Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 15:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
Интерес к социальным явлениям и процессам возник с появлением общества. Однако социология как наука сформировалась сравнительно недавно. Коммуникация, играющая одну из самых важных ролей в социализации на протяжении всей истории существования человечества, стала объектом научного социологического интереса только в ХХ в.
Истоками ее изучения послужили
различные научные направления
психологии, лингвистики, а также
идеи социального конструктивизма,
рассматривающие формирование социального
знания как часть социальной деятельности
людей. Впервые такой интерес
был проявлен М. Вебером, который
с позиций понимающей социологии
обосновал необходимость
имеет многоуровневую структуру: научная картина мира, общая теория, частная (специальная) теория, эмпирическое исследование, прикладное исследование, методология, методика и техника.
Научная картина мира задается всей
совокупностью
категорий, описывающих ту реальность, которая изучается социологией массовой коммуникации. Общесоциологическая теория, базирующаяся на научной картине мира, заданной философией и
всем спектром других существующих в обществе наук, объясняет крупный фрагмент реальности,
изучающийся социологией массовой коммуникации. Таким фрагментом является массовая
коммуникация (МК) как социальный процесс.
Частная (специальная) социологическая
теория, основываясь на общей теории
выполняет прогностическую
Эмпирические исследования предполагают сбор первичных данных об изучаемых объектах, проведенный по заранее выработанной программе.
Прикладное исследование изучение отдельного фрагмента массово-коммуникативной деятельности
отдельного канала или передачи, реакции аудитории на ту или иную конкретную информацию. Задачи прикладного исследования – определение причин данного конкретного явления, процесса или ситуации и выработка соответствующих практических рекомендаций по оптимизации функционирования массовой коммуникации в исследуемой ситуации.
Методология рассматривает способы построения научной теории, а также способствует применению различных научных теорий как объяснительных принципов массово-коммуникативной деятельности.
Объектом исследования социологии массовой коммуникации, как и многих других гуманитарных
и социальных наук, является массовая
коммуникация как социальный процесс.
Социальный процесс – это повторяющаяся
устойчивая модель социального взаимодействия,
поддающаяся идентификации и
характеризующаяся
Предмет социологии массовой коммуникации – это совокупность основных понятий и проблем,
способствующих обнаружению
исследование которых
включает в себя все уровни –
от теоретического до уровня эмпирических
исследований, распространяющихся как
на исследование объекта массово-
Выделяют несколько подходов в понимании сущности массовой коммуникации.
Медиа- ориентированные подходы исходят из посылки об относительной автономности массовой коммуникации в обществе. В рамках социально-ориентированных подходов утверждается, что особенности массово коммуникационных процессов предопределяются процессами более общего порядка. В этой связи приоритетное внимание уделяется сферам политики и экономики. Широко распространены культурологические подходы, акцентирующие внимание на изучении
массовой коммуникации в контексте как продуцируемых ими, так и распространенных в обществе
идеях, ценностях, представлениях. Изучение массовой коммуникации возможно в следующих аспектах:
1. «Массовая коммуникация –
культурологическая
содержание сообщений и
2. «Массовая коммуникация –
материалистическая
на изучении политико-экономических и технологических составляющих массовой коммуникации.
3. «Общество –
факторов в процессе производства и потребления материалов массовой коммуникации, а также
функциональной роли последних в обществе.
4. «Общество –
отражение экономических и материальных
условий, сложившихся в обществе.
Особенности рассмотренных
изучения составляющих системы «массовая коммуникация – общество». Следует также сказать о
различиях в изучении массовой коммуникации, присущих разным научным дисциплинам.
Структурный подход в изучении массовой коммуникации имеет своим основным источником
социологию. Вместе с тем он включает исследовательские перспективы, принятые в исторической
науке, праве, экономике. В рамках структурного подхода внимание сосредоточивается на функциях
массовой коммуникации как системы, на ее организациях, их отношениях с другими сферами
общества. В рамках подхода эмпирической основой анализа являются обобщенные данные
репрезентативных опросов, статистические материалы.
Бихевиористские подходы имеют своим основанием как психологию, так и социологию. Основным
объектом анализа здесь
выбором, восприятием и реакцией на сообщения массовой коммуникации. При этом используются
как экспериментальные методики, принятые в психологии, так и многомерный анализ данных
репрезентативных опросов, распространенный в социологии. В случае изучения организаций средств
массовой коммуникации широко используется включенное наблюдение.
Культурологические подходы основаны на традициях анализа, принятых в философии, литературоведении,
антропологии, лингвистике. Подходы
применяются в связи с
смысла, значения и языка сообщений массовой коммуникации. В центре внимания здесь находятся
не получение эмпирически
контекстов коммуникации. Основными являются качественные, глубинные исследовательские
методы.
