Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:45, шпаргалка
Экзаменационные вопросы по социологии
2007/08 уч.г.
1. Социология как наука: структура и уровни социологического знания.
2. Функции социологической науки.
3. Нация как социально-этническая общность.
4. Г. Спенсер и его органическая теория общества.
5. Э. Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества.
6. Общесоциологическая теория К.Маркса и Ф.Энгельса и современность.
7. Современная западная социология: основные направления.
8. Субъективное направление в русской социологии (П.Л.Лавров,
Н.К. Михайловский).
9. Соотношение социологии с другими общественными науками (социальной философией, политологией, историей).
10. Социология «легального марксизма» (П.Струве, М.Туган-Барановский).
11. Социальная мобильность и её разновидности.
12. Психологическое направление в русской социологии (Е.В. Де-Роберти,
Н.И. Кареев, Л.И. Петражицкий).
13. Социализация личности. Проблемы социальной зрелости личности.
14. Концепция социального плюрализма М.М. Ковалевского.
15. Бюрократия как социальный слой.
16. Опрос как основной вид социологического исследования. Его разновидности и возможности, ограничения опросного метода.
17. Семья как социальный институт.
18. Социальные функции семьи.
19. Семья и брак в современном обществе. Проблемы стабильности семейно-брачных отношений.
20. Социологическое исследование: понятие, виды, основные этапы.
21. Предприниматели как социальный слой.
22. Интеллигенция в социальной структуре российского общества.
23. Интегральная социология П.А. Сорокина.
24. Наблюдение как метод социологического исследования.
25. Анархистское направление в русской социологии конца XIX -
начала XX века.
26. О. Конт - родоначальник социологической науки.
27. Программа и план в социологическом исследовании.
28. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.
29. Метод фокус-групп в социологическом исследовании.
30. Обработка, анализ и использование результатов социологических исследований.
31. Социальный статус и его виды.
32. Общественное мнение: понятие и сущность. Предпосылки формирования и проявления
общественного мнения.
33. Этнический конфликт как разновидность социального конфликта. Причины возникновения
этнических конфликтов и способы урегулирования.
34. Теория классов и классовых отношений в социологии.
35. Анализ документов как метод сбора социологической информации.
36. Рабочий класс в современном обществе, его социальный облик.
37. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе.
38. Этническая социология, её содержание.
39. Культура, её основные элементы. Понятие и виды субкультуры.
40. «Понимающая социология» М. Вебера.
41. Крестьянство в социальной структуре общества. Проблемы развития
фермерства.
42. Маргинализация как явление современного общества.
43. Теория социальной стратификации.
44. Метод экспертной оценки в социологическом исследовании.
45. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.
46. Социальные институты и организации, их виды и функции.
1. Социология как наука: структура и уровни социологического знания.
2. Функции социологической науки.
3. Нация как социально-этническая общность.
4. Г. Спенсер и его органическая теория общества.
5. Э. Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества.
6. Общесоциологическая теория К.Маркса и Ф.Энгельса и современность.
7. Современная западная социология: основные направления.
8. Субъективное направление в русской социологии (П.Л.Лавров,
Н.К. Михайловский).
9. Соотношение социологии с другими общественными науками (социальной философией, политологией, историей).
10. Социология «легального марксизма» (П.Струве, М.Туган-Барановский).
11. Социальная мобильность и её разновидности.
12. Психологическое направление в русской социологии (Е.В. Де-Роберти,
Н.И. Кареев, Л.И. Петражицкий).
13. Социализация личности. Проблемы социальной зрелости личности.
14. Концепция социального плюрализма М.М. Ковалевского.
15. Бюрократия как социальный слой.
16. Опрос как основной вид социологического исследования. Его разновидности и возможности, ограничения опросного метода.
17. Семья как социальный институт.
18. Социальные функции семьи.
19. Семья и брак в современном обществе. Проблемы стабильности семейно-брачных отношений.
20. Социологическое исследование: понятие, виды, основные этапы.
21. Предприниматели как социальный слой.
22. Интеллигенция в социальной структуре российского общества.
23. Интегральная социология П.А. Сорокина.
24. Наблюдение как метод социологического исследования.
25. Анархистское направление в русской социологии конца XIX -
начала XX века.
26. О. Конт - родоначальник социологической науки.
27. Программа и план в социологическом исследовании.
28. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.
29. Метод фокус-групп в социологическом исследовании.
30. Обработка, анализ и использование результатов социологических исследований.
31. Социальный статус и его виды.
32. Общественное мнение: понятие и сущность. Предпосылки формирования и проявления
общественного мнения.
33. Этнический конфликт как разновидность социального конфликта. Причины возникновения
этнических конфликтов и способы урегулирования.
