сопряжение
ресурсов государственного оборонного
заказа, возможностей военно-технического
сотрудничества, использования двойных
технологий и диверсификации;
приоритетное
финансирование научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ
в военной сфере, предусмотренных
государственным оборонным заказом
в целях обеспечения опережающего
задела для создания перспективных
образцов и систем вооружений;
эффективное
использование потенциала оборонно-промышленного
комплекса для развития гражданских
секторов экономики.
Развитие агропромышленного
комплекса
Основной
задачей развития агропромышленного
комплекса страны на 2000-2001 годы
является формирование конкурентных
и эффективных рынков агропромышленной
продукции, создание правовой, финансовой
и институциональной инфраструктуры
их функционирования.
В
предстоящий период в этой
сфере Правительство Российской
Федерации сосредоточит свои
усилия на:
обеспечении
финансового оздоровления хозяйств
агропромышленного комплекса;
подготовке
правовой базы и экономических
условий для концентрации земли
и капитала в руках эффективных
сельскохозяйственных производителей;
создании
с учетом рыночных условий
системы страхования в сельском
хозяйстве;
создании
федерального резервного фонда
зерна;
создании
благоприятных условий для привлечения
частных инвестиций в производство
сельскохозяйственной техники, расширении
лизинга.
Правительство
Российской Федерации внесет
в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации
предложения по упорядочению
предоставления дотаций и субсидий
на федеральном и региональном
уровнях, развитию кооперативных
кредитных организаций, крестьянских
(фермерских) и личных подсобных
хозяйств, урегулированию отношений,
связанных с залогом и арендой
сельскохозяйственных земель.
Развитие рынка
земли и недвижимости
Основной
задачей государственной политики
в сфере земли и иной недвижимости
на 2000-2001 годы является обеспечение
условий для эффективного использования
и развития недвижимости в
интересах удовлетворения потребностей
общества и граждан. Правительство
Российской Федерации будет настаивать
на внесении в законодательство
Российской Федерации поправок,
которые обеспечат вовлечение
земли и недвижимости в хозяйственный
оборот, четко разграничат соответствующие
права собственности между различными
уровнями власти.
Приоритетными
мерами для решения этих задач
являются:
создание
единого объекта недвижимости
на основе прав на земельный
участок;
обеспечение
передачи участков под зданиями,
сооружениями, организациями в собственность
тех лиц, которым эти объекты
принадлежат на праве собственности;
передача
земельных участков, используемых
для нужд городов и поселений,
в собственность муниципальных
образований, разграничение земель
между Российской Федерацией
и субъектами Российской Федерации;
обеспечение
возможности гражданского оборота
единых объектов недвижимости;
введение
единой системы регистрации прав
на недвижимость (в том числе,
и в сельском хозяйстве);
обеспечение
гарантий надежности регистрации
прав на недвижимость, доверия
к записям Единого государственного
реестра прав, а в перспективе
- переход к принципу полной
защиты государством имущественных
прав добросовестного приобретателя;
ведение
общегосударственного земельного
кадастра;
стимулирование
ипотечного кредитования с использованием
в качестве обеспечения земельных
участков и других объектов
недвижимости.
Внешнеэкономическая
политика
Внешнеэкономическая
политика России в 2000-2001 годах
будет направлена на обеспечение:
наилучших
условий доступа российских товаров,
услуг и рабочей силы на
мировые рынки;
эффективного
уровня защиты внутреннего рынка
товаров, услуг и рабочей силы;
доступа
к международным ресурсам, имеющим
стратегическое значение для
экономического развития (таким,
как капиталы и технологии, товары
и услуги, производство которых
в Российской Федерации отсутствует
или ограничено);
благоприятного
платежного баланса страны;
повышения
эффективности государственной
поддержки экспорта продукции
с высокой добавленной стоимостью;
соблюдения
принципа взаимности - благоприятного
баланса взаимных уступок и
обязательств.
Необходимо
также завершить переговоры о
присоединении России к Всемирной
торговой организации в сроки,
позволяющие принять участие
в выработке решений нового
раунда многосторонних торговых
переговоров, и на условиях, устраняющих
дискриминацию России на внешних
рынках.
В
этой связи Правительство Российской
Федерации намерено добиваться
приведения законодательства Российской
Федерации в соответствие с
требованиями Всемирной торговой
организации, в том числе за
счет снижения барьеров для
участников внешнеэкономической
деятельности и инвесторов.
Совершенствование
регулирования внешнеторговой деятельности
будет направлено прежде всего
на:
установление
процедур разрешения споров;
приведение
в соответствие с требованиями
Генерального соглашения по торговле
и тарифам условий выдачи лицензий
и распределения квот, введения
количественных ограничений экспорта
и импорта, принятия защитных
мер;
введение
порядка применения экспортных
субсидий и иных форм поддержки
экспорта и производства.
В
области модернизации экономики
реализация Плана действий создаст
необходимые правовые условия
для формирования в стране
благоприятного предпринимательского
и инвестиционного климата, что
станет предпосылкой значительного
расширения деловой активности,
сокращения оттока капитала, ускорения
формирования широкого среднего
класса. Планируемая экономическая
политика должна привести к
созданию основных элементов
эффективной финансовой инфраструктуры
и обеспечению финансовой устойчивости
государства на основе сбалансированной
бюджетной системы и комплекса
инструментов денежно-кредитной
политики, позволяющих гарантировать
защиту от неблагоприятных внешних
воздействий. Реализация мер в
области структурной политики
придаст российской экономике
новый импульс, обеспечивающий
ускоренное развитие отраслей
с новым технологическим укладом,
активное использование результатов
инновационной деятельности, более
тесную интеграцию России в
международную систему разделения
труда. Целенаправленное и согласованное
движение по всем указанным
направлениям позволит добиться
сохранения высоких темпов экономического
роста, последовательного повышения
уровня жизни населения, активизации
интеллектуального потенциала страны,
увеличения степени открытости
российской экономики, а также
создания необходимых предпосылок
для обеспечения долгосрочной
экономической устойчивости государства.
