Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:45, шпаргалка
Экзаменационные вопросы по социологии
2007/08 уч.г. 
1.	Социология  как наука:  структура и  уровни  социологического знания.
2.	Функции социологической науки.
3.	Нация как социально-этническая общность.
4.	Г. Спенсер и его органическая теория общества.
5.	Э. Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества.
6.	Общесоциологическая   теория   К.Маркса   и   Ф.Энгельса   и современность.
7.	Современная западная социология: основные направления.
8.	Субъективное направление в русской социологии (П.Л.Лавров, 
Н.К. Михайловский).
9.	Соотношение социологии    с другими общественными науками (социальной философией, политологией, историей).
10.	Социология   «легального  марксизма»   (П.Струве,   М.Туган-Барановский).
11.	Социальная мобильность и её разновидности.
12.	Психологическое направление в русской социологии (Е.В. Де-Роберти, 
Н.И. Кареев, Л.И. Петражицкий).
13.	Социализация личности. Проблемы социальной зрелости личности.
14.	Концепция социального плюрализма М.М. Ковалевского.
15.	Бюрократия как социальный слой.
16.	Опрос как основной вид социологического исследования. Его разновидности и возможности, ограничения опросного метода.
17.	Семья как социальный институт.
18.	Социальные функции семьи.
19.	Семья и брак в современном обществе. Проблемы стабильности семейно-брачных отношений.
20.	Социологическое исследование: понятие, виды, основные этапы.
21.	Предприниматели как социальный слой.
22.	Интеллигенция в социальной структуре российского общества.
23.	Интегральная социология П.А. Сорокина.
24.	Наблюдение как метод социологического исследования.
25.	Анархистское направление в русской социологии конца XIX -
начала XX века.
26.	О. Конт - родоначальник социологической науки.
27.	Программа и план в социологическом исследовании.
28.	Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.
29.	Метод фокус-групп в социологическом исследовании.
30.	Обработка, анализ и использование результатов социологических исследований.
31.	Социальный статус и его виды.
32.	Общественное мнение: понятие и сущность. Предпосылки  формирования и проявления
        общественного мнения.
33.	Этнический конфликт как разновидность социального конфликта. Причины возникновения 
       этнических конфликтов и способы урегулирования.
34.	Теория классов и классовых отношений в социологии.
35.	Анализ документов как метод сбора социологической информации.
36.	Рабочий класс в современном обществе, его социальный облик.
37.	Социальная    стратификация    и    социальная    мобильность    в современном российском обществе.
38.	Этническая социология, её содержание.
39.	Культура, её основные элементы. Понятие и виды субкультуры.
40.	«Понимающая социология» М. Вебера.
41.	Крестьянство   в   социальной   структуре   общества.   Проблемы развития
      фермерства.
42.	Маргинализация как явление современного общества.
43.	Теория социальной стратификации.
44.	Метод экспертной оценки в социологическом исследовании.
45.	Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.
46.	Социальные институты и организации, их виды и функции.
1.	Социология  как наука:  структура и  уровни  социологического знания.
2.	Функции социологической науки.
3.	Нация как социально-этническая общность.
4.	Г. Спенсер и его органическая теория общества.
5.	Э. Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества.
6.	Общесоциологическая   теория   К.Маркса   и   Ф.Энгельса   и современность.
7.	Современная западная социология: основные направления.
8.	Субъективное направление в русской социологии (П.Л.Лавров, 
Н.К. Михайловский).
9.	Соотношение социологии    с другими общественными науками (социальной философией, политологией, историей).
10.	Социология   «легального  марксизма»   (П.Струве,   М.Туган-Барановский).
11.	Социальная мобильность и её разновидности.
12.	Психологическое направление в русской социологии (Е.В. Де-Роберти, 
Н.И. Кареев, Л.И. Петражицкий).
13.	Социализация личности. Проблемы социальной зрелости личности.
14.	Концепция социального плюрализма М.М. Ковалевского.
