Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 20:36, шпаргалка

Описание работы

1. Объект и предмет социологии
2. Структура социологии и уровни социологического знания
3. Методы социологического исследования.

Работа содержит 1 файл

социология 1-22.docx

— 68.88 Кб (Скачать)

1. Объект и предмет социологии

Любая научная  дисциплина имеет свой объект и предмет исследования. Более того, именно точное определение собственного предмета исследования дает основания для появления новой науки. Так, например, социология выделилась как самостоятельная наука лишь после определения О. Контом предмета ее изучения.

Под объектом науки понимается феномен или круг явлений, который она изучает. Чем шире круг этих явлений, тем более общий характер она имеет. Так, биология исследует все, что относится к процессам живой природы. Поскольку их многообразие огромно, биологию часто определяют как «совокупность наук о живой природе».

На объект изучения социологии прямо указывает  ее название, составленное из слов двух разных языков: латинского– socium, societas (общество) и греческого– logos (изучение). Таким образом, объектом социологии является общество. Как известно, общество изучается многими научными дисциплинами, например: историей, экономикой, политологией и др., но каждая выделяет для себя какой-либо специфический срез, аспект исследуемого объекта, который и называется предметом данной науки.

Так, история  занимается конкретными событиями, локализованными в пространстве и времени, т. е. каждое историческое событие имеет определенное место, дату и конкретных участников, вплоть до указания имен, фамилий, прозвищ. Социология же, в отличие от истории, имеет дело с типичными чертами, общими для явлений и процессов, происходивших или происходящих в разное время и (или) в разных местах.

На самом  деле вопрос о предмете социологии достаточно сложен. Трудно дать определение, с которым были бы согласны все  представители этой научной дисциплины. Отчасти это связано с молодостью самой науки, отчасти – с существенной эволюцией ее предмета на разных этапах познания. Теоретическое социологическое  изучение общества затруднено также  вследствие быстрых изменений в  общественной жизни на протяжении последних 150 лет. Происходившие изменения  форм общественного устройства, социальных институтов и социальных (общественных) потребностей существенно повлияли на направления исследований, что  вызывает необходимость периодического уточнения предмета науки. Дискуссии  на эту тему продолжаются до сих  пор.

Например, в 1999 г. на 34 Конгрессе Международного Института Социологии (МИС) – старейшей международной социологической организации, возникшей на базе Сорбонны в 1893 г. [1], было предложено считать им «социальный порядок».

В одном из последних отечественных вузовских  учебников (2003 г.) предметом науки называются «взаимодействия между входящими в состав общества людьми», что оставляет за пределами рассмотрения взаимодействия между обществами, цивилизационный уровень социологического анализа и пр.

Более широкое  содержание имеет выдвижение в этом качестве «совокупности социальных отношений», однако здесь необходимы уточнения. «Отношения» в данном контексте понимаются в широком  смысле, как включающие в себя:

• отношения как соотношение чего-то с чем-то. Так, незнакомые люди или группы людей, находящиеся в разных местах, занимающие разные позиции в обществе, тем не менее могут быть соотнесены между собой по сходству или различию позиций и, значит, находятся в каком-то отношении друг к другу;

• отношение как связь, когда между людьми, группами людей или обществами существует одно– или двусторонний обмен, хотя бы информацией;

• отношение как взаимодействие, когда между сторонами наличествует какая-либо координация действий или даже односторонний учет действий другой стороны с коррекцией собственных.

В таком понимании  контовские «законы» можно рассматривать  тоже как «отношения», складывающиеся в обществе, и поэтому определение  О. Конта не противоречит последнему.

Еще сложнее  ситуация со словом «социальное». В  русском языке оно используется в различных значениях. Первоначально  «социальное» означало «общественное», но впоследствии приобрело дополнительные смыслы, в частности, каритативный– «социальное обеспечение», «социальная поддержка». В последнее время в российском политическом лексиконе широко используется словосочетание «затраты на социальную сферу» для определения той части расходов общества, которая направляется на удовлетворение потребностей населения в здравоохранении, образовании и пр.

Функции социологии.

  1. Гносеологическая (познавательная)
  2. Прагматическая
  3. Управленческая
  4. Мировоззренческая социализации

 

Социология выполняет ряд специфических  функций. Известно, что О.Конт определял  социологию как обществознание и  указывал, что она способна только отражать, описывать существующее общество. Этой точки зрения придерживаются многие ученые и в настоящее время. В  отличие от О.Конта, Э. Дюркгейм считал, что социология должна не только описывать  и анализировать общественные явления, прогнозировать дальнейшее развитие общества, но также должна давать конкретные рекомендации по его совершенствованию.

В.А.Ядов отмечал, что главные прикладные функции социологии состоят в  представлении обществу достоверной  информации о его состоянии как  реальном положении социального  субъекта с его интересами, взглядами, мнениями, иллюзиями и заблуждениями, чаяниями и надеждами.

Познавательная функция заключается  в изучении, исследовании, анализе  социальной реальности, которая выступает  в виде одного или целой группы взаимосвязанных факторов. Эта функция  направлена на "производство" новых  социологических знаний. Ее реализация происходит на всех уровнях социологического знания, так как общество - сложная  система и его невозможно познать, изучить, проводя накопление и синтез только теоретических знаний фундаментальной  социологии. В конечном итоге познавательная функция является также основой  для осуществления других функций.

Описательная функция заключается  в описании, систематизации, накоплении полученного исследователями материала  в виде различных научных отчетов, статей, книг. Они отражают действительную картину изучаемого социального  объекта.

Прогностическая функция играет очень  важную роль. Она выражается в том, что дает научно обоснованные прогнозы развития как всего общества, так  и его отдельных сфер и структур, что выступает теоретической  основой для построения перспективных  планов их развития.

