Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:52, контрольная работа
Цель данной работы - изучить вклад ученых России в развитии социологии
Задачи: 1. Охарактеризовать развитие социологии в России.
2. Описать основные направления в развитии науки
3. Рассмотреть основные вклады ученных в социологии конца XIX начала XX веков
Объектом исследования является вклад ученых России в социологии
Предметом исследования является развитие российских ученых
ВВЕДЕНИЕ
1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ
1.1 Возникновение русской социологии
1.2 Этапы развития российской социологии
2. НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ КОНЦА XIX НАЧАЛО XX ВЕКОВ
2.1 Позитивистское направление
2.2 Марксизм и антипозитивистское направление
2.3 Неопозитивистское направление
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Вениамин Михайлович ХВОСТОВ (1868 —1920),
правовед и историк, также поддерживал
субъективно-нормативный
Хвостов считал, что “названием "социология" со времен Конта обозначается основная и наиболее общая наука об обществе. Существует очень обширная группа наук, которые все в совокупности покрываются общим названием социальных или общественных наук. Все эти науки имеют своей задачей исследование отдельных сторон общественной жизни.
Но, как бы ни были абстрактны и общи выводы отдельных групп общественных наук, есть такие общие вопросы, которые не входят в компетенцию ни одной из них. Такой характер имеет вопрос о том, что из себя представляет самое общество и процесс его жизни во всей его полноте. Ясно, что подобного вопроса не может делать предметом своего исследования ни история, ни философия, ни экономика, ни юриспруденция или политика, так как он выходит за пределы компетенции всех этих наук и в то же время является основополагающим для них, ибо от ответа на этот вопрос зависит и характер ответов на те частные и более узкие вопросы, которые разрешаются этими общественными науками. Разрешение этих основных вопросов об обществе и берет на себя социология, или общая наука о явлениях общественности. Социология оказывается такой же основной наукой для группы общественных наук, какой биология... оказывается для наук, изучающих отдельные проявления жизни и отдельные стороны жизненной организации, каковы анатомия, физиология, ботаника, зоология”.
Свои социологические
Хвостов критически проанализировал труды своих предшественников. Их взгляды были классифицированы на 8 школ. Он выделил и проанализировал механическую, географическую, этнографическую, биологическую, психологическую, экономическую, этическую социологию, а также отдельно выделил защитников полной самостоятельности социологии и противников этой науки. Рассмотрение и анализ мировой социологии, в том числе и русской, позволили ему сделать вывод о том, что соперничество и не утихающая борьба между всеми школами является показателем незрелости социологии. А для ее развития необходимо выделит основные вопросы социологии и систематизировать их на адекватной методологической основе.
Лев Иосифович Петражицкий (1867 —1931) играл ведущую роль в русском неокантианстве, а именно психологически –эмоциональном варианте неокантианства. С 1893 г. по 1918 г. он был профессором Петербургского университета, а после эмиграции руководил кафедрой социологии в Варшавском университете.
Петражицкий резко выступал против тех, кто видел в обществе игру сверхчеловеческих сил. Поэтому социология, по его мнению, это наука, которая призвана изучать человеческое участие в процессах социальной жизни, а именно, особого рода психическую деятельность индивидуального характера.
Для ее изучения социология должна опираться на субъективную психологию человеческих мотивов, теорию “естественного права” и принцип “интроспекции”.
Основным методом изучения и познания предметов и явлений является наблюдение, то есть восприятие с помощью внешних чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Это используется в области изучения явлений физического, материального мира. А в области изучения явлений духовного мира, психических явлений, как указывал Петражицкий, оно состоит во внутреннем восприятии происходящего в собственной психике и будет называться уже “внутренним наблюдением, самонаблюдением, или интроспекциею, интроспективным психологическим методом”.
При выяснении вопроса, что следует считать “центральным научным термином социологии”, он отвергал как традиционно принятое понятие “общество”, так и выдвинутое новое понятие “ценность”, объясняя это тем, что они не были методологически основательными и не выясняли “мотивационной силы” нормативных переживаний, их “давления на поведение” индивида. Центральным понятием он считал, является “социальное поведение” и его “мотивы” (импульсы). При этом “мотив” как социологическое понятие имеет научно-психологический синоним — “эмоции”. Эмоции выступают прототипом всей психической жизни вообще. Так как эмоции выступают в роли самого содержательного компонента социального поведения, то предметом социологии становится понимание социального действия. Социальные отношения он пытался свести к явлениям психического взаимодействия. Исходя из этого, основным методом в области социальных явлений выступает интроспекция. Петражицкий указывал, что новая “эмоциональная” психология, то есть теория мотивов поведения, будет теоретической союзницей данной социологии.
