Шпаргалка по "Социологии в России конца XIX - начала XX вв"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология в России конца XIX - начала XX вв"

Работа содержит 1 файл

Russky_Istsots_Otvety.doc

— 949.00 Кб (Скачать)

В работе "Введение в  философию права. Кризис современного правосознания" ученый глубоко исследует новое содержание требований свободы и равенства, считая, что государство должно взять на себя заботу об экономически слабых лицах, которые в силу различных причин неспособны к существованию за счет собственных материальных средств.

Новгородцев писал, что  цель права – охрана свободы, однако пользование этой свободой может  быть совершенно парализовано недостатком  средств. Вот почему, несмотря на то, что задачей и сущностью права  является охрана личной свободы, не менее  важна и возможность осуществления этой задачи – забота о материальных условиях свободы. Решение данной проблемы, заключал ученый, должно взять на себя государство.

Новгородцев обосновал  понятие "право на достойное человеческое существование". Обладая нравственной природой, это право, рассуждал ученый, должно иметь юридическое значение. "В этом случае на наших глазах совершается один из обычных переходов нравственного сознания в правовое, которыми отмечено прогрессивное развитие права". Он обосновывал также необходимость "обеспечить для каждого возможность человеческого существования и освободить от гнета таких условий жизни, которые убивают человека физически и нравственно". Павел Иванович призывал к введению понятия права на достойное человеческое существование в Декларацию прав человека и гражданина и к юридической разработке основных институтов этого понятия в рамках позитивного права.

Выступая с обоснованием демократических социальных реформ, ученый считал необходимым создание в России правового государства.

Поздние его сочинения («О путях и задачах русской интеллигенции», «Существо русского православного сознания», «Восстановление святынь» и др.) свидетельствуют о том, что духовные интересы П.И.Новгородцева в конце жизни были сосредоточены на проблемах религии и метафизики.

В последний период жизни  ученого в творчестве ученого  усилились религиозные настроения: все движение человечества представлялось ему по пути к теократии; связь  права и нравственности он полагал  в более высоком единении на основе религиозного закона.

 

Теория морально – правовой регуляции и культурных систем.

 

В работе "Введение в  философию права. Кризис современного правосознания" ученый глубоко исследует  новое содержание требований свободы  и равенства, считая, что государство  должно взять на себя заботу об экономически слабых лицах, которые в силу различных причин неспособны к существованию за счет собственных материальных средств.

Новгородцев писал, что  цель права – охрана свободы, однако пользование этой свободой может  быть совершенно парализовано недостатком средств. Вот почему, несмотря на то, что задачей и сущностью права является охрана личной свободы, не менее важна и возможность осуществления этой задачи – забота о материальных условиях свободы. Решение данной проблемы, заключал ученый, должно взять на себя государство.

Новгородцев обосновал  понятие "право на достойное человеческое существование". Обладая нравственной природой, это право, рассуждал ученый, должно иметь юридическое значение. "В этом случае на наших глазах совершается один из обычных переходов нравственного сознания в правовое, которыми отмечено прогрессивное развитие права". Новгородцев обосновывал необходимость "обеспечить для каждого возможность человеческого существования и освободить от гнета таких условий жизни, которые убивают человека физически и нравственно". Он призывал к введению понятия права на достойное человеческое существование в Декларацию прав человека и гражданина и к юридической разработке основных институтов этого понятия в рамках позитивного права.

Выступая с обоснованием демократических социальных реформ, Новгородцев считал необходимым создание в России правового государства. В 1920 г. Новгородцев эмигрировал и в 1922 г. выступил основателем и первым деканом Русского юридического факультета, а также председателем Религиозно-философского общества им. Вл. Соловьева в Праге. В последний период жизни в творчестве Новгородцева усилились религиозные настроения: все движение человечества представлялось ему по пути к теократии; связь права и нравственности он полагал в более высоком единении на основе религиозного закона.

