В
области социальной политики
реализация Плана действий позволит
добиться значительных позитивных
сдвигов в большинстве отраслей
социальной сферы и заложит
фундамент для их последующего
динамичного развития. Благодаря
улучшению финансирования образования,
здравоохранения и культуры услуги
этих отраслей станут более
доступными для населения. В
то же время Правительство
Российской Федерации создаст
организационно-финансовые механизмы,
которые в дальнейшем обеспечат
существенное повышение качества
услуг общественного образования
и здравоохранения. Реформы в
сфере регулирования труда и
занятости населения позволят
добиться повышения регистрируемой
занятости и реального уровня
социальной защищенности работников.
Рост денежных доходов населения
в сочетании с перераспределением
социальных пособий и социальной
помощи в пользу малообеспеченных
домохозяйств приведет к снижению
уровня бедности и неравенства.
В связи с ликвидацией дотаций
в сфере жилищно-коммунального
хозяйства возрастут расходы
населения на оплату соответствующих
услуг, однако этот рост компенсируется
увеличением адресных жилищных субсидий
малообеспеченным домохозяйствам. Будут
увеличены реальные размеры пенсий и заложены
основы для устойчивого развития пенсионной
системы в долгосрочной перспективе.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ
В 2000-2001
годах модернизация российской
экономики будет направлена на
достижение устойчивых темпов
экономического роста, обусловленного
повышением конкурентоспособности,
прогрессивными сдвигами в структуре
экономики, соответствующими мировым
тенденциям.
Приоритетными
задачами экономической политики
Правительства Российской Федерации
в этот период будут являться:
формирование
законодательных основ, обеспечивающих
благоприятный инвестиционный и
предпринимательский климат;
создание
условий для развития финансовой
инфраструктуры и достижения
среднесрочной финансовой стабильности;
существенное
снижение налогового бремени
и повышение эффективности налоговой
и таможенной систем;
достижение
сбалансированности бюджетной системы
и повышение эффективности ее
функционирования;
стимулирование
прогрессивных структурных сдвигов
в российской экономике;
создание
условий для опережающего развития
производств нового технологического
уклада, активизации имеющегося
научно-технического и интеллектуального
потенциала;
реформирование
естественных монополий;
создание
условий для интеграции России
в мировую экономику.
Решение
этих задач позволит закрепить
позитивные тенденции, сформировавшиеся
в последнее время в экономике
страны, и выйти на траекторию
устойчивого экономического роста.
Создание благоприятного
предпринимательского и инвестиционного
климата
Общие условия хозяйствования
Ключевым
условием развития экономики
в 2000-2001 годах является улучшение
инвестиционного и предпринимательского
климата, создание равных условий
конкуренции для всех хозяйствующих
субъектов на всей территории
страны. Большинство прямых и
косвенных субсидий неэффективным
предприятиям, дискриминационное использование
государственной помощи необходимо отменить.
Государство должно постепенно отойти
от практики избыточного вмешательства
в дела бизнеса, что позволит четко очертить
сферу государственного регулирования
и повысить его эффективность.
Для
решения этих задач в предстоящий
период необходимо организовать
работу по проведению максимальной
детализации в законах, правовых
актах Президента Российской
Федерации и Правительства Российской
Федерации действий органов государственной
власти по регулированию предпринимательской
деятельности.
Правительство
Российской Федерации намерено
радикально изменить процедуру
регистрации юридических лиц,
перейдя к уведомительному порядку
с одновременным установлением
правил надзора и введением
соответствующей ответственности
учредителей за соответствие
заявленных сведений их фактическому
состоянию. Будут упрощены механизмы
согласования и получения разрешительной
документации на реализацию инвестиционных
проектов, введена практика осуществления
государственными предприятиями
и организациями с государственным
участием крупных закупок на
конкурсной основе, обеспечены конституционные
гарантии беспрепятственного движения
товаров, капитала, рабочей силы.
В
целях создания режима максимального
благоприятствования для развития
бизнеса предполагается ограничить
полномочия и функции контролирующих
органов (в первую очередь для
субъектов малого бизнеса), упорядочить
и упростить порядок лицензирования
видов деятельности, установить
единый предельный перечень видов
деятельности, подлежащих лицензированию.
Разработка закона о реорганизации
и ликвидации юридических лиц
должна обеспечить защиту прав
кредиторов и собственников таких
организаций.
Прозрачность
деятельности предприятий и организаций
будет обеспечиваться на основе
введения международных стандартов
финансовой отчетности, неукоснительного
исполнения законодательства об
открытости информации о финансово-хозяйственной
деятельности.
Особое
внимание Правительство Российской
Федерации уделит формированию
организованных рынков, в том
числе разработке биржевых механизмов,
направленных на предотвращение
монополизма и искажения рыночных
цен.
