Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа содержит 1 файл

Shpory_po_sotsiologii.docx

— 54.88 Кб (Скачать)

1.

2. Предмет и функции социологии.

Социология – наука о закономерностях становления, функционирования и развития социальных систем – целостных образований, основными элементами которых являются люди, их устойчивые связи, взаимодействия и отношения.

 

Объекты изучения социологии: общество как целостная социальная реальность; социальные организации; социальные институты; социальные взаимодействия; социальные явления; социальные процессы; социальные отношения; социальные общности; социальные субъекты.

 

В структуре социологии выделяют следующие элементы:

1. Микро– и макросоциология. Микросоциология исследует поведение людей в повседневной жизни. Макросоциология изучает взаимосвязи различных частей общества.

2. Теоретическая  и прикладная социология. Теоретическая социология определяет границы, цели, методы и функции социологического познания. Прикладная социология изучает реальные процессы общественного развития и предлагает способы воздействия на социальную реальность.

Функции социологической  науки:

1) познавательная – изучение и объяснение закономерностей социального развития;

2) прогностическая – построение социальных прогнозов;

3) проекционная – разработка моделей организации социальных общностей и моделей социального управления;

4) социально-технологическая – создание служб социального развития, изучение социально-психологической обстановки в коллективах;

5) управленческая – разработка методов управленческой деятельности;

6) идеологическая – формирование представлений о состоянии общества.

3. Причины возникновения социологии как науки:

1) Промышленная революция:

А) Усложнение структуры общ-ва;

Б) Урбанизация – рост больших городов и увеличение населения;

В) Появление соц. проблем:

жилье, питание, гигиена, образование, культурный досуг, алкоголизм, наркомания, проституция, криминал, проблема управления;

2) Появление идеалов просвещения: 

Свободы, равенства, братства;

3) Существовавшие соц.  учения подготовили толчок для  возникновения соц-ии.

4. Структура социологического знания.

Социологическое знание неоднородно  и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру. Как и  многие другие науки, социология развивалась  в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном.

Основанием для выделения  фундаментальной и прикладной социологии служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями: прикладное исследование направлено на решение каких-либо практических проблем и задач, фундаментальное  исследование ставит своей целью  преимущественно разработку научных  теорий, развитие основополагающих принципов  социологии.

Выделяют два взаимосвязанных  уровня познания: теоретический и эмпирический. Теоретическая социология решает научные проблемы, связанные с объяснением социальных явлений,  разработкой категорийного аппарата науки и методологии. Практическое оформление теоретическая социология находит в общей социологической теории.  Она включает в себя: историю социологии, учение об обществе, знание о предмете социологии, теорию массового социального поведения, теорию социальных изменений, методологию.

Прикладная социология ставит задачу поиска средства для достижения определенных практических целей, путей  и способов использования познанных  теоретической социологией устойчивых взаимозависимостей (закономерностей).

Если его целью эмпирического исследования является построение теории, то оно относится к фундаментальной социологии, если его цель выработка практических рекомендаций – к прикладной социологии.

Связь между теоретическим  и эмпирическим уровнями исследования осуществляют теории среднего уровня. Теории среднего уровня раскрывают два  основных типа социальных связей:

1) между обществом и  данной сферой общественной жизни; 

2) внутренние взаимосвязи  и взаимозависимости, присущие  данной сфере общественной жизни.  Функционально эти теории используются  как методологическая основа  конкретных социологических исследований.

В настоящее время существует огромное число теорий среднего уровня. Их можно условно разделить на три группы: теории социальных институтов, теории социальных отношений и теории специализированных социальных процессов.

Таким образом, социология представляет собой разветвленную систему  знания. Она включает общую социологическую  теорию о становлении, развитии и  функционировании общностей различных  уровней и об отношениях между  ними, исследует массовые социальные процессы и типичные социальные действия людей; теории среднего уровня (отраслевые и специальные социологические  теории), имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей  теорией; эмпирические исследования. Социология как система знания опирается  на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения  связываются воедино на базе фундаментальных  принципов истолкования социальных явлений и процессов.

5. Структурный функционализм.

