Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:39, дипломная работа
Проблема ценностных ориентаций молодежи, их структуры и динамики, формирующих факторов остается неизменно актуальной. Эта проблема приобретает особую значимость в условиях социально экономической и духовно культурной трансформации обществ, вызванной ситуации переходного периода, сопровождающегося кардинальной переоценкой политических, экономических и социальных ценностей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 2
ГЛАВА 1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)………………………………………...........11
§ 1. МОЛОДЕЖЬ КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНО ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА………………………………………………………………………….11
§ 2. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ……..17
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РОЛЬ И ФУНКЦИИ РЕКЛАМЫ……………………………………………………………………....25
§ 1. РЕКЛАМА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН…………………………...25
§ 2. ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕКЛАМЫ НА СОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ…………..34
ГЛАВА 3. РЕКЛАМА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ ПРИДНЕСТРОВЬЯ…43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………60
ПРИЛОЖЕНИЕ…………
На современном этапе развития главный акцент направлен на оперативную, а не фундаментальную информацию. Но, реклама, являясь оперативной информацией, оказывая влияние и на фундаментальную составляющую информационной среды, воспитывает только человека-потребителя, а задачей рекламы в обществе является формирование и духовных ценностей. Для того чтобы реклама утверждала духовные ценности, она должна быть не только экономическим феноменом, но, прежде всего, социокультурным фактором формирования ценностных ориентаций молодежи.
Таким образом, любая реклама по своей сути должна быть социальной, то есть способствовать прогрессу общества, его развитию в долгосрочной перспективе, а не только кратковременному экономическому эффекту.
Список литературы
1. Андреева Т.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1980. Кон И.С. Социология личности. – М.: Партиздат, 1967;
2. Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л.И. Анцыферова. – М.: Наука, 1978;
3. Бовкун В.В. Образ жизни советской молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. – М.: Высшая школа, 1998;
4. Боряз В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. - Л.: Наука, 1973.
5. Вардомацкий А.П. Сдвиг в ценностном изменении // Социологические исследования 1993. №4. – с.35-42.
6. Васильев А. Ценностные установки молодежи // Человек и труд 1994. №6. – с.54-60.
7. Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990;
8. Воронков С.Г., Иваненков С.П. Молодежь и перспективы развития молодежной политики. - Оренбург, 1993;
9. Воронков С.Г., Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Социализации молодежи: проблемы и перспективы. - Оренбург, 1993.
10. Гаврилюк В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социологические исследования 2002. №1. с.96-105.
11. Гусейнова Л.А. Ценностные ориентации: гендерный аспект // Социологические исследования 1999. № 5. – с.67-74.
12. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: Наука, 1998.
13. Демин М.В. Проблемы теории личности (социально-философский аспект). – М.: Изд-во МГУ, 1977.
14. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986;
15. Иконникова С.Н. Кон И.С. Молодежь как социальная категория. - М.: 1970;
16. Илле М.Е. К вопросу о предмете социологии // социально-политический журнал 1994. № 12.
17. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. - М.: Голос, 2001;
18. Ионин Л.Г. Культура и социальная структура // Социологические исследования. – 1996. № 3. – С. – 8–89.
19. Исламишина Т.Г. Дифференциация ценностных ориентаций студентов // Социологические исследования 1999. №6. – с.80-90.
20. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1980; Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.
21. Кон И.С. Социология молодежи. В кн.: Краткий словарь по социологии М., 1988.
22. Константиновский Д.Л. Молодежь в системе образования: динамика неравенства // Социологический журнал. - 1997. - № 3;
23. Константиновский Д.Л. Шубкин В.Н. Молодежь и образование. - М.: Наука, 1977.
24. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. – М.: СпбГУП, 1992.
25. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. – СПб.: СПбГУП, 2000.
26. Лисовский В.Т. Социология молодежи. – CПб.: СПб. Ун-та, 1996.
11. Молодежь и проблемы современности: Дайджест. – К.: Областная юношеская библиотека, 1999.
27. Молодежная субкультура: Кол. монография / Науч. ред. Н.А. Победа. – Одесса: «АстроПринт», 2000;
28. Никандров Н.Д. Сравнительная педагогика: уроки и надежды // Педагогика. - 1989.
29. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль: Тексты // Под ред. В.И. Добренькова. – М., 1996.
30. Попов В.А. Изменения мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи // Социологические исследования 1999. №6. – 96-99.
31. Салиев Р.З. Идеология и ценностные ориентации молодежи // Социологические исследования 1997. №5.- с.110-117.
32. Социология молодежи / Отв. ред. В.Т. Лисовский. – СПб., 1996;
33. Социология молодежи / под ред. Волкова. – М.: Наука, 2001.
34. Чередниченко Г. А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь (социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства). - М.: Мысль, 1985.
35. Чередниченко Г.А. Из опыта исследований перехода молодежи от школы к труду в динамике двадцатилетия // Социология образования: Труды по социологии образования. – М.: 1993. - Т. I, вып. I;
36. Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. Гальперина А.Н. – М.: Изд-во МГУ, 1980.
37. Штомпка П. Социология социальных изменений // пер. с англ. / Под ред. проф. В.А. Ядова. – М., 1996;
38. Шубкин В.Н. Социологические опыты. – М.: – Мысль, 1970.
39. Шубкин В.Н. Начало пути. - М.: Молодая гвардия, 1979;
Программа исследования
Современная цивилизация обусловила появление новейших информационных технологий, превративших информацию в основную ценность личности и общества. Реклама, предоставляя информацию в сочетании с эмоционально-психологическим воздействием на человека, приобретает все большее значение для индивида и общества. Реклама в настоящее время активно влияет на восприятие фундаментальной информации, а, следовательно, и на формирование определенных ценностей личности и социальных групп. На современном этапе развития общества формирование мировоззрения, ценностных ориентаций происходит не столько под воздействием семьи, системы образования, конфессиональных учреждений и учреждений культуры, сколько в результате влияния средств массовой коммуникации и рекламы. При этом, как подтверждают исследования, роль рекламы возрастает, а роль семьи, образования, учреждений культуры снижается. Современная реклама в ее основном проявлении в виде коммерческой рекламы, возводит в универсальную ценность потребление, а не созидание, что отражается на процессе формирования личности, снижая его творческий потенциал как субъекта перспективного развития общества.
Проблема заключается в противоречии между знанием о влиянии рекламы на формирование ценностных ориентаций молодежи и отсутствием знаний о специфике и механизмах этого влияния, воздействующего на общественное мнение определенных категории молодежи.
Объектом исследования являются ценностные ориентации молодежи Приднестровья.
Предмет исследования влияние рекламы на формирование ценностных ориентаций молодежи Приднестровья.
Цель исследования: выявление условий, факторов, основных тенденций трансформации ценностных ориентаций молодежи под влиянием рекламной продукции. Для достижения поставленной цели планируется решение следующих задач:
рассмотрение основных подходов к проблеме ценностной ориентации в философии, социологии;
исследование рекламы как социального феномена
выявление специфики воздействия рекламы на формирование ценностного сознания молодежи;
выявление шкалы ценностей в ценностных ориентациях молодежи
анализ факторов влияющих на динамику ценностных ориентаций молодежи;
отношение к различным видам рекламы и воздействия рекламы на ценностные ориентации респондентов.
Гипотеза. Влияние рекламы на ценностные ориентации молодежи носит негативную окраску, воспитывая человека-потребителя. Для того чтобы реклама утверждала духовные ценности, она должна быть не только экономическим феноменом, но, прежде всего, социокультурным фактором формирования ценностных ориентаций молодежи.
Эмпирическая интерпретация понятий
Показатель № 1. Роль рекламы в обществе | |
Субъективные переменные | Индикаторы |
Влияние рекламной продукции | Положительно Скорее положительно Отрицательно Скорее отрицательно
|
Объективные переменные | Индикаторы |
Источники просмотра рекламы | Реклама в журналах Рекламные буклеты Рекламные листовки Реклама в не рекламных газетах Рекламные газеты Реклама на радио Реклама на ТВ Реклама на транспорте Рекламные щиты Реклама в Интернете |
Показатель № 2. Функции рекламы | |
Субъективные переменные | Индикаторы |
Доверие к рекламе | Доверяю Не доверяю Доверяю в некоторой степени |
Объективные переменные | Индикаторы |
Цель рекламы | Информация о взаимоотношениях между людьми Информация о ценностях жизни Информация об окружающем мире Информация о поведении в определенных ситуациях Информация об образе жизни Информация о стиле жизни |
Процедурная часть (методика и процедура исследования).
