использования, высвобождения предпринимательской  инициативы. Снижение административного  и налогового пресса для бизнеса  позволит уже на первом этапе получить отдачу от использования краткосрочных  ресурсов роста - через повышение  производительности труда, загрузку простаивающих  жизнеспособных мощностей. На втором этапе  экономическая свобода выразится  в росте эффективности инвестиций, на активное привлечение которых  будет направлена экономическая  политика. 

В социальной политике необходимо завершить переход от патерналистской к субсидиарной модели государства. Это означает доступность  и бесплатность для всех граждан  базовых социальных услуг, прежде всего, образования и здравоохранения; перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном  сокращении помощи обеспеченным семьям; сокращение социального неравенства; предоставление гражданам возможностей более высокого уровня социального  потребления за счет собственных  доходов.  

Опыт развития европейской  цивилизации, к которой принадлежит  Россия, убедительно показал, что  преобладание распределительных функций  государства и пренебрежение  к личной инициативе ведут к экономическому застою, политической апатии и гражданскому безразличию. 

Принципиально важными  направлениями социальной политики в условиях модернизации экономики  становятся, во-первых, поддержка социально  уязвимых групп населения, во-вторых, инвестиции в развитие человека, прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в глобальной, информационной, динамично развивающейся мировой экономике.  

Сложность проблем  и глубина необходимых преобразований требуют комплексного подхода к  проведению реформы государственной  власти, модернизации экономики и  социальных преобразований. Для достижения цели Программы необходимо равномерное  продвижение по этим направлениям, без этого будет невозможно создать  реальную основу и механизм поступательного  развития экономики и общества в  целом.  

Без реформирования систем государственного управления, судебной защиты и правоохранительной деятельности, а также федеративных отношений нельзя реализовать большую  часть программы модернизации экономики  –создание благоприятного инвестиционного  климата, ответственную бюджетную  политику и структурные реформы. В то же время, только в условиях нового социального контракта, основанного  на выполнении взаимных обязательств государства и общества, власть станет по-настоящему эффективной. Экономические  реформы, структурная перестройка  экономики, невозможна без создания эффективной системы социальной защиты, а экономический рост останется  иллюзорным без инвестиций в человеческий капитал – образование и здоровье граждан, науку и культуру. С другой стороны, никакое существенное повышение  уровня жизни граждан, снижение социального  неравенства не станут реальными  без экономического роста. 

Государство не сможет реализовать Программу развития исключительно собственными усилиями. Только ответная реакция участников рынка, повышение роли гражданского общества, выполнение гражданами своих  обязательств перед государством приведут к положительному результату. 

Сегодня Россия получила шанс на решительное экономическое  обновление. Этот шанс - в сложившемся  сочетании позитивных факторов: политической стабильности, относительно благоприятной  конъюнктуры внешних рынков, готовности людей воспринимать перемены. 

Использовать этот шанс, реализовать потенциал развития экономики и роста благосостояния наших граждан и есть задача социально-экономической  политики Правительства. Если шанс не будет использован, если ближайшие  годы не станут временем быстрых экономических  перемен, экономическая отсталость страны станет необратимой, что будет  угрожать не только социальной стабильности, но и существованию России как  государства.

I. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 

Система социальной поддержки, основу которой составляют всеобщие социальные трансферты, субсидии на товары и услуги, а также категориальные льготы, принципиально неспособна решать задачу перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся домохозяйств. В условиях возросшего недофинансирования социальных программ эта проблема приобрела  особенно большую остроту, в том  числе политическую.  

Ни одна из социальных функций государства не реализуется  в тех количественных и качественных параметрах, которые предусмотрены  законом. Эффективность ряда направлений  социальной политики, таких как выплата  пособий на детей и финансирование программ занятости, достигла критически низкого уровня. Существенно возрос уровень фактической платности  услуг здравоохранения и образования, что сделало многие из этих услуг  недоступными для малообеспеченных слоев населения. Следовательно, реформирование социальной политики стало задачей, решение которой нельзя дальше откладывать.  

 ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ  ПОЛИТИКИ 

1. РЕФОРМИРОВАНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ 

2. СТРАТЕГИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 

3. ПОЛИТИКА В СФЕРЕ  КУЛЬТУРЫ 

4. СТРАТЕГИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА, ТУРИЗМА И САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ  СФЕРЫ 

5. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ  И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ 

6. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА  НАСЕЛЕНИЯ 

7. ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

8. СТРАТЕГИЯ ЖИЛИЩНОЙ  ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО  ХОЗЯЙСТВА 

9. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕВЕРНОЙ ПОЛИТИКИ 

10. ПОЛИТИКА В  ОБЛАСТИ МИГРАЦИИ 

II. МОДЕРНИЗАЦИЯ  ЭКОНОМИКИ 

В настоящее время  перед российской экономикой стоит  реальная угроза оказаться в числе  стран, чье влияние на развитие мировой  экономики является незначительным. Продолжает снижаться доля России в  мировом производстве и торговле.  

Уже в среднесрочной  перспективе мы столкнемся как с  ограничениями эффективных производственных фондов, так и с энергетическими  ограничениями на сколько-нибудь существенный экономический рост. Без значительного  реформирования российская финансовая система еще долго будет оставаться потенциальным источником нестабильности и потрясений в стране. Ухудшение  демографической ситуации, кризис в  сферах образования и здравоохранения  могут вызвать ускоренную деградацию человеческого капитала страны.  

Единственным способом ответа на вызовы является достижение устойчиво высоких темпов экономического роста. 

Объективно в России существуют предпосылки для ускоренного  экономического развития. Основные причины, которые не дают возможности реализовать  имеющийся у страны потенциал:  

неблагоприятный деловой  климат. Это проявляется, прежде всего, в излишнем вмешательстве государства  в хозяйственную деятельность и  одновременно его недостаточной  роли в обеспечении базовых рыночных условий – защиты прав собственности  и создании равных условий конкуренции. Чрезвычайно высокими остаются трансакционные издержки и административные барьеры входа на рынок и последующего ведения предпринимательской деятельности. Уровень развития банковского сектора и фондового рынка не соответствует решению задачи мобилизации сбережений и трансформации их в инвестиции, необходимые для ускоренного экономического роста. Все это препятствует раскрепощению деловой и инвестиционной активности , притоку внешних инвестиций; 
 

обременительная государственная  финансовая система. Уровень фискального  давления и объем декларируемых  обязательств государства чрезвычайно  велик, а реальные финансовые поступления  и обслуживаемые обязательства  существенно ограничены;  

неэффективная структура  экономики, в которой преобладает  производство товаров с низкой долей  добавленной стоимости (главным  образом, сырьевых) и нерыночных услуг. В большинстве отраслей экономики  производительность труда находится  на низком уровне. Энергоемкость продукции  высока. Производственная инфраструктура – дороги, электросети, трубопроводы и т.п. – достигла критического возраста, что создает серьезные препятствия  для экономического роста. 
 

В настоящий момент создалась возможность успешного  проведения модернизации экономики  с минимальными социальными издержками. Сегодня наблюдается промышленный рост, увеличение инвестиций, рост налоговых  поступлений, снижение бюджетного дефицита, низкая инфляция, растущие золотовалютные резервы, укрепляющий покупательную  способность рубль.  

Для широкомасштабной модернизации экономики необходимо создать благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, проводить  предсказуемую и стимулирующую  рост макроэкономическую политику, осуществить  структурную перестройку экономики.  

Только быстрое  развитие национального капитала, формирование благоприятного делового климата, обеспечение  экономической свободы, превратят  Россию в страну, привлекательную  для инвестиций. Исходными условиями  формирования эффективной экономической  системы и благоприятного делового климата являются утверждение прав частной собственности (прежде всего, на землю и недвижимость) и обеспечение  их защиты, создание равных условий  конкуренции, развитие устойчивых и  эффективных финансовых институтов. Государство также должно найти  оптимальный баланс во взаимоотношениях с частным предпринимательством - постепенно отказаться от практики избыточного  вмешательства в дела бизнеса, что  позволит четко очертить сферу государственного регулирования, повысить его эффективность.  

Информация о работе Социальная политика