Развитие страховых,
финансовых рынков и институтов
Ускорение
экономического роста потребует
максимально быстрого развития
эффективной финансовой инфраструктуры,
основными элементами которой
являются банковский сектор, фондовый
рынок, инвестиционные институты
и рынок страховых услуг.
Основными
задачами модернизации банковской
системы на 2000-2001 годы являются:
формирование
условий для повышения устойчивости
банков и развития конкуренции
в банковской системе;
создание
необходимых правовых механизмов
для проведения эффективных процедур
ликвидации нежизнеспособных банков;
совершенствование
системы налогообложения кредитных
организаций;
создание
условий для полноценной реализации
международных принципов эффективного
банковского надзора, включая
вопросы надзора на консолидированной
основе и большей открытости
банковского бизнеса;
формирование
основ системы гарантирования
вкладов;
принятие
мер по переводу кредитных
организаций на международные
стандарты бухгалтерского учета
и отчетности, включая публикуемую
отчетность;
привлечение
в банковскую систему дополнительных
источников капитала, в том числе
иностранного.
В
этих целях Правительство Российской
Федерации совместно с Центральным
банком Российской Федерации
активизирует работу по принятию
законопроектов о внесении изменений
и дополнений в законодательство
о банках и банковской деятельности,
реструктуризации и несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций,
а также в Гражданский кодекс
Российской Федерации, предусматривающие:
предоставление
Центральному банку Российской
Федерации права по итогам
проверки финансового состояния
банка уменьшать его активы
и собственные средства (капитал),
используемые для расчета нормативов
банковской деятельности, до реальных
значений, а также уменьшать уставный
капитал банка в случае если
он превышает размер его собственных
средств;
введение
в качестве критерия несостоятельности
кредитных организаций уровня
достаточности капитала менее
2 процентов;
расширение
в соответствии с международными
принципами условий для осуществления
надзора за деятельностью банковских
групп и холдингов, имеющих
в своем составе кредитные
организации, на консолидированной
основе;
введение
требований по ежеквартальному
публичному раскрытию банками
информации о своей деятельности
и предоставление Центральному
банку Российской Федерации права
расширять обязательный перечень
публикуемой банками отчетности;
повышение
требований к профессиональному
соответствию руководителей банков,
повышение ответственности учредителей
(участников) за действия, приведшие
к банкротству банков;
возможность
проведения ликвидационных процедур
банков юридическими лицами;
упрощение
порядка обращения взыскания
на заложенное имущество, в
том числе на недвижимость;
формирование
благоприятных условий для предоставления
банками синдицированных кредитов;
предоставление
банкам возможности отсрочить
изъятие вклада до истечения
срока, предусмотренного в договоре
банковского вклада, при наличии
прямого указания на эту возможность
в договоре;
устранение
жесткой привязки объема выпускаемых
банками облигаций к капиталу;
введение
процедуры регулирования "подозрительных"
валютных операций и принятие
мер по предотвращению легализации
средств, полученных незаконным
путем.
Основными
задачами в области развития
фондового рынка на 2000-2001 годы
являются:
создание
условий для развития инвестиционных
институтов;
увеличение
числа финансовых инструментов
в целях расширения объектов
инвестирования и привлечения
новых долгосрочных инвесторов;
устранение
административных и налоговых
барьеров для стимулирования
предложения корпоративных ценных
бумаг;
совершенствование
механизмов регулирования фондового
рынка.
Для
решения данных задач Правительство
Российской Федерации разработает
и реализует меры, направленные
на укрепление роли негосударственных
пенсионных фондов (в частности,
создание налогового режима, поощряющего
инвестирование средств организаций
и населения), выработку единых
требований к управлению активами
инвестиционных фондов, совершенствование
правовой основы деятельности
профессиональных участников рынка
ценных бумаг.
Созданию
благоприятного делового климата
будет способствовать реализация
мер по активизации защиты
прав собственности. Правительство
Российской Федерации создаст
систему мониторинга, надзора
и предупреждения нарушений на
фондовом рынке, усилит ответственность
участников фондового рынка за
нарушения законодательства Российской
Федерации, а также разработает
законопроекты по внесению изменений
и дополнений в законы об
акционерных обществах, о рынке
ценных бумаг, о защите прав
и интересов инвесторов. В целях
привлечения на рынок ценных
бумаг средств населения предполагается
создать благоприятный налоговый
режим в отношении инвестиционных
счетов, средства с которых будут
направляться на приобретение
российских ценных бумаг.
Главной
задачей на 2000-2001 годы в области
страхования является развитие
российских страховых компаний,
создание соответствующих стимулов,
разработка инвестиционных инструментов,
формирование сектора обязательного
страхования, а также системы
государственного регулирования
и надзора.