34. Теория классов и классовых отношений в социологии.
35. Анализ документов как метод сбора социологической информации.
36. Рабочий класс в современном обществе, его социальный облик.
37. Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе.
38. Этническая социология, её содержание.
39. Культура, её основные элементы. Понятие и виды субкультуры.
40. «Понимающая социология» М. Вебера.
41. Крестьянство в социальной структуре общества. Проблемы развития
фермерства.
42. Маргинализация как явление современного общества.
43. Теория социальной стратификации.
44. Метод экспертной оценки в социологическом исследовании.
45. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.
46. Социальные институты и организации, их виды и функции.
1.Социология как наука. Объект и предмет социологии.
Социология - учение об обществе. Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками. Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа. Социальные общности - это все разновидности социальных образований, которые связаны общими интересами. Социология – это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют. Функции социологии: 1. Познавательная. 2. Прогностическая. 3. Управленческая. 4.
Ценностно-ориентирующая
человека. 5. Мировоззренческая. 6.Гуманистическая.
7.Планирования.
2 Функции социологического знания
Функции социологии в обществе: познавательная, прикладная, контролирующая, прогностическая, идеологическая, гуманистическая, планирования. 1.Познавательная – прирост новых знаний о различных сферах жизни, раскрытие
закономерностей и перспектив развития общества. Выполнению этой функции служат как фундамент так и эмпирическое исследование. 2.Прикладная – социальные исследования дают информацию для осуществления
социального контроля над процессами, происходящими в обществе. Без этой информации возрастает возможность появления кризиса, конфликтов, социальных напряженностей. 3.Контролирующая – политические партии и власть используют возможности
социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной деятельности.
4.Прогностическая – разрабатывает прогнозы предстоящего развития процессов, вырабатывает и научно обосновывает прогнозы о тенденциях развитиях социологических процессах. 5.Идеологическая – результаты исследования могут быть использованы в
интересах каких-либо
социальных групп для достижения
ими своих целей, а так же для формирования
определенных стереотипов поведения,
создания системы ценностей и предпочтения
в обществе. 6.Гуманистическая – проведение
социальных исследований, доведение их
результатов до общественности, могут
служить улучшением взаимопонимания и
взаимоотношений между людьми, группами,
могут способствовать совершенствованию
общественных отношений, развитию общества.
7.Планирования – управление развитием
различных сфер общественной жизни. Это
может быть планирование жизни городов,
деятельности организаций, коллективов,
жизни отдельных регионов, стран и др.
3. Нация как социально- этническая общность
Нация – социокультурн
общность людей, сложивш исторически
и характеризуемая терр-хоз и
историко-культурн единством, осознаваемое
индивидами и составляющ ядро духовн жизни,
традиций, психологии. Нация объедин все
соц, экон, пол классы => ее нельзя рассматрив
наряду с классом, общностью и другими
соц еденицами. Этнич черты – историч
память, культура, ценности. 3 этапа: племена->народности->нации.
Этнос отраж нац самосознание. Уровни
в психологич структуре личности: 1)эгоцентрическ
2)группоцентрическ 3)универсально-гуманистическ.
Нац психология – историч сформировшаяся
совокупн устойчив, характерн д/данн нац
общности чувственн, эмоцион св-в и способов
восприят мира, форм реакции на него. Проблема
в том, чтобы понять, как вся ист народа,
его общ строй, среда обитан, культура
etc отраз на психологии и характере всего
нар и как эти св-ва интегрир в психике
индивида. (Русск – персонификац власти,
долготерпение,
4. Г.Спенсер и его органическая теория общества. Герберт Спенсер (1820-1903)
Суть органической
теории общетсва закл в том, что оно
рассм. Как единая система взаимодействия
природных, прежде всего биологических,
и социальных факторов. Согл этой теории,
все стороны общ. жизни органично связаны
между собой и не могутфункц. Вне данной
связи. Только в рамках целостного соц-природного
организма проявляются подлинное значение
любого соц института и соц роль каждого
субъекта. Он рассм общество как организм,
развив по естеств, главным образом биологическим,
законам. Онуподобил общество живому биолог.
Организму, обосновывая такой подход с
помощью след. Док-в:1. как живые организмы,
так и любые общества в процессе их роста
и развития увеличиваются в своей массе;
2. те и другие усложняются;3. их части приходят
во все большую зав-ть друг от друга; 4.
те и др продолжают жить как целые, хотя
сост их единицы постоянно появляются
и исчезают. Можно заметить что сиситема
приводимых док-в сходства общества с
живым организмом целиком опирается на
естественные обстоятельства и не принимает
во внимание специфические социальные
качества общества. Далее можно привести
примеры.