К рубежу третьего тысячелетия
Россия утратила положение страны-сверхдержавы
и столкнулась с угрозой оказаться
на периферии формирующегося нового
мира. Опасность остаться за рамками
процессов глобализации, становления
открытого сообщества и постиндустриальной,
информационной экономики является
для России все более реальной.
Преступность остается
одним из препятствий экономического
и социального прогресса. Слабость
государственной власти, подмена
государственных интересов принципом
баланса интересов чиновников и
бизнесменов наносят непоправимый
ущерб экономике российского
государства, разрушают среду для
конкурентной и законной предпринимательской
деятельности, в конечном счете - лишают
Россию нормального исторического
будущего.
Однако российское
общество продемонстрировало желание
переломить наметившиеся негативные тенденции
и не готово откладывать далее
решение накопившихся проблем.
В отличие от всех
предыдущих периодов, в стране создалась
принципиально иная ситуация, открывающая
“окно возможностей” для решения
фундаментальных проблем России.
Сегодня стабилизировалась политическая
ситуация, наблюдается оживление
экономики, которого удалось добиться
именно благодаря окрепшему частному
сектору.
Следует отметить, что
Россия все еще обладает значительным
потенциалом ускоренного развития.
Огромный интеллектуальный капитал, созданные
основы рыночных институтов, обширные
природные ресурсы, основные элементы
производственной и коммуникационной
инфраструктуры, накопленные финансовые
сбережения, - все эти факторы
создают позитивные предпосылки
для обновления страны. Главная задача
заключается в том, чтобы ускорить
этот процесс. В среднесрочной перспективе
необходимо предотвратить дальнейшее
увеличение разрыва между Россией
и развитыми странами, а в долгосрочной
перспективе – восстановить и
упрочить позиции России как одной
из стран-лидеров мирового развития.
Для того чтобы воспользоваться
“окном возможностей”, необходимо определить,
какой путь ведет к реализации
потенциала и сбалансированному
развитию. Реально возможны три варианта
развития:
Сценарий, подразумевающий
уход государства практически из
всех сфер экономической деятельности,
открытие страны внешнему миру и приватизацию
большинства социальных функций. Этот
сценарий может привести к существенному
экономическому росту, более высокому
в краткосрочной перспективе, чем
в любом другом сценарии. Однако,
вероятность его реализации невелика.
Это связано с невозможностью
быстрого построения институциональных
основ рынка, жизненно важных в условиях
либеральной экономики, неспособностью
большинства российских предприятий
конкурировать на равных с иностранными
участниками рынка.
Расширение прямого
участия государства в регулировании
экономических и общественных отношений,
означающее необходимость существенного
увеличения сбора налогов и инвестиционной
экспансии государства, не способно
создать благоприятные условия
для развития предпринимательской
активности. Государство и экономика
станут заложниками неэффективных
менеджеров и чиновников. Кроме того,
данный вариант подразумевает сохранение
закрытой структуры экономики, которая
не позволит реально участвовать
в международном разделении труда
и может привести к дальнейшему
технологическому отставанию нашей
страны от развитых стран. Попытки увеличения
реального налогового бремени приведут
лишь к усилению оттока капитала и
дальнейшей криминализации экономики
и общества. Расширение функций государственной
власти сделает государственную
машину еще менее управляемой, усилит
коррупционные механизмы и не
позволит установить цивилизованные отношения
между государством и гражданским
обществом.
Сценарий модернизации,
основанный на высвобождении частной
инициативы и усилении роли государства
в обеспечении благоприятных
условий хозяйствования, включая
финансовую и социальную стабильность,
балансирует элементы двух других вариантов
стратегии. Вместо социального государства
(патернализма) и приватизации социальных
функций (радикального либерализма) создается
“субсидиарное” государство, которое
обеспечивает социальные гарантии в
той мере, в которой общество не
может этого сделать самостоятельно.
Вместо полной закрытости или открытости
страны делается ставка на активную интеграцию
России в мировое сообщество и
хозяйство при одновременной
защите российских производителей от
недобросовестной конкуренции со стороны
иностранных участников рынка. Это
– политика здравого смысла, предлагающая
реальные решения соответствующих
проблем с учетом существующих на
сегодня бюджетных и общих
ресурсных ограничений. Программа
модернизации позволяет минимизировать
социальные издержки преобразований и
отражать угрозы финансового кризиса.
Целью долгосрочной
социально-экономической политики
Правительства Российской Федерации
является последовательное повышение
уровня жизни населения на основе
самореализации каждого гражданина,
снижения социального неравенства,
сохранения независимости и культурных
ценностей России, восстановления экономической
и политической роли страны в мировом
сообществе. Достижение этой цели невозможно
без раскрепощения общества, позволяющего
включить его внутренние источники
развития. В стране должно возобладать
оптимистическое мировосприятие, должно
восстановиться практически полностью
утраченное доверие между гражданами
и государством, между гражданами
и бизнесом, между бизнесом и властью.