15.	Бюрократия как социальный слой.
16.	Опрос как основной вид социологического исследования. Его разновидности и возможности, ограничения опросного метода.
17.	Семья как социальный институт.
18.	Социальные функции семьи.
19.	Семья и брак в современном обществе. Проблемы стабильности семейно-брачных отношений.
20.	Социологическое исследование: понятие, виды, основные этапы.
21.	Предприниматели как социальный слой.
22.	Интеллигенция в социальной структуре российского общества.
23.	Интегральная социология П.А. Сорокина.
24.	Наблюдение как метод социологического исследования.
25.	Анархистское направление в русской социологии конца XIX -
начала XX века.
26.	О. Конт - родоначальник социологической науки.
27.	Программа и план в социологическом исследовании.
28.	Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.
29.	Метод фокус-групп в социологическом исследовании.
30.	Обработка, анализ и использование результатов социологических исследований.
31.	Социальный статус и его виды.
32.	Общественное мнение: понятие и сущность. Предпосылки  формирования и проявления
        общественного мнения.
33.	Этнический конфликт как разновидность социального конфликта. Причины возникновения 
       этнических конфликтов и способы урегулирования.
34.	Теория классов и классовых отношений в социологии.
35.	Анализ документов как метод сбора социологической информации.
36.	Рабочий класс в современном обществе, его социальный облик.
37.	Социальная    стратификация    и    социальная    мобильность    в современном российском обществе.
38.	Этническая социология, её содержание.
39.	Культура, её основные элементы. Понятие и виды субкультуры.
40.	«Понимающая социология» М. Вебера.
41.	Крестьянство   в   социальной   структуре   общества.   Проблемы развития
      фермерства.
42.	Маргинализация как явление современного общества.
43.	Теория социальной стратификации.
44.	Метод экспертной оценки в социологическом исследовании.
45.	Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.
46.	Социальные институты и организации, их виды и функции.
1.Социология как наука. Объект и предмет социологии.
Социология - учение об обществе. Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками. Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа. Социальные общности - это все разновидности социальных образований, которые связаны общими интересами. Социология – это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют. Функции социологии: 1. Познавательная. 2. Прогностическая. 3. Управленческая. 4.
Ценностно-ориентирующая 
человека. 5. Мировоззренческая. 6.Гуманистическая. 
7.Планирования. 
2 Функции социологического знания
Функции социологии в обществе: познавательная, прикладная, контролирующая, прогностическая, идеологическая, гуманистическая, планирования. 1.Познавательная – прирост новых знаний о различных сферах жизни, раскрытие
закономерностей и перспектив развития общества. Выполнению этой функции служат как фундамент так и эмпирическое исследование. 2.Прикладная – социальные исследования дают информацию для осуществления
социального контроля над процессами, происходящими в обществе. Без этой информации возрастает возможность появления кризиса, конфликтов, социальных напряженностей. 3.Контролирующая – политические партии и власть используют возможности
социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной деятельности.
4.Прогностическая – разрабатывает прогнозы предстоящего развития процессов, вырабатывает и научно обосновывает прогнозы о тенденциях развитиях социологических процессах. 5.Идеологическая – результаты исследования могут быть использованы в
интересах каких-либо 
социальных групп для достижения 
ими своих целей, а так же для формирования 
определенных стереотипов поведения, 
создания системы ценностей и предпочтения 
в обществе. 6.Гуманистическая – проведение 
социальных исследований, доведение их 
результатов до общественности, могут 
служить улучшением взаимопонимания и 
взаимоотношений между людьми, группами, 
могут способствовать совершенствованию 
общественных отношений, развитию общества. 
7.Планирования – управление развитием 
различных сфер общественной жизни. Это 
может быть планирование жизни городов, 
деятельности организаций, коллективов, 
жизни отдельных регионов, стран и др. 
