Автор: s******@myunivercity.ru, 24 Ноября 2011 в 19:00, реферат
Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов.
Программа исходит
из того, что динамичное развитие общества
в значительной мере зависит от системы
ценностей, лежащих в основе деятельности
государства, экономических субъектов
и общественных организаций, в основе
повседневной жизни каждого человека.
Нашему обществу необходима обновленная
система ценностей, отвечающая традициям
России и требованиям современности:
свобода, ответственность, доверие, высокая
ценность человеческой личности. Своей
цели нужно добиваться за собственный
счет и собственными усилиями. Путь к процветанию
– добросовестный труд, честная конкуренция,
сознательная законопослушность.
В России уже заложен
прочный фундамент продуктивной
системы ценностей: общество приняло
и поддержало частную собственность,
демократические процедуры, политическую
и экономическую свободу. Эта
система ценностей эффективно работает
только тогда, когда есть доверие - доверие
между гражданином и
Масштаб проблем, с
которыми столкнулась Россия, таков,
что невозможно надеяться на решение
их “сверху” или тем более “сбоку”
– какой-то сторонней силой. Эта
задача под силу лишь всей стране в
целом.
Прогресс достижим
только в результате объединения
усилий власти и самого общества в
деле создания страны, способной дать
достойное существование своим
гражданам и тем самым занять
достойное место в мировом
сообществе. Программа заключается
в том, чтобы создать основы для
возникновения нового общественного
договора как механизма реализации
Программы. Только таким образом
можно снять преграды на пути общественного
развития и создать стимулы для
активизации деятельной части населения.
Стержень нового
общественного договора – приоритет
гражданина над государством. Человек,
его права и интересы – насколько
возможно; государство, гарант этих прав
– насколько необходимо. Самостоятельный
человек, живущий и действующий
в соответствии со своими личными
убеждениями и одновременно в
соответствии с твердыми моральными
принципами общества, способный в
достатке содержать семью, сможет осуществить
необходимую модернизацию страны.
Перед российским государством
и обществом стоят следующие
задачи:
установить новый
социальный контракт;
осуществить реформу
власти;
провести модернизацию
экономики.
Частный бизнес стал
самостоятельным, дееспособным. Сформировались
рыночные структуры, соответствующее
поведение хозяйствующих
Цели Программы
достижимы только в результате модернизации
экономики. Единственным способом сократить
образовавшийся разрыв между Россией
и наиболее развитыми странами, создать
базу для повышения уровня жизни
граждан является экономический
рост, устойчиво опережающий рост
мировой экономики. Такой экономический
рост может быть обеспечен сочетанием
накопления капитальных и интеллектуальных
ресурсов, повышения эффективности
их использования, высвобождения
В социальной политике
необходимо завершить переход от
патерналистской к субсидиарной
модели государства. Это означает доступность
и бесплатность для всех граждан
базовых социальных услуг, прежде всего,
образования и здравоохранения;
перераспределение социальных расходов
государства в пользу самых уязвимых
групп населения при
Опыт развития европейской
цивилизации, к которой принадлежит
Россия, убедительно показал, что
преобладание распределительных функций
государства и пренебрежение
к личной инициативе ведут к экономическому
застою, политической апатии и гражданскому
безразличию.
Принципиально важными
направлениями социальной политики
в условиях модернизации экономики
становятся, во-первых, поддержка социально
уязвимых групп населения, во-вторых,
инвестиции в развитие человека, прежде
всего в образование, которое является
непременным условием конкурентоспособности
нашей страны в глобальной, информационной,
динамично развивающейся мировой экономике.
Сложность проблем
и глубина необходимых
Без реформирования
систем государственного управления,
судебной защиты и правоохранительной
деятельности, а также федеративных
отношений нельзя реализовать большую
часть программы модернизации экономики
–создание благоприятного инвестиционного
климата, ответственную бюджетную
политику и структурные реформы.
В то же время, только в условиях
нового социального контракта, основанного
на выполнении взаимных обязательств
государства и общества, власть станет
по-настоящему эффективной. Экономические
реформы, структурная перестройка
экономики, невозможна без создания
эффективной системы социальной
защиты, а экономический рост останется
иллюзорным без инвестиций в человеческий
капитал – образование и
Государство не сможет
реализовать Программу развития
исключительно собственными усилиями.
Только ответная реакция участников
рынка, повышение роли гражданского
общества, выполнение гражданами своих
обязательств перед государством приведут
к положительному результату.
