Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
1. Социология — наука о жизнедеятельности общества
как совокупности социальных связей и отношений между его субъектами:социальными общностями, институтами, лично
Соответственно объектом науки социология является общество, обладающее качеством целостности и системности, апредметом — его субъекты: социальные общности, институты и личности.
В структуре социологической науки можно выделить три уровня:
2. Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяется, в первую очередь, через функции, которые она выполняет. Как и всякая другая наука, социология выполняет познавательную функцию. Она на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, “прирост“ нового знания о различных сферах общественной жизни, раскрывает закономерности перспективы социального развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающие значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, “поставляющие” науке богатый фактический материал о тех или иных областях общественной жизни.
Для социологии характерной чертой является единство теории и практики. Познавая объективные законы существования, функционирования и развития общества, социология осуществляет вместе с другими науками об обществе сбор, систематизацию и накопление информации, которая используется при принятии управленческих решений, передается от поколения к поколению. В этом проявляется информационная функция социологии. Систематизация и накопление информации осуществляется в форме описания процессов и явлений общественной жизни в виде книг, учебников, научных отчетов и т.п. Социологии, как и любой другой науке, свойственна также описательная функция.
Значительная часть
3. Основные категории и законы со
Категории
это универсальные формы
Основными категориями социологии являются:
общество - как система связей, отношений между индивидами, социальными общностями и группами, их деятельность, то есть как система социальных организаций и институтов;
общество как совокупность общностей (классовых, профессиональных, этнических, демографических, политических и т.п.) людей, совокупность личностей, то есть как социальная структура;
общество как система функционирования общественных отношений, совокупность социальных процессов и явлений (социальная стратификация, социализация, социальная мобильность, общественное мнение, маргинальность, социальная революция, социальный конфликт и т.п.);
личность - человек, являющийся членом конкретной общественной системы, обладающий социальной активностью, то есть как отражение совокупности всей системы общественных отношений;
индивид - основной элемент социальной системы, как конкретно существующая личность.
Важное место в категорийном аппарате социологии занимают место определения социальной реальности, социальной структуры и социальных отношений, социальной организации и социального института, гражданского общества и государства, социальной деятельности и социального воспроизводства, социального явления и социального процесса; в военной социологии - войны и мира, вооруженных сил и армии, военного труда и социального воспроизводства вооруженной защиты государства и общества, военной структуры и военной организации государства и общества.
Социальная реальность - объективное (независимо от сознания людей) существование общества и системы общественных отношений, процессов и явлений.
Явление социальное - свершившееся событие, обусловленное результатами деятельности людей, общества; то в чем обнаруживается сущность жизнедеятельности общества и общественной жизни человека, например, общественное разделение труда, государство, война, мир, общественное мнение, общественное сознание, мода и т.д.
4. Социологические теории народников
Все главные положения социологии народничества теоретически обосновывали возможность самобытного, некапиталистического развития России, которого можно было достичь благодаря активному вмешательству в ход исторического процесса.
Конец 1860х - начало 1880х годов: революционное направление народничества, сторонники которой стремились к крестьянской революции.
Середина 1880х - середина 1890х годов: либеральное направление народничества.
С середины 1890х годов народническая
социология под напором марксистской
критики приходит в упадок, ее заменяет
созданная в 1902 году партия социалистов-революционеров.
Объединяло революционных народников
то, что они критиковали царизм,
требовали уничтожения
П.Л.Лавров (1828-1900). Основные социологические работы: "Знание и революции", "Социальная революция и задачи нравственности", "Кому принадлежит будущее".
Был теоретиком подготовительно
- пропагандистского направления. Выступал
за длительную пропаганду социалистических
идей, так как народ еще не готов
к социалистическому
5. бщественная жизнь России во многом определила своеобразие ее мировоззренческих теорий по сравнению с социальными теориями Запада и США. Основные из них заключаются в следующем.
