Правительство
Российской Федерации примет
нормативные правовые акты, устанавливающие
возможность финансирования за
счет средств родителей, иных
внебюджетных источников преподавания
дополнительных предметов и оказания
дополнительных образовательных
услуг в средней школе, не
включенных в нормативы финансового
обеспечения.
Поэтапный
переход к нормативному подушевому
финансированию высшего профессионального
образования предусматривает экспериментальную
отработку технологии проведения единого
государственного выпускного экзамена
и его последующее законодательное закрепление.
Будет сформирована независимая система
аттестации и контроля качества образования.
Одновременно будет осуществлен комплекс
подготовительных мер по персонализации
титула бюджетного финансирования профессионального
образования (государственных именных
финансовых обязательств).
Реформирование здравоохранения
В течение
ближайших лет необходимо решить
задачу обеспечения полного финансирования
Программы государственных гарантий
бесплатной медицинской помощи,
включая расходы на амортизацию
оборудования и капитальный ремонт
зданий и сооружений. Это потребует
оптимизации структуры медицинских
услуг, совершенствования нормативной
базы, в том числе разработки
минимальных социальных нормативов
обеспечения населения лекарственными
средствами, а также повышения
эффективности организационно-финансовых
механизмов системы здравоохранения.
Важнейшим
первоочередным мероприятием в
сфере здравоохранения является
разработка федерального закона
о медико-социальном страховании.
Его принятие заложит правовые
основы для обеспечения всеобщей доступности
и повышения качества услуг здравоохранения
в рамках объединенной системы медико-социального
страхования, а также позволит завершить
переход к системе подушевого принципа
финансирования, добиться полной реализации
программы государственных гарантий предоставления
населению бесплатной медицинской помощи
и ввести действенные механизмы контроля
за выплатой пособий по временной нетрудоспособности.
Внедрение
новых организационно-финансовых
механизмов предполагает также
обеспечение хозяйственной самостоятельности
и увеличение разнообразия организационно-правовых
форм медицинских организаций,
переход к единым методам оплаты
медицинской помощи, повышение действенности
механизмов координации управления
здравоохранением, а также уточнение
соответствующих надзорных полномочий
на федеральном и региональном
уровнях, процедур лицензирования
и регулирования деятельности
страховщиков.
Политика в сфере
культуры
Правительство
Российской Федерации намерено
поддерживать развитие культуры
в качестве одной из своих
приоритетных задач, провести
реформирование организационных
и экономических механизмов, создать
благоприятные условия для привлечения
в сферу культуры средств из
внебюджетных источников. В числе
первоочередных мероприятий в
этом направлении будут следующие:
внесение
изменений и дополнений в закон
Российской Федерации "Основы
законодательства о культуре";
создание
общероссийской системы мониторинга
состояния и использования памятников
истории и культуры, предметов
музейного, библиотечных и архивных
фондов и кинофонда;
разработка
финансово-хозяйственного механизма,
направленного на последовательное
внедрение программно-целевых, контрактных
и инвестиционных методов финансирования
учреждений и работников сферы
культуры.
Развитие физической
культуры и спорта
Особое
внимание Правительство Российской
Федерации намерено уделить развитию
массовой физической культуры, спорта
и туризма, включая развитие
детского и юношеского спорта,
внеурочных форм занятий физкультурой
и спортом, увеличение числа
доступных (без предварительного
отбора) соревнований по массовым
видам спорта для всех возрастных
групп населения. Необходимо реализовывать
программы развития физической
культуры и спорта среди инвалидов,
детей-сирот, "трудных" подростков.
Кроме того, предполагается также
сосредоточить внимание на программах,
направленных на преодоление
наркомании, алкоголизма, курения
и других вредных привычек.
Первоочередные
мероприятия будут направлены
на: создание общероссийской системы
мониторинга, оценки и прогнозирования
состояния физического здоровья
населения; разработку финансово-хозяйственного
механизма, направленного на последовательное
внедрение программно-целевых, контрактных
и инвестиционных методов финансирования
организаций и учреждений, получающих
бюджетные средства, а также спортсменов
высокой квалификации; привлечение
в сферу физической культуры
и спорта средств из внебюджетных
источников.
Социальная поддержка
населения
В основу
реформ в сфере социальной
поддержки населения будет положен
принцип адресного предоставления
социальной помощи лишь тем
домохозяйствам, фактические доходы
или потребление которых находятся
ниже прожиточного минимума. Бюджетные
ресурсы для оказания адресной
социальной помощи будут сформированы
за счет сокращения бюджетных
субсидий производителям товаров
и услуг, а также социально
неоправданных льгот и выплат,
предоставляемых различным категориям
граждан. Сохраняемые для ветеранов
войны, инвалидов Великой Отечественной
войны, Героев Советского Союза
и России льготы, предполагается
постепенно перевести в денежную
форму. Натуральные льготы и
выплаты, установленные для отдельных
категорий государственных служащих,
военнослужащих и работников
правоохранительных органов, будут
переводиться в форму оплаты
труда и денежного довольствия
из федерального бюджета.
Потребности
регионов в финансировании адресной
социальной помощи будут учитываться
в формуле межбюджетного выравнивания
при определении величины федеральных
трансфертов на основе показателей
доли бедных домохозяйств и
глубины бедности. При этом необходимо
существенно расширить полномочия
органов государственной власти
субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления
в определении приоритетов в
оказании социальной помощи. Необходимо
также принять меры по совершенствованию
механизма финансирования ежемесячного
пособия на ребенка.