6. Понятие и виды социального действия.

Социальное действие - это такое действие, которое по предполагаемому действующим индивидом смыслу соотносится с действиями других людей и ориентировано на них.

Виды социального действия ( по Веберу):

Целерациональное – действие, имеющее цель, ориентированное на поведение др. людей и способное корректировать свою специфику;

Ценностно-рациональное –это действие рационально по своей природе, но совершаемое во имя какой-либо духовной ценности;

Аффективное - необъяснимое действие, совершенное в состоянии аффекта, в состоянии эмоционального всплеска;

Традиционное - действие, совершаемое в соответствии с традицией.

7. Теория соц. конфликта.

Теории социального конфликта  – направление в социологии, признающее и исследующее конфликт как важнейший  фактор общественного развития. Термин был введен Г.Зиммелем. Главные положения наиболее распространенной из этих теорий разработал Ральф Дарендорф (1929), немецкий социолог, который утверждал, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, которое и является источником конфликтов. Согласно этой теории, люди, обладающие властью, способны с помощью различных средств, среди которых главным является принуждение, добиваться выгоды от людей, обладающих меньшей властью. Возможности распределения власти и авторитета крайне ограничены, поэтому члены любого общества борются за их перераспределение. Эта борьба может не проявляться открыто, но основания для нее существуют в любой социальной структуре.

 

Таким образом, согласно Дарендорфу, в основе конфликтов человеческих интересов лежат не экономические причины, а стремление людей к перераспределению власти. Источником конфликтов становится так называемый homo Politikus (политический человек). Поскольку одно перераспределение власти выдвигает на очередь другое, социальные конфликты присущи любому обществу. Они неизбежны и постоянны, служат средством удовлетворения интересов, смягчения проявления любых человеческих страстей.

8.Общество как социокультурная система.

Человеческое общество представляет собой сложный социокультурный и экономический феномен, одной из важнейших составляющих которого является культура. Существует несколько десятков определений культуры, сформулированных философами, культурологами, историками, экономистами.

Социологи придают культуре социальный смысл и определяют ей ведущее значение в общественной жизни. Именно культура как система  ценностей, норм и образцов поведения  формирует ту социальную среду, взаимодействуя с которой индивиды и социальные группы определяют свое поведение. Культура не является чем-то стационарным и застывшим. Нормы и ценности культуры, как  и другие структурные компоненты общества, подвержены постоянным изменениям.

Другими структурными компонентами общества являются социальные группы и общности, которые появляются в  процессе дифференциации, присущем всей живой природе. Именно разделение общества на различные группы и их взаимодействие придаст любому социуму необходимую  динамику, определяющую его развитие.

Таким образом, элементы природы, индивиды, социальные группы и культурные универсалии в процессе саморазвития и взаимодействия между собой создают сложную, самонастраивающуюся, динамическую систему – человеческое общество.

9. Ценности и нормы как компоненты культуры.

В качестве системы социокультурный  механизм представляет собой совокупность определенных элементов и компонентов, а также определенный порядок  их взаимосвязи на каждом из указанных  выше уровней. Базовые элементы культуры:

— норма — определяет установленные данной группой правила  поведения людей в тех или  иных обстоятельствах. Нормы включают в себя элемент групповой и  индивидуальной рефлексии, поскольку  подкрепляются средствами положительных  и негативных санкций. Вместе с тем  нормы различаются по степени  обязательности и силе санкций, а  также по уровням и сферам жизнедеятельности.  В своем наивысшем качестве они  приобретают свойства табу, за нарушения  которых в прежние времена  нарушителей подвергали смерти. Тем  самым нормы регулируют меру поведения  в определенном диапазоне вариативности, поскольку слишком жесткая нормативность  может помешать социальной активности. Нормы предписывают стандарты поведения  в группе, тем самым, защищая ее интеграционные свойства. Поэтому самые  важные нормы — это нормы общесоциального порядка, так называемые этические нормы, имеющие качество внутриличностной императивности.