Во-первых, в течение длительного времени проблемы обществоведения освещались в России преимущественно с помощью художественных средств (поэзии, прозы, публицистики и т.д.). Не случайно Плеханов, говоря о великом русском критике Белинском, охарактеризовал его как «великого социолога». Возникновение социологической мысли в России связано с трудами Ю. Крижанича, М. Ломоносова, А. Радищева, П. Чаадаева, с идеологией славянофилов, а также с трудами русского религиозного философа, поэта и критика B.C. Соловьева. В своих работах они показали блистательные образцы социологического анализа российского общества и личности, доказали, что в понимании многих вопросов государственного устройства и общественных отношений российские мыслители не уступают своим коллегам из других стран, а в чем-то и значительно их превосходят.
Во-вторых, возникновению социологии в России как вполне самостоятельной области научных знаний предшествовал подготовительный этап, совпавший с развитием двух мировоззренческих ориентаций: западнической и славянофильской. Первое направление было ориентировано на усвоение и развитие уже на российской почве идей великих европейских философов — Канта, Гегеля, Фихте и т.д. Славянофильство же предполагало в первую очередь осмысление исторической судьбы России, се культуры и места в мировой цивилизации. По большому счету, обществоведы России не придержи вались узких рамок, а стремились к синтезу идей, полемике с западной наукой.
Третьей и, пожалуй, главной особенностью начального этапа развития социологии в России было почти одновременное зарождение в середине XIX в. двух течений, складывающихся на основе идей Запада, — позитивизма и марксизма. И это не случайно, так как при всей самобытности русской социологии ее развитие в основе своей протекало в общем русле мирового движения.
6. Основателем классической социологии считае
О. Конт считал, что человеческое познание в своем развитии проходит три сменяющие друг друга состояния: теологическое, метафизическое, позитивное. В первых двух стадиях познание носит спонтанный характер и не имеет достаточных научных обоснований. Третья позитивная стадия основывается на точной оценке существующей реальности.
Классическая социология О. Конта состояла из двух основных частей: социальной статики, изучавшей структуру общества как бы в застывшем состоянии, и социальной динамики, исследовавшей процессы социальных изменений. Противопоставляя социологическую науку другим радикальным (революционным) теориям О. Конт считал, что классическая социология является наукой, способной дать позитивные (положительные) ответы на самые насущные вопросы времени и указать обществу эволюционный путь развития, исключающий социальные катаклизмы и революции. Поэтому он называл социологию позитивной наукой. По мнению Конта,позитивизм должен обладать следующими характеристиками: реальный, полезный, достоверный, точный, организующий. Конт также предложил для проведения социологических исследований следующие методы: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод.
Среди различных систем социальных институтов или сфер социальной жизни Конт ocoбoе значение придает религии и морали. Именно они, по его мнению, определяют все остальные: науку, экономику, политику, право и т. д. Социальный вопрос для него прежде всего носит не экономический и не политический по своей сути характер, а морально-религиозный. С помощью субъективного метода разработка морали сливается с построением социологии. Одновременно классическая социология становится средством учреждения религии человечества.
7.
60-е годы XIX века, времена правления Александра
III, начинаются великие реформы. Эти реформы
были вынужденными, их диктовал ход экономического
развития. Общество было почти готово
к решительным действиям, что признавал
даже новый царь Александр II. Борьба вокруг
готовящейся реформы по поводу меры уступок
крестьянам и величины потерь землевладельцев
– помещиков привела к чёткой поляризации
общественных сил. Из западничества выделилась
революционная демократия во главе с Чернышевским,
другая часть западников сместилась в
сторону либерализма. В это время в русском
обществоведении сложилась такая ситуация,
когда часть конкретных социальных наук
– история, этнография, социальная статистика,
юридическая наука и другие – достигли
известных успехов, но дальнейшее их развитие
требовало глобального методологического
осмысления материала. Философия оказалась
парализованной собственными трудностями.
В этих условиях возникла потребность
в новой обобщающей общественной науке
– социологии.
1860-1890-е годы считаются
первым этапом развития
Именно на этом рубеже обозначились первые итоги методологической дискуссии о статусе новой науки, появились публикации, чётко зафиксировавшие рождение двух противоположных направлений – объективного и субъективного. Источником этих направлений стали идеи Конта.