Правительство
Российской Федерации предусматривает
также разработку концепции демографической
политики Российской Федерации
на период до 2015 года.
Пенсионное обеспечение
и страхование
Первоочередные
действия Правительства Российской
Федерации предусматривают поэтапное
повышение до 1,2 предельного соотношения
заработков с применением индивидуального
коэффициента пенсионера. Одновременно
с целью повышения финансовой
устойчивости Пенсионного фонда
Российской Федерации будет осуществляться
переход к механизму повышения
пенсий, основанному на сочетании
индексации по инфляции и по
заработной плате. Потребуется
также рассмотреть вопрос о
необходимости поэтапной корректировки
пенсионного возраста.
Предусматривается
подготовка законопроектов, обеспечивающих
постепенный переход к накопительному
финансированию пенсий, в том
числе досрочных, учет накоплений
на индивидуальных счетах в
системе государственного пенсионного
страхования, а также подготовка
одного из базовых законов,
определяющего виды пенсий и
условия их предоставления по
государственному пенсионному страхованию.
Развитие
жилищно-коммунального хозяйства
В
целях усиления адресности социальной
поддержки населения по мере устранения
перекрестного субсидирования и дотационности
жилищно-коммунального хозяйства предоставляемые
жилищные компенсации должны обеспечить
частичное возмещение расходов на оплату
жилья и коммунальных услуг малообеспеченным
семьям и будут гарантировать, что соответствующие
расходы каждой семьи по установленному
социальному стандарту не превысят 20 процентов
от их совокупного дохода.
Предусматривается
сокращение перекрестного субсидирования
коммунальных услуг, что приведет
к снижению тарифов на коммунальные
услуги для предприятий-потребителей.
Будет реализована система мер
по регулированию на муниципальном
уровне тарифов предприятий жилищно-коммунального
хозяйства, являющихся локальными
монополистами, включая также
внедрение практики заключения
концессионных договоров на управление
объектами коммунальной инфраструктуры.
Правительство
Российской Федерации примет
меры, направленные на более четкое
законодательное разграничение
различных форм найма жилья.
Будут созданы необходимые условия
для привлечения долгосрочных
частных инвестиций в жилищный
сектор и создания кредитных
и заемных механизмов их использования
гражданами, застройщиками, органами
местного самоуправления. Предполагается
начать внедрение системы правового
зонирования территорий, принять
меры по обеспечению застройщикам
гарантированных долгосрочных имущественных
прав на единый объект недвижимости
(земельный участок и возводимый
объект) и по упрощению процедур
оформления градостроительной и
проектно-сметной документации.
Трудовые отношения
и занятость населения
Приоритетной
задачей является реформирование
трудового законодательства с
целью повышения мобильности
рабочей силы, сокращения латентных
процессов на рынке труда, обеспечения
устойчивого баланса интересов
работников, работодателей и государства.
Будет повышена действенность
индивидуальных и коллективных
договорных отношений на уровне
предприятия. В частности, предполагается
расширить круг вопросов, регулируемых
непосредственно договорами, упростить
процедуры расторжения индивидуальных
трудовых договоров по инициативе
работодателя при наличии соответствующих
объективных причин и с сохранением
необходимого уровня защиты прав
и интересов работника, а также
расширить сферу применения срочных
индивидуальных трудовых договоров.
Правительство
Российской Федерации продолжит
курс на повышение минимального
размера оплаты труда, развитие
коллективных трудовых отношений
с участием профессиональных
союзов, включая содействие формированию
добровольных объединений работодателей,
развитие эффективных институтов и
механизмов, обеспечивающих выполнение
индивидуальных и коллективных трудовых
договоров и эффективное урегулирование
индивидуальных и коллективных трудовых
споров.
В
рамках реформирования трудового
законодательства Правительство
Российской Федерации предпримет
необходимые усилия по принятию
Трудового кодекса Российской
Федерации, а также подготовит
законопроекты о трудовых договорах,
формировании институтов досудебного
урегулирования трудовых споров,
о добровольных объединениях
работодателей и ряд других. Предусматривается
также совершенствование механизма
страхования от несчастных случаев
на производстве.
Для
повышения эффективности государственных
программ содействия занятости
населения необходимо осуществить
переход с 2001 года к финансированию
выплаты пособий по безработице
из федерального бюджета, а
активных программ занятости
населения - из федерального и
региональных бюджетов. Одновременно
будет происходить внедрение
эффективных механизмов профилирования
безработных и уточнение условий
и порядка выплаты пособий
по безработице, а также осуществление
мер в области активной занятости
населения.
Развитие районов
Севера. Регулирование миграции
В 2000-2001
годах реформирование государственной
поддержки социально-экономического
развития районов Севера будет
предусматривать: определение этапов
реорганизации и отмены особых
северных льгот и компенсаций;
разработку методического обеспечения
регулирования локальных рынков
труда, расселения и направлений
структурной политики; формирование
особого режима функционирования,
финансирования и снабжения отдельных
объектов в арктической зоне.
Меры
в области миграционной политики
будут направлены на обеспечение
свободы передвижения, создание
благоприятных условий для репатриации
и миграции из стран СНГ
и Балтии, оказание помощи беженцам
и вынужденным переселенцам, регулирование
иммиграции и трудовой миграции
из стран дальнего зарубежья.
В частности, предполагается начать
работу по подготовке поэтапного
перехода на заявительный порядок
регистрации, вместо разрешительного,
включая разработку соответствующей
такому порядку системы учета
населения.