сновные
направления социально-экономической
политики Правительства
Российской Федерации
на долгосрочную перспективу(проект).
Социальная
политика — политика в области социального
развития и социального обеспечения; система
проводимых субъектом хозяйствования
(обычно государством) мероприятий, направленных
на улучшение качества и уровня жизни
определённых социальных групп, а также
сфера изучения вопросов, касающихся такой
политики, включая исторические, экономические,
политические, социоправовые и социологические
аспекты, а также экспертизу причинно-следственных
связей в области социальных вопросов.
Обычно под «социальной
политикой» понимают социальную политику,
проводимую государством («государственную
социальную политику»), однако в качестве
субъекта проведения социальной политики
могут выступать не только государства,
но и другие субъекты — надгосударственные
образования (в этом случае говорят
о надгосударственной социальной политике),
отдельные административные образования
(местная, или региональная социальная
политика), а также отдельные предприятия,
в том числе транснациональные.
Традиционными сферами
социальной политики считаются следующие:
образование, здравоохранение, жильё
и социальное страхование (включая
пенсионное обеспечение и индивидуальные
социальные услуги).
Государственная социальная
политика
Свою социальную
политику государство обычно проводит
через местные и региональные
органы власти. Финансируется государственная
социальная политика из государственного
бюджета. Объектами социальной политики
государства обычно являются крупные
социальные группы, соответствующие
либо идеологическим установкам государства
на данный момент, либо ценностным ориентациям
общества на долговременную перспективу.
Цель социальной
политики государства состоит в
улучшении здоровья нации, в обеспечении
достаточного дохода и социальной поддержки
в определённых неблагоприятных
жизненных ситуациях и, в целом,
в создании для населения благоприятной
социальной атмосферы в обществе.
Социальная политика
является составной частью общей
стратегии государства, относящейся
к социальной сфере: целенаправленная
деятельность по выработке и реализации
решений, непосредственно касающихся
человека, его положения в обществе;
по предоставлению ему социальных гарантий
с учетом особенностей различных
групп населения страны проводимая
правительством, всеми ветвями и
органами власти, опирающаяся на широкую
общественную поддержку социальная
политика предназначена аккумулировать,
фокусировать, отражать обстановку в
стране и ситуацию в обществе, потребности
и цели социального развития.
Правовое
обеспечение социальной
политики России
Основополагающими
законодательными актами, на которые
опирается социальная политика России,
являются:
Конституция Российской
Федерации,
Семейный кодекс
Российской Федерации,
Гражданский кодекс
Российской Федерации,
ФЗ «Об основах
социального обслуживания населения
в РФ» 1995 г. № 195,
ФЗ «О государственной
социальной помощи» 1999 г. № 178,
ФЗ «О социальной
защите инвалидов» 1995 г. № 181 и др.
Конституция РФ (ст.
114) устанавливает, что Правительство
России обеспечивает проведение в стране
единой государственной политики в
области культуры, науки, образования,
здравоохранения, соцобеспечения, экологии.
Распоряжение Правительства
Российской Федерации
от 26 июля 2000 г. N 1072-р
ПЛАН
действий Правительства
Российской Федерации в области
социальной политики и модернизации
экономики на 2000-2001 годы
При
определении мер в области
социальной политики и модернизации
экономики на 2000-2001 годы Правительство
Российской Федерации основывается
на Послании Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию
в 2000 году, стратегических ориентирах
развития Российской Федерации,
определенных в Основных направлениях
социально-экономической политики
Правительства Российской Федерации
на долгосрочную перспективу.
Главной
целью социально-экономической политики
Правительства Российской Федерации
на долгосрочную перспективу
являются последовательное повышение
уровня жизни населения, снижение
социального неравенства, сохранение
и приумножение культурных ценностей
России, восстановление экономической
и политической роли страны
в мировом сообществе.
В
этой связи безусловным приоритетом
в области социальной политики
являются инвестиции в человека.
Именно поэтому будет предусматриваться
опережающий рост ассигнований
на эти цели из бюджетов
всех уровней по сравнению
с большинством других направлений
государственных расходов.
Стратегическими
целями социальной политики являются:
создание
условий для реализации гражданами
своих прав на образование,
по своей структуре и качеству
соответствующее потребностям развития
экономики и гражданского общества;
улучшение
состояния здоровья населения
на основе реально доступной
широким слоям населения медицинской
помощи и повышения качества
лечебных услуг, развития массовой
физической культуры и спорта;
развитие
культурного потенциала и сохранение
культурного наследия страны, обеспечение
единства культурного пространства
и доступности культурных ценностей
широким слоям населения;
создание
эффективного цивилизованного рынка
труда;
усиление
адресности социальной поддержки населения;
обеспечение
финансовой устойчивости пенсионной
системы, повышение реального
размера пенсий;
создание
условий для осуществления права
граждан на жилище с учетом
их платежеспособного спроса
и в соответствии с социальными
стандартами жилищных условий.