— ценности —это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться (Н.Смелзер). Ценности задают  коллективно одобряемые критерии для предпочтения тех или иных объектов социальной действительности и тем самым определяют смысложизненные ориентации индивидов. Однако группы не могут произвольно задавать эти критерии, поскольку ценности являются квинтэссенцией человеческих потребностей. На ценностном уровне происходит их «обработка» в отношении символизации и иерархизации для целевой проблематизации деятельности. Ценностный мир — это мир жизненной веры. Тем самым, помимо ориентирующей и символической, ценности выполняют функции легитимизации многообразных форм деятельности и их энергетического насыщения.

10. Этапы развития общ-ва.

Спенсер был сторонником  эволюционного учения Чарлза Дарвина  и применял принципы биологического развития к обществу. Он сравнивал  общество с живым организмом. По органической аналогии разные части  общества взаимозависимы и стремятся  обеспечить выживание и функционирование общей системы.

Согласно Спенсеру, Вселенная  находится временами в состоянии  постоянного развития, временами  в состоянии распада. Задача социологии состоит в прослеживании и  выявлении этих же процессов в  сфере человеческого общества. Основные предположения Спенсера следующие:

1. Развитие является универсальным  процессом, т. е. всеобщим законом  природы.

2. Общество является органическим  и развивающимся целым, которое  много сложнее, чем суммы его частей.

3. Общество существует  в двух сущностях: в социальной  статике и в социальной динамике. Статика представляет собой институциональную  структуру и социальные системы  общества, а динамика заключает  в себе постоянную дифференциацию  и развитие структуры.

4. Главные институты общества  — политические, церковные, профессиональные, промышленные, семейные и “праздничные”.  Многогранное индустриальное общество  развилось из примитивного общества, пройдя разные этапы. Для Спенсера  развитие означало прогресс.

5. Общество разделяется  кроме этого на две параллельные  системы: внутреннюю и внешнюю.  Эти подсистемы помогают обществу  сохраняться как органическому  целому в процессе развития. Процесс  развития представляет собой  чередование состояния равновесия с состоянием существенных перемен при движении общества от примитивного к современному и индустриальному.

Задачей социологии, согласно Спенсеру, является понимание процессов  развития общества с целью достижения максимальной социальной гармонии. Теоретически оптимальное (если не идеальное) общество современные социологи считают  более или менее гармоничной  системой, разные части которой должны находиться в соотношении, обеспечивающем гарантированность, защищенность и  стабильность. В современной социологии популярна идея развития общества “от  простого к многообразному”, при  этом понятия “развитие” и “прогресс” не отождествляются. Развитие означает отнюдь не всегда что-то лучшее.

11. Понятие информационного общества.

Информационное  общество — концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Отличительные черты:

увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством  информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а  также традиционных и электронных  СМИ;

Создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

развитие электронной  демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных  социальных и хозяйствующих сетей;

12.

13. Класс и его показатели.

 Социальные классы — социальные общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда.

В социально-классовой структуре  общества выделяют основные (существование  которых непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической  формации экономических отношений) и неосновные классы (остатки прежних  классов в новой формации или  зарождающиеся классы).

Низший класс включает в себя ущемленный в своих интересах людей, безработные, нетрудоспособные и занятые на неполный рабочий день лица, которые с большей или меньшей степенью безнадежности отделены от общества в целом, не участвуют в его жизни и не разделяют его устремлений и успехов». Так-же к ним относят несовершеннолетних правонарушителей, отчисленных из школ учащихся, наркоманов, матерей-одиночек, живущих на пособие, грабителей, преступников, сутенеров, торговцев наркотиками, попрошаек и т. д.

Средний класс — социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей. К среднему классу, как правило, относят людей, которые имеют высокий уровень образования (квалификации), и занимают в обществе промежуточное положение: между богатой небольшой частью и значительной - низкооплачиваемой частями населения. К функциям среднего класса среди прочего относят привнесение инноваций и воспроизводство квалифицированных кадров, а также поддержание стабильности в обществе.

Высший класс  — люди, имеющие значительное влияние на национальную экономику и политические институты; владеющие непропорционально большой долей национальных ресурсов. Верхушка имеет годовой доход превышающий 250 000 долларов, остальные — 140 000 долларов. Группа отличается высокой степенью солидарности. Известные государственные деятели, генеральные директора корпораций, успешные бизнесмены составляют высший класс.