 

 

26. Теория эмоций в социологии Л. И. Петражицкого. Его понимание «норма», «мотивов» и «социального поведения»

 

ПЕТРАЖИЦКИЙ Леон Иосифович (1867-1931) - крупный российский социолог и теоретик права, глава кафедры энциклопедии и философии права Петербургского университета (1898-1918), после эмиграции в 1918 г. - профессор Варшавского университета. П. известен прежде всего как автор одной из самых популярных психологических теорий права, согласно которой право есть особая разновидность психических переживаний. По представлениям П.. реальность состоит, с одной стороны, лишь из физических объектов и живых организмов, а с другой - из психических феноменов. одним из которых является интуитивное право. Интуитивное право представляет собой чисто личностное психическое явление, которое заключается в переживании императивно-атрибутивной обязанности, соответствующей "праву" (просьбе, требованию) другого субъекта. "Императивность" в данном случае предстает как осознание субъектом своего долга, обязанности, тогда как "атрибутивность" заключается в сознании субъектом "своего собственного права",притязания. Подобные отношения складываются, например, между кредитором (атрибутив) и его должником (императив). Именно элемент атрибутивности, по мнению П., отличает право от нравственности, которая, как и право, принадлежит к области психики, но для которой важен момент добровольности в исполнении обязанностей. Поэтому если нравственные обязательства носят общий характер, то правовые всегда конкретны. Исходя из этого, П. делает вывод, что такого понятия, как моральное право, не существует вообще, а право как таковое распространяет свое действие на самую широкую сферу общественных отношений - спорт, игры, поведение детей и родителей, правила этикета и т.п. На основе императивно-атрибутивного опыта П. делит право на две категории: интуитивное и позитивное право, официальное и неофициальное право. Интуитивное право в отличие от позитивного не связано с идеей нормативных фактов, ограниченностью действия правовых норм и т.п.. поэтому его обязательства имеют универсальный характер. Некоторые области отношений между людьми регулируются исключительно интуитивным правом, например отношения между соседями, любимыми, друзьями и т.д. Внешние же формы проявления права - его социальный, нормативный аспект - в соответствии с теорией П., представляют собой только следствия психических переживаний субъекта, а не сущность права. В связи с этим П. изучает не абстрактные юридические правила и правовые принципы, а исследует действительные механизмы человеческого сознания, способного испытывать чувство долга и правоты своих притязаний. . По мнению П., цель юридической науки - разработка теории права как совокупности мер, призванных целенаправленно формировать "правовое" начало в психике и поведении человека. В связи с этим он изучает воздействие права на мотивацию поведения человека и устанавливает, что одни мотивы право укрепляет и стимулирует, другие - сдерживает и подавляет. Право, таким образом, воздействует на характер человека, поскольку укрепляет одни и ослабляет другие его свойства. Отсюда большое воспитательное значение права и его роль в обеспечении правопорядка. Наконец, право, по теории П., призвано выполнять две общественные функции:дистрибутивную и организационную. Первая заключается в распределении предметов, обладающих материальной (экономической) ценностью, главным образом посредством концепции собственности, вторая - в наделении одних лиц правом издавать повеления другим. Таким образом, между позитивным санкционированным государственным правом и правом естественным как порождением абсолютного разума П. избрал некий третий путь познания сущности права через психологию человека. Тот же подход он использует и при изучении сущности государства. Утверждая, что человек испытывает психологическую потребность жить в рамках организованного сообщества и принимать участие в коллективном производстве, П. определяет общество и государство как совокупность психологического взаимодействия людей и их объединений. Возникновение государства в этом случае - следствие психологического развития человека,становления у него своеобразных"правовых эмоций". : Во многом благодаря оригинальной теории права П. психологическая юриспруденция является одной из наиболее активных юридических доктрин современности.

 

Особенности теории.

Понимает право  как психический феномен (подразделяет элементы психической жизни на односторонне-пассивные (сознание и чувство), односторонне-активные (воля) и двусторонние, пассивно-активные, содержащие элементы чувства и воли (эмоции)).

Эмоциям приписывает  исключительную роль в жизни человека (управляют его телом и душой, вызывая определенные действия, представления и мысли; психофизический аппарат перестраивается в зависимости от наличия или отсутствия эмоций).

