Развитие транспортной
и телекоммуникационной инфраструктуры
Приоритетными
задачами развития транспортной
и телекоммуникационной инфраструктуры
на 2000-2001 годы являются:
обеспечение
безопасного функционирования транспорта
и снижения негативного воздействия
транспорта на окружающую среду
до уровня, соответствующего международным
нормам;
формирование
на территории России конкурентоспособных
международных транспортных коридоров
с максимальным использованием
географического положения страны;
повышение
уровня информатизации общества,
создание возможности для полноценной
интеграции России в мировое
информационное сообщество путем
совершенствования существующих
информационных технологий и
технологий связи, а также освоения
новых.
Правительство
Российской Федерации намерено
ввести четкое разграничение
ответственности федерального центра,
субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления
и хозяйствующих организаций
по вопросам содержания и развития
автомобильных дорог общего пользования
и искусственных сооружений на
них. Будут урегулированы вопросы
заключения дорожных концессий,
введения в определенных случаях
платного проезда по участкам
дорог и искусственным сооружениям,
а также коммерческого использования
земель, прилегающих к автомобильным
дорогам.
В
целях интеграции транспортного
комплекса в мировую транспортную
систему предполагается:
создание
механизмов, стимулирующих модернизацию
флота;
приведение
таможенных требований в соответствие
с международными нормами при
фрахтовании судов;
системное
развитие инфраструктуры портов
в соответствии с перспективными
потребностями внешней торговли;
закрепление
тенденции роста доли российских
портов в обработке грузов
национальной грузовой базы;
осуществление
мер поддержки отечественных
авиакомпаний на международных
авиатранспортных рынках при
заключении межправительственных
соглашений о воздушном сообщении.
В
области развития железнодорожного
транспорта планируется осуществить
техническое перевооружение и
модернизацию сети железных дорог,
строительство путей, необходимых
для освоения перспективных месторождений
природных ресурсов и создания
новых промышленных центров. Одновременно
предполагается закрыть и ликвидировать
отдельные железнодорожные линии и подъездные
пути, эксплуатация которых становится
убыточной при отсутствии дотаций со стороны
заинтересованных предприятий, организаций,
органов государственной власти и местного
самоуправления.
Для
ускоренного развития информационных
технологий необходимо расширить
инфраструктуру сети Интернет
на территории России, демонополизировать
телекоммуникационный и информационный
рынки, создать соответствующую конкурентную
среду.
Реформирование естественных
монополий
Приоритетными
задачами государственной политики
в области реформирования естественных
монополий на 2000-2001 годы являются:
принятие
мер по решению проблемы неплатежей
за поставки продукции и оказание
услуг естественными монополиями;
создание
необходимых условий для обеспечения
полной организационной и финансовой
прозрачности деятельности предприятий
соответствующих отраслей;
обеспечение
формирования регулируемых цен
и тарифов на продукцию (услуги)
газовой отрасли и электроэнергетики
с дифференциацией их по режимам
потребления, полной компенсацией
обоснованных затрат на производство,
а также постепенным доведением
цен и тарифов до уровня, предусматривающего
самофинансирование этих отраслей;
обеспечение
недискриминационного доступа независимых
производителей и потребителей к услугам
естественных монополий при эффективном
антимонопольном регулировании;
снижение
перекрестного субсидирования различных
категорий потребителей.
В
этих целях Правительство Российской
Федерации намерено реализовать
комплекс мер по реструктуризации
соответствующих отраслей с целью
четкого разграничения естественно-монопольных
и потенциально конкурентных
видов хозяйственной деятельности,
созданию благоприятных условий
для их постепенной демонополизации.
При необходимости будут введены
ограничения на процессы вертикальной
и горизонтальной интеграции.
В
сфере газовой промышленности
будут разработаны концепция
по развитию рынка газа в
Российской Федерации и программа
поэтапного повышения цен на
природный газ до 2005 года. Для
их последующей реализации предполагается
осуществить:
изменение
структуры топливного баланса
страны в направлении сокращения
доли природного газа в структуре
потребления топлива;
финансовое
разделение деятельности, связанной
с распределительным транспортом
природного газа и сбытовыми
функциями внутри газораспределительных
организаций;
совершенствование
процедуры обеспечения доступа
независимых производителей природного
газа к магистральной сети
открытого акционерного общества
"Газпром" в установленном
порядке;
разработку
и введение в действие правил
работы оптового рынка газа, регламентирующих
взаимодействие участников торговли
в нерегулируемом секторе рынка
газа;
введение
в действие единых для всех
участников рынка двухставочных
тарифов на услуги по транспортировке
природного газа по магистральным и распределительным
газопроводам.
В
сфере электроэнергетики будут
разработаны основные положения
по развитию и функционированию
рынка электрической энергии
(мощности) в Российской Федерации.