Сегодня Россия получила
шанс на решительное экономическое
обновление. Этот шанс - в сложившемся
сочетании позитивных факторов: политической
стабильности, относительно благоприятной
конъюнктуры внешних рынков, готовности
людей воспринимать перемены.
Использовать этот
шанс, реализовать потенциал развития
экономики и роста
I. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Система социальной
поддержки, основу которой составляют
всеобщие социальные трансферты, субсидии
на товары и услуги, а также категориальные
льготы, принципиально неспособна решать
задачу перераспределения ресурсов
в пользу наиболее нуждающихся домохозяйств.
В условиях возросшего недофинансирования
социальных программ эта проблема приобрела
особенно большую остроту, в том
числе политическую.
Ни одна из социальных
функций государства не реализуется
в тех количественных и качественных
параметрах, которые предусмотрены
законом. Эффективность ряда направлений
социальной политики, таких как выплата
пособий на детей и финансирование
программ занятости, достигла критически
низкого уровня. Существенно возрос
уровень фактической платности
услуг здравоохранения и
ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ
1. РЕФОРМИРОВАНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
2. СТРАТЕГИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
3. ПОЛИТИКА В СФЕРЕ
КУЛЬТУРЫ
4. СТРАТЕГИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА,
ТУРИЗМА И САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ
СФЕРЫ
5. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
6. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА
НАСЕЛЕНИЯ
7. ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8. СТРАТЕГИЯ ЖИЛИЩНОЙ
ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-
9. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕВЕРНОЙ
10. ПОЛИТИКА В
ОБЛАСТИ МИГРАЦИИ
II. МОДЕРНИЗАЦИЯ
ЭКОНОМИКИ
В настоящее время
перед российской экономикой стоит
реальная угроза оказаться в числе
стран, чье влияние на развитие мировой
экономики является незначительным.
Продолжает снижаться доля России в
мировом производстве и торговле.
Уже в среднесрочной
перспективе мы столкнемся как с
ограничениями эффективных
Единственным способом
ответа на вызовы является достижение
устойчиво высоких темпов экономического
роста.
Объективно в России
существуют предпосылки для ускоренного
экономического развития. Основные причины,
которые не дают возможности реализовать
имеющийся у страны потенциал:
неблагоприятный деловой
климат. Это проявляется, прежде всего,
в излишнем вмешательстве государства
в хозяйственную деятельность и
одновременно его недостаточной
роли в обеспечении базовых рыночных
условий – защиты прав собственности
и создании равных условий конкуренции.
Чрезвычайно высокими остаются трансакционные
издержки и административные барьеры
входа на рынок и последующего ведения
предпринимательской деятельности. Уровень
развития банковского сектора и фондового
рынка не соответствует решению задачи
мобилизации сбережений и трансформации
их в инвестиции, необходимые для ускоренного
экономического роста. Все это препятствует
раскрепощению деловой и инвестиционной
активности , притоку внешних инвестиций;
обременительная государственная
финансовая система. Уровень фискального
давления и объем декларируемых
обязательств государства чрезвычайно
велик, а реальные финансовые поступления
и обслуживаемые обязательства
существенно ограничены;
неэффективная структура
экономики, в которой преобладает
производство товаров с низкой долей
добавленной стоимости (главным
образом, сырьевых) и нерыночных услуг.
В большинстве отраслей экономики
производительность труда находится
на низком уровне. Энергоемкость продукции
высока. Производственная инфраструктура
– дороги, электросети, трубопроводы
и т.п. – достигла критического возраста,
что создает серьезные
В настоящий момент
создалась возможность
Для широкомасштабной
модернизации экономики необходимо
создать благоприятный
Только быстрое
развитие национального капитала, формирование
благоприятного делового климата, обеспечение
экономической свободы, превратят
Россию в страну, привлекательную
для инвестиций. Исходными условиями
формирования эффективной экономической
системы и благоприятного делового
климата являются утверждение прав
частной собственности (прежде всего,
на землю и недвижимость) и обеспечение
их защиты, создание равных условий
конкуренции, развитие устойчивых и
эффективных финансовых институтов.
Государство также должно найти
оптимальный баланс во взаимоотношениях
с частным предпринимательством
- постепенно отказаться от практики избыточного
вмешательства в дела бизнеса, что
позволит четко очертить сферу государственного
регулирования, повысить его эффективность.