3. Нация как социально- этническая общность
Нация – социокультурн 
общность людей, сложивш исторически 
и характеризуемая терр-хоз и 
историко-культурн единством, осознаваемое 
индивидами и составляющ ядро духовн жизни, 
традиций, психологии. Нация объедин все 
соц, экон, пол классы => ее нельзя рассматрив 
наряду с классом, общностью и другими 
соц еденицами. Этнич черты – историч 
память, культура, ценности. 3 этапа: племена->народности->нации. 
Этнос отраж нац самосознание. Уровни 
в психологич структуре личности: 1)эгоцентрическ 
2)группоцентрическ 3)универсально-гуманистическ. 
Нац психология – историч сформировшаяся 
совокупн устойчив, характерн д/данн нац 
общности чувственн, эмоцион св-в и способов 
восприят мира, форм реакции на него. Проблема 
в том, чтобы понять, как вся ист народа, 
его общ строй, среда обитан, культура 
etc отраз на психологии и характере всего 
нар и как эти св-ва интегрир в психике 
индивида. (Русск – персонификац власти, 
долготерпение, 
4. Г.Спенсер и его органическая теория общества. Герберт Спенсер (1820-1903)
Суть органической 
теории общетсва закл в том, что оно 
рассм. Как единая система взаимодействия 
природных, прежде всего биологических, 
и социальных факторов. Согл этой теории, 
все стороны общ. жизни органично связаны 
между собой и не могутфункц. Вне данной 
связи. Только в рамках целостного соц-природного 
организма проявляются подлинное значение 
любого соц института и соц роль каждого 
субъекта. Он рассм общество как организм, 
развив по естеств, главным образом биологическим, 
законам. Онуподобил общество живому биолог. 
Организму, обосновывая такой подход с 
помощью след. Док-в:1. как живые организмы, 
так и любые общества в процессе их роста 
и развития увеличиваются в своей массе; 
2. те и другие усложняются;3. их части приходят 
во все большую зав-ть друг от друга; 4. 
те и др продолжают жить как целые, хотя 
сост их единицы постоянно появляются 
и исчезают. Можно заметить что сиситема 
приводимых док-в сходства общества с 
живым организмом целиком опирается на 
естественные обстоятельства и не принимает 
во внимание специфические социальные 
качества общества. Далее можно привести 
примеры. 
5. Социологическая концепция Э. Дюркгейма.
Эмиль 
Дюркгейм продолжил разработку теории 
об-ва как ед. соц. организма, такой сист., 
элементы которой д/ы гармонировать м/у 
собой ради сохранения целого. В своей 
теории соц-го реализма он исходил из того, 
что природу соц. явлений следует объяснять 
соц. факторами, что исход. моментом анализа 
поведения людей, их разнообразной деят-ти 
явл-ся об-во как сист. взаимодействий 
индивидов, соц. групп и соответствующих 
соц. институтов. Д. был сторонником разработки 
науч. метода в социологии, заключающегося 
в рационалистическом, т.е. строго логическом, 
объяснении явлений общест. жизни. Он приступил 
к разработке метода социологии - есть 
наука о соц. фактах, под которыми он понимал, 
полит, прав, морал, религиоз и др. идеи, 
нормы и ценности, вырабатываемые коллективным 
сознанием людей и заставляющие отдел. 
индивидов действовать в соответствии 
с этими идеями, нормами и ценностями. 
Конечн. причинами соц. явлений выступают 
идеи и дух. ценности людей, которые они 
реализуют на практике. В них он находит 
источник всякой соц. эволюции. Кажд. чел-к 
застает уже сложившимися опред. полит., 
прав., морал. и др. нормы, ценности и соц. 
установки. Он д/н их усвоить и реализовать 
на практике. Д. указывает на 2 осн. признака 
соц. фактов: их объективное существование 
по отнош. к отдел. индивидам и их принудительное 
воздействие на людей. Д. исходил из понимания 
чел-ка как соц. существа, развитие и деят-ть 
которого проходят под определяющим воздействием 
на него соц. норм и предписаний. У соц. 