14. Соц. дифференциация и стратификация.

Социальная дифференциация - процесс, посредством которого институционная деятельность становится более специализированной, подразделяясь на две или более отдельных институционных деятельности.

В произведениях Дюркгейма  термин идентичен общественному  разделению труда. Современные теории признают его важность по отношению  к общему развитию адаптивной способности  в индустриальных обществах, и, как  в более поздних работах Парсонса, способности анализировать взаимозависимость между функциональными подсистемами современного общества.

Социальная стратификация  –иерархически упорядоченное разделение общества на соц. слои в соответствии с критерием (Доход, Власть, Образование, Престиж профессии)

Одна из основных проблем: Соц. неравенство

Существуют 2 подхода в  соц. стратификации

1)Марксистский(общество должно быть справедливо устроено ,но собственность является препятствием)

Все марксистские определения  класса имеют три основные отличительные  черты: Классы понимаются не просто как существующие «над» или «под» другими классами; они скорее всегда определяются с точки зрения их социального отношения к другим классам. Соответственно, названия классов — не «высший», «средний» и «низший», а «капиталисты», «рабочие», «феодалы» и «крепостные»

2)Структурно-функциональный 

Причины неравенства:

1) в различных профессиях, должностях, социальных ролях

2) в уровнях благосостояния, размерах собственности и богатства; 

3)Образование;

4)Власть (это кол-во людей  вынужденных подчиняться индивиду, независимо от их желания).

Социальное неравенство  не является чем-то изначально присущим человеческому роду. Оно возникло вместе с развитием цивилизации.

Критерии соц. стратификации

Соц. система-система фильтрации .

Соц. страты :высший слой (высший класс)

средний слой (средний класс)

низший слой (низший класс)

. Высший слой — это  элитарное меньшинство населения

. Средний слой является  основным слоем, который стабилизирует  все общество.

 Низший слой занимают  люди, опустившиеся на социальное  «дно».

При достижении 3-5% появляются соц. проблемы .(Потребность распределения доходов для среднего и низших слоев)

Условия стабильности : Мощный средний класс ,Уверенность в завтрашнем дне. Накопления.

15.

16.

17.

18. Социальные роли.

роль – это ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем с определенным статусом.

Статус предполагает наличие  определенных социальной культурой  прав и обязанностей, формирующих  модель поведения – то, что социологи  называют ролью. Эти ожидаемые от человека действия определяют поведение, которое люди рассматривают как  соответствующее или несоответствующее  обладателю статуса. Говоря проще, различие между статусом и ролью заключается  в том, что статус мы занимаем, а  роль играем.

Один статус может иметь  некоторое число связанных с  ним ролей, образуя ролевой набор. Роли выполняют функцию норм, определяющих наши обязанности – действия, которые на законных основаниях могут требовать от нас другие люди, а мы требовать их от других. Каждая роль имеет по крайней мере одну ответную и связанную с ней роль. Таким образом, права одной роли являются обязанностями другой.

Ролевой конфликт возникает в том случае, когда индивиды сталкиваются с противоречивыми требованиями, которые обусловлены одновременным обладанием двумя или более статусами. Один из способов разрешить ролевой конфликт – распределить свою жизнь по определенным категориям и брать на себя единовременно только одну из несовместимых ролей.

Ролевая напряженность – это ситуация, при которой одна роль предъявляет человеку противоречивые требования и ему становится трудно исполнять эту роль.

19. Понятие соц. конфликта.

Конфликт – активные взаимонапряженные действия нескольких сторон для реализации своих целей, как правило окрашенные сильными эмоциональными переживаниями.

Причины конфликтов( Ф.Бэкон):

  • Материальные;
  • Политические (пренебрежение мнений граждан);
  • Психологические.

Социальный конфликт - это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действие одной стороны, столкнувшись с противодействием, другой делает невозможным реализацию ее целей и интересов.