Для их последующей реализации
предполагается осуществить:
демонополизацию
секторов производства и сбыта
электроэнергии и развитие оптового
и розничного рынков электроэнергии;
разделение
естественно-монопольного и конкурентных
секторов в системе электроэнергетики,
усиление контроля в естественно-монопольном
секторе на всех уровнях, включая
реструктуризацию региональных
энергетических компаний;
развитие
единой федеральной сетевой инфраструктуры
и формирование технологической
инфраструктуры рынка электроэнергии,
создание соответствующего эффективного
механизма государственного контроля;
обеспечение
условий для деятельности независимых
производителей (продавцов) электроэнергии.
В
сфере железнодорожного транспорта
будет разработана концепция
развития структурной реформы
железнодорожного транспорта, на
основе которой будут реализованы
следующие меры:
упорядочение
государственного регулирования
тарифов на железнодорожном транспорте;
создание
соответствующей правовой базы
и разделение в системе железнодорожного
транспорта государственных и
хозяйственных функций;
отделение
большей части вспомогательных
и обслуживающих предприятий,
их приватизация, а также выделение
объектов социальной сферы, кроме
расположенных в малонаселенных
районах, передача которых в
ведение муниципальных органов
невозможна;
разделение
естественно-монопольного, конкурентного
и потенциально конкурентного
секторов в системе железнодорожного
транспорта и усиление государственного
контроля в естественно-монопольном
секторе;
обеспечение
доступа к производственной инфраструктуре
железнодорожного транспорта всех
потенциальных участников перевозочного
процесса на недискриминационной
основе и формирование впоследствии в
рамках конкурентного сектора компаний
по перевозке грузов и пассажиров;
поэтапное
прекращение перекрестного субсидирования
пассажирских перевозок за счет
грузовых.
В
области связи Правительство
Российской Федерации утвердит
концепцию по дальнейшей либерализации
рынка телекоммуникаций, в том
числе порядка оказания операторами
услуг присоединения, механизма
финансирования универсальных услуг
связи. Будет осуществлено совершенствование
механизма регулирования цен
(тарифов) на услуги связи, введен
раздельный учет телекоммуникационными
операторами доходов, затрат, активов
и обязательств по видам деятельности
(сетевые услуги, услуги абонентам,
услуги по предоставлению доступа
к сети и т.д.).
Развитие топливно-энергетического
комплекса
Государственная
политика в отношении топливно-энергетического
комплекса в 2000-2001 годах будет
ориентирована на решение следующих
основных задач:
удовлетворение
топливно-энергетическими ресурсами
российских потребителей, включая
обеспечение потребностей бюджетных
предприятий и организаций;
устойчивое,
экологически безопасное развитие
топливно-энергетического комплекса
на основе повышения эффективности
использования топлива и энергии;
обеспечение
рациональной структуры топливно-энергетического
баланса страны, в том числе
за счет сокращения доли природного
газа в структуре потребления
топлива;
поэтапное
прекращение перекрестного субсидирования
потребителей энергоресурсов;
стимулирование
энергосбережения, в том числе
реализация мероприятий по энергосбережению
в бюджетной сфере, на муниципальном
и региональном уровнях;
совершенствование
системы налогообложения в сфере
топливно-энергетического комплекса
в целях стимулирования инвестиций
в освоение новых месторождений
и производственных мощностей.
В
этой связи Правительство Российской
Федерации считает необходимым
безусловное обеспечение расчетов
за энергоресурсы получателей
средств федерального бюджета
и зарубежных потребителей, а
также осуществление программы
энергосбережения в жилищно-коммунальной
сфере, включая введение элементов
стимулирования и обязательных
нормативов эффективного использования
топлива и энергии. Большое
значение будет иметь развитие
нормативной правовой базы заключения
соглашений о разделе продукции,
в том числе для мелких месторождений.
В
предстоящий период Правительство
Российской Федерации намерено
сократить список организаций
(объектов), которым нельзя ограничивать
или прекращать отпуск топливно-энергетических
ресурсов, и повысить дисциплину
платежей. Для регулируемых организаций
топливно-энергетического комплекса
будет усилен контроль за фактической
реализацией инвестиционных программ
и крупных инвестиционных проектов,
учитываемых при формировании
регулируемых цен (тарифов).
Особое
внимание будет уделено развитию
конкурентной среды в нефтяном
секторе на основе правил использования
производственной инфраструктуры
и в первую очередь обеспечению
гарантий недискриминационного доступа
производителей к магистральному трубопроводному
транспорту.
Развитие
оборонно-промышленного комплекса
Основной
задачей реструктуризации оборонно-промышленного
комплекса на 2000-2001 годы является
обеспечение определяемых военной
доктриной, планами военного строительства
и Программой вооружений потребностей
Вооруженных Сил и других войск
России в системах, комплексах
и образцах вооружения (в том
числе ядерного) и военной техники
российского производства.
Для
решения этой задачи Правительством
Российской Федерации будет предусмотрено:
сокращение
ресурсоемкости оборонно-промышленного
комплекса с одновременным повышением
его эффективности;
создание
крупных технологически интегрированных
структур оборонно-промышленного
комплекса;