фактов общая дух. природа и сущность. 
Все они — проявления групп. или массового 
сознания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
6 К. Маркса и Ф. Энгельса. Своеобразный синтез классического и неклассического типа научности в области социологии представляет собой материалистическое учение об обществе К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895) и их последователей. При создании этого учения К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным для них причинно-следственным объяснением фактов. Предметом социологии в марксизме, как отмечалось выше, является изучение общества, основных закономерностей его развития, а также основных социальных общностей и институтов. Каковы же наиболее важные принципы материалистического учения об обществе? 1) Одним из важнейших принципов исторического материализма - признание закономерности общественного развития. Признание закономерности означает признание действия в обществе общих, устойчивых, повторяющихся, существенных связей и отношений между процессами и явлениями. 2) принцип детерминизма, то есть признанием существования причинно-следственных связей и зависимостей. К. Маркс и Ф. Энгельс считали необходимым из всего многообразия естественных структур, связей и отношений выделить главные, определяющие. Таковым, по их мнению, является способ производства материальных благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений. Признание причинной обусловленности, определяющей влияние на общественную жизнь способа производства, является другим важнейшим положением марксистского учения об обществе.3 поступательном прогрессивном развитии. Принцип прогресса реализуется в марксизме через учение об общественно-экономических формациях как основных структурах общественной жизни. 4) Применение к анализу общества общенаучного критерия закономерности и причинной обусловленности в развитии увязывается в марксизме с признанием своеобразия развития общественных процессов. Эта увязка нашла свое яркое выражение в концепции развития общества как естественноисторического процесса. Естественноисторический процесс столь же закономерен, необходим и объективен, как и природные процессы. Он не только зависит от воли и сознания людей, но и определяет их волю и сознание. Но в то же время, в отличие от процессов природы, где действуют слепые и стихийные силы, естественноисторический процесс представляет собой результат деятельности людей. В обществе ничто не совершается иначе, как проходя через сознание людей. В связи с этим в марксистской социологии большое внимание уделяется изучению диалектики объективной закономерности и сознательной деятельности людей. 5) Все вышеизложенное показывает, что марксистская социология находится в русле традиционного типа научности и нацелена на признание объективности научных знаний об обществе, но в ней существует и противоположная тенденция, которая ориентируется на то, что у Г. Зиммеля и у М. Вебера называется принципом отнесения к ценности, то есть согласование эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», под которым понимались исключительно интересы пролетариата. Согласно этому принципу социологическое исследование, любая теория общественной жизни несут на себе отпечаток социально- классовых позиций ее авторов
7. Современная западная социология: основные западные направленияСовр Зап Соц (СЗС)- чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. Одни из наиболее плодотворных вариантов классификации совр соц направлений предложен шведским социологом П. Монсоном. Он выделяет 4 основных направления. Первый подход и вытекающая из него социолог традиция исходят из примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредоточивают свое внимание на изучение закономерностей высокого порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыслов. Общество понимается как система, кот возвыш над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. К ней относяться прежде всего школа структурно-функц анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф). Второй подход, напротив, смещает центр своего внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную соц теорию. Сюда относят такие направления, как символический интеракционизм, феноменология, этнометодология. Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая как бы серединную позицию между двумя первыми походами. Это теория действия, теория обмена. Основатель Сорокин. Четвертый подход – марксистский. Он схож с первым, однако здесь преполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира.
8.Субъективный 
метод в социологии 
русского народничества. 
П. Лавров, Н. Михайловский.Заметное 
влияние на становление и развитие общ-ной 
мысли в России оказала социология народничества. 
Виднейшими ее представит были П. Лавров 
и Н. Михайловский. Они придерживались 
так называемого субъективного метода 
в социологии, который получил всестороннюю 
разработку в их многочисленных трудах. 