Ученый не только признает эмоции, но и детализирует их, как того требует современная логика научного исследования, аналогично химику, который изучает воду, разлагая ее на кислород и водород. Петражицкий поступал таким же образом, сделав классификацию эмоций, выделяет эмоции “голода-аппетита”, эмоции “жажды”, “охотничью эмоцию”, “сонную эмоцию”, “благожелательные эмоции”, “злостные эмоции”, “одиозные эмоции” и т.п.
Он отмечал, что “хозяином” человеческой жизни, факторами, которые являются решающими и управляющими как в области телодвижения, так и осуществления функций психики являются “эмоции”, а не выделенные традиционной психологией элементы. Эмоции, носящие двусторонний, пассивно-активный характер, являются истинным двигателем, мотивом поведения. Познание, чувства и воля выступают только как добавочные, вспомогательные и подчиненные психические процессы и служат эмоциям в качестве средства для более совершенного эмоционального приспособления. Основой социального выступают бессознательные эмоции, а не воля как сознательный процесс односторонне активного начала, не разум с его ясными и твердыми категориями, стремлением к единству, несвободное творчество личности. Бессознательный процесс жизни является основным и первичным.
Петра Бернгардовича Струве (1870 —1944). В России в конце XIX века марксизм был использован буржуазными интеллигентами против мелкобуржуазной идеологии народничества в качестве важнейшего теоретического средства борьбы в отличие от того, как на Западе буржуазные идеологи открыто выступали против марксизма.
В своей социальной теории Струве отрицал значение классовой борьбы для развития общества. По его мнению, понятие закономерности в обществе выводится из формального согласия трансцендентального сознания людей, а не из объективных материальных начал общественного развития. Выступал против данного Ф. Энгельсом определения свободы как исторической необходимости, противопоставлял свободу закономерности и необходимости. В связи с этим Струве критиковал материалистическое понимание истории и отстаивал принцип свободы действия людей.
2.3 Неопозитивистское направление
Нарастает процесс институционализации социологии: в 1912 г. открыта социологическая секция при историческом факультете Петербургского университета; в 1916 г. учреждается русское социологическое общество им. М.М. Ковалевского; в 1917 г. вводится ученая степень по социологии, образуются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах; в 1920 г. в Петроградском университете открывается первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с П.А. Сорокиным.
Однако утверждавшаяся в стране после октября 1917 г. тоталитарная система не нуждалась в социологической науке, тем более "буржуазной". С "критикой" П, А. Сорокина выступил сам лидер нового режима В. И. Ульянов (Ленин). Итогом стала высылка ведущих ученых—обществоведов за пределы страны и полный разгром российской социологической науки.
Агнесса Соломоновна ЗВОНИЦКАЯ (1897—1942) — первая женщина-социолог в России. Основная работа — “Опыт теоретической социологии” (1914). Было задумано 4 тома, но вышел только 1 том. В нем было рассмотрено явление “социальной связи”, изучение которой, по ее мнению, составляет “краеугольный камень всякой теоретической социологии”.
Звоницкая считала, что “первая задача исследователя общества сводится к тому, чтобы конструировать классификационные признаки этого понятия. В какой же плоскости их нужно искать? По учению логики, каждое определение складывается из обозначения ближайшего рода и указания и видового отличия. Ближайшим родовым понятием, обнимающим "общество", является понятие группы индивидуумов. Задача исследователя состоит, прежде всего, в том, чтобы найти то отличие группировки, тот особенный характер групповой связи, который составляет видовой признак понятия общества. Теоретическое учение о социальной связи составляет необходимый краеугольный камень всякой теоретической социологии” .
Хотя она и отмечала социальную природу личности и самосознания, все же при этом имело место идеалистическое отождествление личности с ее самосознанием, социальной связи (отношений) с межиндивидуальными отношениями. Она считала, что развитие личности происходит аналогично развитию общества, при этом имеется в виду не биологический рост индивида, а рост его сознания. Звоницкая подробно рассматривает процесс развития сознания, в котором выделялись три существенных момента (“проективный”, “субъективный” и “элективный”). “Проективный и элективный моменты, — писала она, — представляют два полюса личного самосознания. На проективном полюсе данный индивидуум воспринимает свойства других личностей, приспособляется к окружающей психологической среде. Он приобретает свойство другого "я", критерием для "я" служит "он". На элективном полюсе, наоборот, свое субъективное "я" является для данной личности критерием, применяемым к другим личностям. "Я" заключает в себе все те свойства, которые составляют атрибуты личности, и всякая другая личность должна их иметь. Роли переменились. Беспрестанное повторение этих моментов и постоянный переход "я" от проективного к элективному полюсу составляют общий закон развития личности”.