Предмет конфликта - это и есть основное противоречие, из-за которого и ради разрешения, которого субъекты вступают в противоборство.!!!!!!!!!

20.

21. Соц. контроль и его св-ва 
Соц. контроль – методы и способы, посредством. кот. общ-во контролирует поведение индивидов и приводит их к соблюдению существующих норм. 
Уровни соц. контроля: 
1. Групповой (чем выше сплоченность группы, тем жестче она контролирует группу) 
2. Соц. институты 
3. Самоконтроль (социум приводит ч-ка к сост., когда он практически самостоятельно регулирует свое поведение). 
Санкции; 
1. Формальные (позитивные, негативные) 
2. Неформальные (позитивные, негативные) 
Типы неформального контроля по Дж. Кросби: 
1. Соц. вознаграждение 
2. Наказание 
3. Переоценка нормы 
4. Убеждение 
Классификация типов и форм контроля по Парсонсу: 
1. Изоляция 
2. Обособление 
3. Реабилитация

22.

23. Понятие личности в социологии. Типология личности.

Личность – системное качество индивида, определяемое его включенность в обществ. отношения и проявляющаяся в совместной деятельности и общении. Это субъект соц. отношений и сознательной деят-ти.

Личность имеет 3 уровня:

  1. Сверх я (нормы и запреты, кот. общ-во накладывает на чел-ка).
  2. Я;
  3. Либидо (бессознательное, агрессивное сексуальное влечение. Либидо управляет нашим Я).

Типология личности Ж.Пиаже:

Я – не Я. ( отделение чел-ка от природы; способность понимать, что содержание нашего мышления отличается от того, что существует в реальности).

Стадии развития личности:

  1. сенсомоторная (до 2-х лет);
  2. дооперационная (до 7 лет);
  3. период конкретных операций (11-12 лет);
  4. формальные операции (11-15 лет).

Типология личности по Э.Эриксону:

Либо положит. либо отриц. выход из конфликта

Стадии:

  1. до года (рождается базовое недоверие, опасение мира, тесный психоэмоциональный и физический контакт).;
  2. 1-3 года (автономия, стыд);
  3. 3-6 лет (инициативность, вина);
  4. 6-12 лет (трудолюбие, неполноценность);
  5. 12-19 лет (становление индивидуальности, осваивание ролей и идентичность, ролевое смешение);
  6. 20-25 лет (интимность, одиночество);
  7. 26-64 года (продуктивность, застой);
  8. После 65 лет (умиротворение, отчаяние).

24.

25. Понятие девиации в социологии.

26.

27. Основные причины девиантного поведения.

1) Биологическое  объяснение.

1. Теория физ. черт личности (автор – Ч.Лангроза) :

девиация – срыв с эволюционной лестницы.

2. Теория строения тела (автор Шелдон):

Эктоморф – высокий, худой, астеничный чел-к (не склонен к девиации);

Мезоморф – выше ср. роста, подвижен, атлетичен (склонен к девиации);

Эндоморф – склонны к полноте (не склонны к девиации).

2) Психологическое   объяснение.

(З. Фрейд)

Нарушение псих. организации  личности. Психопатические личности, замкнутые в себе, насилие –  это самоутверждение.

У людей либо отсутствует  чувство вины, стыда и совести, либо сформировано чувство вины, и  он начинает мучиться и винить себя.

3)Социальное объяснение.

1. Теория аномии Дюркгейма: 

Трактат «Самоубийство».

Виды самоубийства:

А) Эгоистическое – возникает  в общ-ве, в кот. ослабевают соц. связи;

Б) Альтруистическое – совершается  во имя целостности соц. группы;

В) Аноническое – безнормность;

Г) Фаталистическое – возникает  в общ-ве, в кот. существует жесткий контроль над чел-ком.

2. Теория аномии Р.Мертона:

В общ-ве есть ценности, кот. поддерживает и провозглашает общ-во.

В общ-ве есть средства достижения ценностей.

Если ценности устраивают, средства тоже устраивают, то появляется конформизм.

Если ценности устраивают, а средства нет, то появляется инновация.

Если ценности не устраивают, а средства устраивают, то ритуализм.