В развитии нравственного идеала он видел 
«единственный смысл истории» и «единственный 
закон исторической группировки событий».Основную 
задачу социологии Лавров усматривал 
в изучении мотивов деят-сти личностей 
и их нравственных идеалов. При этом особое 
внимание уделялось анализу «солидарных», 
как он писал, действий людей, направляемых 
их общими интересами. Социология, по словам 
Лаврова, изучает и группирует повторяющиеся 
факты солидарности между людьми и стремится 
открыть законы их солидарных действий. 
Она ставит себе теоретическую цель: понять 
формы солидарности, а также условия ее 
упрочения и ослабления при разном уровне 
развития людей и форм их общежития. Под 
солидарностью Лавров понимал «сознание 
того, что личный интерес совпадает с интересом 
общественным». Солидарность -это «общности 
привычек, интересов, эффектов или убеждений». 
Все это обусловливает сходство поведения 
и Деятельности людей. Главными факторами, 
направляющими деятельность людей, он 
считал их внутренние мотивы, их идеалы 
и волю. Основным двигателем истории, по 
мнению Лаврова, являются действия критически 
мыслящих личностей, составл передовую 
часть интеллигенции. Разработку субъективного 
метода в социологии продолжил Михайловский. 
Он прямо заявлял, что «объективная точка 
зрения, обязательная для естествоиспытателя, 
совершенно непригодна для социологии», 
что в социологии этот метод бессилен, 
так как он не бесстрастный наблюдатель 
и истолкователь тех явлений, которые 
он исследует. Он неизбежно оценивает 
их, и не только с познавательных, но и 
иных, прежде всего нравственных позиций, 
принимает их или отвергает. Михайловский 
придерживался мнению о существовании 
правды-истины и правды-справедливости. 
Он развивает учение о двуединой правде, 
органически сочетающей в себе объективную 
и субъективную правду. Можно указать 
на 2 основные стороны субъективного метода 
в социологии. С 1-ой стороны, этот метод 
направлен на возможно более полный учет 
многообразных помыслов и чувств людей, 
той «критической мысли в человечестве», 
о которых говорил Лавров. К тому же необходимо 
учитывать субъективную позицию самого 
социолога, исследующее те или иные общественные 
явления. С другой стороны, субъективный 
метод направлен на поиск оптимальных 
«форм солидарности между людьми», т. е. 
такого общественного устройства, при 
котором каждая личность, все классы и 
сословия смогут удовлетворять свои разносторонние 
потребности, свободно действовать и развиваться. 
Оба этих мыслителя, выдающиеся представители 
русского революционного народничества, 
оказали значительное влияние на развитие 
социологической мысли в России. 
9. Социология в системе гуманитарных наук.
Современное естествознание 
представляет собой сложную 
1. С философией. 
Это две самостоятельные науки 
с основополагающими 
2. С историей. 
Социология изучает 
3. Экономика, 
право, психология, педагогика, демография 
и т.д. Социология дает этим 
наукам научно-обоснованную 
10. Социология «легального марксизма» (П. Струве, М. Туган-Барановский).
Это теоретическое и идеологическое течение конца XIX - начала ХХ явилось выражением либеральной буржуазной мысли. Легальные марксисты обосновали характер развития в России капиталистического способа производства и связанной с ним технической, экономической и духовной культуры, все это они рассматривали как прогрессивный процесс, а для доказательства прибегали к марксистской теории. В трудах «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» П. Струве и «Русская фабрика в прошлом и настоящем» М. Туган-Барановского обосновывались положения о характере действия объективных экономических законов. Речь шла о развитии в России капиталистического рынка, конкуренции, технической реорганизации производства, роли в обществе новых социальных групп, прежде всего буржуазии и рабочего класса. Оба этих социолога и экономиста выступали на стороне «объективной науки» против субъективного метода в социологии. В дальнейшем в работах они уже не настаивают положении марксизма о неизбежном переходе от капитализма к социализму, они все более критически оценивают учение Маркса, его материалистическое понимание истории и экономическую теорию.