Критическая функция. На Западе эта  функция выделена в форме своеобразного  направления - социальной критики. Благодаря  ей познаваемый мир оценивается  с точки зрения интересов личности. Получая объективные знания, социология имеет возможность сигнализировать  о произошедших отклонениях в  развитии общества, которые могут  привести к каким-либо негативным социальным явлениям и последствиям.

Идеологическая функция. Наличие  этой функции обусловлено рядом  обстоятельств. Хотя ученый-социолог и  заинтересован в том, чтобы получить максимально точную и объективную  информацию об изучаемом явлении, все  же результаты не всегда свободны от политической оценки. Выбор темы исследования, разработка задач, техника проведения исследования, интерпретация полученных результатов  нередко определяются его социально-политической позицией и зависят от его ценностных ориентаций и политических интересов.

Из вышеизложенного можно сделав вывод, что социология как наука  имеет многоаспектное, многоцелевое назначение и выполняет многообразные  функции.

 

 

 

2. Структура социологии  и уровни социологического знания

Структура социологии (О. Конт)

  1. Фундаментальное социологическое знание
  2. Социологические теории среднего уровня, социальное значение
  3. Эмпирическое социологическое значение

 

Одно из важнейших мест в процессе институционализации  принадлежит разделению труда, наличию  в организационной структуре  науки трех относительно независимых  уровней: 1)уровень фундаментальных  исследований; 2)уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных проблем, на основе существующих фундаментальных знаний; 3)социальная инженерия уровень практического внедрения научных знаний с целью совершенствования имеющихся технологий.

Данная классификация  позволяет вычленить в структуре  социологии три уровня: теоретическую  социологию, прикладную социологию, социальную инженерию.

Наряду с этими тремя  уровнями, социологи выделяют также  внутри своей науки макро- и микросоциологию. Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически  длительные процессы. Микросоциология  изучает повсеместное поведение  людей в их непосредственном межличностном  взаимодействии. Эти уровни тесно  взаимосвязаны, так как непосредственное, повседневное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и институтов.

Своеобразной формой пересечения  всех этих уровней выступают такие  структурные элементы социологии, как  отраслевые социологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере  социологии по характеру исследуемых  объектов.

Уровни социологического знания

На фундаментальном уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими  науками и областями научного знания: философией, историей, культурологией, политологией, психологией, экономикой и др. Концепции, выдвигаемые социологией  на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции; при  этом, как правило, не выделяются для  изучения такие конкретные социальные единицы, как социальная группа или  социальный процесс. Такой уровень  социологического знания принято называть общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, - общесоциологическими.

Что касается эмпирического уровня, то в социологии это сбор многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, их последующая  обработка, а также обобщение  и формулирование первичных выводов  относительно конкретных явлений социальной жизни. Сюда относятся теоретические  обобщения, полученные методом индукции (умозаключения от частных, единичных  случаев к общим выводам). Эмпирические исследования, не связанные общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу  большинства социальных явлений.

По мере возрастания требований к практическому решению социальных проблем современного общества возникла настоятельная необходимость в  изучении и объяснении социальных явлений, происходящих в отдельных областях жизнедеятельности людей. Противостояние фундаментальных и эмпирических исследований в значительной степени  тормозило развитие социологии, мешало кооперации ученых и объединению  их усилий. Выход из этого положения  был найден в результате формирования еще одного уровня социологического знания - теорий среднего уровня. Этот научный термин был введен в практическую деятельность исследователей американским социологом Робертом Мертоном.

Социологи полагают, что выделение  теорий среднего уровня создает целый  ряд неоспоримых удобств и  преимуществ, главные из которых:

- возможность создания прочной  и удобной теоретической основы  для исследований конкретных  областей человеческой деятельности  и отдельных составляющих социальных  структур без использования громоздкого  и излишне абстрактного понятийного  аппарата фундаментальных теорий;

- осуществление тесного взаимодействия  с реальной жизнью людей, которая  всегда находится в поле зрения  теорий среднего уровня, отражающих  практические проблемы жизни  общества;

- демонстрирование возможностей  и убедительности социологических  исследований в глазах менеджеров, ученых и специалистов несоциологических  областей знания.

Все теории среднего уровня можно  условно подразделить на три группы: теории социальных институтов (изучающие  сложные социальные зависимости  и отношения), теории социальных общностей (рассматривающие структурные единицы  общества - от малой группы до социального  класса) и теории специализированных социальных процессов (изучающие социальные изменения и процессы). Однако в  настоящее время использование  данных теорий среднего уровня связано  с определенными трудностями, так  как социологи, занимающиеся исследованием  разных сторон жизни общества, используют различные научные подходы к  изучению стоящих перед ними проблем.

Социология и  другие гуманитарные науки

Общество  является объектом изучения целого ряда научных дисциплин, поэтому важно  уточнить, каким образом соотносятся  и чем отличаются предметные области  социологии, истории, политологии, экономической  науки. При этом мы будем исходить из наиболее общего современного определения  предмета социологии – изучение социальных отношений (включающих разного рода взаимодействия как особый вид отношений).

Итак, история, в первую очередь, интересуется фиксацией, описанием и интерпретацией конкретных событий и фактов, имевших место в прошлом и настоящем человечества. Отражаемые историей факты реальной жизни всегда конкретны и неповторимы. Не в том смысле, что, скажем, войны не повторяются, а в том, что никогда не было двух одинаковых войн. Каждая война отличается от другой – участниками, временем, местом, течением военных действий и последствиями.

По  замечанию Макса Вебера, историк  имеет дело с событиями, локализованными  в пространстве и времени, т. е. каждое историческое событие имеет определенное место, дату и конкретных участников, вплоть до указания имен, фамилий, прозвищ отдельных заметных личностей.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"