Если цели и средства не устраивают, то ретриатизм.

Если есть свои средства и  ценности, то возникает бунт (целая  группа людей меняет свое соц. положение).

28.

29. Понятие социального института.

Социальный институт  — социальная структура или порядок общественного устройства, определяющие поведение некоторого множества индивидов того или иного сообщества. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих такое поведение.

Каждый институт выстраивается  вокруг стандартного решения определенного  набора проблем. Один институт может быть многофункциональным, в то время как несколько институтов могут участвовать в выполнении одной и той же функции.

30. Семья как социальный институт.

Институт семьи главное  внимание уделяет воспроизведению, социализации и материальному обеспечению  и защите детей.

Ценности - супружеская верность, материальное обеспечение семьи, поддержание порядка в доме, уважение к родителям.

Нормы - Иметь столько детей, сколько вы в состоянии содержать; супружеская верность.

31. Церковь как социальный институт.

Религиозные институты главное внимание уделяют усилению социальной солидарности и согласия.

Ценности - Чтение Священного Писания (Библии, Корана, Торы) и строгое соблюдение его заветов; поклонение Богу.

Нормы - Посещать церковь, жертвовать деньги, следовать учениям церкви.

32. Государство как социальный институт.

Политические институты главное внимание уделяют защите граждан друг от друга и от внешних врагов.

Группы и организации - политические партии, конгрессы, парламенты, монархии.

Ценности - Правило простого большинства, право голоса.

Нормы - Один человек – один голос, голосование как привилегия и право.

33. Экономика как социальный институт.

Экономические институты  главное внимание уделяют производству и реализации товаров и услуг.

Группы и организации - Кредитные союзы, банки, бюро кредитной информации, клубы потребителей.

Ценности - Зарабатывание денег, своевременная оплата счетов, эффективное производство.

Нормы - Максимизация прибыли, “клиент всегда прав”, упорный труд.

34.

35. Понятие социальной группы.

Социальная группа — это совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих себя частью группы и признающихся членами этой группы с точки зрения других людей". В данном случае, принадлежность к той или иной социальной группе рассматривается как основа для самоидентификации личности.

Социальные группы в свою очередь делятся по масштабу и  степени сплоченности на большие  и малые, первичные и вторичные.

Хар-ка соц. групп:

А)общая заинтересованность в какой-либо теме;

Б)принадлежность к суб-культуре (Деловые круги; статусные круги).

36. Первичные и вторичные группы.

Первичная группа – группа, в которой нет четких целей, зато есть жесткий соц. контроль, постоянное взаимодействие, каждый член  группы рассматривается, как индивидуальность.

Вторичная группа — это группа, организованная для реализации определенных целей, внутри которой почти отсутствуют эмоциональные отношения и в которой пре¬обладают предметные контакты, чаще всего опосредован¬ные. Члены данной группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регулиру¬ется правилами. В качестве примера можно привести наши взаимоотношения с продавцом в магазине или с кассиром на станции обслуживания.

37.

38.

39.

40. Этапы развития социологии:

1. Классическая соц-гия:

А) ранняя классика (с 40-х годов XIX века);

Б) классическая соц-гия (до начала XX века);

2. Современная соц-гия:

А) неоклассическая соц-гия (20-50-е годы XX века);

Б) постклассическая соц-гия (60-е-70-е годы XX века);

В) постмодернистская соц-гия (с 80-х годов до настоящего времени).

41.

42.

43.

44. Основные положения социологии О.Конта.

Соц-гия – вершина знания.

Соц-гия делится на соц. статику и соц. динамику.

Соц. статика изучает стабильное гармоничное состояние общ-ва. Проблема – как возможно стабильное общ-во.

Соц. динамика изучает закономерности развития и изменение соц. системы. Закон 3-х стадий:

  1. Теологическая стадия (военное об-во): анимизм, катинизм, язычество, фетишизм, монотеизм;
  2. Метафизическая стадия;
  3. Позитивная стадия (промышленное общ-во).

