Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология в России конца XIX - начала XX вв"
Михайловский так же различал понятия «личности» и «героя»: личность имеет право свободного выбора линии собственного поведения и деятельности, а значит, имеет собственную моральную позицию и может оценочно подходить к общественно- историческому процессу.
16. Главные
принципы подходов к изучению
общества в психологическом
17. Теория «психологического
взаимодействия» Е. В. Де
18. Концепция «надорганического» Е. В. Де Лоберти и его социология «четырех факторов цивилизации».
Психологическое направление в социологии России сложилось в 1890-х годах. Именно в это время вышли фундаментальные труды наиболее ярких его представителей Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева и других. В теоретическом отношении их труды базировались на идеях, высказанных французами Г. Тардом и Г. Лебоном, немцами М. Лацарусом, X. Штейнталем, американцами Л. Уордом и Ф. Гиддингсом, а также русскими социологами П. Лавровым и Н. Михайловским, которые, как и указанные мыслители Запада, были склонны к известной психологизации в объяснении явлений общественной жизни.
Главные труды Е.В. Де-Роберти
(1843-1915) и Н.И. Кареева (1850-1931) касались
фундаментальных проблем
В своей «психологической
социологии» Де-Роберти
Говоря о психическом взаимодействии людей, Де-Роберти указывал на значение как индивидуальной, так и коллективной психики. Последняя предстает как совокупность коллективных восприятии, чувств, настроений, образа мыслей тех или иных социальных групп, определенных масс людей и национальных общностей. Де-Роберти глубоко проанализировал влияние коллективной психики людей на поведение и деятельность различных социальных групп и слоев, в том числе семьи, племени, касты, класса, нации и т. д. По его мнению, социология по своему содержанию во многом совпадает с социальной психологией. Значение последней он раскрывает в своем труде «Социальная психика».
Е.В. Де-Роберти считал, что коллективная психика, проявляясь в поведении людей, тем самым воплощается в их морали, определяет нравственные нормы и принципы человеческой жизнедеятельности. По его мнению, индивидуальная и коллективная психика людей, их психический склад воплощаются во всех проявлениях их духовной и материальной культуры, в системе экономических, политических и других институтов функционирования общества.
Существенный вклад в обоснование роли и значения психологических факторов в развитии общества внес Н.И. Кареев. Как и у Е.В. Де-Роберти, теоретическая социология Н. И. Кареева постоянно соединяется с философией и психологией, в том числе социальной психологией.
В работе «Основные направления социологии и ее современное состояние» Н. И. Кареев указал на две основные стороны социологии. Во-первых, социология выступает как система взглядов «на то, что нужно прежде всего видеть в обществе и как понимать его природу». Во-вторых, она решает вопрос о том, какие методы могут быть применены к изучению общественных явлений.
Необходимо «пользоваться более методом объективным, а не субъективным, т. е. наблюдать, классифицировать социальные факты по тем или иным реальным основаниям, а не сниматься произвольными построениями. Надо изучать явления такими, каковы они есть, избегать субъективных подходе и оценок».
Н.И. Кареев обращал внимание на три основные стороны духовного бытия человека, а именно на его ум, чувства и волю, и было бы неверно делать ставку на одну из них.
Как и Де-Роберти, Кареев считал, что психические взаимодействия людей лежат в основе их общественного развития, ибо обусловливают их экономические, политические и другие взаимодействия, результатом которых выступает развитие всех сфер жизни общества и его социальных институтов.
Особую роль в психических взаимодействиях людей играет опять-таки их индивидуальная и коллективная психика. Коллективная психология, по Карееву, лежит в основе развития духовной культуры, которая представляет собой «результат коллективного творчества и психического взаимодействия». В конечном счете психические взаимодействия между людьми являются основой всей общественной жизни, «Без известной психической основы, - уточняет он, - практические отношения между людьми были бы невозможны»^ Это касается экономических, политических и других «практических отношений», возникающих между отдельными людьми и социальными группами. Все эти отношения базируются на взаимодействии индивидуальной и коллективной психологии людей.
Исходя из данных положений он строит свою теорию общества. Последнее, в его представлении, выступает как система психических и практических взаимодействий между людьми. С учетом этого следует осмысливать взаимоотношения личности и общества, а также другие проблемы общественной жизни, такие как разделение труда, обмен услугами и продуктами человеческой деятельности, борьбу классов, систему политической власти, подчиняющей все части общества единому целому. Все эти и многие другие проблемы можно понять, лишь глубоко осмыслив значение психологического фактора в деятельности и поведении людей и в развитии общества. Так рассуждали представители психологического направления русской философии.