Достижение
поставленных целей возможно
только в результате коренной
модернизации экономики, которая
позволит обеспечить экономический
рост, устойчиво опережающий рост
мировой экономики, и создать
базу для повышения уровня
жизни граждан. Экономическая
политика будет направлена на
создание в стране благоприятного
предпринимательского и инвестиционного
климата, проведение предсказуемой
и стимулирующей рост макроэкономической
политики. Усилия Правительства
Российской Федерации будут сконцентрированы
на обеспечении равных условий
конкуренции, защите прав собственности,
снятии избыточных административных
барьеров для предпринимательской
и инвестиционной деятельности,
повышении финансовой прозрачности
предприятий и организаций. Ключевым
направлением экономической политики
должно стать создание финансовой
инфраструктуры, эффективно выполняющей
функцию трансформации сбережений
в инвестиции. Налоговая и таможенная
реформы будут ориентированы
на нахождение эффективного соотношения
между стимулирующей и фискальной
ролью налогов за счет снижения
и выравнивания налогового бремени,
упрощения налоговой системы,
снижения и максимальной унификации
таможенных пошлин, укрепления налогового
и таможенного администрирования.
С
целью обеспечения финансовой
стабильности Правительство Российской
Федерации будет осуществлять
последовательную финансовую политику,
основанную на приведении обязательств
государства в соответствие с
его ресурсами, повышении эффективности
функционирования бюджетной системы,
четком разграничении бюджетных
полномочий и ответственности
различных уровней власти. При
этом совместно с Центральным
банком Российской Федерации
будут приняты меры, направленные
на обеспечение стабильности
национальной валюты.
Структурная
политика государства будет направлена
на повышение конкурентоспособности
экономики страны, активизацию и
воспроизводство научно-технического
и интеллектуального потенциала.
Государство переориентируется
с оказания поддержки неэффективным
предприятиям на развитие инфраструктуры,
обеспечение мобильности рабочей
силы, поддержку высокотехнологичных
и наукоемких производств. Особое
внимание Правительства Российской
Федерации будет направлено на
структурную перестройку и развитие
отраслей оборонно-промышленного,
топливно-энергетического и агропромышленного
комплексов, реструктуризацию естественных
монополий. Главными целями внешнеэкономической
политики станут дальнейшая эффективная
интеграция России в международную
систему разделения труда и
содействие структурной перестройке
экономики. Важнейшей задачей
станет приведение национального
законодательства в соответствие
с требованиями Всемирной торговой
организации и завершение переговоров
о вступлении России в ВТО.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Преобразования
в социальной сфере будут направлены
на достижение следующих приоритетных
задач:
создание
необходимых условий для обеспечения
всеобщей доступности и общественно
приемлемого качества базовых
социальных благ (прежде всего
медицинского обслуживания и
общего образования);
повышение
защиты социально уязвимых домохозяйств,
которые не имеют возможностей
для самостоятельного решения
социальных проблем и нуждаются
в государственной поддержке;
создание
для трудоспособного населения
экономических условий, позволяющих
гражданам за счет собственных
доходов обеспечивать более высокий
уровень социального потребления;
формирование
правовых и организационных основ
для развития институтов социально-культурной
сферы, создающих возможность
максимально полной мобилизации
средств населения и предприятий,
эффективного использования этих
средств, и обеспечение на этой
основе высокого качества и
возможности широкого выбора
населением предоставляемых социальных
благ и услуг.
Последовательное
осуществление политики, базирующейся
на реально имеющихся у государства
ресурсах и возможностях, предполагает
переход к перераспределению
социальных расходов в пользу
самых уязвимых групп населения
при одновременном сокращении
социальных трансфертов обеспеченным
семьям. Только в этом случае
активная социальная политика
выступает не ограничителем, а
катализатором экономического роста.
Реализация
предлагаемой модели социальной
политики требует осуществления
в 2000-2001 годах следующих приоритетных
действий.
Реформирование образования
Первоочередные
действия Правительства Российской
Федерации в сфере образования
будут направлены на обеспечение
увеличения расходов на образование
и существенное повышение их
эффективности, создание условий
для привлечения в сферу образования
средств из внебюджетных источников.
Необходимо
обеспечить софинансирование на конкурсной
основе инвестиционных проектов в сфере
образования, осуществляемых образовательными
организациями. Отдельно предполагается
выделять средства на информационное
обеспечение образовательных организаций.
В
сфере высшего образования на
переходный период будет введен
конкурсный порядок распределения
государственного заказа на подготовку
специалистов и финансирование
инвестиционных проектов вузов не зависимо
от их организационно-правовой формы.
Необходимо установление особого статуса
образовательных организаций вместо существующего
статуса государственных учреждений,
переход на контрактную основу финансовых
взаимоотношений образовательных организаций
с государством, а также внедрение принципа
адресного предоставления стипендий.
В
целях повышения эффективности
государственных расходов на
образование Правительство Российской
Федерации намерено реализовать
ряд мер, направленных на реструктурирование
бюджетной сети, включая реорганизацию
учебных заведений профессионального
образования путем их интеграции
с высшими учебными заведениями
и создания университетских комплексов,
а также начало реструктуризации
малокомплектных сельских школ.
В
рамках поэтапного внедрения
механизмов нормативного подушевого
финансирования будет осуществлен переход
на прозрачную систему финансирования
общего образования на основе федерального,
регионального и местного нормативов
его финансового обеспечения. Регионы,
уровень бюджетной обеспеченности которых
недостаточен для финансирования общего
образования в пределах минимальных нормативов,
получат необходимую финансовую поддержку
в рамках системы межбюджетных трансфертов.
Предполагается установить федеральную
составляющую и рамочные условия разработки
региональной составляющей государственного
стандарта основного общего образования.