45. Основные положения социологии Г. Спенсера 
Г. Спенсер (1820-1903) 
«Соц. статика»; «Основание социологии» - работы 
Идеи Спенсера: 
I. Концепция эволюционизма: 
(Все подчиняется законам эволюции). Законы эволюции – рост и усложнение объекта путем дифференциации частей, выполняющих различ. ф-ции и интеграция в целом (т.е. эволюция идет от простого к сложному, от малообразия к многообразию, к увеличению ф-ции, к невозможности эволюционировать без интеграции). 
Этапы эволюции: 
1. Неорганический этап 
2. Органический этап 
3. Надорганический этап – этап становления общ-ва, соц. отношений. 
На этом этапе 2 типа общества: 
а) военное общ-во (примитивное, слож. ф-ции нет, насилие – двигатель интеграции) 
в)промышленное общ-во (слож. система, наказание для перевоспитания, отмена смертной казни). 
II. Организм (общ-во – соц. организм, кровь общ. – деньги, мозг – гос-во, нечто живое) 
Выделяет систему органов общ-ва: 
1. Регулятивная система 
2. Производительная сист. (дух. и мат. Блага) 
3. Распределительная сист. 
Спенсер первый употребляет термин соц. институт (организация устойчивых форм деятельности людей) 
Критерий прогресса общ-ва – свобода общества ( чем более развито общ-во, тем свободней индивид). 
Общ-во для индивида.

46. Социология Карла Маркса 
К. Маркс (1818-1883) 
«Тезисы о феермахе», «Немецкая идеология», «Капитал» - работы Маркса. 
«Бытие определяет сознание» - осн. Тезис (мат. Производство определяет дух. жизнь общества и личности) 
Общественно-экономическая формация:

Базис общества: 
Способ производства = производительные силы об-ва (человеч. рес-сы + орудия труда) + производственные отнош. (собственность – ядро производственных отнош.)

Надстройка:

Ис-кус-ство

Ре-ли-гия

По-ли-ти-ка

На-ука

Пра-во


Классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в системе производственных отношений, по их отношению к средствам, по распределению материальных благ.

47. Основные положения социологии Э.Дюркгейма 
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) 
«Правила социологич. метода о разделении общественного труда»; «Трактат самоубийства» - работы. 
Соц. реальность сост. из соц. факторов. 
Соц. факты – не зав. от ч-ка, нах. не в сознании ч-ка, но, при этом, воздействуют на ч-ка. (например: армия) 
«Соц. факты необходимо изучать как вещи» - тезис Дюркгейма. 
Концепция социологизма Дюркгейма: 
Соц. реальность не просто реальность особого вида, но это реальность, доминирующая над индивидом. «Коллективное сознание» 
Осн. метод – историко-сравнительный. 
«О разделении общественного труда» работа о поддержании единства общества. Единство общества благодаря разделению труда. Выделяют 2 этапа: 
1) Общ-во механической солидарности (низкое разделение труда, жесткий соц. контроль, жесткая система наказаний, доминирование коллективного сознания, индивид не существует) 
2) Общ-во органической солидарности (высокое разделении, зависимость друг от друга функционально) 
Индивид для общ-ва 

48. Социология М.Вебера.

В результате исследования соц. реальности приходит к выводу, что  методы естественных наук не подходят для исследования общ-ва. Предмет соц-гии – соц. действие (это такое действие, которое по предполагаемому действующим индивидом смыслу соотносится с действиями других людей и ориентировано на них.)

Метод изучения понимающей соц-гии – метод идеального типа.

Идеальный тип – теоретическая  конструкция, выражающая наиболее характерные  черты изучаемого явления и служащая средством упорядочивания эмпирического материала.

49. Общность и общество Ф. Тённиса 
«Община и общество» - работа 
Yemeinschaft – характерные традиции общества, тесные семейные отношения, нормы любви, взаимопонимание. 
Yeselschaft – индустриальное общество, экономический, безличные, искусственные отношения.

50. Символический интеракционизм. Ролевая концепция личности.

Основателем является Г.Мид.

Основные положения:

1.В отличие от животного  у чел-ка есть язык и речь;

2.Люди способны в процессе  социализации усваивать символы  и значения;

3.Чел-к способен интерпретировать символы в соответствии со своим опытом, знанием и т.д.