Главные составляющие в
теории Де-Роберти - био-социальная гипотеза
происхождения общества и теория
развития цивилизации как эволюции
знания и духовной культуры (теория четырех факторов развития цивилизации).
Центральная категория био-социальной
гипотезы - понятие надорганического.
Согласно Де-Роберти, это результат превращения
органической формы энергии в высшую форму.
Надорганическое эквивалентно разумной,
общественной или культурной стадии развития
человечества. В реальности эта форма
бытия выступает в виде био-социальной
энергии (факты психологические) или энергии
космо-био-социальной (факты исторические).
Источником его являются психофизиологические
процессы, свойственные человеку как биологическому
виду.
На основе био-социальной гипотезы Де-Роберти
строит следующий генетический ряд: психическое
(на основе психофизического) взаимодействие
- общественная группа - личность - цивилизация.
Он описывает, как в различных сферах обществ,
жизни происходит переход от органической
ступени к надорганической. Общественные
организации, существовавшие на докультурной
(доисторической) стадии эволюции, - род,
племя - были следствием простого факта
сожительства людей и представляли собой
"органическую множественность".
В процессе эволюции подобная множественность
стремится перейти в "надорганическое
единство". В сфере социальной организации
это общественное или духовное единство
людей складывается путем появления зачатков
гражданских союзов (община) и последующего
развития их в более совершенные (город,
государство). В нравственной сфере на
доисторической ступени развития человечество
пребывало в состоянии "органического
единства", т.е. биологического эгоизма,
паразитизма и т.п. Затем, в процессе духовного
развития человек стремился перейти к
ступени "надорганической множественности",
на которой развивается альтруизм, кооперация,
солидарность.
Таким образом, на исторической, или надорганической,
стадии развития появляется собственно
нравственное поведение человека. И, наконец,
в сфере постижения человеком мира происходит
превращение индивидуального сознания
как психофизического свойства человеческой
особи, - через коллективный опыт, а затем
личный опыт социализированного человека,
- в общий для всего человечества процесс
познания. Появление процесса познания
- главное, что характеризует стадию культуры,
цивилизации.
Закон соотношения науки, религии и философии,
искусства и практической деятельности
получил название закона четырех факторов
культуры (цивилизации). Наряду с био-социальной
гипотезой, он составляет основное содержание
социальной теории Де-Роберти. Как и другие
позитивисты, Де-Роберти большое внимание
уделял понятию прогресса и критериям
прогрессивного развития общества, каковыми
он считал развитие мысли и, в особенности,
успехи науки; цель социального прогресса
- образование нравств. личности, являющейся
носителем эволюции, ее творцом. Де-Роберти
отмечает проявление четырех главных
факторов цивилизации в жизни каждой личности.
Все люди - попеременно ученые, философы,
художники и практические деятели. Каждый
человек сначала наблюдает мир и находит
различия в предметах и явлениях, потом
судит о них, выбирает близкое или необходимое,
символически отмечает свои предпочтения
и лишь потом действует. Закон, управляющий
миром социальных явлений, действует и
по отношению к личности.Признавая развитие
знания критерием прогресса, Де-Роберти
считает процесс познания единственной
формой свободы в мире, где властвует строгий
детерминизм. Нет абсолютной свободы воли,
но есть свобода человеческого духа. Знание
в широком смысле слова, точно так же как
философия и искусство, есть накопившаяся
и скрытая свобода, а свобода есть наука,
философия, эстетика, ставшие активными
и выражающиеся вовне. Концепция духовной
культуры Де-Роберти соединяет присущую
позитивизму веру в науку, стремление
к объективности, к преодолению метафизических
сторон философии и социологии и гуманистическую
веру в возможности человеческого духа.
Общественная жизнь (или «надорганическое» явление), по Де Роберти, есть особое проявление мировой энергии - «социальный психизм», который конкретизируется в огромном многообразии психических взаимодействий людей, среди них наиболее важными являются «социальные действия», придающие системность, организованность и законосообразность «надорганическому». Истинное знание этих характеристик - путь к успешному предвидению и рациональным социальным реформам, блокирующим стихийные процессы. Основным социологическим законом Де Роберти считал эволюционно-функциональную зависимость четырех обширных видов «надорганического»: знания, как исходной функции социального (или коллективного психического опыта); мировоззрения (философии, религии), как функции знания; искусства, как функции мировоззрения и практической деятельности (экономики, политики, технологии и т.п.), как функции всех ранее перечисленных видов. «Социальный психизм» пронизывает все его теоретические построения, с позиций этого принципа Де Роберти настойчиво защищал социологический монизм идеалистического толка. В последние годы он стал сводить общую социологию к этике, на том основании, что этические нормы универсальны и обнаруживаются во всех общественных отношениях.