Рост личности заключался в том, что личность постоянно воспринимает от общества “социальное наследство”. Социальная связь по мнению Звоницкой, — центральный элемент социальной действительности, а нормы, группы, институты и т.п. — это только разные формы функционирования социальной связи.
Константин Михайлович Тахтарев (1871—1925). Основные работы: “Первобытное общество. Этнолого-социологическое исследование” (1903), “Очерк по истории первобытной культуры” (1907), “От представительства к народовластию. К изучению новейших стремлений политического развития современного общества” (1907), “Главнейшие направления в русской социологии” (1910—1911), “Наука об общественной жизни” (1919) и др. С1910 по 19161 год Тахтарев интенсивно занимался изучением истории социологии, т.к. считал, что изучение и систематизация современных проблем социологии немыслима без предварительного знакомства с их эволюцией.
После Октябрьской революции Тахтарев становится одним из ведущих петроградских социологов. В эти годы были опубликованы следующие работы — “Социология, ее краткая история, научное значение. Основные задачи, система и методы” (1918), “Значение сотрудничества в общественной жизни” (1918), “Общество и государство и закон борьбы классов” (1918), “Наука об общественной жизни, ее явлениях, их соотношениях и закономерности” (1919), “Очерк истории петербургского рабочего движения 90-х годов” (1921), “Общество и его механика” (1922) и “Сравнительная история развития человеческого общества и общественных форм” (1925).
В его научном творчестве центральной проблемой было создание собственной “научной системы социологии”.Наиболее важными и типичными в явлениях общественной жизни он считал “явления сожития и общения”.
Направление этой отрасли знания должно быть строго научным. Социология, вся целиком, должна быть проникнута естественнонаучным духом. Она должна быть пропитана духом естествознания, духом научного реализма. Общественная жизнь, изучаемая социологией, должна браться социологом такою, какова она есть на самом деле, без привнесения в ее понимание каких бы то ни было предрассудков, предвзятых понятий или плодов произвольного воображения. Она должна браться во всем ее целом. Она должна изучаться в целостном соотношении всех ее сторон и самых разнообразных явлений, связанных друг с другом неразрывными узами взаимной зависимости и обусловленности. Общественные явления должны численно измеряться. Все они должны изучаться социологически, понимая, что общественная жизнь есть единое, стройное и строгое согласованное целое, есть единый, всеобъемлющий жизненный процесс, поражающий своею бесконечною сложностью”.
Сущность общественной жизни, по мнению Тахтарева, заключалась в формах “общения”, и в первую очередь “трудового общения”. Он указывал, что человеческое общество это “самодостаточное сожитие людей, находящихся во всевозможных формах общения друг с другом с целью удовлетворения разнообразных своих потребностей и обеспечения своей совместной жизни. Короче говоря, общество есть самодостаточное сожитие людей, сознающих свое общественное единство, проявляющееся в их самодостаточном общении с целью всестороннего обеспечения жизни” /155, с.100/.
Тахтарев выступал против марксистского понимания классовой борьбы, противопоставляя ему идею межклассового сотрудничества и солидарности. “Единственное спасение, — считал он, — заключается в политическом сотрудничестве самых разных общественных групп, в их действительном общественном соглашении, в их настоящем совластии. Только совластие всех общественных групп, только общественное соглашение их, только оно одно может обеспечить развитие свободной гражданственности и привести классовую борьбу, в конце концов, равенству прав и общественных выгод для всего населения посредством действительного обобществления власти в руках всей совокупности граждан, ставших непосредственными участниками ее и творцами своей общественной жизни. Окончательным победителем в общественной борьбе будет труд, но труд творческий и действительно обобществленный труд, который на месте производимого разрушения создаст новый общественный строй и взамен организованного насилия господствующего вооруженного класса осуществит верховное право народа быть господином собственной жизни и право всех граждан на непосредственное и равное участие в общественном сотрудничестве и в верховной общественной власти, право самого общества стать государством, цель которого: обеспечение всем полной и совершенной человеческой жизни, обеспечение всем равных прав и возможностей. Но для того, чтобы дожить до этого желанного времени, нашей стране придется еще пережить много бед, испытав на горьком опыте, что такое есть зависимость от иноземцев и действительная политическая свобода и самоопределение народов”.