Подразделяет эмоции на:

1) первичные (голод, сон, страх) (автономны от социальной среды;  своеобразные инстинкты, имеющие  физиологические проявления);

2) бланкетные (связаны с поведением  человека в обществе; направлены  на других людей или само общество; обладают своеобразным характером, переживаются как внутренняя помеха свободе, как понуждение в сторону поведения, которая соответствует содержанию соответствующей эмоции).

Этические эмоции - бланкетные эмоции, ведущие к нравственным и правовым обязанностям.

Нравственные обязанности (свободны по отношению к другим, по которым другим лицам ничего не принадлежит, не причитается со стороны обязанных).

Правовые обязанности (осознаются несвободными по отношению к другим, закрепленными за другими, по которым то, к чему обязана одна сторона, причитается другой стороне как нечто должное).

Этические эмоции - база для формирования соответствующих социальных норм

Императивные нормы (устанавливают по отношению к другим обязанности, авторитетно предписывают известное поведение, но не дают другим никаких оснований к притязаниям на исполнение) (нравственные нормы).

Императивно-атрибутивные нормы (устанавливая обязанности для одних, закрепляют за другими право притязания) (право нормы).

Психологическая интерпретация права делают юриспруденцию подлинно научной.

Право существовало задолго  до появления законодательства (интуитивное  право) (регулятор человеческого поведения, который приводит к реальному исполнению прав и обязанностей без специальных внешних средств принуждения и сформулированных норм) (в нем выражалось переживание состояния связанности (обязанности) перед другими людьми, что позволяло приспосабливаться к социальному миру, сосуществовать, сотрудничать друг с другом, разрешать конфликты).

Обилие интуитивных прав чревато конфликтами между людьми из-за своего права (тенденция к позитивации интуитивного права, когда оно определяется по однообразным для всех внешне распознаваемым признакам (писаные и неписаные нормы, действующие в человеческом обществе)).

Когда интуитивное право опирается на эти нормы как на внешний авторитет, оно превращается в позитивное право (двустороннее эмоциональное состояние, вытекающее из требований конкретной социальной нормы).

Виды позитивного  права (правовые и неправовые обычаи (составляют прецедентное право); правила игр (формируют позитивное игорное право); правила, содержащиеся в научных сочинениях (позитивное научное право); правила преступных организаций (право преступного мира) и др. виды).

Официальное право (один из видов позитивного права; нормы, созданные государством; к нему относились НПА (законное право), а также судебные решения (преюдициальное право)) (наиболее эффективное).

Все виды позитивного  права представляют небольшую величину в сравнении с тем объемом, который регулируется интуитивным правом (в ходе конфликта между ними осознание справедливости оказывает давление на разработку, толкование и применение права и является фактором создания, разрушения и изменения позитивного права).

Позитивное право, нарушающее аксиомы интуитивного права, утрачивает справедливый характер и подлежит отмене.

Настаивал на формировании новой науки (политики права) (ее задачи - совершенствование человеческой психики, очищение от злостных антисоциальных наклонностей, насаждение и укрепление противоположных склонностей).

Действующая в каждый момент система права - переходящая  ступень социального воспитания (должна быть по выполнении воспитательной функции заменена другой системой; идеал - достижение совершенного социального характера).

 

Вопрос 27

Метод социологии В. М. Хвостова. Его понимание общества

 

В. М. Хвостов отличался широтой исследовательских интересов и, кроме написания ряда работ по своей специальности (теория права), которые получили широкое распространение, постоянно интересовался вопросами психологии, этики, философии, методологии истории, так или иначе связывая их с социологией. Интерес к последней возник у него под влиянием Г. Зиммеля и В. Вундта, но не был чисто ученическим, он быстро продемонстрировал нестандартность своих идей.

"Социология. Исторический очерк  учений об обществе", эта книга  дает обзор различных учений  об обществе. По многим причинам  ее второй том не увидел  свет в полном объеме, его фрагментами  можно считать опубликованные  в "Вопросах философии и  психологии" статьи: "Классификация наук и место социологии в системе научного знания (1917), "Социальная связь" (1918) и сжато написанную брошюру "Основы социологии" (1920), вышедшею посмертно.