19. Роль этики в социальной теории Н. И. Кареева.
Анализ организации и культуры необходим Карееву не сам по себе, но для решения центральной проблемы его социальной теории – проблемы личности. При этом, подчёркивает учёный, важно ответить на два вопроса: каково было и есть положение личности в обществе в разные времена и у разных народов и каковы пределы возможных колебаний этого положения в ту или другую сторону?
Мы уже знаем, что существование общества немыслимо, по Карееву, без психического взаимодействия. А потому «наука должна начинать с простого и реального: такова человеческая индивидуальность; всё остальное – продукты совокупной деятельности таких индивидуальностей и условия, среди которых суждено существовать отдельным особям». Кареев ни в коем случае не отрицает роль социальной среды в развитии личности, но подчеркивает необходимость конкретного анализа их взаимодействия, учитывая, что различия между обществом и личностью носят не качественный, а количественный характер. К тому же, с ростом прав и свобод человека, нарастает степень его автономии в отношениях со средой, а соответственно меняется и сама среда как продукт деятельности индивидов.
Итак, личность – исходный и ключевой субъект социальной жизни, стремящийся переработать своей мыслью и деятельностью целое в соответствии со своими потребностями. Очевидна близость Кареева к взглядам П. Л. Лаврова, тем не менее, нужно видеть и их существенное отличие. У Лаврова (в «Исторических письмах»), подчеркивал Кареев, на первом плане «вопрос о том, как должна идти история, как должны вести себя отдельные личности, тогда как для нас особую цену имело бы исследование того, как совершается история и какую в ней роль играют эти личности».
В социологическом плане значительный интерес представляет анализ Кареевым роли личности в культурной истории. Проблема заключается в следующем: «производятся ли культурные перемены людьми, которые передают новые формы другим, или они происходят сами собою и притом более или менее одновременно для всех людей?» Или, короче: «творчество или саморазвитие?». Отвергая крайности волюнтаризма и органицизма, Кареев ищет среднюю линию. Личности не только носители культуры, но и её творцы; организация не только среда для них, по и великое орудие социальных изменений. Если бы человек зависел только от среды, люди никогда не смогли бы выбиться из заколдованного круга раз установившихся привычек и традиций.
Значительное внимание
в этом контексте Кареев уделяет
анализу противоречивого
Сущность же социального взаимодействия раскрывается Кареевым (очевидно, в развитие взглядов П. Л. Лаврова) посредством анализа оппозиции «традиция – инновация», «догматизация – критика». Среда живёт традициями и подражанием, имеет тенденцию к подавлению индивидуальности, личность – прежде всего инновацией, инициативой, борьбой за индивидуальность. Соответственно, каждое культурное явление имеет инициаторов и подражателей. Таким образом, «надорганическая среда и индивидуум, культурная традиция и личная инициатива, подражательное повторение и инновирующее изобретение – вот те основные понятия, к которым мы сводим теорию культурных изменений».
Проблема конкретизируется Кареевым посредством анализа роли выдающейся личности в истории, отношений между нею и массами. Рассматривая, в частности, соответствующие концепции Т. Карлейля и Л. Н. Толстого как крайности, абсолютизирующие либо личную инициативу, либо безличный характер истории, Кареев считает единственно научным синтетический подход к проблеме. Нет роли личности вообще, нет никакой границы, по одну сторону которой стояли бы «герои», а по другую – толпа. В прагматической истории можно выявить в контексте внутренних и внешних причин градацию, лестницу влияния одних людей на других. Преимущественно двигают общество личности, которые создают и распространяют новые идеи и комбинируют силы общества для движения, выражая назревшие потребности. Гениальность, величие крупной личности в том и состоит, чтобы понять, как комбинировать социальные элементы, создать силу, двигающую общество в определённом направлении. Но при этом «научная историология должна возвратить великих людей человеческой массе», ибо масса и состоит из личностей, великих и малых, а не есть нечто безликое. В прагматическом движении действуют все, то есть имеет место коллективное взаимодействие. Но как это преломляется в эволюции культурной? Здесь необходимо обратиться к пониманию Кареевым социальной законосообразности.
Информация о работе Шпаргалка по "Социологии в России конца XIX - начала XX вв"