5. Социологическая концепция Э. Дюркгейма.
Эмиль
Дюркгейм продолжил разработку теории
об-ва как ед. соц. организма, такой сист.,
элементы которой д/ы гармонировать м/у
собой ради сохранения целого. В своей
теории соц-го реализма он исходил из того,
что природу соц. явлений следует объяснять
соц. факторами, что исход. моментом анализа
поведения людей, их разнообразной деят-ти
явл-ся об-во как сист. взаимодействий
индивидов, соц. групп и соответствующих
соц. институтов. Д. был сторонником разработки
науч. метода в социологии, заключающегося
в рационалистическом, т.е. строго логическом,
объяснении явлений общест. жизни. Он приступил
к разработке метода социологии - есть
наука о соц. фактах, под которыми он понимал,
полит, прав, морал, религиоз и др. идеи,
нормы и ценности, вырабатываемые коллективным
сознанием людей и заставляющие отдел.
индивидов действовать в соответствии
с этими идеями, нормами и ценностями.
Конечн. причинами соц. явлений выступают
идеи и дух. ценности людей, которые они
реализуют на практике. В них он находит
источник всякой соц. эволюции. Кажд. чел-к
застает уже сложившимися опред. полит.,
прав., морал. и др. нормы, ценности и соц.
установки. Он д/н их усвоить и реализовать
на практике. Д. указывает на 2 осн. признака
соц. фактов: их объективное существование
по отнош. к отдел. индивидам и их принудительное
воздействие на людей. Д. исходил из понимания
чел-ка как соц. существа, развитие и деят-ть
которого проходят под определяющим воздействием
на него соц. норм и предписаний. У соц.
фактов общая дух. природа и сущность.
Все они — проявления групп. или массового
сознания.
6 К. Маркса и Ф. Энгельса. Своеобразный синтез классического и неклассического типа научности в области социологии представляет собой материалистическое учение об обществе К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895) и их последователей. При создании этого учения К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным для них причинно-следственным объяснением фактов. Предметом социологии в марксизме, как отмечалось выше, является изучение общества, основных закономерностей его развития, а также основных социальных общностей и институтов. Каковы же наиболее важные принципы материалистического учения об обществе? 1) Одним из важнейших принципов исторического материализма - признание закономерности общественного развития. Признание закономерности означает признание действия в обществе общих, устойчивых, повторяющихся, существенных связей и отношений между процессами и явлениями. 2) принцип детерминизма, то есть признанием существования причинно-следственных связей и зависимостей. К. Маркс и Ф. Энгельс считали необходимым из всего многообразия естественных структур, связей и отношений выделить главные, определяющие. Таковым, по их мнению, является способ производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений. Признание причинной обусловленности, определяющей влияние на общественную жизнь способа производства, является другим важнейшим положением марксистского учения об обществе.3 поступательном прогрессивном развитии. Принцип прогресса реализуется в марксизме через учение об общественно-экономических формациях как основных структурах общественной жизни. 4) Применение к анализу общества общенаучного критерия закономерности и причинной обусловленности в развитии увязывается в марксизме с признанием своеобразия развития общественных процессов. Эта увязка нашла свое яркое выражение в концепции развития общества как естественноисторического процесса. Естественноисторический процесс столь же закономерен, необходим и объективен, как и природные процессы. Он не только зависит от воли и сознания людей, но и определяет их волю и сознание. Но в то же время, в отличие от процессов природы, где действуют слепые и стихийные силы, естественноисторический процесс представляет собой результат деятельности людей. В обществе ничто не совершается иначе, как проходя через сознание людей. В связи с этим в марксистской социологии большое внимание уделяется изучению диалектики объективной закономерности и сознательной деятельности людей. 5) Все вышеизложенное показывает, что марксистская социология находится в русле традиционного типа научности и нацелена на признание объективности научных знаний об обществе, но в ней существует и противоположная тенденция, которая ориентируется на то, что у Г. Зиммеля и у М. Вебера называется принципом отнесения к ценности, то есть согласование эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», под которым понимались исключительно интересы пролетариата. Согласно этому принципу социологическое исследование, любая теория общественной жизни несут на себе отпечаток социально- классовых позиций ее авторов
7. Современная западная социология: основные западные направленияСовр Зап Соц (СЗС)- чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. Одни из наиболее плодотворных вариантов классификации совр соц направлений предложен шведским социологом П. Монсоном. Он выделяет 4 основных направления. Первый подход и вытекающая из него социолог традиция исходят из примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредоточивают свое внимание на изучение закономерностей высокого порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, кот возвыш над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. К ней относяться прежде всего школа структурно-функц анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф). Второй подход, напротив, смещает центр своего внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную соц теорию. Сюда относят такие направления, как символический интеракционизм, феноменология, этнометодология. Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая как бы серединную позицию между двумя первыми походами. Это теория действия, теория обмена. Основатель Сорокин. Четвертый подход – марксистский. Он схож с первым, однако здесь преполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира.