Принципиальный план исследования.
Характер исследования – разведывательно-аналитический.
Тип исследования – описательный.
Используемые приемы – статистический сбор материала, его обработка и анализ.
Методы сбора данных.
Общие методы – анкетирование.
Частные методы – экспертный опрос, включенное и не включенное наблюдение, кластерный анализ, составление таблиц, графиков, диаграмм.
Построение выборки исследования.
Генеральная совокупность – молодежь г. Тирасполя.
Выборочная совокупность – 100 человек:
Исследование выборочное, одноступенчатое.
Тип выборки – районированная (стратифицированная).
Методы анализа информации.
Статистический анализ – группировка данных, составление таблиц, графиков, гистограмм.
Математический анализ – математическое обоснование основных статистических результатов.
Теоретический анализ – разработка теоретических выводов на базе эмпирических данных, полученных после анкетирования, разработка на этой основе практических рекомендаций.
Процедуры, намечаемые в ходе исследования.
Эмпирическая типологизация ценностных ориентаций молодежи формируемых рекламой.
Систематизация данных, полученных в результате исследования.
Анкета
Дорогой друг! Кафедра социологии ПГУ проводит опрос с целью выявления роли рекламы на формирование общественного мнения.
Для ответа обведите кружком подходящий вариант.
Анкета полностью анонимна.
Каково по вашему влияние рекламной продукции на общество7
1. Положительно
2. Скорее положительно
3. Отрицательно
4. Скорее отрицательно
5. Затрудняюсь ответить
1. Как бы вы оценили роль рекламы в современном обществе?
1. Реклама помогает узнавать о новых товарах |
2. Реклама глупа |
3. Реклама оторвана от реальной жизни |
4. Я очень люблю рекламу |
5. Реклама ориентирует человека делающего покупку |
6. Реклама не эффекта |
7. Реклама угнетает |
8. Реклама не кому не нужна |
9. Реклама заведомо ложная |
2. Какую информацию вы обычно получаете из рекламной продукции?
Информация о взаимоотношениях между людьми |
Информация о ценностях жизни |
Информация об окружающем мире |
Информация о поведении в определенных ситуациях |
Информация об образе жизни |
Информация о стиле жизни |
В рекламе нет данной информации |
Другое |
3. Оцените свое отношение к следующим высказываниям?
| Да, согласен | Ни то ни другое | Нет, не согласен |
Для достижения успеха в жизни надо рисковать, это дает шанс | 1 | 2 | 3 |
В жизни лучше не рисковать, а постепенно, но зато надежно строить свою карьеру | 1 | 2 | 3 |
Материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно — это справедливо | 1 | 2 | 3 |
Надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел | 1 | 2 | 3 |
Только на интересную работу стоит потратить значительную часть жизни | 1 | 2 | 3 |
Главное в работе — это сколько за нее платят | 1 | 2 | 3 |
Главное в жизни — материальное благополучие, а свобода второстепенна | 1 | 2 | 3 |
Лучше пожертвовать материальным благополучием и карьерой, но никогда не перешагнуть через свою совесть и моральные принципы | 1 | 2 | 3 |
Современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали | 1 | 2 | 3 |
Надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены | 1 | 2 | 3 |
Человек должен иметь те доходы, которые заработал честным путем | 1 | 2 | 3 |
Выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить как все | 1 | 2 | 3 |
Жить как все лучше, чем выделяться среди других | 1 | 2 | 3 |
Мое материальное положение в настоящем и будущем зависит, прежде всего, от меня | 1 | 2 | 3 |
От меня мало что зависит — важно, какая экономическая ситуация будет в стране | 1 | 2 | 3 |
Информация о работе Реклама как инструмент формирования ценностных ориентаций молодежи