Разделяя, правда, с некоторыми частными оговорками, различение номотетического  и идиографического знания, предложенное В. Виндельбандом и Г. Риккертом, Хвостов считал социологию особой промежуточной наукой, использующей типологические методы, статистику и "понимание". При этом он настойчиво подчеркивал, что она - одна из "наук о духе", так как социальный мир состоит из психических взаимодействий. Но каковы же структурные особенности этого взаимодействия и, соответственно, - социального мира?

Общество и личность, утверждал  Хвостов, взятые отдельно и противопоставленные  друг другу, являются теоретическими абстракциями, взятые же в жизненном единстве, они есть реальность особого психо-материального ряда онтологических явлений, причем духовное в этом единстве играет решающую роль. Между материальным, стихийным и духовным, ценностным идет постоянная борьба, которая временно преодолевается созданием относительно устойчивой, стабильной социальной структуры и культуры того или иного общества. По линии материальной обусловленности социальная структура выступает как совокупность естественных общностей и групп - демографических, этнических, правовых, половых, расовых, территориальных и т.п., с появлением группового сознания возникают в ней новые, более значимые элементы - социальные организации и институты . В культуре, которую Хвостов считал особым "коллективным социальным феноменом", он выделял и специально анализировал идеи, изобретения, традиции, общественное мнение и интегральный принцип - "дух времени". Личность, по Хвостову, есть социокультурное образование, печать общества и культуры накладывается даже на такую физиологическую характеристику человека, как пол. В серии книг он обосновывал законность женской эмансипации, выступал против морали "двойного стандарта"

К революции как форме разрешения социальных противоречий Хвостов относился  отрицательно, полагая, что, хотя сам взрыв часто спровоцирован неразумной, эгоистической политикой властей и поэтому может быть оправдан, он все же нежелателен при более углубленном рассмотрении вопроса.

В отличие от многих других неокантианцев, замыкающихся в абстрактной теории. Хвостов постоянно подчеркивал практическую нагрузку социологии.

Хотя Хвостов не состоял в  какой-либо политической партии, по убеждениям он был либералом, сторонником сочетания "правового государства" и этики  личного "человеческого достоинства". Он считал, что социалистический строй будет неизбежно построен на подмене понятий равенства и свободы, неумолимо приводящей к подавлению личной свободы.

Хвостов сразу выступил бескомпромиссным противником позитивистских направлений, к которым без должного на то основания относил и марксизм. Он считал, что социология в большом интеллектуальном долгу перед Кантом. Одна из важнейших заслуг Канта для современной социологии, по Хвостову, состоит в проведении строгого деления между царством природной необходимости и царством человеческой активности.

Хвостов предлагал различать явления  общественности (в широком смысле слова - любое взаимодействие живых  существ) и общества (т.е. общения, взаимодействия как обмена духовными ценностями). Человек по своей природе общественное существо, вне групп и организаций он не существует и не может существовать. Как бы ни были абстрактны выводы отдельных социальных наук, они все же имеют дело с частью общения. Но есть вопросы еще более общие, не входящие в их компетенцию, хотя правильное разрешение этих вопросов, чем и занимается социология - "общая теория общества", важно для всех социальных наук. Ее ближайшие теоретические союзники - история, правоведение, этика, социальная психологии. Единственно правильная постановка "основных вопросов социологии" (о природе общества, культуры, о личности и группах и т.п.) возможна "только на психологической почве", т.е. на почве представлений об активном непространственном процессе духовного общения, составляющего сущность общественной жизни, с присущими ей закономерностями - общими схемами о порядке, в котором протекает процесс межиндивидуального духовного общения. Это законы "социальной психики", результатом деятельности которой является "творчество культурных ценностей" - логических, правовых, моральных, эстетических. Ценности - важнейший фактор общественного развития и жизнедеятельности, который не может быть оторван от породившей его психологической основы - предыдущего духовного общения.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии в России конца XIX - начала XX вв"