8.Субъективный
метод в социологии
русского народничества.
П. Лавров, Н. Михайловский.Заметное
влияние на становление и развитие общ-ной
мысли в России оказала социология народничества.
Виднейшими ее представит были П. Лавров
и Н. Михайловский. Они придерживались
так называемого субъективного метода
в социологии, который получил всестороннюю
разработку в их многочисленных трудах.
В развитии нравственного идеала он видел
«единственный смысл истории» и «единственный
закон исторической группировки событий».Основную
задачу социологии Лавров усматривал
в изучении мотивов деят-сти личностей
и их нравственных идеалов. При этом особое
внимание уделялось анализу «солидарных»,
как он писал, действий людей, направляемых
их общими интересами. Социология, по словам
Лаврова, изучает и группирует повторяющиеся
факты солидарности между людьми и стремится
открыть законы их солидарных действий.
Она ставит себе теоретическую цель: понять
формы солидарности, а также условия ее
упрочения и ослабления при разном уровне
развития людей и форм их общежития. Под
солидарностью Лавров понимал «сознание
того, что личный интерес совпадает с интересом
общественным». Солидарность -это «общности
привычек, интересов, эффектов или убеждений».
Все это обусловливает сходство поведения
и Деятельности людей. Главными факторами,
направляющими деятельность людей, он
считал их внутренние мотивы, их идеалы
и волю. Основным двигателем истории, по
мнению Лаврова, являются действия критически
мыслящих личностей, составл передовую
часть интеллигенции. Разработку субъективного
метода в социологии продолжил Михайловский.
Он прямо заявлял, что «объективная точка
зрения, обязательная для естествоиспытателя,
совершенно непригодна для социологии»,
что в социологии этот метод бессилен,
так как он не бесстрастный наблюдатель
и истолкователь тех явлений, которые
он исследует. Он неизбежно оценивает
их, и не только с познавательных, но и
иных, прежде всего нравственных позиций,
принимает их или отвергает. Михайловский
придерживался мнению о существовании
правды-истины и правды-справедливости.
Он развивает учение о двуединой правде,
органически сочетающей в себе объективную
и субъективную правду. Можно указать
на 2 основные стороны субъективного метода
в социологии. С 1-ой стороны, этот метод
направлен на возможно более полный учет
многообразных помыслов и чувств людей,
той «критической мысли в человечестве»,
о которых говорил Лавров. К тому же необходимо
учитывать субъективную позицию самого
социолога, исследующее те или иные общественные
явления. С другой стороны, субъективный
метод направлен на поиск оптимальных
«форм солидарности между людьми», т. е.
такого общественного устройства, при
котором каждая личность, все классы и
сословия смогут удовлетворять свои разносторонние
потребности, свободно действовать и развиваться.
Оба этих мыслителя, выдающиеся представители
русского революционного народничества,
оказали значительное влияние на развитие
социологической мысли в России.
9. Социология в системе гуманитарных наук.
Современное естествознание
представляет собой сложную
1. С философией.
Это две самостоятельные науки
с основополагающими
2. С историей.
Социология изучает
3. Экономика,
право, психология, педагогика, демография
и т.д. Социология дает этим
наукам научно-обоснованную
10. Социология «легального марксизма» (П. Струве, М. Туган-Барановский).
Это теоретическое и идеологическое течение конца XIX - начала ХХ явилось выражением либеральной буржуазной мысли. Легальные марксисты обосновали характер развития в России капиталистического способа производства и связанной с ним технической, экономической и духовной культуры, все это они рассматривали как прогрессивный процесс, а для доказательства прибегали к марксистской теории. В трудах «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» П. Струве и «Русская фабрика в прошлом и настоящем» М. Туган-Барановского обосновывались положения о характере действия объективных экономических законов. Речь шла о развитии в России капиталистического рынка, конкуренции, технической реорганизации производства, роли в обществе новых социальных групп, прежде всего буржуазии и рабочего класса. Оба этих социолога и экономиста выступали на стороне «объективной науки» против субъективного метода в социологии. В дальнейшем в работах они уже не настаивают положении марксизма о неизбежном переходе от капитализма к социализму, они все более критически оценивают учение Маркса, его материалистическое понимание истории и экономическую теорию.