Чел-к вписывается в  схему определения ситуации, презентации  значения. Эта схема дает концепцию  ролевой ситуации, т.е. типичную реакцию  на типичное поведение. Нарушение ситуации приводит к конфликту.

Этапы ролевого развития личности (Мид, Кули):

1.Имитация (подражание);

2.Стадия ролевых игр;

3.Групповые игры; экспектация  – ожидание.

Роль – типичная реакция  на типичное ожидание.

В дальнейшем эту концепцию  изучали Парсонс и Мертен.

Парсонс считает, что любую роль можно описать посредством след. характеристик:

1.Эмоциональность;

2.Способ получения (предписанные  и достигнутые роли);

3.Масштаб (некоторые роли  жестко ограничены определенным  аспектом взаимодействия);

4.Формализация (жесткие правила);

5.Мотивация (различные  роли обусловлены различными  мотивациями).

Р.Мертен вводит понятия ролевого конфликта и ролевой напряженности:

Ролевой конфликт – ситуация, связанная с необходимостью удовлетворять  требования 2-х и более ролей.

Ролевая напряженность –  ситуация, при кот. в одной роли сталкиваются противоречивые ожидания.

51.Культура и общество.

Культура – система истор. развивающихся над биологических программ человеческого поведения, общения и действия. Эти программы передаются из поколения в поколение.

Культура – системы действующих в общ-ве или в рамках определенного соц. слоя общезначимых моделей поведения. (в социологич. смысле).

Культура делится на 2 уровня:

А) уровень первичной культуры – массовые непосредственные навыки поведения людей в быту;

Б) уровень вторичной культуры – литр-ра, живопись, архитектура, кинематограф и т.д.

Спонтанная культура – множество мелких деталей, привычек, кот. присущи всем членам общ-ва в данном регионе в данную эпоху. (изучение этой культуры более продуктивно, т.к она дает больше инф-ции).

Элементы культуры:  ценности, идеология, язык, символы, традиции, обычаи, ритуалы, модели поведения.

Ф-и культуры: коммуникативная, прогностическая, идентификационная, адаптационная.

Общество!!!!

52. Коммуникация и общество.

Н. Луман определяет общ-во как систему коммуникации, кот. протекает в определенной организованной среде.

Соц. коммуникация – передача инф-ции от чел-ка к чел-ку посредством языка, речи и др. знаковых систем.

Уровни соц. коммуникации:

А) Интроперсональная ком-ция – внутренняя коммуникация;

Б) Межличностная  ком-ция – тот уровень ком-ции, кот. позволяет передавать инф-цию с включением прямой обратной связи;

В) Межгрупповая ком-ция – включает в себя межличностную ком-цию;

Г) Массовая ком-ция – передача инф-ции на большие численно рассредоточенные аудитории с использованием тех. средств передачи инф-ции.

Ф-и мас. ком-ции:

Познавательная, коммуникативная, психологическая, социализирующая, интегративная и ф-я формирования ожидания.

53. Характеристика больших групп.

1. Выстроены рационально( либо для исследований либо для выполнения каких-либо целей);

2. Действия больших групп  целеориентированы (т.е. потеря цели приводит к распаду группы);

3. Групповое мнение редко  используется;

4. Контроль осуществляется  сверху вниз;

5. Конформизм политики, проводимый  активной частью группы.

Среди больших  групп выделяют:

А) Агрегации – случайное скопление людей, не вступающих во взаимодействие;

Б) Категории – номинальные группы для исследований;

В) Кагорта – большие группы, которые варьируются с промежутком ±5 лет;

Г) Квазигруппы – случайные объединения, имеющие определенную цель. В этих группах отсутствуют устойчивые ожидания.

Виды квазигрупп:

• Аудитория – соц. общность людей, объединенных взаимодействием с коммуникатором, владеющим информацией и доводящим ее до сведенья группы;

• Соц. круги – свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью и очень неустойчивыми отношениями между членами группы;

• Толпа – временное собрание людей, объединенное в замкнутом физическом пространстве общностью интересов.

54.

   


Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"