Тоже что и 2
Выделяются три этапа в
определялась та или иная роль в их воздействии на современное общество.
Первый этап обозначен исследованиями 20–30-х годов XX в. и характеризуется наделением
массовых коммуникаций практически безграничным влиянием на общественное мнение и поведение
людей.
На втором этапе – 40-60-е годы XX в. – под влиянием ряда эмпирических исследований уверенность
во всемогуществе прессы сменилась более сдержанным отношением к ее возможностям воздействия
на массовую аудиторию.
Третий этап, условно датирующийся началом 70-х годов XX в. и длящийся по настоящее время,
определяется как возвращение к научным парадигмам первого этапа, однако измененным новыми
социальными реалиями.
К первому этапу исследований массовой коммуникации относится деятельность американских
ученых В. Липпмана и Г. Лассуэлла, а также немецких ученых Т. Адорно и М. Хоркхаймера.
В. Липпман, автор работы «Общественное мнение» (1922 г.), утверждал, что процесс осознания
действительности и
которые возникают под воздействием массовых коммуникаций, проводящих первичную селекцию фактов по своему усмотрению, а также искажающих эти факты.
Г. Лассуэлл, которому принадлежит создание однонаправленной линейной модели коммуникативного акта, Научный подход этого автора определен учеными как бихевиористский, так как при изучении воздействия массовой коммуникации на аудиторию он исходил из принципа «стимул–реакция». Убеждения в том, что сообщения средств массовой коммуникации одинаково воспринимаются всеми реципиентами и вызывают у них незамедлительную и предсказуемую реакцию, послужили тому, что концепция Лассвелла была определена как «теория волшебной пули», Т. Адорно и М. Хоркхаймера. В 1944 г. увидела свет их работа «Диалектика просвещения», в которой одна из глав была посвящена анализу средств массовой коммуникации, их месту и роли в функционировании современного общества. По мнению авторов, основную роль в формировании массового сознания играют всевозможные развлекательные программы, привлекающие внимание аудитории легким, доступным и актуальным в повседневной жизни содержанием. Это способствует пассивности потребителей информации и повышает их восприимчивость к различного рода пропагандистским воздействиям, что позволяет управлять сознанием и поведением масс в нужном для субъектов пропаганды направлении.
Одним из основоположников теории «минимального эффекта» является П. Лазарсфельд, сделавший
ряд открытий, касающихся ограниченного влияния массовой коммуникации на аудиторию,
по результатам проводимых им исследований общественного мнения во время избирательных
кампаний. В рассмотренных концепциях представителей второго этапа исследований массовой коммуникации,
определивших их влияние на аудиторию как минимальное, сформулированы практически
те же выводы, что и в концепциях представителей первого этапа. Все ученые так или иначе признают
большое влияние массовой коммуникации на формирование массового сознания и на поведение людей.
Разница заключается в определении психологических механизмов осуществления этого влияния. П. Лазарсфельд и Р. Мертон, разработав двухступенчатую модель коммуникативного воздействия, вводят в социологическое исследование массовой коммуникации психологический элемент межличностного влияния, способствующего эффективному массово-информационному воздействию. Наряду с рассмотренными теориями второй этап в исследовании выделенного феномена включает в себя теории, переносящие акцент с коммуникатора как субъекта коммуникации на аудиторию –
т.е. на ее объект. К таким теориям
можно отнести концепцию
аудитории и концепцию социальной ответственности прессы. У. Шрамм разработал концепцию всеобщей социальной ответственности: «существуют три влиятельные группы, способные при желании вносить изменения. Это – правительства, сами средства связи и массовая аудитория. Ответственность они должны разделить между собой». Авторы формулируют четыре теории прессы, характерные для различных исторических периодов
и различных социально-
социальной ответственности и советскую коммунистическую теорию. При этом две последние
являются разновидностями двух первых, которые авторы считают основными. «Средство есть сообщение» – главный тезис концепции Маклюэна, считавшего, что восприятие аудиторией как самой информации, так и действительности, описываемой ею, зависит от того, каким средством или по какому (с технической точки зрения) каналу передана информация. Во второй половине ХХ столетия наряду с социологическим анализом массово-коммуникативной
деятельности получил
с позиции лингвистической
В 60-е годы группой ученых во главе с Дж. Гербнером были проведены исследования в направлении,
противоположном структурализму, – исследования содержания телевидения как канала массовой
коммуникации. Определяя отношение аудитории к телеинформации как потребительское, авторы